Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪёМНЫХ КРАНОВ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪёМНЫХ КРАНОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
486
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОДЪёМНОСТЬ / ПЕРИОДИЧНОСТЬ / КРАН-БАЛКА / ВЫБРАКОВКА / ШАГ СВИВКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сучок Г. Г.

В данной статье разработаны правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. Периодичность освидетельствования подъёмных механизмов. Проверка технического состояния отдельных узлов и деталей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪёМНЫХ КРАНОВ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ КРАНОВ

EXPLOITATION SAFETY OF CLIMBING GRANES

Г.Г. Сучок, кандидат педагогических наук, доцент Конт. т. 8 8442 411355

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

G.G. Sutchok

Volgograd state agricultural academy

В данной статье разработаны правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. Периодичность освидетельствования подъёмных механизмов. Проверка технического состояния отдельных узлов и деталей.

In given article is rules of arrangement and climbing cranes safe exploitation are wor ked out. Periodicity of the lifting mechanism examination. Checking the technical condition of the separate nodes and details.

Ключевые слова: грузоподъёмность, периодичность, кран-балка, выбраковка, шаг

свивки.

Key words: carrying capacity, periodicity, cathead, rejection, lay.

С целью гарантирования безопасности работающего и обеспечения нормальных условий труда Госгортехнадзором разработаны «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Эти правила являются обязательными для всех предприятий народного хозяйства. Согласно им все грузоподъемные механизмы проходят периодическое освидетельствование:

- частичное - не реже чем через 12 месяцев;

- полное - не реже одного раза в 3 года.

Кроме периодического освидетельствования подъемные механизмы могут подвергаться внеочередному полному освидетельствованию после:

- капитального ремонта;

- реконструкции грузоподъемной машины;

- смены канатов (цепей) крюка;

- переноса механизмов на новое место.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемный механизм подвергается:

- осмотру;

- статическому испытанию;

- динамическому испытанию.

При частичном техническом освидетельствовании производится только осмотр, а статическое и динамическое испытания не производятся.

При осмотре проверяется техническое состояние металлоконструкций (качество и надежность болтовых, заклепочных и сварочных соединений - канатов, цепей, осей, блоков, крюка, захватных приспособлений и т.д.). Существуют определенные нормы, которые позволяют визуально оценить годность проверяемого объекта к дальнейшей эксплуатации.

Выбраковку находившихся в работе стальных канатов (тросов) производят по числу обрывов проволок по длине одного шага свивки.

При испытании проводится проверка прочности и работоспособности всех элементов грузоподъемной конструкции путем последовательного приложения статической и динамической нагрузки.

Статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, на 25 % превышающей её грузоподъемность. Кран устанавливается над опорами крановых путей, его тележка в положение, отвечающее наибольшему прогибу. Контрольный груз поднимается на высоту 200-300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. (рис. 1). По истечении 10 мин. груз опускается, затем проверяется

отсутствие остаточной деформации моста крана. Наличие остаточной деформации моста крана после снятия нагрузки, а также превышение допустимой стрелы прогиба является выбраковочным признаком. Эксплуатация такой кран-балки разрешается только после

выявления и устранения причин этих отклонений.

Рисунок 1 - Схема статического испытания крана

Динамическое испытание грузоподъемной машины производится грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов в грузоподъемной машине и их тормозов. Динамическое испытание допускается производить рабочим грузом. При динамическом испытании производится повторный подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины.

Браковка стальных канатов. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Шаг свивки каната определяется следующим образом. На поверхности какой-либо пряди наносят метку (точку А, рис. 2), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната и на следующей после последней пряди наносят вторую метку (точку В). Расстояние между метками (А и В) принимается за шаг свивки каната.

Пример расчета шага свивки для 6-ти прядного каната (рис. 2).

Грузоподъёмные машины, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образоваться взрывоопасная среда, должны изготовляться по проекту, выполненному по техническому заданию на проектирование в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

измерения шага свивки каната

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.