Безопасность, как элемент формирования благоприятной городской
среды
Д.Д.Бессонова, Д.А. Протопопова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Урбанизация и рост городского населения напрямую влияют на изменения городской среды, появление новых проблем, связанных с экологией, комфортом, безопасностью и управлением. Благоприятность городской среды напрямую влияет на привлекательность города и его соответствие современным стандартам качества жизни. В данной статье рассматриваются критерии качества городской среды и, в частности, индикаторы оценки ее безопасности.
Ключевые слова: городская среда, окружающая среда, территория, город, озеленение, безопасность, благоустройство территории.
Городской средой в градостроительстве называют совокупность градостроительных объектов и городской инфраструктуры, образующих архитектурно-планировочную структуру города [1]. Современная городская среда - это среда обитания и производственной деятельности людей, природный и созданный людьми материальный мир - система природных, техногенных, социальных и экономических условий жизни, существующих в городе на занимаемой им территории. Качество городской среды состоит из многочисленных факторов, которые можно разделить на две группы: естественные (природно-климатических) и искусственные. К естественным факторам, влияющим на уровень качества городской среды, можно отнести географическое расположение территории, температурно-влажностный режим, преобладающее направление и скорость ветра, количество осадков. Искусственные факторы создаются различными градостроительными средствами. В своей совокупности естественные и искусственные факторы создают систему критериев, по которым можно оценить уровень качества городской среды. Все типы городских пространств, могут быть оценены по ряду критериев, которые включают в себя оценку безопасности, экологичности, комфорта, идентичности и разнообразия, современности
среды, а также важной части современных городов - эффективности управления [2,3].
Одним из важнейших критериев, рассматриваемых в данной публикации, является безопасность. Этот критерий определяет существующий уровень безопасности городских пространств и позволяет оценить те параметры среды, которые могут способствовать причинению вреда здоровью и жизни человека. В целом, понятие безопасности складывается из многих факторов, в частности, на безопасность городской среды влияют следующие аспекты:
1. Пешеходно-транспортный аспект. Одной из характерных черт развития современного общества является высокий уровень подвижности и мобильности населения крупных городов. Этот фактор приводит к интенсивному повышению автомобилизации, но улично-дорожная сеть не приспособлена для высоких транспортных потоков, а также плотность застройки городских районов и сохранение параметров улиц, заложенных в 30-60х годах прошлого века в центральной части большинства отечественных городов, не позволяет обеспечить должным образом организацию транспортного движения и как следствие, не удовлетворяет требованиям современного ритма жизни.
2. Конструктивно-технический аспект. Появление в городской среде неиспользуемых объектов, как следствие - заброшенных территорий. Основной проблемой заброшенных территорий является их криминогенность. Заброшенные участки, или территории с преобладающим физическим износом зданий ассоциируются в обществе с социальным неблагополучием [4].
3. Экологический аспект. В связи с активным процессом урбанизации, в современном мире крайне актуальна проблема экологии. За последние полвека численность жителей крупных городов выросла с 734
млн. до 2820 млн. чел., то есть увеличилась в 4 раза, а их доля в общей численности населения возросла с 29 до 47% [1]. Большая часть экологических проблем в городах — это влияние хозяйственной и экономической деятельности людей. Наиболее серьезными экологическими проблемами современных городов являются: загрязнение атмосферного воздуха, проблема качества питьевой воды, охрана и использование земель, а регулирование бытовых отходов [5].
4. Психологический аспект. Параметры городской среды влияют на психоэмоциональное состояние людей. К примеру, освещенность территории, отсутствие шумового загрязнения, наличие озелененных парковых пространств, разграничение общественного и приватного пространства положительно влияет на отношение людей к городской среде [6].
Для оценки соответствия города современным стандартам качества жизни, существуют специальные методы, в соответствии с Распоряжением от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жильё и городская среда» предусмотрено к концу 2024 года повышение индекса качества городской среды на 30% и сокращение в два раза количества городов с неблагоприятной средой. Для определения индекса качества, в утвержденной методике, применяются шесть основных критериев, отражающих первостепенные потребности городов, а также дополнительно 36 индикаторов, характеризующих условия проживания людей и общее состояние городской среды [7].
По части безопасности среди приведенных индикаторов можно выделить:
1. Процент погибших в дорожно-
транспортных происшествиях, индикатор, который характеризует
безопасность улично-дорожной и пешеходной сети города. Реализация безопасности в рамках рассматриваемого индикатора может быть достигнута благодаря ограничению скорости автомобилей, подсветки дорожных переходов, а также развитием пешеходных улиц и велодвижения в городе. Подобные мероприятия создают благоприятную среду для его жителей, развивая инфраструктуру отдыха и развлечений, а также архитектурно-ландшафтную среду, которая в части пешеходных улиц резко отличается от обычной и нуждается в специальных элементах благоустройства и оборудования [8] (рис. 1).
Рис.1 - Современный пешеходный переход, Санкт-Петербург [9]
2. Уровень доступности городской среды для маломобильных групп населения. Данный индикатор определяет общую доступность и безопасность городской среды для маломобильных групп населения на основе оценки адаптивности всех сфер городской инфраструктуры, включая общественный транспорт, благоустройство городских территорий и организацию пешеходных переходов (рис. 2).
3. Соотношение освещенных частей улиц, проездов, набережных в их общей протяженности. Данный индикатор характеризует возможность увеличения времени социально-коммерческой активности в городе, а также безопасность городской улично-дорожной и пешеходной сети.
Рис.2 - Тактильной плитки для маломобильных групп населения на
железнодорожном вокзале [10] Система уличного освещения оказывает значительное влияние на безопасность городского пространства, если осветительные системы в городе организованы должным образом, то снижается уровень преступности и риск дорожно-транспортных происшествий, а также повышается уровень комфорта граждан (рис. 3).
Рис.3. - Использование освещения для благоустройства городской
территории, Москва [11] 4. Доля зданий, в отношении которых осуществлен ремонт фасадов. Показатель дает представление о соблюдении установленного ведомственными строительными нормами срока эффективной эксплуатации фасадов зданий. Данный индикатор может быть рассмотрен также в
контексте рекультивации и облагораживании заброшенных территорий, реконструкция аварийных зданий, преобразование старых и неиспользуемых объектов инфраструктуры, создание новых более эффективных и функциональных пространств (рис. 4).
Рис.4 - Реставрация «дома с кариатидами», пер. Печатников, Москва [12] 5. Безопасность передвижения в городской среде. Индикатор, характеризующий уровень качества городской инфраструктуры при передвижении по городу, доступность населению основных объектов, социального обслуживания, таких, как объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Индекс качества городской среды крупных и крупнейших городов по результатам оценки в 2021 году составляет 200 и 199 баллов из 360 соответственно, общее количество оцениваемых городов 78. Самыми низко оцененными сферами в рейтинге стали улично-дорожная сеть, ообщественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, а также озелененные пространства, перечисленные сферы набрали меньше половины от максимального количества баллов [13]. По сравнению с предыдущими годами, начиная с 2018, индекс качества городской среды вырос, но по-прежнему остаются сферы, нуждающиеся в повышении уровня безопасности и комфорта. В общей концепции государственной программы
по повышению качества городской среды к 2030 году стоит цель в 1,5 раза повысить среднее значение индекса по всей стране, а также до 80% увеличить долю городов с благоприятной городской средой.
Заключение
Основной задачей специалистов в области урбанистики и градостроительства является обеспечение целостных условий для активной жизни, работы и отдыха всех категорий населения, путем создания гармоничной структуры города, многообразного и динамичного использования территории, а также элементов городской инфраструктуры и организации пространства [14].
Для человека ощущение безопасности является базовым и стоит выше социальных потребностей, поэтому, на первый план в части повышения благоприятности городской среды, выходят критерии, включающие в себя параметр безопасности.
Литература
1. Хомич В.А., Экология городской среды: Учеб. пособие для вузов. Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. 267 с.
2. Козловский Б.Л., Куропятников М.В., Федоринова О.И., Приоритетные задачи зеленого строительства в Ростове-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2013, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1552
3. Хаймин Д.И., Шеина С.Г., Территории Комплексного устойчивого развития в г. Ростове-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2022, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7590
4. Реновация городской среды: исторические прецеденты / Коллектив авторов/ НИИТИАГ. М.-СПб. archi.ru/ Коло, 2021. 333 с.
5. Kaw J.K., Lee H., Wahba S. The Hidden Wealth of Cities: Creating, Financing, and Managing Public Spaces. Washington, DC: World Bank for Reconstruction and Development, 2020. 39 p.
6. Комплексное благоустройство города. Методическое пособие. / Коллектив авторов / Правительство Москвы. Москомархитектура. ГУП «Моспроект-3». М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография» , 2010. 30 с.
7. Индекс качества городской среды. URL: xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/ (Дата доступа: 06.05.2022)
8. Джекобс Джейн. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.
9. В Москве могут появиться лежачие светофоры. URL: m24.ru/articles/dorogi/18062014/47633 (Дата доступа: 06.05.2022)
10. Тактильная разметка из холодного пластика. URL: vortexline.ru/tactile_markup/ (Дата доступа: 06.05.2022)
11. Парк света. URL: tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d19953121-
Reviews-Park_Sveta-Moscow_Central_Russia (Дата доступа: 06.05.2022)
12.Реконструкция зданий в Москве и области. URL:
spo 1.ru/rekonstrukcziya-zdanij-v-moskve-i-oblasti.html (Дата доступа:
06.05.2022)
13. Индекс качества городской среды. URL: xn—dtbcccdtsypabxk.xn--
p1ai/#/groups/1 (Дата доступа: 06.05.2022)
14. Васильев С. А. Концепция среды территориального коллективного проживания. Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. 320 с.
References
1. Xomich V.A. E'kologiya gorodskoj sredy' [Ecology of the urban environment]. Ucheb. posobie dlya vuzov. Omsk: Izd-vo SibADI, 2002. 267 p.
2. Kozlovskij B.L., Kuropyatnikov M.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2013/1552
3. Xajmin D.I., Sheina S.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2022, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7590
4. Renovaciya gorodskoj sredyx: istoricheskie precedenty' [ Renovation of the Urban Environment: Historical Precedents]. Kollektiv avtorov. NIITIAG. M.-SPb.: archi.ru. Kolo, 2021. 333 p.
5. Kaw J.K., Lee H., Wahba S. Creating, Financing, and Managing Public Spaces. Washington, DC: World Bank for Reconstruction and Development, 2020. 39 p.
6. Kompleksnoe blagoustrojstvo goroda. [Comprehensive improvement of the city.] Metodicheskoe posobie. Kollektiv avtorov. Pravitel'stvo Moskvy'. Moskomarxitektura. GUP «Mosproekt-3». M.: OAO «Moskovskie uchebniki i Kartolitografiya» , 2010. 30 p.
7. Indeks kachestva gorodskoj sredy' [Urban Environment Quality Index] URL: xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/ (accessed 06/05/22)
8. Dzhekobs Dzhejn. Smert' i zhizn' bol'shix amerikanskix gorodov [The Death and Life of Big American Cities]. M.: Novoe izdatel'stvo, 2011. 460 p.
9. V Moskve mogut poyavifsya lezhachie svetofory' [ In Moscow, there may
be recumbent traffic lights] URL: m24.ru/articles/dorogi/18062014/47633 (accessed 06/05/22)
10. Taktil'naya razmetka iz xolodnogo plastika [Tactile marking made of cold plastic] URL: vortexline.ru/tactile_markup/ (accessed 06/05/22)
11. Park sveta [Park of Light] URL: tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d19953121 -Reviews-Park_Sveta-Moscow_Central_Russia (accessed 06/05/22)
12. Rekonstrukciya zdanij v Moskve i oblasti '[Reconstruction of buildings in Moscow and the region] URL: spo1.ru/rekonstrukcziya-zdanij-v-moskve-i-oblasti.html (accessed 06/05/22)
13. Indeks kachestva gorodskoj sredy' [Urban Environment Quality Index] URL: xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/groups/1 (accessed 06/05/22)
14. Vasirev S. A. Koncepciya sredy' territoriaPnogo kollektivnogo prozhivaniya [The concept of the environment of territorial collective residence]. Minsk: izdatefstvo «Chety're chetverti», 2013. 320 p.