Научная статья на тему 'Безопасность в социальных сетях'

Безопасность в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
614
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАСЕРВИСЫ / СТОРИТЕЛЛИНГ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОНЛАЙН-БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL NETWORKS / MEDIA SERVICES / STORYTELLING / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ONLINE SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Диков Андрей Валентинович

Внедрение сторителлинга в образование. Возможности онлайн-сервисов сторителлинга и их сравнительная характеристика. Использование сервиса сторителлинга на уроках по информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security In Social Networks

The introduction of storytelling in education. Analysis of the capabilities of stortelling online services and their comparative characteristics. Using the storytelling service in the classroom on information security at school.

Текст научной работы на тему «Безопасность в социальных сетях»

УДК 316.772.5

БЕЗ

ОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Андрей Валентинович Диков,

доцент кафедры информатики и методики обучения информатике и математике Пензенского государственного университета, кандидат педагогических наук

• социальные сети • медиасервисы • сторителлинг • цифровые образовательные ресурсы • онлайн-безопасность

В процессе развития Всемирной паутины появилась сеть сторителлинга, представляющая собой совокупность веб-сервисов, предлагающих пользователям площадки для размещения контента в форме повествования. Название происходит от английского StoryTeUmg — «расскажи историю». Так как история становится публичной, то можно перефразировать название как «расскажи свою историю всему миру». Сторителлинг — это простой и удобный сервис, интегрирующий на одной онлайн-странице информацию, размещённую в разнообразных социальных сетях. Учитель может быстро разместить в Интернете цифровой учебный материал, доступный круглосуточно всем участникам образовательного процесса и не только им. Кроме того, технология по уровню сложности доступна даже учащимся общеобразовательной школы и может быть задействована для привлечения их к новой форме представления домашней работы или творческого проекта. Технология сторителлинга позволяет успешно организовать групповую работу (коллективные истории). Сторител-линг — это ещё и неформальный метод обучения, подразумевающий получение новых знаний в процессе разработки историй, это способ научить детей структурированию мыслей, грамотной устной и письменной

речи, а также медийной цифровой грамотности. Так как сторителлинг создаётся с использованием различных медиа, то при его восприятии активно за-действуется правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Именно эту часть мозга плохо задействуют традиционные формы и методы изложения учебного материала.

В социальных сетях функционирует достаточно большое число веб-приложений сторителлинга, различающихся набором инструментов, интерфейсом, шаблонами оформления, дизайном персонажей, формами изложения историй и многим другим. Большинство интернет-сервисов сторителлинга частично или полностью бесплатные, но есть и платные. По форме изложения истории различают сервисы, поддерживающие рассказ в виде презентации или слайдшоу, длинной и красочной вебстраницы с внешними гиперссылками, цифровой книги, к которой читатель может оставить комментарий.

В этой работе рассмотрим интернет-сервис сторителлинга, позволяющий вести рассказ в форме комикса, и покажем пример его использования на уроках по информационной безопасности в школе.

MakeBeliefsComix (http://www.makebeliefs-comix.com/) — сервис, который позволяет создавать небольшие комиксы, максимум из четырёх сцен. Панель разработки комикса (рис. 1) имеет удобные и понятные визуальные инструменты. Один из недостатков сервиса — невозможность написания диалогов на русском языке. Но можно использовать так называемый транслит — передачу текста с помощью чужого алфавита (рис. 1).

Создатель проекта Билл Циммерман позиционирует MakeBeliefsComix как место для получения удовольствия от создания собственного мира комиксов. Он считает, что разработчики, выбирая персонажей с разным настроением и записывая слова и мысли для них, будут задействовать творческий потенциал и исследовать новые возможности.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также работающие с ними учителя и врачи находят MakeBeliefsComix полезным ресурсом, чтобы помочь таким детям самовыражаться и общаться. На сервисе есть раздел, где демонстрируются идеи и советы, присланные теми, кто использует сайт в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Среди комических характеров есть персонажи с ограниченными физическими возможностями, чтобы отразить

разнообразие пользователей, в том числе лиц с особыми потребностями.

На сервисе MakeBeliefsComix есть раздел COMIX Printables, который включает более 500 графических письменных приглашений в 50 категориях, чтобы помочь ученикам и учителям писать и выражать себя. Можно распечатать шаблоны из этого раздела и использовать их дома и в школе, чтобы писать и раскрашивать. Учебные Printables могут быть использованы в работе со студентами, обучающимися по программам «Английский как второй язык». Они обеспечивают образовательный ресурс для преподавания художественной словесности и искусства. Printables — частью миссии MakeBeliefsComix для поощрения людей всех возрастов в выражении их творческого потенциала посредством письма, рисования и рассказывания историй.

На сайте сервиса MakeBeliefsComix рассказано, как можно использовать комиксы в образовании.

1. Создание автобиографической истории. В начале каждого нового учебного года школьники создают автобиографический комикс о себе и семье или суммирующий самые важные вещи о жизни.

Рис. 1. Панель разработки комикса в сервисе MakeBeliefsComix

о о ~

Каждый учащийся может выбрать мультипликационный персонаж в качестве аватара. После того как школьники сделают полосы, они обмениваются комиксами с одноклассниками, чтобы узнать больше друг о друге. Ученики также могут создавать информационные ленты, которые суммируют их индивидуальные интересы, чтобы помочь учителю больше узнать о них.

2. Практика с новыми словарными словами. Озадачьте школьников созданием комической истории с использованием изучаемых словарных слов. Ученики должны заполнить формы диалогов и мыслей для разных персонажей мультфильмов. Это поможет ребятам практиковать диалогическое общение и изучение структуры языка в значимом контексте. Это ещё и способ для обучаемых улучшить навыки письма, чтения и повествования.

3. Практика с иностранным языком. Школьники могут создавать героев комикса, разговаривающих на иностранном языке. Соответственно, для этих героев необходимо генерировать реплики и мысли на их родном языке.

4. Организация групповой работы. Учащиеся разбиваются на пары или группы, чтобы вме-

Т1 «

сте создавать комиксы. Такой подход поощряет взаимодействие и сотрудничество, каждый школьник в работе дополняет навыки товарищей.

5. Социальные навыки обучения. Для детей, страдающих аутизмом и некоторыми другими болезнями, создание комических сценариев — это способ научить их различным видам социального поведения, наблюдению за лицами разных персонажей, выбранных для мультфильмов.

6. Введение в креатив. Используйте разработку комиксов для знакомства учащихся

с миром творчества, где в полной мере задействовано собственное воображение.

7. Дневники комиксов. Учащиеся могут создавать ежедневные комикс-дневники. Это хороший способ осмыслить то, что они учат каждый день, а также задуматься о жизни. Призовите учеников использовать в качестве ава-

тара комических персонажей, чтобы проанализировать жизнь, проблемы и тревоги. По сути, в создаваемых комиксах учащиеся могут увидеть самих себя. Комиксы также позволяют школьникам выражать чувства и мысли о том, как происходит обучение в их классе.

8. Жизненные навыки. Практикуйте создание комиксов, в которых ученики могут моделировать реальную жизнь, такие сценарии, как поиск работы, встреча со школьным хулиганом или взаимодействие с трудным одноклассником. Например, кто-то посещает врача или попадает в аварийную ситуацию. Здесь можно практиковать словарный запас, который будет необходим для такой встречи, что может быть особенно полезно при изучении иностранного языка.

9. Местные или национальные новости. Предложите ученикам при создании комиксов использовать символы для комментирования местной или национальной политики. Возможно, эти мультфильмы будут опубликованы

в школьной газете или в информационном бюллетене.

10. Понимание литературных персонажей. Читая книгу или рассказ, учащиеся в комиксах связывают роли персонажей со своей личностью. Это помогает школьникам лучше понять персонажей

в книге, которую они читают.

11. Шутки ради. Создавать комиксы на уроках можно и просто ради удовольствия, и для того, чтобы расслабиться в стрессовых ситуациях, которых до-

о Т1

статочно в повседневной жизни. 1 акое отвлечение от насущных проблем поможет поддержать активность учащихся до конца учебного дня или недели.

12. Общественная разговорная практика. После того как ученик закончит создание комикса, попросите его прочитать вслух или разыграть диалог, написанный

о ГЧ .. о

для персонажей комикса. Это дает хорошии практический опыт публичных выступлений и коммуникации с другими людьми.

Защита информации в XXI веке — слагаемые успеха любой организации. С развитием компьютеров и их широким распространением, а также с развитием всемирной сети Интернет проблема защиты информации становится всё серьёзней. Рост числа пользователей компьютеров и Всемирной сетью Интернет растёт с каждым годом в нашей стране. Увеличивается количество компьютерных преступлений. Крупные компании каждый год несут большие финансовые потери, связанные с хищением конфиденциальной и иной информации. Причин активизации компьютерных преступлений достаточно много, существенные из них: переход от традиционной «бумажной» технологии хранения и передачи сведений на электронную и плохое развитие технологии защиты информации. Любое современное предприятие для успешного развития должно отдавать ключевую роль защите информации. Многие руководители предприятий и компаний не имеют чёткого представления по вопросам защиты информации. Это приводит к тому, что им сложно в полной мере оценить необходимость создания надёжной системы защиты информации на предприятии и тем более сложно бывает определить действия, необходимые для защиты конфиденциальных сведений, что ведёт к большим материальным потерям. Начинать осваивать основные понятия по информационной безопасности стоит уже со школьной скамьи, тем более что школьники активно пользуются социальными сетями и интернет-сервисами, где требуются регистрация и ввод персональных данных.

Разработаем план урока по обучению школьников онлайн-безопасности с использованием комиксов [3]. Сегодня каждый школьник имеет личный гаджет, подключённый круглосуточно к Интернету. Известно, что большинство учащихся зарегистрированы в социальных сетях, например «ВКонтакте», которые созданы для общения, знакомства и обмена информацией. Будучи несовершеннолет-

ними, учащиеся могут неожиданно попасть в криминальную онлайн-среду, поэтому важно через образовательные учреждения предупредить такие ситуации.

Учитель может на уроке по онлайн-безо-пасности поставить следующие вопросы.

1. Что такое безопасность? Приведите несколько примеров того, что мы хотим сделать секретным для всех окружающих, несколько примеров того, что мы хотим оставить негласным только для незнакомых людей, но поделиться информацией

с друзьями и родителями.

2. Как или чем отличается безопасность в реальном мире и в социальных сетях?

3. Что вы чувствуете, когда

a) кто-то незнакомый знает ваше имя;

b) родитель заходит в вашу комнату;

^ брат или сестра читает вашу электронную переписку;

d) кто-то сопровождает вас весь день.

4. Когда вы пользуетесь социальными сетями типа «ВКонтакте» или «Одноклассники», кто и какую информацию может увидеть? На эту тему можно провести дискуссию в малых группах и затем обменяться мнениями в классе.

5. Всегда ли хорошо бывает тем людям, которые вторгаются в вашу частную жизнь? Приведите примеры.

6. Что мы можем сделать, чтобы защитить свою конфиденциальность в онлайн-сервисах? Обсудите эту тему с учащимися.

Этапы урока:

Тг «

• Кто может видеть твой аккаунт;

• В каких случаях страшно нарушить конфиденциальность;

• Защити свою конфиденциальность.

Заключительная дискуссия: 1. Есть ли какие-то темы об онлайн-кон-фиденциальности, которые ты бы хотел узнать?

Кто может видеть твой аккаунт

Мы даем вам возможность делиться материалами, потому что верим в сипу открытого и единого мира. Настоящая политика описывает типы собираемой нами информации и принципы ее использования и предоставления. Дополнительные инструменты и информацию можно найти в разделе Шшеу

Читая нашу политику, помните о том, что она распространяется на все бренды, продукты и сервисы ЯасеЬоок, которые не имеют отдельной политики конфиденциальности или содержат ссылку на данную политику (а Сервисы РаоеЬооК » или .«.Сервисы»).

Рис. 2. Социальный сервис РаееЬоок

2. Почему важно защищать конфиденциальность и управлять её опциями (параметрами)?

На первом этапе класс обсуждает, кто из пользователей Интернета или разработчиков и владельцев интернет-ресурсов может видеть, какая информация приходит в персональный аккаунт. На вкладках Конфиденциальность и Условия использования социального сервиса Facebook можно найти развёрнутый (подробный) ответ на поставленный вопрос (рис. 2).

Используя сервис сторителлинга, изобразите и обсудите всевозможные параметры конфиденциальности популярной социальной сети

Facebook. Если какие-то учащиеся не зарегистрированы в Facebook, то можно выбрать любую другую подобную социальную сеть. Ученики, кто вообще не зарегистрирован в подобном сервисе, могут пообщаться с теми, у кого есть аккаунт.

Учитывать:

1. Информация, которую вижу только я;

2. Сведения, которые могут видеть мои друзья;

3. Данные, доступные для просмотра друзьям друзей и вообще всем пользователям Интернета.

Методические указания по оцениванию сторителлинга

5 4 3 2 1

Обзор (внешний вид) Изображение хорошо сфокусировано, имеет продуманные детали Картинка понятна, хорошо разработана и логична Изображение легко воспринимается, идея заложена правильная, но не глубоко проработана Картинка вызывает споры относительно некоторых релевантных идей, но может содержать типичные ошибки Изображение тяжело воспринимается, идеи не раскрыты

Значение идеи, информация и детальное использование Сильная точка зрения; разработаны понятные и логичные в деталях идеи, примеры и описания Релевантные идеи с последовательным анализом; логические описания и примеры, проясняющие и развивающие идеи Релевантные идеи с некоторым анализом; примеры и описания просты и последовательны Небольшое количество релевантных идей; примеры и описания слабо разработаны и нелогичны Идеи не проработаны; небольшое число деталей или описаний

5 4 3 2 1

Нормы общения полные предложения, правописание, пунктуация, грамматика Правильная структура предложений, грамматика, правописание и пунктуация; может содержать немного ошибок в ложных структурах Немного ошибок в базовых структурах предложений, грамматике, пунктуации или правописании; ошибки не искажают смысл Редкие ошибки в структурах предложений, правописании, пунктуации или грамматике; ошибки редко искажают смысл Несколько ошибок в структурах предложений, пунктуации или грамматике; ошибки делают части материала трудно воспринимаемым Повторяющиеся ошибки в основных структурах предложений, пунктуации или грамматике часто делают написанное трудным для понимания

Пример сторителлинга Кто может видеть мой аккаунт

Только я

Друзья друзей

Все

Контактная информация

■ Email адрес

■ Номер телефона

Я должна хранить свой email адрес и номер телефона в непубличном пространстве, только я сама могу видеть эту информацию в своём аккаунте

Любые фото, которые я выкладываю для друзей, могут быть просмотрены их друзьями. Мне нужно осознавать, что мои посты могут пойти далеко

Только одну картинку могут увидеть любые пользователи сети в моём аккаунте — это картинку моего профиля и моё фото на нём

В каких случаях страшно нарушить конфиденциальность

Класс обсуждает и моделирует ситуации, в которых нарушение конфиденциальности не несёт никаких угроз.

Используя сторителлинг, учащиеся должны изобразить по крайней мере три ситуации, когда нарушение конфиденциальности не несёт никаких угроз. Как минимум две ситуации касаются социальных сетей Интернета, одна взята из реальной жизни.

Защити свою конфиденциальность

Класс обсуждает и исследует способы защиты личной информации в социальных сетях.

Существует ряд практических способов защитить личную информацию в Интернете.

• Будьте осторожны: дважды подумайте о том, с кем и где вы делитесь личной информацией, такой как ваше имя, возраст, домашний адрес, адрес электронной почты, номер телефона или номер социального страхования.

Пример сторителлинга В каких случаях не страшно нарушить конфиденциальность

Когда кто-то отсутствует

Когда кто-то в опасности

Когда кто-то вредит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот это здание горит! Петр сказал, что пойдет туда!

Используй приложение «Find my phone». Мы должны отследить его путь

Если кто-то отсутствует в течение определённого периода времени, то нормально нарушать его конфиденциальность, поскольку его безопасность важнее

Если вы считаете, что кто-то находится в непосредственной опасности, безопасность в таком случае важнее конфиденциальности

Когда у вас есть все основания полагать, что кто-то наносит вред себе или кому-то другому, то нормально нарушать конфиденциальность, чтобы помочь защитить людей

• Если вы покупаете что-то с веб-сайта, давайте минимальную информацию, необходимую для совершения транзакции.

• Задайте себе вопрос, почему бизнес хочет получить доступ к личной информации. Выясните, чем вы не хотите делиться или продать любой третьей стороне.

• Если сайт запрашивает ваши персональные данные и просит вас нажать на кнопку «Я согласен», не давайте согласие автоматически. Найдите время, чтобы прочитать соглашение пользователя, потому что, как только у маркетологов есть ваши данные, вы теряете контроль над ними.

• Если вы делаете покупки в Интернете, убедитесь, что веб-страница, где вы предоставляете личную и финансовую информацию, безопасна, то есть использует секретный протокол передачи данных «https».

• Никогда не ведите дела с онлайн-бизнесом, который не публикует чёткую политику конфиденциальности на своём сайте.

• Убедитесь, что у вашего компьютера параметры совместного доступа к принтеру и фай лам отключены.

• Всегда используйте антивирусное программное обеспечение и убедитесь

в том, что оно регулярно обновляется.

• После посещения Интернета очищайте кеш памяти.

• Создайте отдельную учётную запись для личной электронной почты, выбирайте почтовый сервис, который будет шифровать сообщения электронной почты.

• Отрегулируйте настройки вашего браузера так, чтобы отклонить нежелательные файлы cookie.

• Не давайте больше информации, чем необходимо при регистрации. Проверьте, какую информация нужно дать обязательно (текстовые поля со звёздочками) и что — дополнительно.

• Всегда при завершении посещения выходите из социальной сети, которая требует ввести логин (Facebook, Twitter, «ВКонтакте»).

• Подумайте дважды, прежде чем публиковать что-либо в Интернете. Запомните,

Пример сторителлинга Защити свою конфиденциальность

Подумай дважды

Читай правила безопасности

Всегда выходи из аккаунта

Почему сайт с бесплатноймузыкой хочет иметь информацию омоей кредитной карте. Это странно...

Будь уверен, что дважды подумал перед тем, как оставить на сайте свои персональные данные. Если что-то выглядит подозрительным, возможно это так и есть

Большинство людей пропускают чтение правил безопасности и соглашаются с ними, щёлкая на кнопку Согласен, но их чтение может гарантировать, что вы знаете, что получаете

Всегда будь уверен, что вышел (log out) из аккаунта социальной сети или почтового сервера

что всё, что вы публикуете, может быть замечено неожиданными персонами.

• Следите за онлайн-идентичностью, иногда заглядывая в поисковую систему, такую как

Google, и проверяйте дубликаты профилей на Facebook и других социальных сетях.

Используя сторителлинг, проиллюстрируйте несколько способов защиты конфиденциальности. НО

Security In Social Networks

Andrey V. Dikov, Associate Professor of the Department of Informatics and Informatics and Mathematics Teaching Methods of Penza State University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract: The introduction of storytelling in education. Analysis of the capabilities of stortelling online services and their com parative characteristics. Using the storytelling service in the classroom on information security at school.

Keywords: social networks, media services, storytelling, digital educational resources, online security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.