Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА АЛТАЕ'

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА АЛТАЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА АЛТАЕ»

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

ТУРИЗМА НА АЛТАЕ

С.И. Крицкий, Л.И. Сазонова

В последние годы на Алтае интенсивно развивается туризм. Среди других районов Алтай является наиболее освоенным в туристическом отношении. Здесь имеются исключительные условия для организации всех видов отдыха: лечебного, спортивного, оздоровительного и познавательного.

Не один десяток лет проходит освоение Алтая как туристического района. Его природа стала хорошо известна широкому кругу научной общественности, любителям флоры, фауны, истории и экстрима. Очень многих туристов в России и за рубежом привлекают алтайские природные достопримечательности, такие как о. Телецкое, г. Белуха, р. Катунь с ее притоками и множество высокогорных красивейших озер. Своеобразный климат высокогорья, оздоравливающее влияние хвойной тайги, прекрасные пейзажи у многих вызывают интерес.

Зарождение туризма на Алтае относится к первому десятилетию ХХ в., началом альпинизма и горного туризма можно считать день, когда была покорена г. Белуха двумя братьями Троновыми, - 26 июля 1914 г.

В последние годы отмечается значительный прирост туристов, приезжающих отдыхать на Алтай. По словам президента Алтайской региональной ассоциации туризма Елены Шумаковой, в 2002 г. по отношению к 2001 г. был рост числа туристов на 200%, в 2003 г. - на 156%, в 2004 г. - 150%. Каждый год на Алтае появляется около 20 новых туристических баз. Увеличение потока отдыхающих происходит благодаря природным условиям, вопреки качеству сервиса, дорог и безопасности. Сейчас туризм - полностью частная отрасль и пока развивается однобоко, без поддержки государства. А всякий частник прежде всего думает о собственном благе, а общественные и государственные интересы должны отстаивать, естественно, общественные организации и государство. Государству интересны глобальные проблемы, такие как строительство Катунской ГЭС и газопровода с дорогой в Китай через урочище Укок, что, конечно, экономически выгодно, но

крайне губительно для заповедных мест и даже для этнического самосохранения коренного народа.

А такие «мелкие» проблемы региона, как отсутствие международного аэропорта, местных дорог в отдельных районах, кафе, больниц, государство не волнует, хотя теряем мы вследствие этого очень много: поступления от туристов могли бы хорошо поддержать бюджеты всех уровней - российский, алтайский и Республики Алтай.

Отдельно хотелось рассмотреть важную проблему, которую не измерить в рублевых потерях, - это безопасность туризма. За этим стоит здоровье, а иногда и человеческие жизни. Этот важный вопрос пока никто не решает всерьез.

Район Горного Алтая наиболее привлекателен в отношении спортивного туризма. Интересен он для всех - как для альпинистов, спелеологов, так и для мототуристов и «водников». Горный Алтай - это сеть горных хребтов с отрогами, система горных рек и более 400 интересных пещер. В последние годы в связи с ростом благосостояния россиян поток туристов-спортсменов неуклонно увеличивается. Это занятие стало модным. Невозможно подсчитать даже примерно количество туристов, приезжающих на Алтай для прохождения сложных маршрутов. Нет такой статистики, тем более, что большинство групп занимаются самодеятельным туризмом. Особенно интересен для людей водный туризм. Этот вид по количеству участников в последнее время «догоняет» даже самый популярный во все времена пеший туризм. Водный туризм -это походы по рекам и озерам на туристических судах. В нем сочетаются элементы познания, активного отдыха, оздоровления, физической культуры и спорта. В отличие, например, от пешеходного, водный туризм технически более сложен и потенциально опасен. Даже в самых простых походах возможны аварии судов, приводящие к опасным для здоровья туристов факторам. Поэтому турист-водник должен много знать и уметь. Спортивный водный туризм, как всякий вид

ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 3 201960

спорта, требует постоянных тренировок для поддержания высокого уровня как общей, так и специальной физической подготовки. Техника алтайского водного туризма и суда соответствуют мировому уровню, а катамараны и плоты не имеют аналогов за рубежом. Наши туристы выходят на сложные реки за пределами страны и побеждают в самых престижных соревнованиях.

Алтайский край и Горный Алтай, алтайские горы с их разнообразием и обилием рек - настоящий рай для водного туризма. Здесь путешествуют на всех типах туристических и спортивных судов по маршрутам различной степени сложности. Сплав возможен долгое время, практически с начала мая до конца сентября. Все это сделало Алтай излюбленным местом отдыха туристов-водников и проведения соревнований по спортивному водному туризму. В Горном Алтае насчитывается 8 рек самой высокой (шестой) категории сложности для спортивного сплава и много рек пятой категории.

Но привлекательность этой территории и сложность прохождения маршрутов порождает такую серьезную проблему, как безопасность водных походов. Турист-водник, пустившийся в плавание по алтайской реке, подвергается риску или ставит себя в потенциально опасную ситуацию. В результате неправильных действий туриста или других причин потенциально опасная ситуация может превратиться в аварийную, или аварию. Авария - это попадание туриста в воду или нахождение на неуправляемом туристическом судне одного человека. В настоящее время в водном туризме известны следующие виды аварий: переворот судна, поломка судна, сброс туриста в воду или на броде, с берега. Под несчастным случаем понимается травма или гибель туриста, попавшего в аварию. Результатом большинства несчастных случаев является смерть, так как на туриста в воде очень быстро воздействуют несколько опасных факторов. Путем примерного подсчета отношения числа погибших к количеству участников туристических походов нашего региона определено, что степень риска достаточно высока, и с улучшением экипировки судов, увеличением опыта отдельных туристов она не снижается. Также установлено, что степень риска в походах по простым рекам в несколько раз ниже степени риска

маршрутов по сложным рекам. К походам по сложным рекам допускаются туристы, имеющие достаточный опыт сплава, экипировку, хорошо владеющие техникой и тактикой сплава, и суда, соответствующие сложности маршрута. Но это не снижает степени риска.

Насколько социально оправдан этот риск? Отвечая на этот вопрос, уместно вспомнить о том, что во все времена жизнь человека неразрывно была связана с риском. Постепенно с развитием цивилизации степень этого риска уменьшилась. Между тем человек, в силу заложенной издревле необходимости отстаивать свое существование в условиях постоянного риска, ощущает потребность, как говорят, испытать себя и победить в неблагоприятных условиях при определенной степени опасности. Туризм, в частности водный, удовлетворяет эту потребность. Вопрос лишь в том, чтобы степень риска соответствовала уровню знаний и умений человека, который этому риску подвергается - если соответствует, то риск является социально оправданным и удовлетворяет социальную потребность. Степень риска в спортивном туризме в идеале не должна намного превышать опасность в обычной жизни, но она пока в среднем в 2,5 раза превышает степень риска жителей крупных городов России. Ее можно уменьшить, хотя свести до нуля, по-видимому, не удастся.

Аварийная ситуация может перейти или не перейти в несчастный случай - в зависимости от поведенческой реакции попавшего в аварию туриста. В этом случае все определяется самим человеком. Существуют два решающих момента, от которых зависит возникновение несчастного случая: первый - выбор степени риска в соответствии с уровнем умений и навыков туриста, сюда входят правильный выбор маршрута, выбор судна, физическая и техническая готовность, тренированность туриста, т.е. вопросы тщательной подготовки к походу; второй - выбор правильного способа действий группы, правильной техники и тактики в потенциально опасной ситуации. Также в опасной ситуации большую роль играют дополнительные действия группы, повышающие уровень ее безопасности, - разведка и страховка.

Анализ несчастных случаев дает возможность выявить некоторые основные причины, приведшие к гибели людей.

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА АЛТАЕ

1. Неправильная оценка сложности реки, в основном из-за значительного подъема уровня воды, - из-за этого, как правило, ошибка в выборе судов и недостаточная подготовка команды.

2. Незнание реки, отсутствие лоции, описания или грубые ошибки в них.

3. Пренебрежительное отношение к раз-ведке препятствия и организации страховки.

Самодеятельные, нигде не зарегистрированные группы уходят в горы на свой страх и риск, но они отвечают сами за себя. Волнует ситуация, которая возникает в туристических фирмах, организующих спортивные походы и зарабатывающих на этом, но не несущих никакой ответственности за безопасность туристов.

Подготовка многих индивидуальных групп очень высока. Есть и туристические фирмы, которые не жалеют ни сил, ни средств для подготовки руководителей и гидов для спортивных походов. Но в настоящее время этого явно недостаточно: в разгар лета р. Катунь сплошь усеяна «Рафта-ми» с пассажирами-новичками, которых ведут на пороги III категории сложности гиды-подростки, не имеющие ни достаточной подготовки, ни морального и юридического права подвергать риску людей. Часто бывает, что из-за самодеятельности, слабой подготовки руководителей и гидов туристических групп, специально организованных туристических фирмами для одного похода, случается гибель людей.

Например, в 2005 г. из-за грубой ошибки руководителя группы, идущей следом за группой М.Ю. Кокчевникова, произошла авария, в результате погибли 2 чел, в том числе и М.Ю. Кокчевников, мастер спорта международного класса, учитель большого количества мастеров-водников, организатор международных соревнований «Чуя-ралли».

В 2006 г. на р. Песчаной во время организованных соревнований на подходе к месту их начала потерпели аварию несколько судов из-за слишком высокого уровня воды. Пороги III категории стали такими же сложными, как IV категории. Спортсмены просто

не были подготовлены к этому, не выдерживали и суда. Погибли четыре участника соревнований, прежде чем присутствующие при этом спасатели МЧС закрыли реку для сплава. У подготовленных для таких ситуаций сотрудников не хватило опыта, чтобы предвидеть ситуацию, возникшую в верхнем уровне воды. Кто-то ошибся, кто-то не подумал, а жизни четырех людей уже не вернуть.

Каждое лето на горных реках Алтая гибнут люди. Заниматься водным туризмом не запретишь, да и не нужно ни в коем случае этого делать. Его, наоборот, надо пропагандировать как интереснейший вид спорта. И необходим он и для развития региона, и для воспитания молодежи. В группе всегда присутствует командный дух, уважение друг к другу, восхищение природой. Когда у группы хороший руководитель, умеющий сплотить коллектив, привить любовь к реке, к горам, тогда все участники похода приобретают новых друзей, новые положительные эмоции, гордость за себя и никогда не забудут дни, проведенные на Алтае.

Как показывает практика, молодые люди, всерьез увлекающиеся спортивным туризмом, в основном не злоупотребляют спиртными напитками, не употребляют наркотики, не имеют судимостей. У них формируются навыки выживания в экстремальных ситуациях, они умеют дружить, помогать людям и никогда не принесут вреда природе. Государство должно создавать условия для вовлечения в спортивный туризм все больше молодежи, а не бросать их на самовыживание, а уже увлеченных этим не оставлять без помощи наедине с великолепной, но очень опасной для нас средой с красивым названием Алтай, что в переводе означает «золотой».

Каждый увидит свое решение данной проблемы. На наш взгляд, во-первых, в связи с тем, что в регионе до сих пор отсутствует хоть какая-то централизованная, уточненная база по горным рекам, нет точных лоций, описаний, рекомендаций, водники перерисовывают их друг у друга, часто с большими погрешностями, комитетам по туризму необходимо совместно с туристическими фирмами, спортсменами-водниками и МЧС создать информационную базу, доступную для любого желающего. Во-вторых, необходимо активнее привлекать к работе на реках МЧС - как для выставления постов на более опасных

ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК. 2006. №3

192

участках, так и для закрытия рек при большом уровне воды, для разъяснительной работы через средства массовой информации. В-третьих, чиновникам, отвечающим за туризм, необходимо участвовать в практической работе, а именно организовывать соревнования, в ходе которых оттачиваются навыки будущих гидов, и проводить проверки туристических фирм, занимающихся организацией спортивных походов, на компетентность гидов и руководителей. В-четвертых, в регионе, где такими темпами развивается туризм, совсем мало внимания уделяется под-

готовке специалистов для туризма в учебных заведениях или их подготовка проводится однопланово.

Проблем у нас много, но как-то их надо решать, использовать возможности для развития региона. Для начала следует помочь сохранить здоровье и жизнь тем, кто предпочел провести свой отпуск на Алтае - источнике настоящей энергии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Станет ли Алтай турецкой Ривьерой? // Автограф, 2006, №3. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.