Научная статья на тему 'Безопасность при перевозке крупнотоннажных грузов для объектов атомной энергетики'

Безопасность при перевозке крупнотоннажных грузов для объектов атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
КРУПНОТОННАЖНЫЕ ГРУЗЫ / АТОМНЫЕ РЕАКТОРЫ / АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТЕР / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Алена Анатольевна

В статье анализируется процесс перевозки крупнотоннажных грузов, включая подготовку и транспортировку груза с наибольшей безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность при перевозке крупнотоннажных грузов для объектов атомной энергетики»

приемлемые результаты: по итогам обучения среднеквадратическая ошибка составила 0.082, что в случае перевода в % составит ошибку в 0.08%. Подобный результат является близким к эталонному и позволяет сделать примерный прогноз на ближайшие месяцы.

Следующим шагом была произведена проверка работы нейронной сети на тестовой выборке.

Тестирование полученной нейронной сети позволяет сказать, что сеть прогнозирует показатели успешно - в большинстве случаев прогнозные значения (красные точки) совпадают с фактическими (синие круги), в остальных ситуациях прогнозные значения находятся в непосредственной близости к фактическим.

Теперь перейдем к прогнозированию. Был сформирован прогноз на первые пять месяцев, а также были взяты фактические данные за соответствующий период 2016 года: январь, февраль, март, апрель, май.

В результате применения модели нейронных сетей для прогнозирования будущего уровня инфляции было выявлено, что на сегодняшний день точность предсказания данного экономического показателя в будущем будет относительно небольшой. В частности, это объясняется тем, что в рамках данной темы необходимо оценивать не только саму динамику изменений, но множество других факторов, перечень которых является динамическим, а также трудно интерпретируемым в числовые показатели.

Список литературы

1. Головачев С.С. Прогнозирование доходности на фондовом и валютном рынках на основе моделей искусственных нейронных сетей: Дисс. ... канд. эконом. Наук. Москва, 2014. 191 с.

2. Корчак. Т.В. Методы анализа и прогнозирования временных рядов с пропущенными данными при использовании нейро-нечетких моделей типа Такаги-Сугено и адаптивных моделей // Системы управления, навигации и связи, 2009. № 4. С. 55-59.

3. Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. 67 с.

4. Теоретико-вероятностные и статистические методы и модели анализа внешнеэкономической деятельности предприятий: монография / под общ. ред. И.Н. Абаниной, А.М. Ревякина. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 215 с.

5. Уровень инфляции в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx/ (дата обращения: 24.02.2018).

6. Ярушкина Н.Г., Афанасьева Т.В., Перфильева И.Г. Интеллектуальный анализ нечетких временных рядов: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 320 с.

7. Яхъяева Г.Э. Основы теории нейронных сетей. М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. 200 с.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ КРУПНОТОННАЖНЫХ ГРУЗОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Куликова А.А.

Куликова Алена Анатольевна — студент, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Институт международных транспортных коммуникаций Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье анализируется процесс перевозки крупнотоннажных грузов, включая подготовку и транспортировку груза с наибольшей безопасностью.

Ключевые слова: крупнотоннажные грузы, атомные реакторы, атомные электростанции, логистический процесс, безопасность, риски, специализированный транспортер, железные дороги.

Перевозка крупнотоннажных грузов является длительным и трудоемким процессом, в котором важнейшим вопросом выступает безопасность.

Негабаритным или крупнотоннажным грузом принято определять такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Основным правовым регламентом,

устанавливающим правила перевозки негабаритных грузов в России, является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ. При международных перевозках действует Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ.

Сам процесс перевозки негабаритных грузов является высокозатратным и длительным, поскольку для обеспечения высококачественной и безопасной перевозки требуется ряд подготовительных и погрузочных работ, включающих в том числе составление документов, проведение согласований на соответствие технологическим нормам, подписание специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке. Одним из таких документов является приказ Минтранса России от 24.07.2012 (ред. от 21.09.2016, с изменениями от 16.01.2017) № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», который регламентирует все процедурные формальности, необходимые при получении специального разрешения на перевозку негабаритного груза.

В качестве процесса, демонстрирующего перевозку негабаритного груза, проанализирована транспортировка энергоблоков для атомных электростанций (АЭС).

На современном этапе атомная энергетика является важнейшим сектором экономики России. На ее долю приходится свыше 18% в общей выработке электроэнергии в России. Активное развитие данного сегмента служит одним из основных условий обеспечения энергозависимости государства и стабильного роста экономики страны. Необходимым условием создания и функционирования АЭС является использование и производство высокотехнологического оборудования. Процесс транспортировки такого оборудования к строящимся или уже действующим АЭС требует соблюдения строгих мер безопасности.

Российские производители специализируются на создании высокотехнологического оборудования для предприятий топливно-энергетического комплекса, тепловых, а также атомных электростанций, ядерных реакторов, реакторов для АЭС малой и средней мощности и др. В рамках компании сосредоточена вся производственная цепочка - от проектирования деталей до отгрузки их заказчику. Компания производит продукцию не только для внутренних нужд страны, но и для поставки на экспорт.

Одним из современных проектов является изготовление и отгрузка корпуса реактора для второго энергоблока российской компанией «АЭМ-технологии» для Белорусской АЭС [1].

Процесс транспортировки такого оборудования сопряжен с решением организационно-правовых, экономических и технико-технологических задач, а также соблюдением требований безопасности.

Для перевозки грузов из России в Белоруссию важным является наличие определенных межправительственных соглашений, одобренных государственными органами. В данных документах прописаны ответственность сторон (юридическая и финансовая), ценовая политика, форс-мажорные обстоятельства и штрафные санкции в случае неисполнения сторон принявших на себя обязательств. Только после этого возможна перевозка. Данные документы определяют финансово-экономические, страховые, технические и прочие риски перевозки, влияющие на уровень безопасности.

Для перемещения грузов по железным дорогам используются специализированные транспортеры с уникальной оснасткой, которая позволяет надежно закрепить негабаритный груз и доставить его до места монтажа. Перемещение грузов осуществляется только после тщательной проверки всего отрезка пути (от станции отправления (погрузки) до станции назначения). Проводится тензометрирование оснастки, результаты которого позволяют определять напряжения, возникающие в результате повышенной нагрузки на оснастку.

Безопасность при перевозке атомных реакторов зависит и от соблюдения требований при производстве.

Весь производственный процесс конструирования корпуса реактора со дня изготовления заготовок до отгрузки занимает в среднем три года. Особое внимание в данном процессе уделяется вопросам качественного изготовления и, в дальнейшем, безопасного использования оборудования. Большое значение в технологическом процессе отводится контрольным операциям, а именно, проверке состояния отдельных соединений, узлов, механизмов, геометрических параметров, расположения осей деталей машины на одной линии и, по итогу, подтверждение качества готового изделия.

Сама перевозка реактора до Белорусской АЭС является сложной логистической цепочкой, включающей в себя транспортировку различными видами транспорта: специально предназначенной автомобильной техникой по городу Волгодонск, далее по реке Дон на баржебуксирном составе осуществляется доставка в город Нововоронеж и далее по железной

65

дороге на специализированным транспортере, состоящем из 10 вагонов (вагоны «прикрытия», контрольные рамы, вагон сопровождения и специализированный транспортер с уникальной системой крепления) до города Островец. Такой жесткий состав формируется в соответствии со строгими требованиями РЖД для перевозки негабаритных грузов. Общая протяженность маршрута составляет 3000 км, а максимальная скорость состава при этом не более 30 км/час. Самой трудоемкой частью погрузки корпуса реактора на железнодорожный транспортер является выполнение точного позиционирования относительно оснастки железнодорожного транспортера. На протяжении всего пути необходимо соблюдение норм безопасности, чтобы, не допустить ситуации, произошедшей при перемещении первого корпуса для Белорусской АЭС. Тогда во время перевозки по вине субподрядчика, произошло незапланированное соприкосновение корпуса с землей. При этом после детального осмотра и контрольного измерения повреждений не было обнаружено, и реактор оказался технически пригоден, однако белорусская сторона настояла на замене корпуса. Росатом выразил готовность заменить его на корпус для реактора второго блока, но уведомил, что данное решение приведет к смещению графика завершения сооружения энергоблока. Ввод в промышленную эксплуатацию первого блока Белорусской АЭС запланирован на 2018 год, второго - на 2020 год [2].

При перевозке крупногабаритных грузов для объектов атомной энергетики из России в такие страны как Турция, Индия, Финляндия, Китай, Бангладеш целесообразно использовать морской транспорт большой вместимости. При этом при подготовке перевозки негабаритных грузов по территории иностранных государств необходимо учитывать национальное законодательство и правила.

Наряду с самой перевозкой грузов в международном сообщении важнейшим условием является принятие во внимание особенностей таможенного оформления товаров для экспорта из РФ и импорта в страны заказчиков, включая вопросы экспортного контроля.

Список литературы

1. Никипелов А.В. Горизонт АЭМ - часть комплексного производственного процесса // Корпоративная газета группы компаний «Вестник АЭМ». № 11(64). Ноябрь, 2017. С. 4-5.

2. Трипотень Е. Атомэнергомаш - история созидания // Журнал «Атомный эксперт». № 10 (61). Декабрь, 2017. С. 1-7.

3. ЦНИИТМАШ // Тяжелое машиностроение. [Электронный ресурс]. 2017. № 9. Режим доступа: http://www.aem-group.ru/services/nuclear.html/ (дата обращения: 25.03.2018).

4. Атомная энергия 2.0 // Белорусская АЭС. [Электронный ресурс], 2018. № 2. Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/BelarusNPP/ (дата обращения: 25.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.