7. Alghadir A., Anwer S. Prevalence of musculoskeletal pain in construction workers in Saudi Arabia, The Scientific World Journal, 2015, Vol. 15, pp. 32-37.
8. Burenko L.A., Kazakova V.A. Istochniki proiz-vodstvennykh i professional'nykh riskov na rabochikh mestakh i metody ikh ustraneniya [Sources of productional and professional risks at the workplace and methods for their elimination], Bezopasnost truda v promyshlennosti, 2014, No 5, pp. 74-77. (In Russian)
9. Ovchinnikova E., Shkrabak R., Shkrabak V. Current status and prospective aspects of labor safety in agriculture. Arbeitswissenschaft 20 Arbeitswissenschaftliches Kolloquium. Universität Hohenheim, Institutfür Agrartechnik, 2016, pp. 171176.
10. Shkrabak, R.V., Shkrabak V.S., Sapozhnikov S.V., Kotlova N.Ju. Rezul'taty jeksperimental'nykh issledovaniy usloviy truda operatorov sel'skokhozjajstvennykh traktorov i kombaynov
po parametram shuma [The results of experimental studies of working conditions of agricultural tractors and combines drivers in terms of noise], Agrarnyj nauchnyj zhurnal, 2015, No 7, pp. 58-62. (In Russian)
11. Shkrabak V.V., Demko P.V., Vetushko V.I. Analiz i otsenka uslovij truda mekhanizatorov na posevakh gibridnykh uchastkov tekhnicheskikh kul'tur [Analysis and assessment of the working conditions of machine operators on crops of hybrid plots of industrial crops], Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta, 2015, No 39, pp. 401-404. (In Russian)
12. Shkrabak R.V., Enikeev V.G., Ognev O.G., Smir-nov V.T., Tatalev P.N., Shkrabak V.S. Kharakteristika trudoo-khrannykh problem v APK i sovremennye puti ikh reshenija [Description of labor protection problems in the agricultural sector and modern solutions], Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya, 2018, No 39, pp. 72-79. (In Russian)
Сведения об авторах
Садовников Михаил Алексеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). Тел.: +7-905-399-53-46. E-mail: [email protected].
Попов Геннадий Георгиевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). E-mail: [email protected].
Мартынов Иван Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). E-mail: [email protected].
Рыжкова Анна Александровна - специалист Центра охраны труда, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). E-mail: [email protected].
Information about the authors Sadovnikov Mikhail Alekseevich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). Phone: +7-905-399-53-46. E-mail: [email protected].
Popov Gennadiy Georgievich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Martynov Ivan Sergeevich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Ryzhkova Anna Aleksandrovna - specialist, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
УДК 631.372.014.9
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
© 2019 г. И.Э. Липкович, И.В. Егорова, Н.В. Сергеев, Н.В. Петренко, С.М. Олдырев
В условиях становления рыночной экономики проблемы безопасности движения и охраны труда становятся одними из самых острых социальных проблем. Связано это с травматизмом и профессиональными заболеваниями, приводящими в ряде случаев к летальному исходу, при том, что более половины предприятий АПК относятся к классу максимального профессионального риска. Реальную угрозу возникновения аварий с человеческими жертвами, увеличения числа профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве представляет высокая степень износа основных фондов, составляющая около 43%, а машин и оборудования - 60%. Особенно тяжелое положение сложилось в АПК, где объем капитальных вложений уменьшается по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, хотя здоровье и жизнь человека обладают наивысшим приоритетом среди общечеловеческих ценностей и обеспечение безопасности производства является одной из основных задач безопасности страны. Мобильные машины и агрегаты являются основным источником тяжелого и летального травматизма на предприятиях АПК. Гусеничные трактора также являются достаточно опасным объектом в процессе своего движения, и если при выполнении операции в полевых условиях само перемещение трактора относительно безопасно, то движение к месту работы по внутрихозяйственным дорогам является высокоопасным, так как скорость гусеничного
трактора ниже скорости других участников движения, что способствует наездам на него: трактор выделяет большое количество пыли, что затрудняет его идентификацию, определение безопасной дистанции до него; отсутствие, неисправность задних световых приборов в ночное время на сельских дорогах делает его практически невидимым. При выполнении операций на склонах возникает вероятность опрокидывания, что может привести к тяжелой травме оператора или к летальному исходу.
Ключевые слова: трактор, устойчивость, опрокидывание, безопасность, дорога, движение, спуск, подъем, уклон, разработка, сила, угол, маршрут, организация.
In the conditions of developing a market economy, the problems of traffic safety and labor protection become ones of the most acute social problems. This is due to injuries and professional diseases, leading in some cases to a death, moreover, more than half of the enterprises of the agro-industrial complex belong to the class of maximum professional risk. The real threat connected with of accidents leading to loss of life, increase in the number of professional diseases, industrial accidents are caused by a high degree of tear and wear of fixed assets, which are about 43%, while machinery and equipment account for 60%. A particularly difficult situation has arisen in the agro-industrial complex, where the volume of capital investments has been reduced in comparison with other sectors of the national economy. The economic mechanism that encourages the employer to take effective measures to ensure healthy and safe working conditions has not been worked out, although human health and life have the highest priority among universal human values and ensuring production safety is one of the main security problems of the country. Mobile cars and units are the main source of severe and fatal injuries at the enterprises of the agro-industrial complex. Track-type tractors are also quite a dangerous object while their moving along, and if when operating in the field conditions, the movement of the tractor is relatively safe, while its movement to the working place on on-farm roads is highly dangerous, as the speed of the track-type tractor is lower than the speed of other vehicles. This situation contributes to hitting the tractor, because it emits a large amount of dust, which makes it difficult to identify it, determine the safe distance to it, the absence or malfunction of the rear lights, which makes it almost invisible at night on rural roads. When going up and down the slopes there is a likelihood of turnover, which can lead to serious injury to the operator or his death.
Keywords: tractor, stability, overturning, safety, road, movement, descent, ascent, road grade, development, force, degree slope, route, organization.
Введение. В условиях становления рыночной экономики проблемы безопасности движения и охраны труда становятся одними из самых острых социальных проблем. Связано это с травматизмом и професси-
Большая степень износа основных фондов составляет около 43%, а машин и оборудования - 60%. Это представляет угрозу возникновения аварий с жертвами, рост числа профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Очень тяжелое
ональными заболеваниями, приводящими в ряде случаев к летальному исходу, при том, что более половины предприятий АПК относятся к классу максимального профессионального риска.
положение сложилось в АПК, где объем капитальных вложений уменьшается по сравнению с другими отраслями. Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда,
« о СО р" о й го
о с о § \о
:Е <и И о <и Устойчивость р о о го Ч О X
СП п <и S ш н 5 и Он 0) я гч Е Е и еч Н а го & й о о ш ю го й
« D
« 2
го с" m £
Теория трактора
з
<1J
а
я
<J
со О н го
См
<и &
го
О)
га ш
о &
^ & (->
К
О
W
Е
О)
и и Е
О
м о
и &
го н
OJ В4 (J
го
cz И Е
П
Теория конструирования трактора
Теория эксплуатации
Наука о тракторе
Рисунок 1 - Структура науки о тракторе
хотя здоровье и жизнь человека обладают наивысшим приоритетом среди общечеловеческих ценностей, и обеспечение безопасности производства является одной из основных проблем безопасности страны [1].
Мобильные машины и агрегаты являются основным источником тяжелого и летального травматизма на предприятиях АПК. Гусеничные трактора также являются достаточно опасным объектом в процессе своего движения, и если при выполнении им операции в полевых условиях само перемещение трактора является относительно безопасным, то движение к месту работы по внутрихозяйственным дорогам является высокоопасным, так как скорость гусеничного трактора намного ниже скорости других участников движения, что способствует наездам на него, как на статическое препятствие. Выделение большого объема пыли затрудняет идентификацию трактора, определение безопасной дистанции до него; отсутствие, неисправность или ненаглядность задних световых приборов в ночное время на сельских дорогах делает его практически невидимым. Кроме того, при выполнении операций на склонах возникает вероятность опрокидывания, что может привести к тяжелой травме оператора или даже к летальному исходу.
В структуре науки о тракторе (рисунок 1) большое значение придается устойчивости и управляемости трактора.
Также необходимо отметить, что оборудование и содержание внутрихозяйственных дорог, по которым планируется движение гусеничных тракторов, является одной из важнейших проблем руководства сельскохозяйственного предприятия в плане обеспечения безопасности движения гусеничных тракторов к месту работы. В идеальных условиях гусеничные трактора должны доставляться к месту работы на трейлерах, но к сожалению, приобретение такого вида трактора и его эксплуатация требует больших финансовых затрат, поэтому является нецелесообразным, так как трейлер может быть использован только для одной конкретной ситуации.
Методика исследований. Как уже отмечалось выше, большое значение для безопасности движения гусеничного трактора является устойчивость, которая подразделяется на статическую, продольную и поперечную устойчивость от опрокидывания.
Продольная устойчивость гусеничного трактора определяется положением центра давления относительно гусеничной цепи. Для трактора предельный угол подъема будет соответствовать такому положению, когда центр давления Бг (рисунок 2 а) сместится к задней кромке опорной поверхности гусеницы. На уклоне предельное состояние по устойчивости наступит в тот момент времени, когда центр давления расположится на передней кромке опорной поверхности гусеницы (рисунок 2 б) [2, 3].
б
а - на предельном подъеме; б - на предельном уклоне Рисунок 2 - Схема сил, действующих на гусеничный трактор
Уравнение равновесия моментов относительно центра давления трактора соответственно на подъеме и уклоне можно записать в следующем виде:
+ «о) ' С0ШИт = СтрК51шИт'' 6тр(о,51м - а0) ■ С05аит = О^зта^,
откуда
а
Как видно из выражений, предельный статический угол продольной устойчивости гусеничного трактора на уклоне меньше, чем на подъеме. Это объясняется тем, что компоновку гусеничных тракторов выполняют таким образом, чтобы центр его тяжести был смещен относительно центра давления вперед на величину а0.
При угле подъема или уклона свыше аит и аит трактор повернется относительно наружной кромки гусеницы в точке йг до упора в почву передней или задней наклонной ветвью и направляющим или ведущим колесом.
Предельные углы аит и аит продольной устойчивости тракторов с двухопорной балансирной подвеской определяют в положении, когда центр давления перемещается к середине каретки. Принимают, что опрокидывание такого трактора происходит вокруг оси балансира. Поэтому в выражения для определения предельного угла наклона вместо 1оп подставляют 1К -продольную базу балансирных кареток.
Тракторы с полужесткой подвеской обладают большей устойчивостью (при аНт = 35-45°), чем тракторы с балансирной подвеской (айт = 30-55°) [4, 5].
На рисунке 3 представлены схемы к определению устойчивости гусеничного трактора.
б
а - трактор с полужесткой подвеской; б - трактор с балансирной подвеской Рисунок 3 - Схемы к определению устойчивости гусеничного трактора
Предельный угол подъема а^т (рисунок 3 а) характеризуется тем, что вертикальная плоскость, проведенная через центр тяжести трактора, проходит через заднюю кромку опорных поверхностей гусениц [6].
При этом
^ 9 а1ст —
(5)
Для тракторов с балансирной подвеской (рисунок 3 б) вертикальная плоскость, проведенная через центр тяжести, должна пройти через ось подвески остова. Тогда
Ьд «1 ст — '
а — 1„
(6)
Опрокидывание такого трактора при большем угле подъема происходит под действием момента силы тяжести трактора относительно задней оси подвески.
Соответственно определяются предельные углы уклона [4, 6]:
- Для трактора без балансирной подвески
- Для трактора с балансирной подвеской
—
19 а2т ~ ~ (8) Предельный угол поперечного уклона, на котором может стоять трактор (рисунок 4), можно определить из уравнения
0,5 (в + Ь)
I " (9)
Рст = '
Для надежности расчета при стоянке трактора на мягкой почве принимают Ь = 0.
В случае несимметричного распределения веса трактора относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось трактора, необходимо определить третью координату центра тяжести е с указанием расположения центра тяжести вправо или влево от продольной оси по ходу трактора.
а
Деформация рессор позволяет несколько снизить центр тяжести, что приводит к увеличению углов статической устойчивости трактора.
Навеска на трактор каких-либо орудий изменяет величину углов статической устойчивости. Поэтому в уравнения вместо координат центра тяжести трактора следует подставлять координаты центра тяжести трактора с навесным орудием в транспортном положении.
Результаты исследований и их обсуждение. Исследования проводились ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция» на гусеничных тракторах марки Аг-ромаш-90ТГ 1040А, Агромаш-90ТГ 2040А, ВТ-4С150Д, Агромаш-150ТГ 1040А с резиновой гусеницей [7, 8, 9, 10] (рисунок 5).
Предельные углы статической устойчивости некоторых российских и зарубежных гусеничных тракторов приведены в таблицах 1 и 2 [7, 11, 12, 13, 14].
Таблица 1 - Предельные углы статической устойчивости российских гусеничных тракторов
Марка трактора На подъеме На уклоне Поперечный
Агромаш 90ТГ 1040А 35°36' 37°47' 39°27'
Агромаш 90ТГ 2040А 45° 45° 42°
ВТ-4С150Д 45°36' 59°45' 36°12'
Таблица 2 - Предельные углы статической устойчивости зарубежных гусеничных тракторов (в град.)
Марка трактора Тип трактора На подъеме На уклоне Поперечный
РэнсемсMG-5 Общего назначения 51 24 40
Бристоль-22 Общего назначения 44 44 45
Из таблиц видно, что для зарубежных тракторов характерно соотношение 1д а^™ > 1д рс™, которое имеет наибольшее значение для виноградниковых тракторов [8, 10].
Устойчивость тракторов класса 3т близка к норме, для скоростных тракторов а^™ (а2ст) = 45°; Рст = 40° [2].
Проверка возможности сползания трактора в поперечном направлении при скольжении по поверхности почвы определяется из соотношения боковых сил G sin в = Z1 + Z2. Имея в виду, что
(Z1+Z2)max=^Gcos/3, (Ю)
получим
tgp^Vz- (11)
а - Агромаш 90ТГ 1040А
б - Агромаш 90ТГ 2040А
в - ВТ-4С150Д г - Агромаш-150ТГ 1040А с резиновой гусеницей
Рисунок 5 - Российские гусеничные трактора
Для необходимых расчетов можно пользоваться следующими данными:
Дорога (почва) Vz
Болото 0,3
Сухой песок 0,4
Влажный песок 0,5
Свежевспаханное поле 0,6
Снежная укатанная дорога 0,6
Слежавшаяся пахота 0,7
Влажная стерня 0,9
Сухая грунтовая дорога 0,9-1,1
Продольная устойчивость трактора с прицепным орудием. Условие продольной устойчивости гусеничного трактора с прицепным орудием на подъеме определяется из рассмотрения внешних сил и моментов, действующих на трактор.
Составим уравнение моментов сил относительно точки О и определим координату точки приложения реакции Y - центр давления (рисунок 6) [3].
Рисунок 6 - Схема сил, действующих на трактор орудием при преодолении подъема
хд —
Ga cos а — PKOhKp cos укр — (G sin а + Pj) h — Xny 4- MjCyu
G eos а
(12)
где G - сила веса трактора с составляющими;
Pj - сила инерции поступательно движущихся масс при неустановившемся движении;
Pkp - сила тяги на крюке с составляющей
Pkp cos yp
Хп - составляющая лобового сопротивления гусениц;
Y - составляющая нормальных реакций почвы на гусеницы;
MjcyM - суммарный момент касательных сил инерции вращающихся деталей ходовой части, приведенных к ведущему колесу;
PK - касательная сила тяги.
Продольная устойчивость трактора обеспечивается, если центр давления расположен в пределах контура опорной поверхности, т. е. если
Ск < Хд < Сп. (13)
Для обеспечения продольной устойчивости трактора с балансирной системой подвески остова
необходимо, чтобы центр давления был расположен между задней и передней осью подвески, т. е. чтобы 4 < 1д < 1п. (14)
Таким образом, координата центра давления является критерием продольной устойчивости гусеничных тракторов.
Если пренебречь силой инерции Р}- и моментом Мсум и принять Pк = Pкн1, то из суммы моментов сил относительно точки О1 при Хд - ск > 0 получим величину номинальной силы тяги на первой передаче [4, 5]:
(15)
Пользуясь этой зависимостью, можно построить характеристику продольной устойчивости и определить критический угол подъема.
На предельном подъеме момент силы тяжести трактора относительно задней опоры равен нулю.
Графический и аналитический способы проверки продольной устойчивости трактора с навесным орудием аналогичны способам, изложенным ранее.
Возможность потери устойчивости при работе с культиватором (рисунок 7) проверяется при условии
равномерного движения агрегата на подъеме при бесконечно малых значениях сопротивления качению гусениц [3].
Рисунок 7 - Схема трактора с навесным орудием в рабочем положении и эпюра давления
хд ~
Координата центра давления равна:
саграр сова+НхО,5Н05т а
С^^соьа+Н,
^ ск, (16)
где Ях и Яу - результирующие реакции почвы; К - глубина действия реакций.
Выразим реакцию Яу как функцию а
Построив характеристику продольной устойчивости агрегата, определим критический угол подъема аКр.
Координата центра давления хд характеризует не только продольную устойчивость гусеничных трак-
торов, но и распределение вертикальных давлений на грунт под гусеницами. Координату Хд можно определить аналитически по уравнениям (12), (16) или из эпюры распределения нагрузки по длине опорной поверхности гусеницы как координату центра тяжести фигуры эпюры давлений (центр тяжести трапеции на рисунке 7).
Экспериментально центр давления определяют, устанавливая трактор в равновесном положении на платформе 1 (рисунок 8), свободно качающейся на призме 2. Этой же установкой пользуются для определения смещения центра давления ад.н трактора под влиянием веса орудия.
1 - платформа; 2 - призма
Рисунок 8 - Схема к определению коэффициента центра давления и коэффициента смещения центра давления
В качестве параметра, характеризующего влияние навесной машины на динамику гусеничного агрегата, и, в том числе, на устойчивость его движения, принят коэффициент смещения центра давления V».
Этот коэффициент представляет собой отношение продольного смещения центра давления трактора относительно середины его опорной поверхности, про-
исходящего под влиянием сил, действующих на трактор, к длине опорной поверхности гусениц, т.е. [2, 3].
(18)
Центр тяжести трактора обычно располагают впереди середины опорных поверхностей гусениц, что уменьшает величину смещения центра давления при работе трактора с нагрузкой на крюке и при движении на подъем. Часто принимают ао = (0,05 - 0,08)1.
Из уравнения моментов относительно центра давления Dимеем
откуда
ан).
(20)
Подставляя это выражение в уравнение (18),
определим
Д.(У-а) а,
(21)
" {1+Й„)1 I
В таком виде коэффициент ун предложен в качестве критерия оценки допустимости навески машин на гусеничный трактор.
Максимальная величина коэффициента давления принята в теории тракторов равной Vн = 1/6 в связи с тем, что при большей величине Vн теоретическая эпюра давлений на грунт превращается из трапеции в треугольник и часть опорной поверхности перестает участвовать в передаче давлений на грунт.
Неравенство (21) может быть соблюдено для мощных тракторов, работающих с навесными плугами, только при наличии опорных колес.
Таблица 3 - Величины допускаемого продольного предельного крена гусеничных тракторов
Марка тракторов Марка орудия Крен в градусах
На подъеме На уклоне
Агромаш 90ТГ 1040А Плуг ЛПН(4+1)х35 без пятого корпуса 12-14 12-14
Агромаш 90ТГ 2040А Культиватор КСОП-6 14 14
Поперечная устойчивость трактора. Работа трактора в поперечном направлении склона более опасна, чем работа вдоль склона в связи с большей возможностью потери устойчивости [5].
К основным факторам, способствующим потере устойчивости, относятся: перераспределение сил, действующих на трактор, отклонение трактора от первоначального направления движения, меньшая величина угла вст по сравнению с Ост.
Так же, как и для колесного трактора, в связи с появлением составляющей силы веса Gsiпв (рисунок 9 а) снижается запас устойчивости, а критерием поперечной устойчивости служит реакция Yв. Если принять поверхность пути абсолютно жесткой, то условие поперечной устойчивости неподвижного трактора относительно наружных кромок опорной поверхности гусениц следующее [5, 6]:
где Mjm - момент, создаваемый двигателем.
При расчете устойчивости трактора с навесным орудием в транспортном положении в неравенство (22) следует подставить параметры агрегата.
Потеря устойчивости направления движения в виде увода вниз по склону происходит за счет поворачивающего момента, разницы буксования гусениц, их скольжения, деформации почвы, отклоняющего момента при нецентральной навеске.
Момент возникает в результате неравенства сил сопротивления качения верхней и нижней гусениц
После преобразований получаем
Мп = GI h в1пД (24)
Этот момент стремится повернуть трактор вниз по склону, но действие его зависит от конструкции трактора.
В тракторе с дифференциалом касательные силы тяги Рк1 и Рк2 (рисунок 9) равны, поэтому трактор под действием момента Вп начнет поворачиваться в сторону спуска.
В тракторе с бортовыми фрикционами касательные силы тяги не равны. В частном случае (при центральном прицепе) эти силы создают стабилизирующий момент, равный по величине и обратный по направлению моменту Мп, что стабилизирует направление движения трактора. Однако и в этом случае увод все же будет составлять значительную величину (рисунок 10). Объясняется это большей пробуксовкой гусеницы, расположенной вниз по склону, вследствие большего сопротивления перемещению этой гусеницы и движения трактора в сторону более нагруженной гусеницы [3]. в
Увод будет продолжаться до тех пор, пока сила сцепления с грунтом менее нагруженной гусеницы будет больше силы сопротивления ее движению, т.е. Рсц > Gв I.
В противном случае трактор повернется в сторону подъема. Сила сцепления равна:
Рсц = о + Ф Yв, (26)
где р5 - упорная поверхность почвозацепов; о - горизонтальное напряжение почвы; Ф - коэффициент трения стали о почву.
а - вид сзади; б - вид сверху Рисунок 9 - Схема сил, действующих на трактор при его работе с навесным орудием на поперечном склоне
М 4
its
> /
- 2
W
20
м
1 - без боковых почвозацепов; 2 - с боковыми почвозацепами Рисунок 10 - Зависимость увода трактора при движении по склону крутизной 10°
Из уравнений (23)—(25) следует:
М„
Мст =
кв(,ф-рапр tgPrm
(27)
где К - постоянный коэффициент.
Таким образом установлено, что на склоне стремление к самопроизвольному повороту будет тем больше, чем меньше угол предельной поперечной статической устойчивости трактора [4].
Этот процесс осуществляется трением башмака о почву и зацеплением выступающих частей башмака. Поперечное усилие передается почве боковыми площадками башмаков. Эти площадки в случае погружения в почву на полную высоту должны быть достаточными, чтобы уравновешивать сдвигающую силу.
Условие статического равновесия выражается уравнением
G sin в = Z + tg ф G cos в, (28)
где ф - угол силы трения между гусеницей и почвой.
Пусть при некотором угле в = ф + & в произойдет скольжение гусениц. Тогда
^ _ GsínAp (29)
COS<p
Реакцию можно определить из уравнения смятия грунта
(30)
Z - FsCshk,
где Fs - боковая упорная поверхность гусеницы;
Сз - удельное сопротивление почвы боковой деформации;
h - величина сползания за счет скольжения ходовых органов;
к - коэффициент, характеризующий вдавливание почвы в боковом направлении, принят равным 0,6.
Приравнивая правые части уравнений (29) и (30), ПОЛУЧИМ к = к1 вип&р
у/ (3"|)
Результаты исследований показывают, что до угла склона 15°-16° нет сползания трактора за счет скольжения ходовых органов.
Величина боковой упорной поверхности почво-зацепа определяется из неравенства
^ ^ акенлр ^ (32)
где Оз - эквивалентный диаметр почвозацепа, равный отношению площади почвозацепа к его периметру. При выводе уравнения (32) были сделаны два допущения: давление по опорной поверхности гусеницы распределено равномерно; натяжение гусениц не оказывает заметного влияния на процесс погружения шпоры в почву.
Было установлено, что
С5 = 0,5 + 0,67 с, (33)
где с - коэффициент сопротивления почвы вдавливанию в вертикальном направлении.
Трактор, имеющий боковые почвозацепы (рисунок 9), меньше отклоняется от первоначального направления при движении поперек склона, что на 3040% уменьшает число включений бортовых фрикционов и облегчает работу тракториста. Этому же способствует смещение точки прицепа прицепного орудия в сторону подъема.
Исследуя сцепные свойства трактора, имеющего боковые почвозацепы, определили влияние ширины захвата плуга на потребную величину коэффициента сцепления (рисунок 11 а). Протаскивая тягачом трактор, установленный поперек склона, вдоль склона и на косогоре, получили зависимость величины коэффициента сцепления от различных углов крена (рисунок 11 б). По разрушению стенки борозды при различном расстоянии от трактора до края борозды е' была установлена зависимость условного коэффициента бокового сцепления фг от угла в (рисунок 11 в). Последняя зависимость представляет интерес, если учесть, что внезапное проваливание одной из гусениц в борозду может привести к опрокидыванию трактора [7].
а б в
а - от ширины захвата плуга; б - от углов крена: а - продольного; в - поперечного; у - косогора; в - от угла в и расстояния до стенки борозды е' (в см) Рисунок 11 - Диаграмма для определения потребной величины коэффициента сцепления
Устойчивость направления движения трактора, необходимая при работе на узких горных террасах, нарушается при нецентральной навеске, когда продольная составляющая плуга (рисунок 8) проходит вне средней продольной оси трактора.
Как видно из этой схемы, правильное положение плуга относительно трактора будет при
х = 0,5(В + Ь) + е - 0,5Вп.
(34)
Плечо силы х' проходит ближе к полевому обрезу и равно: г
х-х-^Ьп, (35)
где Ьп - ширина захвата одного плужного корпуса.
Устойчивость трактора при повороте. Наиболее опасным с точки зрения поперечной устойчивости является поворот на поперечном склоне с центром поворота в верхней части склона (ось уу, рисунок 9) [5].
В этом случае сила инерции Р]г суммируется с боковой составляющей веса Gsinв. Наименьшей ус-
тойчивостью обладают тракторы скоростные с относительно тяжелыми навесными орудиями в транспортном положении; скоростные с навесным культиватором (плугом, свеклоподъемником, рыхлителем и т. д.), если подъем орудия совпадает с моментом поворота; при повороте на крутом склоне с почвой, не обеспечивающей достаточные сцепные качества трактора.
Пусть сцепные качества трактора обеспечивают его поворот без скольжения в поперечной плоскости. Тогда критический угол поперечного крена вк можно определить графически, построив характеристику поперечной устойчивости для функции Р^ = Щ, или аналитически из условия Yв = 0 (уравнение 22) с поправкой на Р]2, вес и координаты центра тяжести агрегата.
Трактор с работающим пахотным орудием имеет более высокую устойчивость в связи с тем, что центробежная сила и сила сопротивления орудия всегда направлены в противоположную сторону [5].
Потеря устойчивости трактора в момент подъема агрегата связана с возникновением инерционного момента М массы орудия и почвы (на орудии) относительно оси навески и момента сопротивления почвы выглублению орудия. Эти моменты вызывают уменьшение координаты центра давления Хд и дальнейшее перераспределение реакций Yв и Yн.
Для условий поворота на крутых склонах при малых значениях ф и ф следует прежде всего проверить возможность сползания трактора при помощи уравнения
1д втах ^ ф.
(36)
Тракторы, приспособленные для работы челночным способом с тяжелыми навесными орудиями в передней и задней части, при повороте на месте при малых значениях ф и ф создают большой гироскопический момент, что может быть причиной их опрокидывания. Следовательно, сопротивление повороту трактора в таких условиях является положительным фактором.
Основными составляющими сопротивления повороту являются: сопротивление скольжению гусениц по грунту, срез грунта и нагребание срезанного слоя. Коэффициент сопротивления повороту р, учитывающий эти сопротивления, увеличивается при уменьшении радиуса поворота: в опытах Р.Р. Двали при Я = 10 м; р = 0,4, а при Я = 5 м; р= 0,55. Это очень важно для работы трактора на горных склонах в связи с небольшой величиной площадок для поворота машин и короткими гонами. Таблица 4 иллюстрирует влияние склона на радиус поворота пахотных агрегатов.
Таблица 4 - Наименьший радиус поворота пахотных агрегатов (в м)
Марка трактора Число корпусов в агрегате Для горизонтальной местности Для склона 8-10°
Агромаш 90ТГ 1040А 3-5 6-7 6,5-8,0
Опасность потери управляемости возникает при движении трактора на крутом склоне в момент плавного выключения муфты механизма поворота без торможения ведомой оси. Это может вызвать поворот трактора в сторону, противоположную желаемой, в результате движения накатом незаторможенной гусеничной тележки.
В указанных условиях может произойти нарушение правильной работы механизмов поворота других конструкций, например, планетарных.
В таблице 5 представлены основные параметры гусеничных тракторов класса 2 и 3 т, используемые при расчете на устойчивость.
Меры для предотвращения опрокидывания гусеничного трактора сводятся к использованию технических средств и организационных мероприятий. К техническим средствам относятся противоопрокиды-вающие устройства, разработанные ранее [15].
Опрокидывание агрегата, в составе которого присутствует гусеничный трактор, предотвращают при помощи специальных устройств. Устройство с элек-
троприводом (рисунок 12) работает следующим образом.
При наклоне машины на угол больше заданного в ту или иную сторону происходит электрическое соединение центрального А-образного электрода с одним из нижних боковых, благодаря чему напряжение подается на звуковой 3 и световой 2 сигналы, предупреждающие тракториста об опасной (с точки зрения опрокидывания) ситуации.
Дальнейший наклон машины обеспечивает электрическое соединение центрального 1-образного электрода с одним из верхних боковых, что ведет к подаче напряжения на промежуточное реле 4, которое срабатывает, и силовой контакт замыкается. Через соленоиды 5 и 7 проходит электрический ток и происходит втягивание сердечников; при этом двуплечие рычаги 6 и 8 перемещают педали сцепления и тормозов соответственно в сторону выключения (муфты) и включения (тормозов). В результате происходит автоматическое гашение кинетической энергии агрегата путем торможения и опрокидывание предотвращается.
Таблица 5 - Основные параметры гусеничных тракторов класса 2 и 3 т, используемые при расчете на устойчивость
Параметры Агромаш 90ТГ 1040А Агромаш 90ТГ 2040А
Расчетные скорости движения в км/ч:
первая передача 3,59 -
высшая передача 7,9 7,9
Тяговые усилия в кгс:
первая передача высшая передача 2850 1000 812
Колея в мм 1435 1575
Длина опорной поверхности гусеницы в мм 1740 2400
Ширина опорной поверхности гусеницы в мм 390 530
Расстояние по горизонтали от оси ведущей звездочки до середины опорной поверхности гусениц в мм 1244 1555
Высота прицепной скобы над грунтом в мм 505 -
Расстояние по горизонтали от точки прицепа до оси 360
ведущей звездочки в мм
Рекомендуемый максимальный вес навесной машины 600 -
(при навешивании сзади) в кгс
на плече от оси ведущей звездочки в мм 2000 -
при эшелонировании в кгс 2000 2000
Эксплуатационный вес трактора (с учетом веса тракториста) в кгс 5850 6120
Координаты центра тяжести в мм:
горизонтальная от оси ведущей звездочки 1305 1374
горизонтальная от оси симметрии трактора - 32 влево
Вертикальная от поверхности почвы 660 660
1 - датчик положения; 2 - световой сигнал; 3 - звуковой сигнал; 4 - промежуточное реле; 5, 7 - соленоиды; 6, 8 - рычаги; 9 - выключатель Рисунок 12 - Устройство для предотвращения опрокидывания тракторных агрегатов с электроприводом
Аналогичное устройство, но с приводом от гидросистемы трактора представлено на рисунке 13. Оно отличается от предыдущего тем, что датчик 1 выполнен в виде вставленных одна в другую чаш 19 и 23 (из нетокопроводящего материала), соединенных между собой в верхней части кольцом 21 так, что в нижней части образован зазор, заполненный ртутью. Боковые электроды 25 и 26 датчика выполнены в виде колец на различной высоте. Датчик с центральным электродом 22 имеет гасители колебаний 20 и 24, выполненные в
виде цилиндров из нетокопроводящего материала. Электромагнитный клапан 13 срабатывает под действием тока при наклоне датчика и перемещает золотник в корпусе 12 в такое положение, которое открывает путь маслу из маслобака 9, гидронасоса 10 и распределителя 11 гидросистемы трактора в гидроцилиндры. Один из них - гидроцилиндр 14 соединен с педалью 15 муфты сцепления, другой - 17 с педалью 18 тормоза. Воздействуя на педали тормоза, гидроцилиндры останавливают трактор [15].
1
21
- датчик; 2, 3 - выключатели; 4 - генератор тока; 5 - звуковой сигнал; 6-8 - соответственно зеленая, желтая, красная лампы; 9 - маслобак; 10 - гидронасос; 11 - распределитель; 12 - корпус клапана; 13 - электромагнитный клапан; 14, 17 - гидроцилиндры; 15, 18 - педали сцепления, тормоза; 16 - предохранительный клапан; 19, 23 - чаши; 20, 24 - гасители колебаний; 21 - соединительное кольцо; 22 - центральный электрод; 25, 26 - боковые электроды Рисунок 13 - Устройство для предотвращения опрокидывания тракторных агрегатов с приводом от гидросистем
Применяются также аналогичные устройства с приводом от пневмосистемы.
Разработка и внедрение организационных мероприятий является важным способом снижения аварийности и опрокидывания тракторов [16].
К основным организационным мероприятиям относятся:
1. Подготовка территории к работе (дорожной
сети).
2. Составление карты хозяйства с указанием выделенных для работы тракторов участков, их конфигурации и размеров, наличия разворотных полос и наибольшей крутизны склонов.
3. Составление маршрута движения тракторов к месту работ с указанием опасных участков, важных продольных уклонов, состояния подъездных путей к участкам.
4. Проведение занятий с трактористами по заранее разработанной и утвержденной программе.
К основным правилам, выполнение которых должно существенно снизить риск опрокидывания трактора, можно отнести следующие [3]:
- к управлению тракторами допускаются только те трактористы, которые изучили особенности работы данного агрегата в конкретных условиях, характер местности и дороги;
- спускаться с горы надо при включенной первой или второй передаче и выключенном увеличителе крутящего момента;
- при движении на спуске с крутой горы управление поворота должно быть обратным: если необходимо повернуть трактор вправо, выключается левая муфта управления;
- при движении на затяжном подъеме агрегатирование производят таким образом, чтобы двигатель работал с недогрузкой примерно на 10-20%, а трактор двигался на низкой передаче;
- поворот на склоне более 8-10° рекомендуется производить так, как это показано на рисунке 14.
Рисунок 14 - Схема поворота трактора на склоне
1
Если агрегат будет производить обычный поворот, то, начиная с точки а, по всей траектории а, в, с прицепная машина будет накатываться на трактор.
При движении бульдозера по уклону необходимо следить, чтобы отвал не задевал грунт. Запрещается движение трактора с бульдозером при продольном уклоне свыше 25° и спуск с грунтом при уклоне свыше 35°, а также ведение работ с поперечным уклоном свыше 30°.
Для гусеничных тракторов, работающих в агрегате с мелиоративными машинами, запрещено движение меньше предельной величины угла крена: при подъеме и спуске 25°, при движении в поперечном направлении склона - не более 12°.
Преодолевать препятствие нужно только при первой передаче. Высота преодолеваемых препятствий должна быть не более 450 мм на твердом грунте.
При неизбежном наезде на пень нужно переезжать его так, чтобы он приходился на середину гусеницы. При этом поворачивать запрещается, так как это приводит к спаданию гусеницы.
Поваленные деревья, а также бревна следует переезжать под прямым углом, а рвы и канавы под углом 15-20°.
Для подготовки схемы движения тракторов можно использовать копию кадастрового паспорта земельного участка предприятия. Схему устанавливают на щитах на видном месте (например, у въезда и выезда из машинно-тракторного парка).
На схеме можно указать:
- направление движения тракторов;
- условными обозначениями места въезда и выезда с территории машинно-тракторного парка;
- дорожные знаки, места их расположения.
Схему движения тракторов разрабатывают специалист по охране труда совместно с начальником машинно-тракторного парка.
Внутрихозяйственные дороги для движения тракторов следует предусматривать:
- на отдельном земляном полотне эти дороги должны располагаться рядом с автомобильными дорогами и с подветренной стороны;
- на совмещенном земляном полотне с разделительными полосами движения для автомобилей на гусеничном ходу при нерегулярном (не более 10 единиц в сутки) их движении, на подходах к водным преградам, требующим устройства мостов, на участках болот, при проложении дороги по ценным сельскохозяйственным угодьям. Для движения гусеничных тракторов допускается использовать одну из укрепленных обочин автомобильной дороги, ширина которой должна быть не менее 4,5 м.
Ширина полосы движения и обособленного земляного полотна тракторной дороги должна устанавливаться согласно таблице 6, в зависимости от ширины колес подвижного состава.
Таблица 6 - Ширина полосы движения и обособленного земляного полотна тракторной дороги
Ширина колес самоходных прицепных машин, м Ширина полосы движения, м Ширина земляного полотна, м
2,7 и менее 3,5 4,5
От 2,7 до 3,1 4,0 5,0
От 3,1 до 3,6 4,5 5,5
От 3,6 до 5 5,5 6,5
Тракторные дороги следует проектировать грунтовым профилем серповидного поперечного сечения в нулевых отметках или в насыпях в зависимости от грунтовых условий с обеспечением водоотвода кюветами треугольного поперечного сечения.
Продольные уклоны дорог, располагаемых на отдельном земляном полотне, надлежит принимать не более указанных в таблице 7.
Таблица 7 - Продольные уклоны дорог, располагаемых на отдельном земляном полотне
Направление продольного уклона в грузовом направлении Продольные уклоны, %
Наибольший Допустимый для трудных участков
Подъем 40 80
Спуск 60 100
Для тракторных дорог при затяжных продольных уклонах 60% и более через каждые 500 м предусматриваются горизонтальные площадки или участки с уклоном не круче 20% и длиной не менее 50 м.
Радиусы кривых в плане для тракторных дорог следует принимать не менее 100 м. Пересечение и примыкание внутрихозяйственных дорог в одном уровне следует располагать в небольших насыпях высотой
до 0,8-1 м, с откосами не круче 1:3. Продольные уклоны внутрихозяйственных дорог в пределах расстояния видимости поверхности дороги на подходах к пересечению или примыканию не должны превышать 40%.
Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных линий до верха проезжей части в местах пересечения с внутрихозяйственными дорогами должно быть не менее 5,5 м для проезда тракторов
высотой до 4 м и не менее 6,5 м для проезда сельхозмашин высотой более 4 м. Возвышение проводов над верхом проезжей части внутрихозяйственных дорог при пересечении с линиями электропередач должно быть не менее, м [2]:
- 7 - при напряжении до 110 кВ;
- 7,5 - при напряжении до 150 кВ;
- 8 - при напряжении до 220 кВ;
- 8,5 - при напряжении до 330 кВ;
- 9 - при напряжении до 500 кВ.
Расстояние от бровки земляного полотна до
опор воздушных телефонных линий, а также высоковольтных линий электропередач следует принимать не менее высоты опор, увеличенной на 5 м.
Заключение. Исходя из вышеизложенного, мы утверждаем, что движение гусеничного трактора при выполнении им технологической операции является достаточно сложным механическим процессом. При разработке мер безопасности необходимо это учитывать.
Также при движении транспорта к месту выполнения работ основой безопасности его эксплуатации является подготовка и содержание внутрихозяйственных дорог с грунтовым покрытием строго в соответствии с указанными требованиями.
Литература
1. Юферев, С.С. Использование гусеничных тракторов в агропромышленном комплексе / С.С. Юферев // Технические науки в России и за рубежом: материалы III Между-нар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 100-105.
2. Санжапов, Р.Р. Анализ влияния базы на устойчивость движения / Р.Р. Санжапов, Е.В. Балакина // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2011. - № 8. - С. 21-24.
3. Таркивский, В.Е. Стенд для определения угла поперечной статической устойчивости агрегата / В.Е. Таркивский, Н.А. Лапшин // Техника и оборудование для села. -2011. - № 11. - С. 26-27.
4. Лапшин, Н.А. Определение угла поперечной статической устойчивости с помощью мобильного стенда и программы «устойчивость» / Н.А Лапшин, Р.А. Дьяченко, М.Г. Решетняк // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 232-239.
5. Исследование влияния угла склона на дисбаланс нагружения бортов колёсной машины и изменение направления вектора центра тяжести / Ю.Г. Горшков, И.Н. Старуно-ва, А.А. Калугин и др. // Научное обозрение. - 2014. - № 1. -С. 28-32.
6. Методика оценки устойчивости колесных и гусеничных машин / А.В. Скрыпников, А.А. Турсунов, Е.В. Конд-рашова, М.Н. Леонова, Т.В. Скворцова // Вестник Таджикского технического университета. - 2013. - № 3 (23). - С. 82-88.
7. ГОСТ Р 52778-2007. Испытания сельскохозяйственной техники. Методы эксплуатационно-технологической оценки. - Введ. 2008-07-01. - М.: Стандартинформ, 2008. -23 с.
8. Протокол испытаний № 11-43-13 (5010071). Трактор гусеничный сельскохозяйственный АГР0МАШ-90ТГ 1040А. -Зерноград: ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция», 2013. - 4 с.
9. Протокол испытаний 11-31-13 (2010041). Трактор гусеничный сельскохозяйственный АГР0МАШ-150ТГ 1040А с
резиноармированной гусеницей. - Зерноград: ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция», 2013. - 5 с.
10. Протокол испытаний 11-55-09 (1010011). Трактор гусеничный сельскохозяйственного назначения ВТ-4С150Д. - Зерноград: ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция», 2013. - 6 с.
11. Kelley, R.J. The twelve-hour shift revisited: Recent trends in the electric power industry / R.J. Kelley, M.F. Schneider // Journal of Human ErgoJogy. - 2009. - № 11.
12. Sociotechnical Systems / E.E. Emory, E.L. Trist, C.W. Churchman and M. Verhulst // Management science; Models and techniques. - 2011. - Vol. 2. - Oxford; Pergamon.
13. Campbell, J.P. On the nature of organizational / P.S. Goodman, J.M. Pennings. New perspectives on organizational effectiveness. - San Francisco: Jossey-Bass, 2013.
14. Coertmnn, K.K. The mechanical impedance of the human body in sitting and standing positions at law frequencies / K.K. Coertmnn // Human Factors. - 2012. - № 4.
15. Пат. № 1098857 РФ, МПК B62D 49/08. Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины / Шкрабак В.С.; заявитель и патентообладатель Ленинградский сельскохозяйственный институт. - № 83 3550725; за-явл. 14.02.1983; опубл. 20.05.1997.
16. Приказ Минсельхоза РФ от 20 июня 2003 г. № 889 «Об утверждении Правил по охране труда в растениеводстве» п. II «Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам и организации работ». - М., 2003.
References
1. Yuferev S.S. Ispol'zovanie gusenichnykh traktorov v agropromyshlennom komplekse [Use of catarpillars in agro-industrial complex], Tekhnicheskie nauki v Rossii i za rubezhom: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, iyul' 2014 g.). M.: Buki-Vedi, 2014, рр. 100-105. (In Russian)
2. Sanzhapov R.R., Balakina E.V. Analiz vliyaniya bazy na ustojchivost' dvizheniya [Analysing the impact of the body on the stability of the movement], Traktory I sel'skokhozyajstvennye mashiny, 2011, No 8, рр. 21-24. (In Russian)
3. Tarkivskij V.E., Lapshin N.A. Stend dlya opredeleniya ugla poperechnoj staticheskoj ustojchivosti agregata [A stand for determining the angle of the lateral static stability of the unit], Tekhnika i oborudovanie dlya sela, 2011, No 11, рр. 26-27. (In Russian)
4. Lapshin N.A., D'yachenko R.A., Reshetnyak M.G. Opredelenie ugla poperechnoj staticheskoj ustojchivosti s po-moshch'yu mobil'nogo stenda i programmy «ustojchivost'» [Determination of the angle of lateral static stability using a mobile stand and the program «sustainability»], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, No 2, рр. 232-239. (In Russian)
5. Gorshkov Yu.G., Starunova I.N., Kalugin A.A. i dr. Is-sledovanie vliyaniya ugla sklona na disbalans nagruzheniya bortov kolyosnoj mashiny i izmenenie napravleniya vektora centra tyazhesti [Study of the effects of the degree slope on the disbalancement of loading the sides of the wheeled vehicle and the change in the direction of the center of gravitational vector], Nauchnoe obozrenie, 2014, No 1, рр. 28-32. (In Russian)
6. Skrypnikov A.V., Tursunov A.A., Kondrashova E.V., Leonova M.N., Skvorcova T.V. Metodika ocenki ustojchivosti kolesnykh i gusenichnykh mashin [Methods of assessing the stability of wheeled and track-type vehicles], Vestnik Tadzhiks-kogo tekhnicheskogo universiteta, 2013, No 3 (23), рр. 82-88. (In Russian)
7. GOST R 52778-2007. Ispytaniya sel'skokho-zyajstvennoj tekhniki. Metody ekspluatacionno-tekhnologicheskoj
ocenki [State standard specification P 52778-2007. Tests of agricultural machinery. Methods of operational and technological assessment], Vved. 2008-07-01., M.: Standart inform, 2008, pp. 23. (In Russian)
8. Protokol ispytanij No 11-43-13 (5010071). Traktor gu-senichnyj sel'skokhozyajstvennyj AGR0MASH-90TG 1040A [Tractor caterpillar agricultural AGR0MASH-90TG 1040A], Zer-nograd: FGBU «Severo-Kavkazskaya gosudarstvennaya zo-nal'naya mashinoispytatel'naya stanciya», 2013, pp. 2-4. (In Russian)
9. Protokol ispytanij No 11-31-13 (2010041). Traktor gu-senichnyj sel'skokhozyajstvennyj AGR0MASH-150TG 1040A s rezinoarmirovannoj gusenicej [Crawler tractor agricultural AGR0MASH-150TG 1040A with rubber-caterpillar caterpillar], Zernograd: FGBU «Severo-Kavkazskaya gosudarstvennaya zonal'naya mashinoispytatel'naya stanciya», 2013, pp. 2-5. (In Russian)
10. Protokol ispytanij No 11-55-09 (1010011). Traktor gusenichnyj sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya VT-4S150D [Tractor caterpillar for agricultural purposes VT-4S150D], Zernograd: FGBU «Severo-Kavkazskaya gosudarstvennaya zonal'naya mashinoispytatel'naya stanciya», 2013, pp. 2-6. (In Russian)
11. Kelley R.J., Schneider M.F. The twelve-hour shift revisited: Recent trends in the electric power industry [The twelve-
hour shift revisited: Recent trends in the electric power industry], Journal of Human ErgoJogy, 2009, No 11.
12. Emory E.E., Trist E.L., Churchman C.W., Verhulst M. Sociotechnical Systems [Sociotechnical Systems], Management science; Models and techniques, 2011, Vol. 2, Oxford, Perga-mon.
13. Campbell J.P., Pennings J.M. On the nature of organizational. New perspectives on organizational effectiveness, San Francisco, Jossey-Bass, 2013.
14. Coertmnn K.K. The mechanical impedance of the human body in sitting and standing positions at law frequencies, Human Factors, 2012, No 4.
15. Shkrabak V.S. Ustrojstvo dlya predotvrashcheniya oprokidyvaniya mobil'noj mashiny [Device to prevent turnover of a mobile unit], pat. 1098857 PF, MPK B62D 49/08, zayavitel' i patentoobladatel' Leningradskyj sel'skokhozyajstvennyj institute, No 83 3550725, zayavl. 14.02.1983, opubl. 20.05.1997. (In Russian)
16. Prikaz Minsel'khoza RF ot 20 iyunya 2003 g. No 889 «Ob utverzhdenii Pravil po okhrane truda v rastenievodstve» p. II «Trebovaniya bezopasnosti k proizvodstvennym (tekhnologi-cheskim) processam i organizacii rabot» [Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of June 20, 2003, No 889 «On approval of the Rules on labor protection in crop production» p. II «Safety requirements for production (technological) processes and organization of work»], M., 2003. (In Russian)
Сведения об авторах
Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).
Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). E-mail: [email protected].
Сергеев Николай Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Тракторы и автомобили», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: 8 (86359) 43-6-51. E-mail: [email protected].
Петренко Надежда Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).
Олдырев Сергей Михайлович - кандидат технических наук, руководитель отдела испытаний тракторных агрегатов и ГСМ, ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноиспытательная станция» (г. Зерноград, Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-123-24-45. E-mail:[email protected].
Information about the authors
Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).
Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Sergeev Nikolay Victorovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Tractors and vehicles department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: 8 (86359) 43-6-51. E-mail: [email protected].
Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).
Oldyrev Sergey Mihajlovich - Candidate of Technical Sciences, the head of the Test of tractor aggregates and fuel and lubricants department, FSBI «North-Caucasus State Zonal Machine Testing Station» (Zernograd, Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-123-24-45. E-mail: [email protected].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.