Научная статья на тему 'Безотходный крой как принцип экодизайна'

Безотходный крой как принцип экодизайна Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
827
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОДИЗАЙН / БЕЗОТХОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / LIGHT INDUSTRY / ECO-DESIGN / "ZEROWASTE" / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А., Хасанова Д. М.

В статье рассмотрен альтернативный экологичный способ проектирования одежды «zerowaste», преимущества которого доказаны на примере разработанной модели платья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безотходный крой как принцип экодизайна»

УДК687

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина, Д. М. Хасанова

БЕЗОТХОДНЫЙ КРОЙ КАК ПРИНЦИП ЭКОДИЗАЙНА

Ключевые слова: легкая промышленность, экодизайн, безотходное производство, окружающая среда.

В статье рассмотрен альтернативный экологичный способ проектирования одежды «zerowaste», преимущества которого доказаны на примере разработанной модели платья.

Keywords: light industry, eco-design, «zerowaste», environment.

The article describes an alternative eco-friendly way of designing clothes «zerowaste», its benefits are proven by the example of the created model of the dress.

Быстрое развитие техники, увеличение популяции, рост городов в XX веке вызвал множество глобальных проблем и ухудшение экологии одна из них. В настоящий момент на смену технократическому мышлению приходят новые формы осознания перспектив развития общества и цивилизации и ведется активная разработка производственных принципов легкой

промышленности, направленные на восстановление окружающей среды и социальную ответственностьпо отношению к покупателям и работникам. Экодизайн в первую очередь характеризуется:

- рациональным использованием сырья и энергии на производстве;

- использованием нетоксичных сырьевых материалов;

- сведением к минимуму количества и степени токсичных выбросов;

- сокращением негативного воздействия производства на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции[1].

В сфере легкой промышленности экологичность производства достигается с помощью усовершенствованной техники, технологии изготовления продуктов и использованием инноваций в области производства. Основной целью такого производства является максимальное сокращение загрязнения и отходов путем внедрения экологически значимых и экономически выгодных мер. Экологически чистое производство должно основываться принципах, приведенных в таблице 1. Данные принципы составляют основу экодизайна, который стремительно развивается и постоянно пополняется новыми методами сокращения вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства [2]. Одним из быстро набирающих популярность направлений в экодизайне является принцип «zerowaste» (безотходное производство). Он характеризуется сокращением или полным отсутствием текстильных отходов при производстве одежды. Общие принципы безотходного производства (рис.1) справедливы для любого производства, направленного на изготовление продукции массового потребления: мебели, автомобилей, техники и других, но чаще всего используется именно в легкой промышленности.

Рис. 1 - Принципы безотходного производства

Таблица 1 - Принципы экологически чистого производства

Наименование принципа Содержание принципа

Принцип локальности - ограничение количества вредного воздействия образующегося в процессе производства - локализация отходов вблизи техногенного объекта;

Принцип превентивности - предотвращение образования загрязняющих веществ и отходов на ранних стадиях производства

Принцип системности - экономическая обоснованность способов устранения вредных веществ на всех стадиях производства

Принцип обоснованности - эколого-экономическая и социальная оценка принимаемых решений

Принцип комплексности - использование комплексного подхода к выбору способов предотвращения загрязнения в процессе производства

Принцип непрерывности - последовательная реализация и развитие проектов, предшествующих полному переходу к экологичному производству

Технология производства согласно принципу «zerowaste» отличается от стандартного метода раскроя изделий тем, что при последнем задумка дизайнера определяет раскрой полотна, а при первом, изделие вписывается в определенный отрезок ткани. Такой принцип производства дает меньшую потерю ткани на начальном этапе производства и позволяет сократить количество межлекальных отходов.

Безотходный крой в дизайн-проектировании одежды существует уже давно, например, большая часть народных костюмов спроектирована подобным образом, сюда относятся кимоно, сари, хитоны. Новатором в применении технологии безотходного производства является ЗандраРодз (ZandramRhodes), известная изделиями «косого кроя»[3]. Среди современных модельеров принцип«zerowaste» часто используют такие дизайнеры, как: Среди современных модельеров принцип zero wase используют Maison Martin Margiela, Yeohlee Teng, Timo Rissanen, Holly McQuillan, Tara St James и большая часть молодныхяпонские дизайнеры. Также, в настоящее время проводятся различные выставки, посвященные новым идеям по применению безотходного производства. «YIELD: Making fashion without making waste» является одной из них и регулярно проводится в Нью-Йорке.

«Zerowaste» в настоящее время является наиболее применяемым принципом экодизайна в легкой промышленностями, так как решает наиболее насущные проблемы в области экологии. Среди них: истощение ресурсов и энергии и перенасыщение территории земли производственными отходами.

В ходе работы на основе принципа безотходного производства разработана конструкция платья (рис. 2).

Использование принципа «zerowaste» позволило добиться минимального количества межлекальных выпадов и сократить время изготовления изделия в связи с меньшим количеством необходимых операций (рис. 3).

Раскладка лекал производится на куске ткани шириной 140 см и длинной 130 см. Таким образом, площадь расходуемой ткани составила 18200 см2.

При раскрое платья количество межлекальных выпадов составило 900 см2, то есть 5% от общего метража ткани, тогда как, согласно ГОСТу рациональное количество при раскладке женского платья составляет 13,8% [4].

Использование принципа безотходного производства позволило свести к минимуму количество отходов, получаемых в процессе раскроя изделия.

Принцип экодизайна «zerowaste» лучше везде написать в кавычках позволяет сэкономить количество используемых ресурсов, не только в качестве сырья,но и в виде энергии, так кактребует меньшее количество операций при пошиве. Экодизайн является одним из социально-ориентированных подходов в легкой промышленности, благодаря которому поэтапно улучшается состояние окружающей среды в связи с разработкой и внедрением экономически выгодных и

экологически значимых проектов.

Рис. 2 - Конструкция и готовый вид платья

140 см

Рис. 3 - Раскладка лекал платья Литература

1. Тухбатуллина Л.М. Влияние производства натурального и искусственного меха на окружающую среду / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, Д.М. Хасанова. - Вестник технологического университета/КНИТУ. - Казань, 2016. - Т.19, №6. - С.80-83.

2. Конык, О. А. Методология и практика чистого производства : учебное пособие / О. А. Конык, В.В. Жиделаева, В.С. Пунгина. - Сыкт. лесн. ин-т. -Сыктывкар : СЛИ, 2015. - 196 с. 3. mnr.gov.ru Минприроды России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/. - свободный. -Проверено 11.03.16.

3. Singer Amy de la Hay. Zandra Rhodes and the Art of Textiles: A Life Long Love Affair / Amy de la Hay. -London.: Antique Collectors Club Dist, 1955. - 160 p.

4. ГОСТ 20521-75. Технология швейного производства. Термины и определения [Текст]. - Москва: ИПК Изд-во стандартов, 1992. - 75 с.

© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected]; Д.М.Хасанова - магистр той же кафедры, [email protected].

© L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; D. M. Khasanova - Master of the Department of Design, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.