Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ В НОВОСИБИРСКЕ'

БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ В НОВОСИБИРСКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтурина О. А.

На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, научных публикаций в обзорной статье дается характеристика реализации проектов в сфере транспорта как в Российской Федерации, так и в одной из крупнейших агломераций России - в Новосибирской области. Проанализировано финансовое обеспечение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по составляющим федеральным проектам, по годам и источникам финансирования. Отмечено, что большая доля финансирования национального проекта должна производиться за счет средств федерального бюджета. Несмотря на пандемию, экономические санкции недружественных государств, федеральный бюджет исполняет свои обязательства практически на 100 %. В качестве финансирования транспортных проектов из внебюджетных источников рассмотрено государственно-частное партнерство, которое на территории области приводит к удорожанию строящихся объектов более чем в два раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE QUALITY ROADS IN NOVOSIBIRSK

Based on the analysis of legislative acts, analytical documents, the study of scientific publications, the review article describes the implementation of projects in the field of transport both in the Russian Federation and in one of the largest agglomerations of Russia - in the Novosibirsk region. The financial support of the national project “Safe High-Quality Roads” is analyzed according to the constituent federal projects, by years and sources of funding. It is noted that a large share of the financing of the national project should be made at the expense of the federal budget. Despite the pandemic, the economic sanctions of unfriendly states, the federal budget fulfills its obligations by almost 100%. Public-private partnership is considered as financing of transport projects from non-budgetary sources, which on the territory of the region leads to more than double the cost of facilities under construction.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ В НОВОСИБИРСКЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_6_464 УДК 332

БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ В НОВОСИБИРСКЕ

Халтурина О. А.,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: olga_andre@mail.ru

На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, научных публикаций в обзорной статье дается характеристика реализации проектов в сфере транспорта как в Российской Федерации, так и в одной из крупнейших агломераций России - в Новосибирской области. Проанализировано финансовое обеспечение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по составляющим федеральным проектам, по годам и источникам финансирования. Отмечено, что большая доля финансирования национального проекта должна производиться за счет средств федерального бюджета. Несмотря на пандемию, экономические санкции недружественных государств, федеральный бюджет исполняет свои обязательства практически на 100 %. В качестве финансирования транспортных проектов из внебюджетных источников рассмотрено государственно-частное партнерство, которое на территории области приводит к удорожанию строящихся объектов более чем в два раза.

Ключевые слова: национальный проект «Безопасные качественные дороги»; федеральный проект; транспортная стратегия Новосибирской области; программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области; источники финансирования; государственный бюджет; внебюджетные источники.

UDC 332

SAFE QUALITY ROADS IN NOVOSIBIRSK

Khalturina O. A.,

PhD in Economics, Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: olga_andre@mail.ru

Based on the analysis of legislative acts, analytical documents, the study of scientific publications, the review article describes the implementation of projects in the field of transport both in the Russian Federation and in one of the largest agglomerations of Russia - in the Novosibirsk region. The financial support of the national project "Safe High-Quality Roads" is analyzed according to the constituent federal projects, by years and sources of funding. It is noted that a large share of the financing of the national project should be made at the expense of the federal budget. Despite the pandemic, the economic sanctions of unfriendly states, the federal budget fulfills its obligations by almost 100%. Public-private partnership is considered as financing of transport projects from non-budgetary sources, which on the territory of the region leads to more than double the cost of facilities under construction.

Keywords: national project "Safe quality roads"; federal project; transport strategy of the Novosibirsk region; the program for the integrated development of the transport infrastructure of the Novosibirsk Region; sources of financing; the state budget; off-budget sources.

Ни для кого не является секретом транспортная проблема в Новосибирске. В течение последних 10 лет в средствах массовой информации города постоянно появляются сообщения о дорожных заторах и пробках [1-6]. Пробки ежедневно сопутствуют транспортному перемещению по городу, достигая 8-10 баллов. Ежедневный простой в пробках

Новосибирска составляет 37 минут, за год 140 часов, или 17,5 рабочих дня [7].

Нельзя сказать, что данная ситуация оста -ется без внимания.

Одним из программных документов, направленных на решение этой проблемы является приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», паспорт которого

был утвержден еще в 2016 г. [8] Проектом было предусмотрено приведение в нормативное состояние дорожной сети 34 городских агломераций с населением свыше 500 тыс. человек и снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. В паспорте проекта, среди прочих городов, указан и Новосибирск. В качестве одного из показателей второго уровня был предложен такой, как доля протяженности дорожной сети, работающей в режиме перегрузки в час-пик. Значение показателя должно было снизиться с 2017 г. по 2020 г. с 78 % до 70 %,

а к 2025 г. составить 60 %. Одним из достигнутых результатов приоритетного проекта было указано внедрение интеллектуальных систем управления дорожным движением и объектами транспортной инфраструктуры, которые прогнозировали бы движение транспортных потоков, актуализацию планов организации дорожного движения и управление транспортными потоками. Финансирование приоритетного проекта должно было осуществляться за счет средств бюджетов (табл. 1).

Таблица 1 - Финансирование приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»

Источники финансирования 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020-2025 гг. Всего

Федеральный бюджет 31 319,6 31 250,0 30 000,0 180 000,0 272 569,6

Бюджеты субъектов 34 243,9 33 723,8 30 000,0 180 000,0 277 967,7

Итого 65 563,5 64 973,8 60 000,0 360 000,0 550 537,3

В первые три года реализации приоритетного проекта планировалось ежегодное финансирование в размере 11-12 % от общей суммы финансирования. В качестве источников предполагалось использование средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации примерно в одинаковых долях.

Считается, что результаты, запланированные в приоритетном проекте в 2017-2019 гг., были достигнуты. Но ни один из них не избавил Новосибирск от пробок и заторов на дорогах. Судя по сообщениям в средствах массовой информации, доля таких дорог в Новосибирске только увеличивается. В качестве результатов приоритетного проекта указывались разработанные документы планирования и развития транспортной инфраструктуры, а также схемы организации

дорожного движения. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, в городе наблюдаются ежедневные пробки, что говорит о качестве схем движения в городе [3].

Немного позже, 20 ноября 2017 г., Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области был заключен государственный контракт № 66-0К/2017 «Разработка транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года». Единственная заявка на исполнение контракта была подана ФГБОУ ВО СГУПС, университетом была предложена цена контракта в сумме 14 235 тыс. руб. [9]. Транспортная стратегия должна быть реализована в три этапа: 1 этап - 20182024 гг.; 2 этап - 2024-2030 гг.; 3 этап - 2030 г. Источники финансирования стратегии представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Источники финансирования транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 г.

Источник финансирования Федеральный бюджет и финансирование компаний государственного владения Сумма, млн рублей 930 257 Доля, % 71,3

Региональный и муниципальный бюджеты 70 350 5,4

Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты 158 300 12,1

Частные инвестиции 145 900 11,2

Итого 1 304 807 100

Наибольшая доля финансирования должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, наименьшая - регионального бюджета. Как и в приоритетном проекте, так и в транспортной стратегии большая

доля финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В 2018-2024 гг. объем финансирования должен составить 273 857 млн руб. Планировалось, что в 2025-2030 гг. объемы финан-

сирования увеличатся практически в четыре раза - до 1 030 950 млн руб.

В стратегии зафиксированы проблемы транспортного комплекса области, такие как:

1) старение основных фондов, инфраструктуры и парка подвижного состава транспортных организаций;

2) недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры;

3) необеспеченная потребность в услугах пассажирского транспорта;

4) отсутствие достаточных финансовых ресурсов и трудность их привлечения;

5) слабое внедрение новых транспортных и транспортно-логистических технологий;

6) отсутствие необходимой степени взаимодействия в работе транспортного комплекса и его развитии;

7) недостаточность технического уровня транспортных средств.

Однако важнейшей проблемой Новоси-

Наибольшая доля финансирования предусматривалась за счет средств федерального бюджета - почти 50 %, наименьшая - внебюджетных источников.

В программе была представлена характеристика параметров дорожного движения, минимальная скорость движения фиксировалась только на 3 улицах из 21. На сегодняшний день, по свидетельствам очевидцев, плотное и затрудненное движение с низкой скоростью наблюдается на 20 из 21 улиц. Исключение составляет главная улица города -Красный проспект, по которому нет движения маршрутных такси, трамваев и троллейбусов и есть выделенные полосы для общественного транспорта.

Также в программе разработаны несколько сценариев развития транспортной инфраструктуры города с учетом роста демографической нагрузки и количества автотранспорта. Максимальный сценарий по-

бирска является высокая доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки. Для ее решения необходимо осуществить ряд мероприятий, таких как реализация проекта «Городская электричка», развитие коридоров движения ускоренного городского общественного пассажирского транспорта, реконструкция федеральной и региональной сети автодорог, строительство Восточного и Южного обхода г. Новосибирска. Эти мероприятия были предусмотрены в Решении Совета депутатов г. Новосибирска от 26.09.2018 № 660 «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Новосибирска на 2018-2030 гг.»

Программа была ориентирована на оптимизацию работы всех видов транспорта. Ее реализация планировалась в 2018-2030 гг. за счет средств различных бюджетов (табл. 3).

казывает наименьшие затраты времени на передвижение по городу в час пик, но его реализация в Новосибирске требует наибольшего объема финансирования в размере 177 620,6 млн руб. Советом депутатов города предлагается к реализации инновационно активный сценарий (подсценарий В) стоимостью 137 448,5 млн руб. как наиболее оптимальный по соотношению «затраты -эффективность». Часть мероприятий, запланированных в решении, была реализована, часть будет реализована с учетом поставленных сроков и реального финансирования. Необходимо отметить, что все мероприятия программы непосредственно связаны с национальным проектом.

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» является продолжением приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и состоит из нескольких федеральных проектов (табл. 4).

Таблица 3 - Источники финансирования программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области до 2030 г.

Источник финансирования Сумма, тыс. рублей Доля, %

Федеральный бюджет 68 349 406,00 49,7

Областной бюджет 29 437 672,00 21,4

Городской бюджет 34 996 575,00 25,5

Внебюджетные источники 4 664 876,00 3,4

Итого 137 448 529,00 100

Таблица 4 - Финансовое обеспечение национального проекта «Безопасные качественные дороги»

в разрезе федеральных проектов, млн руб.

Наименование федерального проекта Объем ф 2019 инансово 2020 го обеспе 2021 чения по 2022 годам р 2023 еализации 2024 Всего

Дорожная сеть 589500 627500 743000 722100 822300 934300 4438700

Общесистемные меры развития дорожного хозяйства 46 017 46 453 47 915 48 748 46 648 43 748 279 529

Безопасность дорожного движения 10 769 11 472 10 281 8 481 7 781 7 081 55 865

Автомобильные дороги Минобороны России 1 050 1 050 1 000 850 850 800 5 600

Итого 647 336 686 474 802 196 780 179 877579 985929 4779693

Наибольшая сумма финансирования запланирована на федеральный проект «Дорожная сеть». Она составляет почти 93 %. На долю проекта «Автомобильные дороги Минобороны России» отводится менее 1 %.

Ежегодное финансирование национального проекта планируется осуществлять по возрастающей, начиная от 13,5 % до 20,6 % в год от общей суммы финансирования. Шаг прибавки составляет 1 % в год.

Таблица 5 - Источники финансирования национального проекта «Безопасные качественные дороги»

в разрезе федеральных проектов, млрд руб.

Источники финансирования Федеральный бюджет Объем ф 2019 129,7 инансов 2020 104,3 го обесп 2021 137,4 ечения п 2022 23,9 о годам р 2023 23,2 еализации 2024 22,4 Всего 440,9

Консолидированные бюджеты субъектов 478,3 550,9 631,5 722,0 822,2 934,2 4139,1

Внебюджетные источники 39,3 31,3 33,3 34,3 32,2 29,3 199,7

Итого 647,3 686,5 802,2 780,2 877,6 985,9 4 779,7

Большая роль в финансировании нац-проекта «Безопасные качественные дороги» отводится средствам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства федерального бюджета составляют около 10 %, наименьшую долю составляют средства из внебюджетных источников.

Год назад, 28 октября 2021 г., в состав на-

ционального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вошли еще два федеральных проекта - «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Финансовое обеспечение данных проектов представлено в табл. 6.

Таблица 6 - Финансовое обеспечение федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», млн рублей

Наименование федерального проекта Объем финансового обеспечения по годам реализации

2021 2022 2023 2024 Всего

Развитие федеральной магистральной сети 274 657,9 218 852,2 255 616,1 351 501,3 1 100 627,6

Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях 12652,8 28227,5 32838,6 33160,9 106 879,8

Итого 287 310,8 247 079,7 288 454,6 384 662,2 1 207 507,4

Сумма, предназначенная для финансирования развития федеральной магистральной сети, в 10 раз превышает сумму, направляе-

мую на модернизацию пассажирского транспорта в городах.

Таблица 7 - Источники финансирования федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», млн рублей

Источники финансирования 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Всего

Федеральный бюджет 204546,6 173552,1 208253,9 298183,0 884535,6

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1043,0 4779,0 5320,3 5304,8 16447,1

Внебюджетные источники 81721,2 68748,6 748 80,5 81174,5 306524,7

Итого 287310,8 247079,7 288454,7 384662,2 1207507,4

Ежегодные суммы финансирования практически одинаковы и составляют чуть более 20 % общей суммы финансирования. Только в последний год действия федеральных про -ектов доля финансирования составит 30 %.

В отличие от остальных федеральных про -ектов национального проекта «Безопасные качественные дороги» проект «Развитие федеральной магистральной сети» финансируется за счет средств федерального бюджета, консолидированные бюджеты субъектов направляют средства только на модернизацию пассажирского транспорта в городских агломерациях. За счет средств внебюджетных источников покрывается 25 % необходимой суммы. Для привлечения внебюджетного финансирования предполагается использование следующих финансово-экономических инструментов:

- выпуск облигационных займов;

- концессионные соглашения;

- долгосрочные инвестиционные соглашения;

- операторские соглашения;

- инвестиционные соглашения о реализации предпроектной стадии (разработка предпроектной документации (включая финансово-экономическое обоснование, бизнес-план), проектной документации и землеустроительной документации для про-

ведения открытых конкурсов на право заклю -чения инвестиционных и концессионных соглашений);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечение инвесторов в капитал специальных проектных компаний, создаваемых в том числе в целях реализации соглашений, заключаемых ГК «Автодор» на принципах государственно-частного партнерства;

- добровольные взносы и пожертвования.

Основными результатами реализации федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» является развитие транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг» и повышение уровня экономической связанности территории страны, в том числе развитие дальних автодорожных подходов к Крымскому мосту. Также результатом данного федерального проекта будет решение проблем, характерных для Новосибирска, а именно снижение протяженности автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в последние годы, обусловленную пандемией и антироссийскими санкциями, когда нарушены логистические цепочки и увеличены расходы федерального бюджета, финансирование национальных проектов продолжается практически в полной мере (табл. 8) [10].

Таблица 8 - Расходы федерального бюджета по национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Год Утверждено, млн рублей Исполнено, млн рублей Исполнено,%

2019 142 338,58 138 241,63 97,12

2020 157 693,52 155 719,30 98,75

2021 365 003,11 364 207,70 99,78

Итого 665 035,21 658 168,63 98,97

Так, по итогам трех лет реализации национального проекта можно отметить практически стопроцентное исполнение бюджетом своих обязательств.

Одним из инструментов внебюджетного финансирования является реализация соглашений, заключаемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Так, например, в Новосибирской области предлагаются для реализации несколько спортивных проектов и один проект транспортной инфраструктуры в г. Искитиме (НСО) [11]. Проектов, реализованных Агентством инвестиционного развития на условиях ГЧП всего два [12].

Новосибирская область в 2018 г. по уровню развития сферы государственно-частного партнерства была на 7-м месте, но по итогам 2019 г. опустилась на 10-е место, а по итогам 2020 г. - на 14-е [13]. В 2021 г. Новосибирская область улучшила свои позиции, поднявшись на 7-е место [14].

По мнению А. И. Коваленко, публичная сторона (государственный, региональный, муниципальный орган) должна быть заинтересована в сокращении сроков окупаемости проекта (уменьшении инвестиционных затрат) без потери его качества и эксплуатационных свойств. Как подчеркивает Н. Ре-

шетникова, в Новосибирской области не все так гладко именно с реализацией проектов государственно-частного партнерства (концессий): мост через Обь, семь поликлиник, инфекционная больница, шесть школ и др. Сдачу объектов в эксплуатацию переносят, а их стоимость растет [15]. В то же время министр экономического развития Новосибирской области Л. Решетников утверждает, что необходимо увеличить сроки реализации проектов и снизить нагрузку на бюджет. По мнению депутатов, затягивание сроков концессионерами должно приводить к их наказанию, а не увеличению сумм контрактов.

Так, депутатами представлены расчеты, согласно которым строительство ряда объектов за счет средств бюджетов обойдется в 12 млрд руб. вместо 28,7.

Таким образом, в рамках приоритетного, а затем и национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Новосибирске и области реализуется Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Однако отрицательный опыт внебюджетного финансирования в форме государственно-частного партнерства должен исключить возможность его использования в данной сфере.

Список литературы_

1. Акимов В. Места и время образования самых больших «пробок» определили в Новосибирске. URL: https:// nsknews.info/materials/mesta-i-vremya-obrazovaniya-samykh-bolshikh-probok-opredelili-v-novosibirske-126999/?yscli d=ladgytbsua152802038 (дата обращения: 11.11.2022).

2. Буров Ф. Адские пробки Новосибирска попали в мировой топ-50. URL: https://vn.ru/news-adskie-probki-novosibirska-popali-v-mirovoy-top-50-/?ysclid=ladhn6zcpi809966229 (дата обращения: 11.11.2022).

3. Косенко Д. Удавишься в пробке: топ-10 самых напряженных улиц Новосибирска (угадайте, какая на 1-м месте). URL: https://ngs.ru/text/auto/2020/07/15/69363826/?ysclid=ladgynrxiy306717073 (дата обращения: 11.11.2022).

4. Новосибирск вошел в ТОП-10 мирового рейтинга пробок. URL: https://news.rambler.ru/sociology/45601715/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 11.11.2022).

5. Рекордные пробки Новосибирска вошли в топ-10 мирового рейтинга. URL: https://rberega.info/archives/5830 4?ysclid=ladgz1lji5623 9 83741 (дата обращения: 11.11.2022).

6. Мамин Сибиряк. Почему Новосибирск попал в Т0П-10 самых перегруженных городов по пробкам в мире? URL: https://dzen.ru/media/mamin_sibiryak/pochemu-novosibirsk-popal-v-top10-samyh-peregrujennyh-gorodov-po-probkam-v-mire-600dd0c41924cc0331e28273(дата обращения: 11.11.2022).

7. Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26.09.2018 № 660 «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Новосибирска на 2018-2030 гг.». URL: https://новосибирск.рф/upload/transport/ %D0 %9F %D0 %9A %D0 %A0 %D0 %A2 %D0 %98.pdf?ysclid=ladtq5tsul154884382 (дата обращения: 12.11.2022).

8. Паспорт приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 № 10). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Тендер: Выполнение научно-исследовательской работы по теме: Разработка транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года. URL: https://rostender.info/region/novosibirskaya-oblast/novosibirsk/30579759-tender-vypolnenie-nauchno-issledovatelskoj-raboty-po-teme-razrabotka-transportnoj-strategii-novosibirskoj-oblasti-do-2030-goda (дата обращения: 12.11.2022).

10. Федеральный бюджет в разрезе нацпроектов. URL: https://spending.gov.ru/budget/np/?year=2022 (дата обращения: 12.11.2022)].

11. Проекты для реализации. URL: https://air-nso.ru/ru/ppp/projects-for-implementation/ (дата обращения: 12.11.2022).

12. Коваленко А.И. Инфраструктурное развитие региона на основе ГЧП: опыт Новосибирской области. ЭКО. 2020. №1 (547). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastrukturnoe-razvitie-regiona-na-osnove-gchp-opyt-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 14.11.2022).

13. Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы ГЧП за 2019 год. URL: https:// invest.irkobl.ru/investicionnaja-politika/gosudarstvennoe-chastnoe-partnerstvo/reyting-regionov/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%93%D0%A7%D0%9F%20 %D0%B7%D0%B0%202019%20%D0%B3.pdf?ysclid=lagkzsu3jr164273020 (дата обращения: 12.11.2022).

14. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП в 2021 году. URL: https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021 (дата обращения: 12.11.2022).

15. Решетникова Н. Почему в Новосибирске буксует большинство проектов ГЧП. URL: https://rg.ru/2022/10/06/ reg-sibfo/pochemu-v-novosibirske-buksuet-bolshinstvo-proektov-gchp.html?ysclid=lagk6adhg8127831993 (дата обращения: 12.11.2022).

References_

1. Akimov V. The places and time of the formation of the largest "traffic jams" were determined in Novosibirsk. URL: https://nsknews.info/materials/mesta-i-vremya-obrazovaniya-samykh-bolshikh-probok-opredelili-v-novosibirske-126999/?ysclid=ladgytbsua152802038 (accessed date: 11.11.2022).

2. Burov F. The infernal traffic jams of Novosibirsk got into the world top 50. URL: https://vn.ru/news-adskie-probki-novosibirska-popali-v-mirovoy-top-50-/?ysclid=ladhn6zcpi809966229 (accessed date: 11.11.2022).

3. Kosenko D. You'll get stuck in traffic: the top 10 most stressful streets of Novosibirsk (guess which one is in 1st place). URL: https://ngs.ru/text/auto/2020/07/15/69363826/?ysclid=ladgynrxiy306717073 (accessed date: 11.11.2022).

4. Novosibirsk entered the TOP 10 of the world ranking of traffic jams. URL: https://news.rambler.ru/ sociology/45601715/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (date of application: 11.11.2022).

5. Record traffic jams of Novosibirsk entered the top 10 of the world ranking. URL: https://rberega.info/archives/5830 4?ysclid=ladgz1lji562 3 9 83741 (accessed date: 11.11.2022).

6. Mom's Siberian. Why did Novosibirsk get into the TOP 10 most congested cities by traffic jams in the world? URL: https://dzen.ru/media/mamin_sibiryak/pochemu-novosibirsk-popal-v-top10-samyh-peregrujennyh-gorodov-po-probkam-v-mire-600dd0c41924cc0331e28273( date of application: 11.11.2022).

7. Decision of the Council of Deputies of Novosibirsk dated 26.09.2018 No. 660 "On the program of integrated development of the transport infrastructure of Novosibirsk for 2018-2030". URL: https://HOBOcw6wpcK .rf/upload/transport/ %D0%9F%D0%9A%D0%A0%D0%A2%D0%98.pdf?ysclid=ladtq5tsul154884382 (accessed: 12.11.2022).

8. Passport of the priority project "Safe and high-quality roads" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Protocol No. 10 dated 21.11.2016). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

9. Tender: Execution of research work on the topic: Development of the transport strategy of the Novosibirsk region until 2030. URL: https://rostender.info/region/novosibirskaya-oblast/novosibirsk/30579759-tender-vypolnenie-nauchno-issledovatelskoj-raboty-po-teme-razrabotka-transportnoj-strategii-novosibirskoj-oblasti-do-2030-goda (date of application: 12.11.2022).

10. The federal budget in the context of national projects. URL: https://spending.gov.ru/budget/np/?year=2022 (accessed date: 12.11.2022)].

11. Projects forimplementation. URL: https://air-nso.ru/ru/ppp/projects-for-implementation (date of request: 12.11.2022).

12. Kovalenko A.I. Infrastructural development of the region on the basis of PPP: the experience of the Novosibirsk region. ECO. 2020. No. 1 (547). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastrukturnoe-razvitie-regiona-na-osnove-gchp-opyt-novosibirskoy-oblasti (date of application: 14.11.2022).

13. Rating of the subjects of the Russian Federation by the level of development of the PPP sector for 2019. URL: https://invest.irkobl.ru/investicionnaja-politika/gosudarstvennoe-chastnoe-partnerstvo/reyting-regionov/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%93%D0%A7%D0%9F%20 %D0%B7%D0%B0%202019%20%D0%B3.pdf?ysclid=lagkzsu3jr164273020 (accessed: 12.11.2022).

14. Rating of Russian regions by the level of PPP development in 2021. URL: https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021 (date of application: 12.11.2022).

15. Reshetnikova N. Why most PPP projects are stalling in Novosibirsk. URL: https://rg.ru/2022/10/06/reg-sibfo/ pochemu-v-novosibirske-buksuet-bolshinstvo-proektov-gchp.html ?ysclid=lagk6adhg8127831993 (accessed date: 12.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.