Научная статья на тему 'Безотрывное обучение студентов вузов в системе непрерывного профессионального образования'

Безотрывное обучение студентов вузов в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безотрывное обучение студентов вузов в системе непрерывного профессионального образования»

БЕЗОТРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Иванов

Безотрывная форма обучения предусматривает организацию учебного процесса для лиц, сочетающих получение высшего образования с профессиональной трудовой деятельностью. Особенностью данной формы обучения является, во-первых, то, что студентам приходится выполнять большой объем самостоятельной работы, и, во-вторых, то, что само обучение может осуществляться непосредственно на рабочем месте обучающегося. При обучении без отрыва от производства используется метод избирательного, углубленного изучения основных учебных дисциплин, связанных с будущей практической деятельностью.

Бесспорным преимуществом безотрывной формы обучения является то, что она позволяет людям, уже имеющим практический опыт работы в определенной сфере деятельности, получить профильное высшее образование, повысить уровень своей квалификации, не оставляя рабочего места. Такие студенты, как правило, достаточно хорошо мотивированы и готовы к самостоятельному освоению большей части учебного материала.

Главными недостатками заочного обучения в высшем учебном заведении всегда считались: отсутствие постоянного прямого контакта с преподавателями и другими студентами; невозможность получения быстрого ответа на вопросы, возникающие при изучении учебного материала; трудности выполнения практических заданий; дискретность учебного процесса и пр. В силу этих обстоятельств советское заочное образование часто критиковалось за низкое качество, недостаточный уровень теоретической подготовки студентов-заочников, формальный подход к оценке их знаний и пр. В ходе социально-экономических преобразований в России, затронувших и сферу образования, некоторые вузы вообще отказались от безотрывной формы обучения или существенным образом ее трансформировали на основе возможностей новых информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ). Если первоначально безотрывное образование вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать учебные заведения в силу экономических, финансовых обстоятельств, удаленного места проживания и т. д., то теперь на основе ИКТ заочное обучение претерпевает сильнейшие изменения. Оно все более сближается с дистанционным обучением

573

и применятся для получения не только первого, но и второго высшего образования, повышения квалификации, изучения иностранных языков и пр. Однако позволить себе дистанционное обучение пока могут не все вузы, так как это связано с наличием как технических ресурсов, так и подготовленного преподавательского состава для разработки и использования дистанционных учебных программ.

Дистанционные формы обучения приобретают все большее признание в мире и позволяют студентам получить высококачественное высшее образование. В этих условиях привлечение студентов безотрывной формы обучения к научно-исследовательской работе получает новые формы и возможности. С одной стороны, участие в научной работе способствует раскрытию потенциальных личностных способностей, развитию творческих возможностей, является одним из элементов процесса обучения студентов безотрывной формы. Участие в научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах обеспечивает им лучшее освоение необходимых профессиональных компетенций, быстрее подготовит к дальнейшей профессиональной деятельности, повысит конкурентоспособность на рынке труда, будет способствовать карьерному росту. С другой стороны, на основе усиления научного потенциала высшей школы, а также укрепления ее взаимосвязи с работодателями появились предпосылки к реальной востребованности участия студен-тов-заочников в научно-исследовательской деятельности. Вовлечение студентов безотрывной формы обучения в научноисследовательскую работу, особенно в том случае, когда вся или часть этой работы выполняется на их рабочем месте, открывает вузу дополнительную возможность получения информации о конкретных квалификационных требованиях работодателей. Это становится основой для разработки новых образовательных продуктов вуза: образовательных стандартов, учебных программ, модулей, форм обучения и пр.

Кроме того, вузы заинтересованы в использовании научной и технической базы предприятий-работодателей студентов безотрывной формы обучения, в возможности апробации результатов НИР в условиях производства, получения необходимой для научных исследований информации и пр. Со своей стороны, работодатели могут иметь реальную потребность в проведении тех или иных научных исследований совместно с вузом или самостоятельно вузом по заказу предприятия. Участие в таких НИР сотрудников данных предприятий, являющихся студентами безотрывной формы обучения, способно повысить их результативность и эффективность. Таким

574

образом, все стороны, заинтересованные в развитии безотрывной формы обучения (вуз, студенты, работодатели), потенциально могут быть заинтересованы в совместной научной и научно-технической деятельности.

Основная цель развития научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) безотрывной формы обучения состоит в повышении уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессиональнотворческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, способности быстро ориентироваться в социальных и экономических ситуациях. В числе задач развития НИРС безотрывной формы обучения, определяющих специфику научнометодического обеспечения этой деятельности, могут быть выделены следующие: (а) совершенствование и поиск новых форм интеграции системы высшего образования с научной и производственной деятельностью в рамках единого учебно-производственного процесса; (б) развитие у студентов безотрывной формы обучения творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных знаний; (в) формирование у студентов безотрывной формы обучения интереса к научному творчеству, обучение методам и способам самостоятельного решения научных задач, навыкам работы в научных коллективах; (г) участие студентов безотрывной формы обучения в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве, содействие в реализации студенческих научных проектов; (д) создание и развитие молодежных научных кружков, обществ, лабораторий, объединений; освоение современных технологий в области науки, техники, производства; (е) выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, формирование кадрового резерва вуза.

НИРС безотрывной формы обучения должна входить в общие планы работы вуза, кафедр, научных и научно-технических подразделений. Следует максимально полно отражать научноисследовательскую работу этой категории студентов в плановых документах, так как это позволяет лучше организовать данную работу, контролировать и оценивать ее результативность и пр. С этой целью необходимо в рамках общей системы разработать подсистему планирования НИРС безотрывной формы обучения, объединяющую все структурные единицы вуза, имеющие отношение к данному

575

направлению деятельности. В целом структура организации НИРС безотрывной формы обучения в общем виде представлена на рисунке.

Рисунок. Схема организации НИР студентов безотрывной формы обучения

При данном подходе к организации НИРС основными структурами, обеспечивающими участие студентов безотрывной формы обучения в этой работе, являются совет научно-исследовательской работы студентов и секция для студентов безотрывной формы обучения в его составе, кафедры, студенческое научное общество.

576

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.