Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ЩАДЯЩЕГО УДАЛЕНИЯ ПОЛИПОВ ПОЛОСТИ НОСА У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ЩАДЯЩЕГО УДАЛЕНИЯ ПОЛИПОВ ПОЛОСТИ НОСА У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
392
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИПОТОМИЯ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ASTHMA / ХРОНИЧЕСКИЙ ПОЛИПОЗНЫЙ РИНОСИНУСИТ / CHRONIC POLYPOUS RHINOSINUSITIS / POLYPOTOMY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Рябова М., Шумилова Н.

Результаты лечения 69 больных бронхиальной астмой показали, что полипотомия носа с помощью радиочастотной петли и лазера безопасна и значительно улучшает качество жизни пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY OF SPARING REMOVAL OF NASAL POLYPS IN ASTHMATIC PATIENTS

The results of treatment in 69 patients with asthma have indicated that nasal polypotomy using a radiofrequency loop and laser is safe and significantly improves quality of life in patients.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ЩАДЯЩЕГО УДАЛЕНИЯ ПОЛИПОВ ПОЛОСТИ НОСА У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЩАДЯЩЕГО УДАЛЕНИЯ ПОЛИПОВ ПОЛОСТИ НОСА У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

М. Рябова, доктор медицинских наук, профессор, Н. Шумилова, кандидат медицинских наук Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова E-mail: schumilov211@yandex.ru

Результаты лечения 69 больных бронхиальной астмой показали, что по-липотомия носа с помощью радиочастотной петли и лазера безопасна и значительно улучшает качество жизни пациентов.

Ключевые слова: полипотомия, бронхиальная астма, хронический поли-позный риносинусит.

Доля больных хроническим полипозным риносинуситом

(ХПРС) от числа всех лиц с заболеваниями ЛОР-органов достигает, по разным оценкам, 20% [1], а частота встречаемости бронхиальной астмы (БА) у больных ХПРС — 30—70% [2]. ХПРС у пациентов с БА характеризуется более частым рециди-вированием, в связи с чем требуются повторные оперативные вмешательства. Есть мнение, что удаление полипов полости носа (ПН) неэффективно у больных БА, а методика оперативного вмешательства и его объем не влияют на частоту рецидивов [3]. Удаление полипов ПН у больных БА может провоцировать нарастание симптомов бронхообструкции, особенно в случае применения тампонады, что нередко служит неоправданным основанием к отказу от оперативного вмешательства.

Наличие полипозных масс вызывает раздражение рефлексогенных зон слизистой оболочки ПН и часто утяжеляет течение БА. При отсутствии носового дыхания в бронхиальное дерево попадают химические и механические раздражители, инфекционные агенты, поллютанты, способствуя формированию в бронхах воспалительных реакций. Локализующиеся в средних носовых ходах полипы блокируют соустья околоносовых пазух (ОНП), что зачастую ведет к затруднению оттока отделяемого и развитию гнойного воспалительного процесса, который, рефлекторно воздействуя на бронхиальное дерево, может также способствовать распространению инфекции на нижние дыхательные пути.

Основной метод консервативного лечения ХПРС, в том числе у больных БА, — применение интраназальных глюкокор-тикостероидов (ГКС), однако при распространенных полипоз-ных разрастаниях такой подход не улучшает носовое дыхание и не способствует значимому уменьшению объема полипозных масс. Эндоскопическая полипотомия в сочетании с хирургическим вмешательством на ОНП у больных БА может быть выполнена в условиях общей анестезии, при этом требуется тампонада ПН, что не всегда приемлемо у больных с тяжелой соматической патологией, а также у пожилых пациентов.

Сейчас хирурги располагают такими инструментами, как лазер, радиочастотная петля. Мы поставили перед собой задачу доказать безопасность и эффективность полипотомии носа

с их применением в условиях местной анестезии у больных с ХПРС и сопутствующей БА.

В исследование вошли 69 пациентов с ХПРС и сопутствующей БА средней и тяжелой степени в возрасте от 32 до 83 лет (в среднем — 57 лет), в том числе 59 человек с полипозно-гнойной формой риносинусита.

У всех пациентов выполнены: общепринятый осмотр ЛОР-органов; общеклиническое обследование; компьютерная томография ОНП; цитологическое исследование отделяемого из верхнечелюстных пазух (ВЧП) и ПН; микробиологическое исследование отделяемого из ВЧП; подсчет количества эозинофилов в срезах, приготовленных из удаленных полипов ПН; осмотр пульмонологом. При необходимости оценивали функцию внешнего дыхания и корректировали базисную терапию БА. Степень выраженности полипозных разрастаний в ПН оценивали в ходе осмотра ЛОР-органов: I степень — полипы не выходят за нижний край средней носовой раковины; II — полипозные разрастания распространяются не ниже края нижней носовой раковины; III — полипы распространяются до дна ПН [4].

Всем больным ранее неоднократно выполняли полипоэт-моидотомию. У 5 (7%) пациентов дебют БА спровоцировала септум-операция, у 8 (11,6%) — традиционная петлевая по-липотомия носа, при которой во всех случаях потребовалась тампонада ПН. По тяжести БА пациенты распределились так: у 55 (79,7%) больных — БА средней степени тяжести, у 14 (20,3%) — БА тяжелого течения [5, 6]; по степени контроля: контролируемая БА — у 36 (52,2%) пациентов, частично контролируемая — у 32 (46,4%), неконтролируемая — у 1 (1,4%). Утяжеление течения БА отмечено у 33 (47,8%) больных, в том числе у 30 (30/59, 51%) — с полипозно-гнойной формой заболевания и у 3 (3/10, 30%) — с полипозной.

По результатам цитологического исследования, эози-нофилия секрета из ВЧП во всех случаях превышала эо-зинофилию мазка-отпечатка со слизистой оболочки ПН (см. таблицу). Выявлено наличие умеренно выраженной прямой корреляционной взаимосвязи между тканевой эо-зинофилией и эозинофилией отделяемого из ВЧП при полипозно-гнойной форме заболевания (коэффициент ранговой корреляции Спирмена — 0,38; р<0,05). Значимой взаимосвязи между количеством эозинофилов в периферической крови и отделяемом из ВЧП, а также между количеством эозинофилов в крови и ткани полипа не установлено.

Микрофлора, согласно результатам бактериологического исследования, была главным образом представлена условно-патогенными микроорганизмами и выделена у большинства пациентов (у 50% больных полипозным риносинуситом и у 68% — полипозно-гнойным). В составе микрофлоры отделяемого из ВЧП чаще встречался Staphylococcus aureus (у 29% пациентов с полипозно-гнойным риносинуситом). Различий в эозинофилии отделяемого и клинической активности течения полипозного риносинусита при наличии S. aureus и его отсутствии не выявлено.

Консервативное лечение предусматривало: промывание ВЧП; системную антибактериальную терапию препаратами из группы макролидов (7 дней) у 55 (80%) из 69 больных; системную терапию ГКС при утяжелении течения БА (4 дня). Оперативное вмешательство выполнено всем больным с III степенью распространенности полипозного процесса в ПН. При I—II степенях полипозных разрастаний 21 (39%) больной отказался от операции в связи с хорошими результатами консервативной терапии — купированием воспалительного процесса в ОНП, восстановлением носового дыхания.

2'2016 ВРАЧ

из практики

Результаты лабораторных исследований (M±a)

Показатель Больные с полипозной формой БА (п=10) Больные с полипозно-гнойной формой БА (п=59)

Количество эозинофилов в мазке-отпечатке, % 21,3±14,1 26,3±25,4

Количество эозинофилов в отделяемом из ВЧП, %: до лечения до консервативного лечения до оперативного лечения после консервативного лечения после оперативного лечения 41,9±18,6* 41,8±9,3 43,0±25,4 37,7±24,2* 31,6±21,5 43,0±25,4 20,0±12,0** 25,4±19,2**

Количество эозинофилов в периферической крови, %: до лечения после консервативного лечения после оперативного лечения 6,8±3,7 3,2±0,9 3,2±2,1 6,2±5,1 5,6 (1,3; 6,7) 3,0±2,5

Количество эозинофилов в ткани полипа в поле зрения 221 (51; 292) 139 (18; 148)

Примечание. * - значимые различия между группами (критерий Манна-Уитни); ** - значимые различия с показателем до лечения (критерии Уилкоксона; р<0,05); при Мсо данные представлены в виде М (Р25 и Р75 - нижний и верхний квартили); количество эозинофилов в ткани полипа определяли у 6 больных полипозной формной БА и у 42 больных полипозно-гнойной формой БА.

N----

Подготовка больных к оперативному вмешательству включала в себя системную терапию ГКС (по 8 мг дексаме-тазона накануне и за 30 мин до операции, по 4 мг — в 1-е и 2-е сутки после операции) и премедикацию: промедол (20 мг/мл — 1,0 мл), атропина сульфат (0,1% — 1,0 мл), диазе-пам (10 мг — 2,0 мл) — за 10—15 мин до операции. Оперативное вмешательство во всех случаях проводилось в условиях местной аппликационной анестезии 10% раствором лидока-ина под эндоскопическим контролем. Крупные полипы ПН удаляли, отсекая ножки радиочастотной петлей, что позволило быстро и бескровно удалить основной объем полипоз-ных разрастаний. Мелкие полипы ПН и ножки полипозной ткани, оставшиеся после удаления полипов радиочастотной петлей, вапоризировались в контактном режиме с помощью лазерного излучения с длиной волны 810, 980 или 1470 нм либо дистантно лазером с длиной волны 980 нм (оптимальную мощность излучения устанавливали экспериментально) [7, 8]. Для предотвращения воздействия на бронхи образующегося при воздействии лазера дыма его удаляли электроотсосом. Всем пациентам через 1 сут после оперативного лечения назначали назальные топические ГКС на срок не менее 1 мес.

Все больные отмечали восстановление носового дыхания с 1-х суток послеоперационного периода. Ни в одном случае не наблюдалось носового кровотечения ни во время операции, ни в послеоперационном периоде, в том числе у больных, получавших терапию антикоагулянтами, что исключило необходимость тампонады ПН. Утяжеление БА не отмечено ни у одного больного как во время операции, так и в послеоперационном периоде. Половина больных отмечали значительное уменьшение выраженности симптомов БА после оперативного лечения и возможность снижения доз базисной терапии БА.

Эозинофилия отделяемого из ВЧП после лечения достоверно уменьшилась. Более значимое снижение эозинофилии отделяемого из ВЧП у больных полипозно-гнойным риноси-нуситом с сопутствующей БА после оперативного лечения (на 18,5%), чем после консервативного (на 13,6%), может быть обусловлено проведением курса системной терапии ГКС всем больным, получившим хирургическое лечение.

Рецидив полипозного риносинусита выявлен у 21 (30%) больного в срок от 3 до 66 (14,6±2,1) мес. Ретроспективный анализ результатов цитологического исследования у 8 (38%) больных с рецидивами показал, что у них до лечения была высокая степень эозино-филии в отделяемом из ВЧП (70,4+3,7%). У 9 (43%) больных с рецидивами эозинофилия отделяемого из ВЧП была невысокой, однако имелась тенденция к ее росту на фоне лечения (с 22,8+5,0 до 31,4+6,8%). У 7 больных за период наблюдения отмечались неоднократные рецидивы.

Проведена оценка чувствительности и специфичности метода прогнозирования рецидива заболевания на основании исходно высокой эозинофилии отделяемого из ВЧП (>50%) и роста эозинофилии на фоне лечения. Чувствительность метода составила 64%, специфичность — 74%.

Полипотомия носа с помощью радиочастотной петли и лазера в условиях местной анестезии в комплексе с предоперационной подготовкой является безопасной у больных БА и значительно улучшает качество их жизни. Эозинофилия отделяемого из ВЧП может служить дополнительным критерием оценки эффективности лечения больных ХПРС и БА.

Литература

1. Akdis C., Bachert C., Cingi C. et al. Endotypes and phenotypes of chronic rhinosinusitis: a PRACTALL document of the European Academy of Allergy and Clinical Immunology and the American Academy of Allergy, Asthma & Immunology // J. Allergy Clin. Immunol. - 2013; 131: 1479-90.

2. Бондарева Г.П. Астматическая триада. Клинико-иммунологическая характеристика. Пути формирования. Терапевтические подходы. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2009; 48 с.

3. Рязанцев С.В. Полипозные риносинуситы у больных с бронхообструк-тивным синдромом // Новости оториноларингол. и логопатол. - 2000; 3 (23): 46-55.

4. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология: руководство для врачей / М.: Мед. информ. агентство, 2006; 560 с.

5. Белевский А.С. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (2011). Под ред. А.С. Белевского / М.: Российское респираторное общество, 2012; 108 с.

6. Taylor D., Bateman E., Boulet L. et al. A new perspective on concepts of asthma severity and control // Eur. Resp. J. - 2008; 32: 545-54.

7. Рябова М.А., Шумилова Н.А. Лазерная полипотомия носа при мощности 20 Вт // Folia Otorhinolar et Pathol Resp. - 2015; 21 (2): 102-3.

8. Рябова М.А. Шумилова Н.А. Выбор метода хирургического лечения полипозного риносинусита у больных с бронхиальной астмой // Доктор.Ру. -2014; 97-98 (9-10): 76-80.

SAFETY OF SPARING REMOVAL OF NASAL POLYPS IN ASTHMATIC PATIENTS

Professor M. Ryabova, MD; N. Shumilova, Candidate of Medical Sciences Acad. I.P. Pavlov First Saint Petersburg State Medical University

The results of treatment in 69 patients with asthma have indicated that nasal polypotomy using a radiofrequency loop and laser is safe and significantly improves quality of life in patients.

Key words: polypotomy, asthma, chronic polypous rhinosinusitis.

40 ВРАЧ 2'20i6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.