Научная статья на тему 'Безопасность морской перевозки разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов'

Безопасность морской перевозки разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / РАЗЖИЖАЮЩИЕСЯ ГРУЗЫ / САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ ГРУЗЫ / ИНЕРТНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ ВЛАЖНОСТИ / ACCIDENT RATE / INERT ATMOSPHERE / TRANSPORTABLE HUMIDITY LIMIT / DISSOLVABLE CARGO / SELF-IGNITABLE CARGO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Ю.М., Буров О.Н., Глебова М.А.

Поднимается проблема возросшей аварийности при морских перевозках разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов; предлагаются пути решения проблемы: передача права исследования грузов признанным организациям, мониторинг состояния грузов в рейсах и системы регулирования микроклимата и инертной среды в трюме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов Ю.М., Буров О.Н., Глебова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of maritime shipping of dissolvable and self-ignitable bulk-loaded cargo

The article raises the issue of increased accident rate during maritime shipping of dissolvable and self-ignitable bulk-loaded cargo, proposes ways to solve the problem, such as passing the right to examine cargo to recognized organizations, monitoring of cargo during a voyage, and systems for regulation of microclimate and inert atmosphere in cargo hold.

Текст научной работы на тему «Безопасность морской перевозки разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов»

Безопасность морской перевозки разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов

Ю. М. Иванов,

канд. техн. наук, заместитель генерального директора ЗАО «ЦНИИМФ»

о. н. Буров,

канд. экон. наук, заведующий лабораторией навалочных грузов ЗАО «ЦНИИМФ»

М. А. Глебова,

инженер лаборатории навалочных грузов ЗАО «ЦНИИМФ»

В последние годы при морской перевозке разжижающихся и самовозгорающихся навалочных грузов резко возросла аварийность с тяжелыми последствиями - гибелью судов и людей. Для повышения безопасности таких перевозок необходимо, чтобы исследования грузов до начала погрузки производили признанные организации. Кроме того, действенными средствами в данном случае станут мониторинг состояния грузов в рейсах и системы регулирования микроклимата и инертной среды в трюме.

Рис. 1. Определение транспортабельного предела влажности железорудного концентрата Лебединского горно-обогатительного комбината

С 2009 г. в результате разжижения груза в рейсе ежегодно гибнет 2-3 судна с человеческими жертвами. За 4 года погибло 10 судов:

• 17 июля 2009 г. вблизи побережья Индии в результате разжижения груза мелочи железной руды затонуло китайское судно Asian Forest; экипаж был спасен;

• 9 сентября 2009 г. вблизи порта Па-радип, Индия, перевернулся и наполовину затонул балкер Black Rose с 22 тыс. т железной руды; погиб старший механик Александр Ильющенко;

• 27 октября 2010 г. в результате разжижения груза никелевой руды затонуло китайское судно Jian Fu Star; погибли 17 человек;

• 10 ноября 2010 г. в результате разжижения груза никелевой руды затонуло китайское судно Nasco Diamond; погиб 21 человек;

• 3 декабря 2010 г. в результате разжижения груза никелевой руды затонуло китайское судно Hong Wei; погибли 10 человек;

• 11 декабря 2011 г. в результате смещения груза магнезитового песка опрокинулось и затонуло судно под флагом Белиза Changda 216 дедвейтом 5279 т; погибли 2 человека;

• 25 декабря 2011 г. в результате разжижения груза никелевой руды затонуло вьетнамское судно Vinalines Queen; 22 человека из 23, находившихся на борту, погибли;

• 22 января 2012 г. в результате разжижения груза — 9970 т концентрата —

железной руды — затонуло японское судно Sun Spirit; экипажу удалось спастись;

• 11 июля 2012 г. китайское судно Changguing 16 с 10 168 т железной руды опрокинулось на якоре в порту Янгжонг (Китай), погибло 9 человек из 24, находившихся на борту.

• 28 октября 2012 г. в Охотском море затонул российский теплоход «Амурская» с разжижающимся грузом золотосодержащей руды, погиб 1 член экипажа, 9 пропали без вести.

Всего в такого рода катастрофах погиб 91 человек.

Анализ показывает, что основными причинами приводящего к тяжелым последствиям разжижения груза в рейсе являются:

• предоставление грузоотправителем или уполномоченными им организациями недостоверных значений транспортабельного предела влажности (ТПВ), полученных без привлечения признанных организаций;

• погрузка груза с влажностью, превышающей ТПВ;

• увлажнение груза в рейсе;

• отсутствие должного контроля со стороны администрации порта погрузки.

Опасная подмена

В декабре 2011 г. только благодаря бдительности капитала удалось предотвратить возможную аварию на теплоходе Nord Pisces, груженного в порту Новороссийск разжижающимся железорудным концентратом (ЖРК) с влажностью, превышающей транспортабельный предел.

12 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 6 (43) 2012

При поступлении на судно партии груза влажностью свыше 9 % грузовладелец изъял подготовленную ЦНИИМФ и выданную ранее капитану судна декларацию о грузе с указанием ТПВ 8,5 % и взамен выдал новую, в которой ТПВ было обозначено 9,3 %, что, соответственно, позволило производить погрузку увлажненного свыше нормы концентрата.

Между тем исследования ЦНИИМФ, а также проведенные по инициативе судовладельца исследования образцов груза двумя независимыми лабораториями Великобритании подтвердили, что ТПВ является ниже 9 %.

Опасаясь разжижения груза в рейсе, капитан теплохода Nord Pisces потребовал его выгрузки на причал, простояв в порту более месяца.

Примечательно, что уже через 5 суток после гибели балкера Vinalines Queen остававшиеся на причале Новороссийского порта железорудные концентраты были погружены на балкер Hong Express, который с декларацией, указывающей ТПВ на уровне 9,3 %, 30 декабря 2011 г. вышел в море. В настоящее время грузовладелец переключил грузопоток ЖРК на Украину с перевалкой через порт Южный.

Грузоотправители - не эксперты

Ассоциация судовладельцев сухогрузных судов INTERCARGO и Балтийский и международный совет (BIMCO — The Baltic and International Maritime Council), выражая озабоченность в связи с предоставлением капитану судна недостоверных сведений о ТПВ, обратились к администрациям всех стран, подписавших конвенцию СОЛАС, с предложением привлекать к исследованию свойств груза и определению ТПВ только признанные ими организации и не принимать такие сведения от самих грузоотправителей.

В качестве ответной меры Международная морская организация (ИМО, IMO — International Maritime Organization) 1 июня 2012 г. издала циркуляр MSC.1/Circ.1441 о том, что выдача свидетельств о ТПВ и фак-

тической влажности в процессе погрузки должна осуществляться организациями, признанными компетентными органами.

В сентябре 2012 г. на 17-й сессии подкомитета ИМО по опасным, навалочным грузам и контейнерам были рассмотрены предложения Австралии и Бразилии о совершенствовании методики определения ТПВ, а также создана корреспондентская группа по обеспечению безопасности перевозки разжижающихся грузов. Российская Федерация вошла в эту группу.

Защитная среда

Ко второй категории навалочных грузов, требующих совершенствования технологии их безопасной перевозки морем, относятся самонагревающиеся и самовозгорающиеся грузы, и в первую очередь железо прямого восстановления (ПВЖ) в виде мелочи, окатышей и брикетов. Производство этого сырья в мире достигло 100 млн т в год.

С 1999 г. произошло 17 аварий с возгоранием груза данного типа, взрывами, человеческими жертвами и затоплением нескольких судов. Имели место случаи самовозгорания ПВЖ Оскольского комбината, жмыхов российских производителей, а также взрывы метана в трюмах с углем, погруженным на о. Шпицберген.

В настоящее время подкомитет ИМО рассматривает предложение Венесуэлы о перевозке ПВЖ в среде инертных газов (СИГ).

Разработка методов создания инертной среды, в том числе от топочных газов главного двигателя, является актуальной задачей для отечественных проектантов и судостроителей.

Исследования в области нормирования грузовой безопасности, в том числе технологии перевозки разжижающихся и самовозгорающихся грузов, в нашей стране с 1973 г. в качестве признанной организации осуществляет Центральный научно-исследовательский и про-ектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ).

В 1974 г. после гибели теплохода «Тикси» с 45 членами экипажа, произошедшей в результате смещения груза руды талька, приказом Министра морского флота от 25 апреля 1974 г. № 76 был установлен порядок направления в ЦНИИМФ образцов грузов для их лабораторных исследований и выработки технических условий перевозки.

Свойства и транспортабельный предел влажности разжижающихся грузов определяется в соответствии с методикой ИМО в лаборатории навалочных грузов института с применением современного оборудования (рис. 1).

В настоящее время институт в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» по теме «Груз-контроль» разрабатывает:

• системы мониторинга состояния разжижающихся и самовозгорающихся грузов, состава воздушно-газовой среды в грузовых помещениях судна;

• технические средства, предотвращающие увлажнение, разжижение и самовозгорание грузов в рейсе (рис. 2). □

Литература

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. 1974 г. Текст, измененный Протоколом 1988 г. к ней с поправками. СПб.: ЦНИИМФ, 2010.

2. Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов. Изд. 2009 г.

3. Приказ Министерства морского флота № 189 от 27 ноября 1973 г. «Об организации работы по совершенствованию перевозки опасных грузов».

4. Приказ Министерства морского флота № 76 от 25 апреля 1974 г. «О гибели т/х «Тикси».

5. Предложение Ассоциации судовладельцев INTERCARGO и Международного Совета В1МСО Комитету MSC ИМО о привлечении к исследованию свойств груза признанных организаций. Документ MSC 89/7/7 от 22 марта 2011 г.

6. Циркуляр ИМО MSC.VGrc.1441 от 1 июня 2012 г. о выдаче свидетельств о ТПВ признанными организациями.

Рис. 2. Схема создания инертной среды на балкерах с грузом железа прямого восстановления

№ 6 (43) 2012

«Транспорт Российской Федерации» | 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.