Научная статья на тему 'Безопасность корпоративных отношений как фактор формирования позитивного имиджа организации'

Безопасность корпоративных отношений как фактор формирования позитивного имиджа организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / AN ORGANIZATION'S IMAGE / CORPORATE RELATIONSHIPS / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ECONOMIC THINKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Беляев Владислав Петрович, Дроздова Алла Владимировна

Статья посвящена актуальному вопросу влияния корпоративных отношений на формирование позитивного имиджа организации. Исследуются в их взаимосвязи факторы становления и успешного функционирования корпоративных отношений, такие как уровень экономического мышления, психологическая культура, стиль руководства и др. На основе опыта вузов рассматриваются ситуации и способы создания привлекательного имиджа организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The report is dedicated to a pressing issue of corporate relations influence on a favorable image build up. The authors explore factors of formation and successful performance of corporate relations such as economic thinking level, psychological culture, leadership style and others in their interconnection. The creation of an attractive organizational image is viewed on the basis of higher educational institutions practice.

Текст научной работы на тему «Безопасность корпоративных отношений как фактор формирования позитивного имиджа организации»

безопасность корпоративных отношении как фактор

формирования позитивного имиджа организации

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу влияния корпоративных отношений на формирование позитивного имиджа организации. Исследуются в их взаимосвязи факторы становления и успешного функционирования корпоративных отношений, такие как уровень экономического мышления, психологическая культура, стиль руководства и др. На основе опыта вузов рассматриваются ситуации и способы создания привлекательного имиджа организации. Ключевые слова: корпоративные отношения, имидж организации, психологическая культура, экономическое мышление.

Abstract: The report is dedicated to a pressing issue of corporate relations influence on a favorable image build up. The authors explore factors of formation and successful performance of corporate relations such as economic thinking level, psychological culture, leadership style and others in their interconnection. The creation of an attractive organizational image is viewed on the basis of higher educational institutions practice. Keywords: corporate relationships, an organization's image, psychological culture, economic thinking.

Формирование позитивного имиджа организации и построение корпоративных отношений в ней являются одними из главных задач деятельности любой корпорации. Значимость обусловлена тем, что между ними должно быть гармо-

В. П. Беляев, А. В. Дроздова

ничное соответствие, так как вид корпоративных отношений существенно влияет на имидж управленческой команды, а самое главное — персонала организации, то есть эти виды имиджа являются важными структурными компонентами имиджа организации.

Важнейшим направлением деятельности любой корпорации считается формирование позитивного, или эффективного, имиджа организации. Современная организация, созданная для достижения конкретных целей, осуществляет свою деятельность в условиях разнообразных взаимодействий и взаимосвязей, в окружении, имеющем разнообразные интересы — экономические, политические, правовые, социальные и пр. К тому же организация постоянно находится в системе разнообразных воздействий, которые, несомненно, оказывают влияние на ее деятельность и принятые решения. Регулирование этих сложных взаимодействий и выступает одной из важнейших функций организации, обусловливающей успешность ее деятельности. Такая регуляция отношений с другими организациями, группами, общественностью в основном направлена на достижение взаимного доверия, гармонизацию отношений.

В последние годы новое слово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы. Стали привычными такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж горо-

да или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» — имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука — имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства, особенно в период избирательных кампаний. Правда, оценить результативность деятельности имиджмейкеров очень сложно. С момента первых работ по созданию эффективного имиджа, когда проблема решалась на уровне, соответствующем крылатым выражениям «Имидж у меня нормальный — на здоровье не жалуюсь!» или «Главное в имидже — прическа и галстук», прошло несколько лет. В это процесс активно включилась наука, прежде всего психология. Это естественно, потому что имидж — не что иное, как особый психический образ и содержание его сугубо психологическое.

Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается и тем, что, как говорят психологи, «имидж—это реальность иллюзорного пространства». Считается, что мы живем как бы в двух мирах — реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения, смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. Если, к примеру, у человека маниакальная акцентуация и он поэтому рвется к власти, то так и говорится, а не навязывается мнение, о том что он «за радикальные реформы в интересах населения». В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом препод-

носится, обычно в соответствии со скрываемыми интересами. В результате в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. На этом, например, собственно, и строится реклама с ее «хрустящим счастьем» и «райским наслаждением», а также политика, где, по меткому выражению американских специалистов, «конкурируют не политики, а их имидж».

Таким образом, имидж — это мани-пулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них — на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж — категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационально аргументированного сравнения. Имидж, скорее, дает иллюзию качеств и свойств, поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа, а не за репутацию или престиж.

Имидж руководителя, так же как и имидж лидера, во многом сходен по

своим характеристикам с политическим имиджем, а его психологические характеристики, модели и технологии создания следует рассматривать специально. Это психологическое сходство обусловлено тем, что в силу осуществления деятельности «паблик рилейшнз» многие руководители становятся как бы «публичными руководителями», а такой вид деятельности близок к политической по своему содержанию (за исключением, пожалуй, идеологической окраски, которая для многих политиков становится просто фоном, прикрывающим их отчетливые экономические интересы). Не рассматривался вопрос имиджа «команды», которая напрямую замыкается на конкретного лидера. Имидж персонала следует рассматривать в контексте его профессионализма и существующих корпоративных отношений. Главное, что хотелось бы еще раз подчеркнуть, формирование имиджа — задача прежде всего психологическая и без психологии решить ее весьма затруднительно.

Как отмечалось, необходимо стремиться к достижению гармоничного соответствия между внешним и внутренним имиджем организации, а это во многом зависит от существующих в ней отношений. Принято считать, что эта гармония достигается, когда сформированы корпоративные отношения, которые сейчас рассматриваются как оптимальные в сложных ситуациях экономических и иных взаимодействий. Во многих публикациях по «паблик рилейшнз» постоянно подчеркивается необходимость создания именно корпоративных отношений в организации и повышения корпоративной культуры персонала и аппарата управления. Мало того, указывается, что и во внешних связях организации надо

так же добиваться корпоративности в отношениях. Правда, конкретные пути и методы обычно описываются в значительной мере обобщенно, загадочно, а то и просто неконкретно.

Психологический анализ данной проблемы, анализ опыта работы «продвинутых организаций» позволяет сформулировать весьма конструктивные психологические рекомендации, направленные на создание корпоративных отношений. Они исходят из сущности этих отношений.

Корпорация определяется как сообщество, союз группы людей, объединенных общностью каких-либо интересов. Соответственно корпоративные отношения совершенно справедливо рассматриваются как результат осознания всеми участниками взаимодействия принадлежности к единой общности.

Для организации корпоративные отношения очень важны, ибо если они сформированы, между участниками взаимодействия возникает симпатия, гармонизируется психологический климат, повышается уровень взаимовыручки и взаимопомощи в работе, ответственность, снижается частота возникновения и острота конфликтов. Развитие корпоративных отношений способствует улучшению экономических показателей деятельности организации.

Считается, что основным путем достижения хороших корпоративных отношений является совместная деятельность, объединенная общими интересами и привлекательными целями (В. Врумм, П. Дру-кер, У. Оучи, Т. Питерс, Ф. Герцберг, М. Хассель и др.). Если каждый работник в организации будет еще в известной мере ее собственником, то у него коренным образом изменится отношение к ней и

отношения с сослуживцами и руководителями. Было доказано, что в настоящее время для формирования корпоративных отношений весьма привлекательна так называемая личностно-корпоративная, или либерально-общинная, форма собственности.

Итак, первым фактором, способствующим формированию корпоративных отношений, является владение частью собственности. Этот фактор считается определяющим, но в то же время не единственным. Доказано, что важное значение имеет уровень экономического мышления, поэтому считается необходимой постоянная и целенаправленная работа по повышению квалификации персонала и экономической компетентности. Это позволит стимулировать желание сотрудников принимать участие в управлении в качестве ассоциированного собственника, раскрепостит их и повысит инициативу.

Специалисты в области экономической психологии считают, что важным фактором формирования корпоративных отношений является высокая психологическая культура персонала и руководства, которая способствует:

• корпоративному мышлению, осознанию чувства сопричастности и ответственности;

• самоиндентификации в компании;

• выработке установки и сильной мотивации на достижение общих корпоративных целей и интересов.

Значительное влияние на формирование корпоративных отношений оказывает стиль руководства. Сейчас наиболее прогрессивным в этом смысле считается паттернализм, при котором руководитель или хозяин рассматривает персонал буквально как членов своей

семьи и соответственно строит отношения с ними. В этом случае даже недостатки в стиле управления, например некоторая авторитарность, будут восприниматься сквозь призму «семейных интересов».

Важное следствие реализации принципа паттернализма — оптимизация делового и управленческого общения. Тот или иной стиль общения обычно оценивается как проявление отношения, особенно если общение осуществляется в иерархически организованной системе. Общими психологическими рекомендациями являются:

• уменьшение доли субординационного общения;

• повышение доли служебно-товарищеского и даже доверительного общения;

• доброжелательность, конструктивность.

В системе корпоративных отношений значительную роль играет видение личной перспективы, поэтому для продвинутой части персонала целесообразно разрабатывать индивидуальные программы личностно-профессионального развития, а для некоторых — индивидуальные планы профессиональной карьеры.

Среди других факторов надо назвать комфортные условия труда, высокий уровень психологического обеспечения кадровой работы, авторитет руководителя или лидера.

Подводя итоги обсуждения проблем, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что корпоративные отношения выступают важной составной частью привлекательного имиджа организации. Исследования в этой области, безусловно, необходимо продолжать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.