Научная статья на тему 'Безопасность личности: система понятий'

Безопасность личности: система понятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7418
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНОСТЬ / РИСК / ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК / ЧРЕЗМЕРНЫЙ РИСК / ОБЩАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DANGER / RISK / COMPREHENSIBLE RISK / EXCESSIVE RISK / GENERAL SAFETY / PERSONAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ежевская Татьяна Иннокентьевна

В статье делается попытка постановки проблемы безопасности на современном этапе развития общества, раскрывается система основных понятий безопасности личности, выделяются социально-содержательные компоненты категории «безопасность», приводятся некоторые государственные и международные документы, связанные с проблематикой безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Safety: the System of Concepts

The article attempts to state the problem of safety at the present stage of development of a society, determines the system of the basic concepts of personal safety and the socially-substantial components of a category "safety" resulting in some state and international documents connected with the problematics of safety of the person.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности: система понятий»

Психологические аспекты напряженности и конфликтологии

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ:

СИСТЕМА ПОНЯТИЙ

Т. И. Ежевская

В статье делается попытка постановки проблемы безопасности на современном этапе развития общества, раскрывается система основных понятий безопасности личности, выделяются социально-содержательные компоненты категории «безопасность», приводятся некоторые государственные и международные документы, связанные с проблематикой безопасности личности.

Ключевые слова: опасность, риск, приемлемый риск, чрезмерный риск, общая безопасность, безопасность личности, психологическая безопасность.

В современном мире происходит интенсификация всех общественных процессов и явлений, оказывающих заметное влияние на человека и общество. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 12 декабря 1997 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, одним из исходных положений является равенство основных объектов - личности, общества, государства - в обеспечении их безопасности. Это указывает на понимание того, что данные объекты взаимосвязаны и взаимозависимы. Сложный характер обеспечения безопасности личности и общества оставляет нерешенными многие теоретические и прикладные вопросы. Проблема безопасности приобрела в последние годы междисциплинарный статус, а понятие «безопасность» - общенаучный статус.

Безопасность - это сложная, многоплановая, разноуровневая и разномасштабная система жизнеобеспечения. Сегодня о безопасности говорят чаще всего при изучении чрезвычайных ситуаций, рискованных для человека ситуаций и при исследовании вопросов, связанных с культурой безопасности, которая рассматривает способы разумной деятельности человека в сфере обеспечения личной безопасности.

Большинство исследователей понимают безопасность личности как систему мер по защите ее от различных угроз, возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать угрожающие ситуации. Опасность рассматривается как наличие и действие различных сил (факторов), которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими и/или деструктивными по отношению к человеку. Опасности носят потенциальный характер, и их актуализация проис-

ходит при определенных условиях. Одна из особенностей сознания человека состоит в том, что он не придает приоритетного значения опасности, которая носит вероятностный характер (9, 7). Признаками, определяющими опасность, являются угроза (опасность на стадии перехода из возможности в действительность) для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования систем человека.

Потенциальными источниками опасности для личности или общества могут выступать любые непосредственные, а также опосредованные взаимодействия с другими людьми, группами и объединениями людей, техническими устройствами, знаковыми системами и т. д. По происхождению выделяют 6 групп опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические, которые, в свою очередь, подразделяются по конкретному источнику и объекту воздействия, способам воздействия и производимым последствиям, осознаваемости, возможности противодействовать опасностям и др.

А. Н. Сухов предлагает рассматривать структуру процесса воздействия опасности в двух основных аспектах - статистическом и динамическом (10). Статистический аспект предполагает источник (субъект) опасности; объект, подвергающийся опасности; средства, которыми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект - это совокупность: цели, которую ставит источник опасности по отношению к объекту; процесса самого воздействия источника опасности на объект; результата этого воздействия. Т. М. Краснянс-кая утверждает, что при толковании безопасности необходимо учитывать ее динамическое начало, функциональное по своему содержанию (4, 32). Понятия «безопасность» и «опасность» включают диалектически взаимосвязанные характеристики условий объективной реальности, отражающие ее противоречивые стороны.

Определение термина «безопасность» сложилось в начале XX в. и обозначало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. С принятием в России в 1992 г. Федерального закона «О безопасности» господствующим стало определение, закрепленное в нем: безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства...». Как считает А. Л. Романович, безопасность не может рассматриваться однозначно как состояние. Это «... еще и отношения, и свойство конкретной системы, результат и условия деятель-

ности различных структур, направленных на обеспечение определенного уровня безопасности» (8, 50). Близкого взгляда придерживается И. А. Баева, полагая, что понятие «безопасность» включает в себя: « .актуализацию возможностей личности. взгляд на жизненные препятствия, трудности. являющиеся способами выделения ее важности и значимости» (1, 50).

Понимание безопасности личности невозможно без рассмотрения понятия «общая безопасность». Безопасность - это «.способность объекта (явления или процесса) сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики (параметры, целостность, качественные характеристики и т. д.) при регрессивных (вредных, дезорганизующих, деструктивных, разрушающих) воздействиях со стороны различных предметов внешней либо внутренней среды.» (8, 53). С точки зрения А. Л. Романовича, безопасность представляет собой отношения между объектом и источниками опасности, но вместе с тем состояние, характеристику, способ бытия самого объекта в окружающей его среде (а также внутренней). Ф. К. Мугулов подчеркивает, что «.общее понятие безопасности можно определить как совокупность признаков, характеризующих стабильное состояние защищенности объекта от разного рода угроз и опасностей, действие которых может оказать негативное влияние на его структурную и функциональную целостность вплоть до полного разрушения или неконтролируемой трансформации в другое объектное качество» (5, 45). Ученый выделяет социально-содержательные компоненты категории «безопасность», рассматривая их в трех формах: безопасность-цель, безопасность-норма, безопасность-состояние (5, 40-41). Безопасность как цель совпадает с целью устойчивого развития общества. Если рассматривать безопасность как социальную норму, то в этом понимании она выступает в качестве социальной ценности, интегрированной в личностное и массовое сознание. Форма безопасности как социального состояния дает возможность количественной оценки реального уровня безопасности на основании выработанных качественных критериев, определяющих основные параметры допустимых пределов безопасности.

Необходимо признать, что состояние безопасности всегда субъективно переживается людьми по-разному в сходных ситуациях и не всегда несет нарушение целостности и утрату защищенности, а при определенных условиях происходит скачок в развитии личности, качественное изменение характеристик, порождающее новые условия ее взаимодействия со средой. «Каждая система должна обладать своим комплексом функциональных инвариантов, регулирующих ее поведение таким образом, чтобы в условиях динамичных изменений внешней среды и внутренней структуры была обеспечена ее безопасность. В противном случае система обречена на утрату своего системообразующего свойства, разрушение целостности» (2, 26).

Вопросам безопасности личности на протяжении всего исторического пути развития человечества уделялось достаточное внимание в связи с тем, что человека всегда окружают различные опасности, и с каждым днем их становится все больше. Современный мир отверг кон-

цепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого, допустимого риска. Абсолютной безопасности в процессе жизнедеятельности просто не может быть, всегда есть некоторый остаточный риск (9, 7). В связи с этим представлением безопасность понимается как приемлемый риск.

Заметим, что риск может быть не только приемлемым, но и чрезмерным, предельно допустимым, что несет опасность для здоровья, существования и жизнедеятельности человека. «Риск - это вхождение системы в ситуацию, в отношении которой нельзя изначально установить уровень ее подконтрольности» (9, 25). Ученые утверждают, что понятие «риск» неразрывно связано с представлениями о деятельности субъекта в условиях неопределенности исхода действия. Оно рассматривается ими и как ситуация выбора между альтернативными вариантами действий. Информация о риске обрабатывается и интегрируется в когнитивных моделях мира, которые люди используют, чтобы понять природу происходящих вокруг событий. Когнитивные ресурсы для одномоментной оценки многих рисков у человека ограничены, поэтому одновременно для людей существует незначительное количество рисков, которые они расставляют по приоритету и потенциалу действия, встраивая их в ментальные представления о мире (3, 89). Классическая традиция в понимании риска высветила его амбивалентность: «.риск - это интенциональная предрасположенность структуры к выбору между шансом и опасностью» (6, 126).

В настоящее время формируется новый подход к оценке риска и управлению риском на основе этического принципа предосторожности, который был обнародован 2 февраля 2000 г. Еврокомиссией. Этот принцип включен в многочисленные международные документы, в том числе в декларации, разработанные ООН в Рио-де-Жанейро. Предосторожность требует предусмотрительности в принятии решений и осуществлении деятельности, переключения внимания с анализа предсказуемых последствий на осознание возможности непредсказуемых неблагоприятных последствий или последствий, которые не определены и вызывают опасения. Принцип является этическим в том смысле, что основывается на чувстве ответственности тех, кто принимает решения, делает прогнозы и осуществляет деятельность.

Опираясь на анализ научных источников, можно сказать, что безопасность в качестве научной категории по отношению к объекту трактуется следующим образом:

1) определенное состояние объекта безопасности и его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность);

2) уровень защищенности интересов объекта безопасности;

3) достаточность системы мер предотвращения и преодоления опасностей;

4) качественная характеристика стабильности и устойчивого развития объекта безопасности, включая устойчивые личностные структуры.

Безопасность выражает устойчивый способ жизнедеятельности объекта, является одним из базисных постулатов образа мира человека и одной из его базовых

потребностей. «Личность является первичным самодостаточным элементом отношений безопасности, формирует в своей диспозиционной структуре определенные предрасположенности к восприятию своего существования, оценке условий жизнедеятельности, вырабатывает ценностные ориентации и установки на конкретные виды поведения.» (5, 96). Сложность и открытость системы «личность» является для нее источником потенциала, позволяющего выстроить более успешные взаимоотношения со средой. «Таким потенциалом безопасности, принципиально новой возможностью системы является ее способность контролировать свои внутренние параметры (эндогенный фактор) и параметры внешнего мира (экзогенный фактор) в русле реализации некоторого значимого для нее целевого комплекса» (6, 33). Но так как система не может непрерывно сохранять подконтрольность эндогенных и экзогенных факторов, то ею регулярно осуществляются переходы в зоны большей или меньшей для себя опасности.

При рассмотрении безопасности личности необходим учет психологической составляющей ее реагирования на воздействие опасной окружающей среды. Психологическая безопасность основывается прежде всего на ощущениях личности, оценке ею собственной защищенности и безопасности, и она направлена на сохранение психического здоровья. Внутренние источники угроз психологической безопасности заложены в психике человека, в особенностях ее функционирования и в психологических характеристиках индивида. Так, Н. Л. Шлыкова рассматривает психологическую безопасность как целостную систему процессов, «результатом протекания которых является соответствие потребностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности» (9, 199).

Для изучения и дальнейшей научной разработки вопросов безопасности личности необходимо четкое понимание основных категорий данного феномена. Как было отмечено нами выше, проблематика безопасности личности многоаспектна. Безопасность личности во всех рассматриваемых аспектах подразумевает отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, разработку механизмов и изыскание ресурсов, повышающих готовность личности противостоять опасностям различного характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб., 2002

2. Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стабильность государства: российская модель. - М., 1997.

3. Елимова М. Ю., Мозговая А. В. Рискология и рисковая коммуникация: проблемы, методы, перспективы // Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. - М., 2001.

4. Краснянская Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / под ред. А. В. Непомнящего. - Ставрополь, 2005.

5. Мугулов Ф. К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа: монография. -Сочи, 2003.

6. Никитин С. М., Феофанов К. А. Социологическая теория риска в поисках предмета // Социологические исследования. - 1992. - № 10.

7. Романович А. Л. Концепция безопасного развития со-циоприродных систем: (Философско-методологический анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004.

8. Романович А. Л. Развитие и безопасность социопри-родных систем: философско-методологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004: электронная версия // <http// dis/rsl.ru/diss/03/1081/031081008.pdf>.

9. Русак О. Н., Маланян К.Р., Занько Н. Г Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. О. Н. Русака. - 5-е изд. - СПб., 2002.

10. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2002.

11. ШлыковаН. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004: электронная версия // <http//dis/rsl.ru/diss/ 05/0695/050695004.pdf>.

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РАДИАЦИОННОГО РИСКА

В. Ю. Рыбников, Т Б. Мельницкая

В статье приведены теоретические основы, психологические механизмы информационно-психологической безопасности личности в связи с проблемой восприятия риска радиационного поражения. Обоснована структурно-функциональная модель информационно-психологической безопасности и дано ее детальное описание.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, риск радиационного поражения, копинг-поведение, структурно-функциональная модель.

Сегодня информационная сфера стала такой же важной составляющей общественной жизни, как экономическая, экологическая, внешнеполитическая, военная или правоохранительная сферы (14; 15). Однако внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней.

Конкретные формы влияния информационной среды на духовную сферу общества определяют как информационное воздействие на социальные субъекты различных уровней общности, системно-структурной и функциональной организации, на индивидуальную, групповую и общественную психологию, а терминологически в общем виде обозначаются как информационно-психологическое воздействие. Суть этого понятия отражает процесс изменения психических состояний и характеристик людей под влиянием информационнокоммуникативных процессов как динамического компонента информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.