- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
УДК 34 © М.В. Рубцова, 2021
NIION: 2021-0084-3/21-001 MOSURED: 77/27-026-2021-3-200
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Майя Викторовна Рубцова,
старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022
majya-rubcova@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются важные вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения в России, возникающие проблемы в данной сфере и пути их решения в целях реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, проблемы, аварийность на дорогах, транспортная инфраструктура, контроль, бюджетные средства, реализация нацпроекта
Для цитирования: Рубцова М.В. Безопасность дорожного движения в России: проблемы и пути их решения // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 4-7.
ROAD SAFETY IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Maya V. Rubtsova,
senior Researcher at the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Contacts: ul. 2nd Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022
Abstract. The article discusses important issues related to road safety in Russia, emerging problems in this area and ways to solve them in order to implement the national project «Safe High-quality Roads».
Keywords: road safety, problems, accidents on the roads, transport infrastructure, control, budget funds, implementation of the national project
For quotation: Rubtsova M.V. Road safety in Russia: problems and solutions // Road safety. 2021. № 3. Р. 4-7.
За последнее десятилетие в России в дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) погибли более 220 тыс. человек и более двух миллионов пострадали. Возросло количество аварий на дорогах с участием легковых такси. Другой проблемой явилось увеличение детской смертности в январе-августе 2021 года [1]. Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими, в которых погибают 44 человека.
Статистика МВД России и страховых компаний свидетельствует, что большинство ДТП происходят по одинаковым сценариям. В 2020 году в стране зарегистрировано 145 тыс. ДТП с пострадавшими, каждое девятое из которых - со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тыс. человек. Еще 183 тыс. получили травмы. Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей.
В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек - это почти четверть всех смертей на дорогах. Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения - чаще всего не соблюдают знаки приоритета на перекрестке, треть всех нарушений - вследствие плохих доржных условий.
Например, отсутствие или плохая видимость дорожного знака или разметки. Наиболее частый вид ДТП - столкновение двух автомобилей. На втором месте - наезд на пешехода. На третьем - вылет с трассы, например, если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Имеются и
экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть - в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь больше людей, чем на городских улицах [2].
В России намечается тенденция к снижению аварийностина дорогах, но существующая динамика остается недостаточной для кардинального изменения смертности и количества аварий, что свидетельствует из опубликованной статистики ДТП, опубликованной Госавтоинспекцией в период с января по декабрь 2021 года. Так, за отчетный годовой период произошло 164 358 ДТП, что на 2,2% ниже аналогичного периода (в 2021 году совершено 168 099 ДТП), за год погибло почти
17 тыс. человек (в 2021 году зафиксировано 18 тыс. погибших). Данный показатель смертности по сравнению с 2021 годом снизился на 6,8%. К сожалению, нельзя сказать о столь же серьезном уменьшении раненых. Всего за период произошло 210 тыс. ДТП, что на 1,9% меньше АППГ [3].
Анализируя деятельность законодателя в рассматриваемой сфере правоотношений, можно сказать, что последние годы характеризуются разработкой и принятием законов и иных правовых актов, которыми не только утверждены основы для реализации государственной политики в данной сфере, но существенно усилена ответственность за управление транспортными средствами в состоянии
SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY
опьянения, введена уголовная ответственность за данное деяние, как указано выше, реализуются национальный проект и федеральные целевые программы, которые способствуют развитию федеральной дорожной сети, созданию и применению систем фотовидеофиксации правонарушений, и др. Но, несмотря на принимаемые государством меры, безопасность дорожного движения на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных сфер жизнедеятельности, так как ежегодно десятки тысяч человек погибают или получают травмы на российских дорогах.
Состояние законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения за последние пять лет характеризуется как стабильно негативное, что подтверждает приведенная ниже статистика выявленных прокурорами нарушений законов. Так, в 2015 г. выявлено 176 779 нарушений законов, в 2016 г. - 194 825, в 2017 г. - 180 981, в 2018 г. - 154 857 и в 2019 г. - 177 781 [4]. Вопросы соблюдения законов о безопасности дорожного движения находятся на постоянном контроле органов прокуратуры, проиллюстрируем это на примерах из практики прокурорского надзора.
Одной из основных причин происшествий на дорогах Российской Федерации являются неблагоприятные дорожные условия, так как подавляющее большинство дорог регионального и местного значения не соответствуют нормам технических регламентов и государственным стандартам, установленным в данной области. Во многих случаях это связано с хищением бюджетных средств, выделяемых на строительство и ремонт автомобильных дорог, их нецелевым и неэффективным расходованием [5].
Дорожные условия, т.е. транспортно-эксплуатационные характеристики дорог занимают важное место в обеспечении безопасности. Возникновение значительной части дорожно-транспортных происшествий является следствием влияния отдельных неблагоприятных факторов дорожных условий или их сочетаний, это подтверждают результаты отечественных и зарубежных исследований. Влияние дорожных условий на процесс возникновения дорожно-транспортныхпроисшествийследуетрассматривать в качестве фактора, который заставляет водителей ошибаться в выборе режима движения автомобиля ввиду неверного восприятия дорожных условий. Из числа дорожных условий самыми частыми причинами дорожно-транспортных происшествий являются: скользкость покрытия, недостаточная ровность, неудовлетворительное содержание дорог в зимнее время, недостаточная ширина или отсутствие обочин. Из числа элементов обустройства дорог причинами дорожно-транспортных происшествий являются отсутствие знаков и разметки в требуемых местах, плохая видимость знаков днем и ночью, отсутствие карманов для остановки автобусов, тротуаров и пешеходных дорожек. Ошибки водителей в управлении транспортными средствами и
нарушения правил дорожного движения очень часто связаны с недостатками автомобильных дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из прямых или косвенных причин, а в 15-20% случаев главной причиной происшествий.
Когда наступают неблагоприятные периоды года, роль технического уровня и состояния дорог в безопасности движения проявляется особенно четко. Имеются определенные закономерности распределения количества ДТП по сезонам года. Весной возрастает количество происшествий, этот рост продолжается все лето и достигает максимального значения осенью, когда высокая интенсивность движения объединяется с неблагоприятными погодными условиями. Количество происшествий при неблагоприятном состоянии дорог, вызванном действием различных метеорологических факторов, колеблется в широких пределах и зависит как от климата, так и от технического уровня содержания дорог. Наиболее опасными являются условия движения во время дождя, снегопада, при ограниченной видимости (туман, пасмурность) и при сильном ветре. Возрастающие объемы автомобильных перевозок, увеличение скоростей и интенсивности движения и связанный с ними рост числа ДТП предъявляют новые, более высокие требования.
К техническому совершенству существующих автомобильных дорог, их оборудованию, транспортно-эксплуатационным характеристикам и организации движения в процессе эксплуатации [6].
Автомобильная дорога прежде всего должна быть устойчивой к воздействию нагрузок от транспортных средств, для пропуска которых она предназначена. Нагрузки от транспортных средств являются динамическими.
Эксперты указывают, что на безопасность дорожного движения влияют объективные и субъективные факторы: состояние полосы, особенности транспортных средств, количество людей на момент происшествия, обустройство шоссе, погодные условия. Субъективные факторы не так предсказуемы. К ним относятся, например, сами пешеходы, количество их нарушений. В процессе движения транспортного средства постоянно образуются неразрывные цепочки, влияющие на безопасность дорожного движения. Сочетаются человек, дорога, автомобиль, окружающая среда. Собрать в единое целое все факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, невозможно. Однако путем наблюдений удается выявить основные риски. В 57% случаев ДТП совершается вследсвие человеческого фактора (ошибки водителя или пешехода, в 27% случаев - из-за взаимодействия «человек -дорога», в 6% - «человек - машина», а в 3 остальных случаях - «человек - машина - дорога». Учитывать необходимо каждый объект [7].
В России проводится определенная работа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Президент России Владимир Путин ранее поставил задачу к 2030 году снизить
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ
смертность на дорогах в 3,5 раза [8]. В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Данный документ приведен в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Национальный проект ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Основной целевой показатель проекта -обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2024 году. До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1810,6 км. На реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в бюджете на 2022-2024 гг. предусмотрено 1,3 трлн рублей [9].
Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения» предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учесть мнения жителей нашей страны о качестве выполняемых работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, транспортного обслуживания,а также
безопасностью дорожного движения. Так, ключевая задача дорожников - создание в российских регионах качественной, надежной и доступной транспортной инфраструктуры. Именно поэтому все этапы реализации нацпроекта жестко контролируются [10]. Реализация мероприятий, заложенных в паспорте нацпроекта, по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, профилактике риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, детского травматизма, снижению смертности при дорожно-транспортных происшествиях позволят снизить количество возникающих ДТП и уменьшить их негативные последствия на здоровье человека.
Ранее принято распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» (далее - Стратегия). Стратегия разработана в целях определения приоритетов в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения, представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период. Определяется общий подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, который базируется на решениях органов государственной власти, в соответствии с которыми безопасность дорожного движения является важной государственной задачей, так как речь идет о сохранении жизни и здоровья
ШЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
граждан страны, фактически о повышении качества жизни. В связи с этим для безопасности дорожного движения необходимо привлечение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, а также структур российского бизнес-сообщества. Стратегия является основой планирования при реализации политики
в области обеспечения безопасности дорожного движения на 2018 - 2024 годы, обеспечивает целостный (системный) подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма [11].
Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой разновидность национальной безопасности государства, а вопросы обеспечения дорожной безопасности интегрированы в основные сферы внутренней политики нашей страны и ее стратегического развития, повышения качества жизни населения, демографической политики, внешней политики Российской Федерации и инновационной составляющей социально-экономического развития Российской Федерации. Сопоставляя национальные интересы, выражающиеся в многообразных сферах жизнедеятельности (политической, экономической, социальной, транспортной, экологической и др.), вызовы, риски и угрозы, посягающие на них, и меры по снижению вероятности их возникновения позволяют в системе национальной безопасности России обособить отдельные ее составляющие, которые необходимо рассматривать в качестве входящих в нее подсистем. Особое значение в структуре подсистем национальной безопасности занимает внутренняя безопасность. В данном контексте вполне оправданным является утверждение А.Г. Елагина, указывающего на невозможность оставления со стороны государства без контроля такой значимой социальной составляющей, как безопасность [12]. Профессор А.Г. Елагинакцентирует внимание наразновидности безопасности - внутренней безопасности - и оперирует социологическими исследованиями, на основании которых человечество только малую часть исторической вехи своего развития вовлечено в войны, превалирующая часть рисков для социума выражена пожарами, нарушением систем жизнеобеспечения, дорожно-транспортными
происшествиями, терроризмом и иными угрозами, представляющими «дело рук человеческих» [13].
Конечно же, риски и угрозы сферы дорожного движения в силу социального характера вероятности происхождения необходимо отнести к угрозам внутренней безопасности государства, ее общественной безопасности. Изложенное позволяет утверждать, что безопасность дорожного движения представляет собой один из компонентов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, наиболее наглядно
SCIENTIFIC RESEARCH, D]
проявляющихся в контексте общественной безопасности, и соотносится с ней как частное с общим.
Для обеспечения безопасности дорожного движения нашим государством реализуется совокупность мероприятий, направленных на недопущение (минимизацию) рисков и угроз, задачей которых является обеспечение безопасности всех без исключения участников дорожного движения, а также принимаются меры, направленные на обеспечение эффективного управления рассматриваемыми общественными отношениями.
Список источников:
1. URL: https://aif.ru/politics/russia/v_mvd_nazvali_ chislo_pogibshih_i_postradavshih_v_dtp_za_poslednie_desyat_let (дата обращения: 05.10.2021).
2. URL: https://journal.tinkofF.ru/stat-dtp/ (дата обращения: 05.10.2021).
3. URL: https://спецтор.рф/pdd-inFo/statistika-pogibshih-v-dtp.html (дата обращения: 05.10.2021).
4. Статистический отчет «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН.
»ICATED TO ROAD SAFETY -
5. Хусяйнова С.Г. О состоянии законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 64.
6. Новик В.А., Бельский Е.И. Эксплуатационные свойства автомобильных дорог // Alfabuild. 1(3). 2018. 65-75.
7. URL: https://avtobddinfo.ru/faq/dorozhnye-usloviya-i-bezopasnost-dvizheniya (дата обращения: 08.10.2021).
8. URL: https://avtobddinfo.ru/faq/dorozhnye-usloviya-i-bezopasnost-dvizheniya (дата обращения: 08.10.2021).
9. URL: https://rg.ru/2021/09/21/bezopasnye-kachestvennye-dorogi-profinansiruiut-na-13-trln-rublej.html (дата обращения: 08.10.2021).
10. https://cntd.ru/news/read/transformaciya-nacionalnogo-proekta-bezopasnye-kachestvennye-dorogi (дата обращения: 05.10.2021).
11. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы».
12. Калюжный Ю.Н. Безопасность дорожного движения как компонент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. // Транспортное право. 2020. № 4.С. 3.
13. Елагин А.Г. Управление комплексной безопасностью: «человек - руководитель - сотрудник надзорных органов» // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1. С. 49.