Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПУСКАХ И ПОДЪЕМАХ НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПУСКАХ И ПОДЪЕМАХ НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОССЕ / СПУСК / ПОДЪЕМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВТОМОБИЛЬ / ОБГОН / ГОРА / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Эшанбабаев Аброр Арсланович, Рахимов Рахматилло Шокиржон Угли, Хабибуллаев Давронбек Хикматилло Угли

В статье проанализирован ряд мероприятий для обеспечения безопасности движения транспортного средства на спусках и подъемах горных дорог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Эшанбабаев Аброр Арсланович, Рахимов Рахматилло Шокиржон Угли, Хабибуллаев Давронбек Хикматилло Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC SAFETY ON DESCENTS AND ASCENTS ON MOUNTAIN ROADS

A number of measures for maintaining of safe traffic of transport means on the lower parts of mountain regions, have been analysed in this article.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПУСКАХ И ПОДЪЕМАХ НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ»

A UNiVERSUM:

№ 5 (98)_-V, r - - ._май. 2022 г.

DOI - 10.32 743/UniTech.2022.98.5.13602

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПУСКАХ И ПОДЪЕМАХ

НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ

Эшанбабаев Аброр Арсланович

доцент,

Наманганский инженерно-строительный институт, Республика Узбекистан, г. Наманган E-mail: abror_1966@mail. ru

Рахимов Рахматилло Шокиржон угли

магистрант,

Наманганский инженерно-строительный институт, Республика Узбекистан, г. Наманган

Хабибуллаев Давронбек Хикматилло угли

магистрант,

Наманганский инженерно-строительный институт, Республика Узбекистан, г. Наманган

TRAFFIC SAFETY ON DESCENTS AND ASCENTS ON MOUNTAIN ROADS

Abror Eshanbabaev

Associate Professor, Namangan Engineering-Construction Institute, Uzbekistan, Namangan

Rahmatillo Rakhimov

Master's student, Namangan Civil Engineering Institute, Uzbekistan, Namangan

Davronbek Khabibullaev

Master's student, Namangan Civil Engineering Institute, Uzbekistan, Namangan

АННОТАЦИЯ

В статье проанализирован ряд мероприятий для обеспечения безопасности движения транспортного средства на спусках и подъемах горных дорог.

ABSTRACT

A number of measures for maintaining of safe traffic of transport means on the lower parts of mountain regions, have been analysed in this article.

Ключевые слова: шоссе, спуск, подъем, дорожно-транспортное происшествие, автомобиль, обгон, гора, аварийная ситуация, движение, водитель.

Keywords: highway, descent, rise, traffic accident, car, overtaking, mountain, emergency, traffic, driver.

Участки подъемов и спусков на автомобильных дорогах характеризуются большим числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По материалам обследований, проведенных на перевале «Камчик довони», в горной местности на участке с подъемами и спусками приходится около 10-20% от общего числа зарегистрированных происшествий на автомобильной дороге А-373 «Ташкент - Андижан - Ош»;

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий на крутых подъемах и спусках чаще всего являются:

• съезды с земляного полотна автомобиля, движущегося вниз по спуску, или столкновение с автомобилем, вышедшим на обгон на подъеме;

• чрезмерная скорость, развиваемая отдельными водителями на затяжных спусках;

Библиографическое описание: Эшанбабаев А.А., Рахимов Р.Ш., Хабибуллаев Д.Х. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПУСКАХ И ПОДЪЕМАХ НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 5(98). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13602

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

• столкновение со встречным автомобилем при объезде остановившихся автомобилей или обгоне грузовых, значительно снижающих скорость на подъеме.

Число происшествий при движении под уклон больше, чем при движении на подъем, причем разница в условиях движения на подъем и спуск начинает сказываться уже при малых продольных уклонах. Большая опасность движения на спуск, чем на подъем, связана с увеличением длины тормозного пути на спусках при необходимости экстренного торможения, а самое главное - со случаями отказа тормозов, составляющими более 20% от общего числа происшествий, вызванных неисправностями автомобилей. На крутых затяжных спусках, где тормоза используются интенсивно, этот процент существенно выше [1].

Условия движения на горных дорогах значительно отличаются от условий движения в холмистой и равнинной местности. На большом протяжении маршрутов движение приходится вести на низших передачах.

Износ шин на горных дорогах в несколько раз превышает норму. Причины этого - влияние бокового увода шин па кривых малых радиусов, перегрузка колес на затяжных подъемах и спусках в связи с перераспределением нагрузки между осями, частое и продолжительное торможение на спусках.

Исследования режимов движения на горных дорогах показали наличие

особенно резких перепадов скоростей у автомобилей, движущихся в направлении спуска. При этом за счет выезда на полосу встречного движения скорости движения оказываются на кривых малых радиусов несколько более высокими, чем расчетные. Подобное положение характерно для дорог с относительно невысокой интенсивностью движения. Участки спусков очень опасны при неисправности тормозов автомобилей. По данным ГБДД, основным происшествий, связанных с неисправностью автомобилей, вызвано отказом тормозов. На затяжных спусках следует предусматривать так называемые «аварийные съезды», предназначенные для постепенной остановки автомобилей, у которых испортилась тормозная система. Аварийные съезды могут быть двух типов:

• гравитационного- торможение достигается движением на подъем.

• задерживающего-торможение достигается повышенным сопротивлением движению.

Аварийный съезд гравитационного типа представляет собой примыкающий к дороге, идущий на подъем тупик, при движении по которому расходуется кинетическая энергия скатывающегося под уклон автомобиля. В конце тупика устраивают площадку с повышенным сопротивлением качению из вспаханного грунта песчаного вала или гравийной засыпкой (рис. 1) [1].

Рисунок. 1. Схема устройства аварийных съездов с дороги: а и б- план; в- продольный профиль; 1- аварийный съезд; 2- песчаный вал;

Для устройства аварийных съездов должны использоваться благоприятные участки рельефа.

Аварийные съезды задерживающего типа устраивают при отсутствии подъема, следующего за спуском, а также на кривых малых радиусов, на которых существует опасность выезда автомобиля с дороги. Торможение создается вспашкой грунта постепенно возрастающей глубины или насыпкой слоя легкого керамзитового гравия или песка, поддерживаемого в рыхлом состоянии периодической вспашкой. Поскольку песок при увлажнении становится твердым и колеса перестают в нем увязать, необходимо обеспечивать из песчаного слоя отвод воды и рыхлить его проходами борон после сильных дождей.

На затяжных уклонах свыше 40-50%о, торможение двигателем при движении на понижающих передачах сочетается с использованием колесных тормозов. Соображения безопасности движения исключают движение под уклон с выключенной коробкой передач. Тем не менее, как показывают наблюдения, у большинства грузовых автомобилей скорость на спусках примерно в 2 раза выше, чем при движении на подъем равного уклона.

Автомобиль с испортившимися тормозами при движении по съезду на подъем по покрытию с большим сопротивлением движению постепенно снижает скорость. Аварийные съезды особенно эффективны в местах, где после длинных крутых спусков расположены кривые малых радиусов [2].

Въезд на аварийный съезд должен быть обозначен указателями его назначения и знаком дорога для въезда в аварийных ситуациях, чтобы предотвратить возможность его использования едущими для стоянки.

Дополнительные полосы на спусках необходимы при интенсивности движения свыше 6000 авт./сутки и длине спуска более 700 м. Необходимость устройства дополнительных полос на спусках вызывается существенной разницей в скорости движения различных типов автомобилей и зависит от величины

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

уклона, длины спуска и дорожных условий в конце спуска.

Как показали многие проведенные исследования при уклонах до 20-25%о длина спуска не отражается на возрастании скорости, которое не превышает 5-10%. При уклонах от 25 до 45%0 их величина перестает оказывать влияние на скорость движения и характер ее изменения по длине спуска начинает определяться его протяженностью и дорожными условиями в конце спуска. На затяжных спусках увеличение скорости происходит вначале медленно, и лишь на расстоянии 700 м от начала спуска она достигает максимальной величины.

Если после спуска длиной 700-800м. начинается подъем, то водители стремятся создать дополнительный запас кинетической энергии за время движения по спуску и увеличивают скорость движения автомобиля примерно на 10%.

Наличие в конце спуска большого моста, сужения проезжей части или кривой малого радиуса вызывает снижение скорости движения на 20-30%. Даже кривые радиусом 2000 м. или малый мост с шириной проезжей части в конце спуска заставляют водителя снижать скорость движения примерно на 10%.

Изменение скорости в зависимости от дорожных условий в конце спуска также начинает сказываться

на расстояний 600-700м. от конца спуска. При уклонах свыше 45% о скорость движения возрастает, и при 50-60%0 ее приращение достигает 25%.

Параметры дополнительных полос на спусках принимаются те же, что и для полос на подъемах. Эти полосы также эффективно работают лишь при нанесении разметки проезжей части и установки знаков [3].

На затяжных подъёмах при продольных уклонах более 60%0 следует предусматривать площадки места для остановки автомобилей в виде горизонтальных участков или участков с продольным уклоном, не превышающим 20%0, длиной не менее 50 м, рассчитанные не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей, располагая эти участки или площадки через 1,5-2,5 км. при высотах на уровнем моря 1000 м. и через 1,1-1,5 км. при высотах 4000 м [4].

Земляное полотно в этих местах должно быть уширено, чтобы остановившиеся автомобили не мешали движению.

Все указанные обстоятельства заслуживают обеспечения безопасности движения на спусках, подъёмах горных дорог республики и учета при конструировании и производстве автомобилей, предназначенных для работы в горных условиях.

Список литературы:

1. В.Ф.Бабков. Дорожные условия и безопасность движения. М. «Транспорт», 1982.- 288 с.

2. В.Ф.Бабков. Автомобильные дороги. М: «Транспорт», 1983, 280с.

3. В.Ф.Бабков, В.Ф.Давочкин и др. «Дорожные условия и организация движения». М: «Транспорт» 1994 г. 240 с.

4. Эшанбабаев А.А. «Обеспечение безопасности движения автомобильного поезда на горных дорогах» // ФарПИ «Научно-технический» журнал 2018 год. Том 22, №1.

5. Р. Эльвик, А.Б. Леюсен, Т. Ваа. «Справочник по безопасности дорожного движения» / Пер.с норв. Под редакцией проф. В.В.Сильянова / М: МАДИ (ГТУ) 2001, 754 с.

6. А.П.Васильев, В.Н.Сиденко. «Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения». М: «Транспорт». 1990 г. 304 с.

7. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ //Интернаука. - 2021. -№. 21-3. - С. 18-21.

8. Эргашев М., Бойдадаев М., Шахобиддинов Х. ОБЗОР ОСНОВНЫХ СИСТЕМ И СТРАТЕГИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ИХ СОСТАВНЫХЧА-СТЕЙ //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 2. - С. 142-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.