экономические науки
Стефанова Наталья Александровна, Щукин Кирилл Антонович БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: БЫТЬ ...
УДК 331.5.024.54:364.23
БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
© 2017
Стефанова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Цифровая экономика» Щукин Кирилл Антонович, студент 3 курса кафедры «Цифровая Экономика» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443010, Россия, Самара, улица Льва Толстого, 23, e-mail: kirillshchukin@gmail.com)
Аннотация. В данной статье изучается идея безусловного базового дохода, которая находит свое воплощение на сегодняшний день пока что только в виде пилотных проектов и экспериментов. Это и многообещающий эксперимент в Финляндии, проводящийся на национальном уровне, инициированный и поддерживаемый правительством. И прошлогодний швейцарский референдум, благодаря которому обсуждение в мире этой, далеко не новой, идеи, вероятно, достигло своего пика. Эта концепция привлекает все больше сторонников, которые видят в ней решение многих насущных проблем современного общества. В будущем безусловный базовый доход может придти на смену существующим социальным системам стран, но перед этим необходимо преодолеть финансовые, политические и социальные препятствия, стоящие на пути к его реализации на практике. С целью изучения современного состояния и реалистичности этой концепции, готовности стран и обществ к ее введению, поиска ответов на вопросы противников и было проведено это исследование.
Ключевые слова: безусловный базовый доход, безусловный основной доход, безработица, бедность, уровень жизни, социальные выплаты, социальная реформа.
UNCONDITIONAL BASIC INCOME: TO BE OR NOT TO BE
© 2017
Stefanova Natalia Alexandrovna, PhD, associate professor of "E-Commerce" Shchukin Kirill Antonovich, 3rd year student, chair of "E-Commerce" Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (443010, Russia, Samara, Lva Tolstogo St., 23, e-mail: kirillshchukin@gmail.com)
Abstract. In this article is being studied the idea of an unconditional basic income, which is now being embodied only in the form of pilot projects and experiments. This is a promising experiment in Finland, conducted at the national level, initiated and supported by the government. And last year's Swiss referendum, thanks to which the discussion in the world of this, far from new, idea, probably, reached its peak. This concept attracts more and more supporters, who see in it the solution of many pressing problems of modern society. In the future, unconditional basic income can replace the existing social systems of countries, but before that it is necessary to overcome the financial, political and social obstacles that stand in the way of its implementation in practice. To study the current condition and realism of this concept, the readiness of countries and societies to introduce it, search for answers to the questions of opponents, this study was conducted.
Keywords: unconditional basic income, basic income guarantee, citizen's income, universal basic income, unemployment, poverty, standard of living, social benefits, social reform.
О безусловном базовом доходе в той или иной форме говорят на протяжении нескольких столетий. Предполагается, что применение данных видов государственной поддержки населению страны упрощает систему выплат пособий, делает достойным уровень жизни и дает больше свободного времени. Кроме того, в настоящее время, помимо вечных проблем неравенства, бедности, безработицы, актуальность затронутой темы и дискуссии вокруг нее обусловлена и нарастанием угрозы так называемой технологической безработицы - потери рабочих мест в результате роботизации, а безусловный доход как возможное решение этой проблемы. При этом частый вопрос, возникающий у впервые услышавшего об этой, на первый взгляд, невероятной концепции - не пропадет ли у людей мотивация работать? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, касающиеся темы исследования, необходимо изучить поведение людей, в рамках уже проводимых в мире экспериментов в данном направлении.
Канада была одной из первых стран, где проводилось испытание исследуемой концепции. Правительственный эксперимент Мшсоте, прошедший в семидесятых годах прошлого века в небольшом городе Дофине, показал положительные результаты. Улучшилось здоровье людей, в частности психическое состояние. Не подтвердилось падение интереса к работе. Молодые люди чаще могли позволить себе закончить школу до конца, а не бросать ее, не доучившись, чтобы начать зарабатывать. Из-за закончившихся средств и смены правительства эксперимент был прекращен [1].
Спустя около сорока лет, в 2017 году, в главной провинции Канады Онтарио запущен аналогичный проект, получивший большее финансирование, чем предшественник. Он проводится между 4 тысячами случайно выбранными жителями нескольких городов. Но есть условие, что это должны быть малообеспеченные жите-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
ли, зарабатывающие менее 34 тысяч канадских долларов (канадский доллар примерно равен доллару США) в год на одного человека, или менее 48 тысяч, если это пара [2]. В течение трех лет они ежегодно будут получать сумму, покрывающую базовые потребности - это почти 17 тысяч долларов на одного человека и 24 тысячи на пару. При этом, для работающего человека из выплат вычитаются 50 центов за каждый заработанный доллар. Правительство проверит, улучшатся ли такие показатели, как стресс и беспокойство, душевное здоровье, уровень образования, занятость и другое. Премьер-министр провинции Онтарио Кейтлин Винн видит цель эксперимента в простом - выяснить, изменит ли он жизнь людей к лучшему, и позволит ли им начать реализовывать свой потенциал.
Сейчас эксперимент проводится и в Финляндии. Идея принадлежит финскому правительству, а осуществляется Управлением социального страхования Финляндии (Ке1а). Две тысячи случайно отобранных участников в течение двух лет с января 2017 года получают ежемесячные выплаты в размере 560 евро. Выплаты незначительно выше социальных выплат по безработице, всего на 38 евро больше, чем обычно, однако они не перестают выплачиваться при трудоустройстве [3]. Финансовые ограничения не единственные, с которыми пришлось столкнуться Ке1а. В Управлении говорили, что бюджет должен быть в два или три раза больше, чем выделенные 20 миллионов евро, а срок - как минимум три, а лучше четыре года. Эксперимент продолжается и никаких официальных предварительных результатов на данный момент нет, но есть рассказы участников о том, как изменилась их жизнь [4]. Так, жительница города Вааса Марин отмечает, что теперь она может браться за любую работу, будь то временную или на неполной ставке [5]. Отец шестерых детей Юха Ярвинен, после неудачного опыта предпринимательства, в течение шести лет был
Stefanova Natalia Alexandrovna, Shchukin Kirill Antonovich economic
UNCONDITIONAL BASIC INCOME ... sceinces
безработным и мечтал начать новый бизнес, но боялся лишиться пособий, не успев ничего заработать. Теперь, благодаря базовому доходу, Юха зарегистрировал новую компанию, собирается расширять производство и хочет попробовать себя в новом деле [6].
Вопрос о введении гарантированных выплат годом ранее решался гражданами другой европейской страны - Швейцарии, где на очередном референдуме летом 2016 года среди четырех других инициатив была выдвинута и инициатива о безусловном базовом доходе. Большинством голосов, почти 77 процентами, инициатива была отклонена [7]. Против нее выступало правительство, которое заявляло о тройном превышении годовых расходов федерального бюджета в случае принятия идеи и невозможности полной замены всех выплат базовым доходом при нынешней системе социального обеспечения Швейцарии [8]. Кроме того, текст предлагаемой на референдуме поправки к конституции о безусловном базовом доходе не содержал конкретной суммы 2500 франков в месяц (около 2200 евро), о которой писали СМИ, она существовала лишь в виде представления инициаторов концепции о том, сколько должно хватить взрослому швейцарцу на достойную жизнь [9]. Сторонники базового дохода ожидали даже меньшую поддержку и считают проведенный референдум успешным и только началом дебатов о будущем социального обеспечения. Возможно, инициаторы недостаточно хорошо подготовились к референдуму и провели его слишком рано, а швейцарские избиратели традиционно реалистично отнеслись к важному политическому решению. Референдум вывел такие радикальные для консервативной страны дискуссии на новый уровень и имеет все шансы на победу в будущем. По опросам, избиратели в значительной степени убеждены, что это социальная политика будущего и ожидают второго голосования, а молодое поколение показывает более высокий уровень одобрения, что подтверждает неплохие шансы инициативы в будущем [10].
Выделяют несколько причин, почему в России введение безусловного базового дохода невозможно.
Если работающих европейцев, по данным опросов, волнуют прежде всего результаты их труда, то большинство россиян волнует плата за ее выполнение, что говорит о куда большей, чем на Западе, вероятности возникновения неблагоприятной ситуации с занятостью, в случае появления у российского рабочего потенциальной возможности не работать [11].
Другая причина заключается в низких, по сравнению с западными странами, размерами заработной платы и прожиточного минимума. Если примерить модель, которую отвергли на референдуме в Швейцарии, где ежемесячные выплаты подразумевались в размере свыше 40% от средней заработной платы по стране, на России, то выплаты составили бы всего около 16 тысяч рублей [12, 13, 14]. Это покроет базовые потребности, но нельзя говорить, что такой размер выплат обеспечит достойный уровень жизни и даст свободное время, которое можно потратить на обучение, хобби, семью и так далее, так как найдется мало желающих жить на такие деньги и не получать доход от работы. По данным социологического опроса исследовательского центра портала Superjob.ru, для счастья россиянину нужно 184 тысячи рублей в месяц [15].
Также на безусловные выплаты всем гражданам у российского государства попросту нет средств, а имеющихся не хватает даже на финансирование текущих расходов. По прогнозу Минфина дефицит бюджета в течение 2018, 2019 и 2020 годов будет только расти [16]. Зато, у российского государства есть колоссальные средства на военные расходы, которые росли два года подряд и которые предлагается увеличить еще, за счет снижения расходов на социальную политику, образование и медицину [17]. Согласно Конституции, Россия - «социальное государство, политика которого направ-310
лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [18]. Таким образом, переосмыслив российский бюджет в социальном направлении, теоретически, введение безусловного базового дохода в России возможно, но в куда более ограниченных размерах, чем это могло бы быть в более экономически сильных западных странах.
Одним из главных препятствий на пути к введению безусловного базового дохода и аргументом противников является вопрос: откуда на всех взять деньги? Как уже было рассмотрено ранее, в Швейцарии такая модель обошлась бы очень дорого и, в том числе, из-за этого правительство выступало резко против идеи. В Финляндии, по мнению руководителя программы реформ в Kela Марьюкки Турунен, на базовый доход для каждого финна денег хватило бы, при условии, если заменить им все остальные субсидии в финской социальной системе [19].
По подсчетам The Economist, США могли бы выплачивать 10 тысяч долларов в год всем гражданам, так же при условии замены всего остального социального обеспечения и подняв долю налогов в ВВП до уровня Германии с 26% до 35% [20]. Согласен с тем, что это осуществимо и в США и Карл Уидерквист, старший доцент политической философии в университете Джорджтауна, куратор сайта новостей и обсуждения базового дохода Basic Income Earth Network (BIEN). По его мнению, даже 25% того, что правительство тратит на разные социальные выплаты хватит, чтобы покончить с бедностью, обеспечив выплатами всех американцев, при этом не урезая других программ [21].
Другое предположение состоит в том, что базовый доход не будет работать, так как упадет собираемость налогов из-за того, что люди перестанут ходить на работу. Опрос, который был проведен в Швейцарии перед референдумом, показал, что точно бросят работу только 2% граждан, около половины сообщили, что будут больше обучаться и проводить время с семьей, а почти четверть займется самозанятым бизнесом [22]. Теоретически, опасность того, что люди уйдут с работ, есть. Ее разделяют и находят главным аргументом против базового дохода 52% жителей стран ЕС по данным опроса немецкой компании Dalia Research в марте 2017 года, однако бросят работу только 3% опрошенных [23].
Второе по популярности опасение, которое озвучили 39% участников опроса - увеличение количества иностранцев, желающих переехать в страну и пользоваться преимуществами базового дохода. Это можно предотвратить, позволив получать доход только гражданам, проживающим в стране не менее определенного количества лет. В целом, опрос показал увеличение поддержки безусловного базового дохода за год с 64% в марте 2016 до 68% в марте 2017.
По итогам проведенного анализа можно констатировать следующее.
Во-первых, популярное опасение о потере мотивации работать подтверждается опросами. Но в реальности это не должно сильно повлиять на уровень занятости, так как ожидается, что просто больше людей займутся новым делом, которое раньше не могли себе позволить, а также обучением, которое, несомненно, положительно скажется на занятости в будущем. При этом нельзя не учитывать особенности менталитета населения.
Во-вторых, на сегодняшний день базовый доход может позволить только богатая страна уровня США, при условии замены всех остальных социальных выплат и повышении налогов.
В-третьих, людям нравится идея базового дохода, ее считают социальной политикой будущего. А успешные эксперименты уже меняют сознание людей, и приближают наступление этого будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Миклашевская А. Жителям Онтарио оплатят достойный уровень жизни [Электронный ресурс] // Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические Стефанова Наталья Александровна, Щукин Кирилл Антонович
науки БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД: БЫТЬ ...
Коммерсантъ: эл. издание. 1991-2017. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3286949, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
2. Ontario Basic Income Pilot [Электронный ресурс] // The Government of Ontario. 2012-2017. Режим доступа: https://www.ontario.ca/page/ontario-basic-income-pilot, свободный. (дата обращения 08.10.2017).
3. Самуилкина. А. «Мы не понимаем, как люди поведут себя, начав получать БОД» [Электронный ресурс] // Хайтек: эл. издание. 2016-2017. Режим доступа: https:// hightech.fm/2017/02/11/Turunen, свободный. (дата обращения: 10.09.2017).
4. Поливанов А. В Финляндии две тысячи человек уже полгода получают безусловный доход. 560 евро в месяц — просто так, без всяких обязательств. Как это работает? [Электронный ресурс] // Meduza: эл. издание. 2014-2017. Режим доступа: https://meduza.io/ feature/2017/09/05/v-finlyandii-dve-tysyachi-chelovek-uzhe-polgoda-poluchayut-bezuslovnyy-dohod-560-evro-v-mesyats-prosto-tak-bez-vsyakih-obyazatelstv, свободный. (дата обращения: 10.09.2017).
5. Ориспяя О. В Финляндии мнения об эксперименте с базовым доходом изменились в лучшую сторону [Электронный ресурс] // ИноСМИ^: эл. издание. 2000-2017. Режим доступа: http://inosmi.ru/ social/20170804/239983824.html, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
6. Болдырев О. Финский (де)мотиватор: изменят ли 560 евро жизнь безработного? [Электронный ресурс] // Русская служба Би-би-си: эл. издание. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-40386053, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
7. Volksabstimmung vom 05.06.2016 [Электронный ресурс] // Федеральная канцелярия Швейцарии. Режим доступа: https://www.admin.ch/ch/d/pore/va/20160605/ index.html, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
8. Усов И., Невельский А. Швейцарцы отвергли идею базового дохода в $2530 [Электронный ресурс] // Ведомости: эл. издание. 1999-2017. Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2016/06/05/643659-shveitsartsi-otvergli, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
9. Гесли Д. Switzerland: Voters Reject Unconditional Basic Income [Электронный ресурс] // Library of Congress: библиотека. Режим доступа: http://www.loc. gov/law/foreign-news/article/switzerland-voters-reject-unconditional-basic-income/, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
10. Вагнер Ч. The Swiss Universal Basic Income Vote 2016: What's Next? [Электронный ресурс] // Medium: эл. платформа. Режим доступа: https://medium.com/ economicsecproj/the-swiss-universal-basic-income-vote-2016-d74ae9beafea, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
11. Мануйлова А. Безусловный доход не для России [Электронный ресурс] // Коммерсантъ: эл. издание. 1991-2017. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3307055, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
12. Дубровская А. Великая Халява: можно ли ввести в России безусловный доход для каждого [Электронный ресурс] // Банки.ру: эл. издание. 2005-2017. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8988170, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
13. Назван размер средней российской зарплаты [Электронный ресурс] // Лента.Ру: эл. издание. 19992017. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/08/17/ profit/, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
14. Прожиточный минимум за I квартал 2017 года составил 9 тыс. 909 рублей [Электронный ресурс] // ТАСС: эл. издание. Режим доступа: http://tass. m/ekonomika/4358590, свободный. (дата обращения 08.10.2017).
15. Исследовательский центр портала Superjob.ru. Для счастья нужно 184 тыс. рублей в месяц [Электронный Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
ресурс] // Superjob: эл. портал. 2000-2017. Режим доступа: https://www.superjob.ru/research/artides/n2084/dlya-schastya-nuzhno-184-tys/, свободный. (дата обращения 08.10.2017).
16. Дефицит бюджета России составит 1,3 триллиона рублей [Электронный ресурс] // Лента.Ру: эл. издание. 1999-2017. Режим доступа: https://lenta.ru/ news/2017/09/18/rusbudget/, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
17. Ткачев И., Макаров О. Правительство попросило на военные расходы больше 3 трлн руб. [Электронный ресурс] // РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ: эл. издание. 1995-2017. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/ 06/10/2017/59d7b3469a7947df4ead56f6, свободный. (дата обращения 08.10.2017).
18. Статья 7 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. 19972017. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf 0039d6a29c6/, свободный. (дата обращения: 08.10.2017).
19. Болдырев О. Финский (де)мотиватор: изменят ли 560 евро жизнь безработного? [Электронный ресурс] // Русская служба Би-би-си: эл. издание. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-40386053, свободный. (дата обращения: 23.09.2017).
20. The Economist. Basically flawed. [Электронный ресурс] // The Economist: еженед. журнал. 1843-2017. Режим доступа: https://www.economist.com/news/ leaders/21699907-proponents-basic-income-underestimate-how-disruptive-it-would-be-basically-flawed, свободный. (дата обращения: 24.09.2017).
21. Болдырев О. Всем дать денег. Вопросы о "базовом доходе": как это вообще может работать? [Электронный ресурс] // Русская служба Би-би-си: эл. издание. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-40424106, свободный. (дата обращения: 24.09.2017).
22. Вагнер Ч. Universal Basic Income: First representative survey in Switzerland [Электронный ресурс] // Basic Income Switzerland: эл. издание. Режим доступа: http://www.basicincome2016.org/blog/universal-basic-income-first-representative-survey-in-switzerla, свободный. (дата обращения: 24.09.2017).
23. Холмс А. 31% of Europeans want basic income as soon as possible [Электронный ресурс] // Dalia Research: эл. издание. 2013-2017 Режим доступа: https://daliaresearch. com/blog-31-of-europeans-want-basic-income-as-soon-as-possible/, свободный. (дата обращения: 24.09.2017).
Статья поступила в редакцию 16.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017