Научная статья на тему 'Безрезьбовое разъемное крепежное соединение'

Безрезьбовое разъемное крепежное соединение Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Металлообработка
ВАК
Ключевые слова
КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ / FIXING CONNECTION / ВИНТ / РЕЗЬБА / CARVING / SCREW / ГАЙКА / NUT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Вознесенский Сергей Дмитриевич, Сойкин Борис Михайлович

Предлагается новое безрезьбовое разъемное крепежное соединение, которое не требует нарезания наружной резьбы на винте и внутренней резьбы в гайке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Вознесенский Сергей Дмитриевич, Сойкин Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Without threaded demountable fixing connection

It is offered new without threaded demountable fixing connection which doesn’t demand cutting of an external carving on the screw and a female thread in a nut

Текст научной работы на тему «Безрезьбовое разъемное крепежное соединение»



НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.9.02

Безрезьбовое разъемное крепежное соединение

С. Д. Вознесенский, Б. М. Сойкин

Предлагается новое безрезьбовое разъемное крепежное соединение, которое не требует наружной резьбы на винте и внутренней резьбы в гайке.

Ключевые слова: крепежное соединение, резьба, винт, гайка.

нарезания

Известно, что около 60 % продукции машиностроения содержит резьбы. Технология резьбонарезания отличается большой трудоемкостью и малой производительностью, требует применения дорогостоящего резьбонарезного инструмента, который быстро выходит из строя в связи с появлением новых прочных и сверхпрочных материалов.

Другие способы нарезания резьбы (резьбовые резцы, накатные инструменты и т. п.) тоже теряют эффективность при применении новых материалов. Например, при нарезании резьбы в глухих отверстиях деталей из титана и титановых сплавов метчики выходят из строя после обработки 6-8 отверстий.

В данной статье предлагается новое безрезьбовое разъемное крепежное соединение [1]. Безрезьбовые болты и гайки изготавливаются по общепринятой технологии из тех же конструкционных материалов, кроме нарезания резьбы на стержне болта и в отверстии гайки.

Функцию резьбы в этих соединениях выполняет спиральная вставка из плотно навитой проволоки (пружины), которую надевают на гладкое окончание болта. Гайку с гладким отверстием вставляют до упора поверх этой вставки и завинчивают стандартным гаечным ключом или гайковертом. Пружина изготавливается из качественной рессорно-пружин-ной сортовой стали или углеродистой стальной пружинной проволоки (св = 1800 -г 2650 МПа).

Болт и гайка имеют конические поверхности (наружную и внутреннюю). Головки болтов

и гаек шестигранные, т. е. размеры под ключ стандартные. Во время завинчивания гайки поверхностный слой металла на гладких поверхностях болта и гайки деформируется и образуются канавки полукруглой формы (рис. 1).

В глухом отверстии нарезается эта же резьба в теле детали и на болте (рис. 2).

Преимущества предлагаемых крепежных соединений по сравнению со стандартными:

1) опытным путем установлено, что прочность безрезьбового соединения при действии осевой растягивающей нагрузки выше на 25 % (статические испытания на прессе);

2) прочность соединения при динамических знакопеременных нагрузках должна увеличиться в несколько раз, поскольку известно, что в существующих резьбовых соединениях при этих нагрузках в гайке работает 1-1,5 витка резьбы (верхний и нижний), а в нашем случае гайка работает по всей своей высоте;

3) при динамических нагрузках исключено самоотвинчивание, поэтому не нужны шайбы Гровера и другие контрящие устройства;

4) не нужен резьбонарезной инструмент;

5) герметичность соединения, вода не проникает;

6) при нарезании резьбы в стандартных болтах, шпильках и гайках перерезается наружный слой волокон металла, что уменьшает поверхностную прочность соединения; в данном случае поверхности болта, шпильки и гайки гладкие;

158

№ 1(85)/2015

новые материалы и технологии производства

ЕТАПЛООБРАБОТК]

Рис. 1. Безрезьбовое соединение

7) экономия металла на 10-15 % (меньший диаметр соединения при той же прочности, отсутствие шайб и контрящих устройств).

При серийном производстве стоимость безрезьбовых соединений должна быть ниже существующих.

Недостатки:

1) лишняя третья деталь — пружина;

2) необходимость нанесения риски (точки) на одном из торцов гайки для правильной сборки;

3) большое усиление затяжки, что ограничивает область применения наружными диаметрами от 4 до 16 мм (М4, М5, М6, М8, М10, М12, М14, М16).

Последний недостаток устраняется нанесением на пружину нового недорогого покрытия, которое уменьшает коэффициент трения в 2,5 раза [2].

Необходимо провести испытания по определению момента затяжки с покрытием и без.

Рис. 2. Безрезьбовое соединение с глухим отверстием

Области применения этого технического решения безграничны: все машиностроение (ав-топром, железные дороги, судостроение, в том числе подводные лодки), горнодобывающая промышленность, в том числе установки для бурения глубоких скважин и нефтегазопроводное оборудование для химической промышленности, строительные конструкции, канатные дороги.

Для введения этого соединения в стандарты необходимы динамические испытания с частотами и амплитудами, характерными при эксплуатации данного типа машин и механизмов.

Литература

1. Пат. Ки 2 191 934. Разъемное зажимное соединение / Б. М. Сойкин, С. Д. Вознесенский, К. С. Вознесенский. 2002.

2. Пат. Ки 2 280 051. Способ получения полимерного антифрикционного покрытия / О. Г. Агошков, Г. И. Андреев, А. В. Белов [и др.]. 2006.

№ 1(85)/2015

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.