БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Голубев А.А.
Голубев Александр Александрович - преподаватель модуля МДК (электровоз) высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное профессиональное учебное заведение Карталинский многоотраслевой техникум, г. Карталы, Челябинская область
Аннотация: в статье анализируются проблемы настоящего времени, которые являются главной задачей локомотивное депо Карталы - одного из ремонтно-эксплуатационных базовых депо на Южно-Уральской железной дороге. Современное высокотехнологичное предприятие, имеющее 6 ремонтных секций, оснащенных многочисленным оборудованием. Под особым контролем локомотивное депо держит вопросы безопасности движения. Одним из главных вопросов стало определение состояния грузового поезда и локомотива во время движения. Существенное облегчение труда локомотивной бригады при управлении электровозом - залог безопасного движения! А если действующие модели просты в управлении и малозатратны ?
Ключевые слова: поезд, локомотив, электровоз ВЛ-80с, железная дорога, локомотивное депо, локомотивная бригада.
Обучение студентов профессии подразумевает под собой формирование профессиональных компетенций. Данные компетенции предложены в качестве обучения по профессии «Машинист локомотива» Федеральным Государственным образовательным стандартом. В набор данных компетенций вложены профессиональные качества машиниста локомотива и его профессионализм, как умение самостоятельно решать задачи и находить выход в сложных ситуациях. Обучая, хочется максимально приблизить и показать красоту и сложность профессии. Одним из направлений в обучение является изучения курса по безопасности дорожного движения. Конечно, есть различные инструкции и положения, которые призваны дать понятие безопасности. Но! Хочется, чтобы сам студент погрузился в рабочие моменты и попытался внести правильное, рационализаторское предложение. Уделяя большое внимание данному моменту, пришла идея организовать исследовательскую и рационализаторскую деятельность на уроках и практических занятиях. Студенты сами на учебной и производственной практике занимаются изучением и ремонтом локомотива ВЛ-80С, сами выявляют проблемы и сами находят решение её. Стоит отметить, что преподаватель выступает только в качестве консультанта, а дальше происходит взаимодействие с работниками депо.
Безопасность передвижения поездов на дорогах страны - особенная часть безопасности. Ежедневно и каждую секунду поезда проезжают огромные территории нашей планеты. Везут грузы и осуществляют перевозку пассажиров, ускоряя долгожданные встречи. Обеспечение безопасности ложится на плечи локомотивных бригад. Именно они первыми должны безопасно и вовремя доставить груз и перевезти людей. Такой сложный вопрос является главным и в период обучения по профессии «Машинист локомотива». Еще будучи студентами, молодые люди (и молодые девчата, согласно закону о возможности обучения женщин по профессии от 2017 года) стараются облегчить труд машиниста в простых поделках. На занятиях в аудитории, кружках и научных сообществах делают рационализаторские предложения. Предложения, которые существенно облегчают труд локомотивной бригады и в устройстве своем малозатратны и просты в управлении. Рационализаторские предложения создаются в согласовании с локомотивным депо города Карталы (Россия).
Современные инновации № 1 (39) 2021 | 14 |
Студенты групп «Машинист локомотива» ГБПОУ «Карталинского многоотраслевого техникума» представляют свои разработки на инновационных площадках района и области, имеют призовые места и награды.
В данной статье предложен обзор самых главных и используемых в практике рационализаторских предложений, которые участвовали в конкурсах и имели призовые награды:
1.Определение остатка песка в бункере системы пескоподачи локомотива ВЛ-80с. Назначение: своевременная подача сигнала при небольшом остатке песка в бункере. В своем строении имеет звуковой сигнал и лампочки. Данная установка облегчает труд локомотивной бригады, которая теперь не затрачивает время на проверку бункера.
Рис. 1. Макет дистанционного устройства, контролирующего остаток песка в пневматической системе бункера локомотива
2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с. Назначение: возможность своевременно заметить нарушения в работе колесной пары в условиях труднодоступной видимости проблемы. В своем строении имеет лазерный луч, блок управления и монитор. Данная конструкция передает сигнал прямо в кабину машиниста с указанием проблемы-излома и номер колесной пары. Тем самым предупреждая о возможном крушении подвижного состава.
Рис. 2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с
| 15 | Современные инновации № 1(39) 2021
3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде. Назначение: когда переезд не охраняется работниками железной дороги, всегда существует опасность столкновения подвижного состава и наземного транспорта. Данная система передает оповещение в кабину машиниста при задержании любого транспорта на переезде более 20 секунд. Конструкция состоит из камеры, лазерного луча и пульта управления.
Рис. 3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде
4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути. Назначение: когда состав движется по изгибу пути, всегда существует угроза при крене - сход вагонов или развал грузов. Строение системы просто в исполнении -это зеркало и веб-камера, прикрепляемая к верхней части локомотива. Подача информации происходит напрямую локомотивной бригаде.
Рис. 4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути
Данные рационализаторские разработки облегчают труд машиниста и обеспечивают безопасность передвижения. Устройства легкодоступны в экономическом плане, т.к. составляющие компоненты имеют низкую себестоимость. Так же они просты в установке и в управлении. Очень здорово, что студенты, будучи в стенах образовательного учреждения и под руководством наставника, проявляют свои профессиональные качества и компетенции.
5. «Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк». Назначение: проблема обеспечения движения локомотива при отказе основного пульта управления, без привлечения вспомогательного локомотива во время возникновения аварийных ситуаций. Строение содержит в себе блок управления и световую сигнализацию.
Современные инновации № 1(39) 2021 | 16 |
Рис. 5. Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк
Следует отметить, что все представленные макеты действующие, собраны из доступных материалов и уже нашли свое применение среди локомотивных бригад электровозов.
Список литературы
1. Основы электротехники для локомотивных бригад Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Е. Зорохович. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.
2. Николаев А.Ю., Сесявин Н.В. Устройство и работа электровоза вл80с. М., 2011.
Щ 17 Щ Современные инновации № 1(39) 2021