Научная статья на тему 'Безопасность дорожного движения: настоящее и будущее'

Безопасность дорожного движения: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
872
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность дорожного движения: настоящее и будущее»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Международная научно-практическая конференция

23 октября 2009 г. в Донецком юридическом институте МВД Украины проводилась международная научно-практическая конференция «Безопасность дорожного движения: настоящее и будущее».

Воронежский институт МВД России на конференции представлял заместитель начальника института по научной работе доктор юридических наук, профессор полковник милиции Век-ленко Сергей Владимирович.

На конференции присутствовали представители Министерства внутренних дел Украины: начальник управления кадрового обеспечения и связей с общественностью Департамента ГАИ кандидат юридических наук полковник милиции Протченко С.М. и главный специалист Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Васильев А.П. От Совета национальной безопасности и обороны Украины принимал участие главный научный сотрудник Межведомственного научноисследовательского центра по проблемам борьбы с организованной преступностью Гуржий Т. А.

Донецкую областную государственную администрацию представляли: начальник отдела взаимодействия с правоохранительными органами Гурин А.В., главный специалист Главного управления промышленности и развития инфраструктуры Алещенко С.П. и заведующий отделом науки и высшего образования Управления образования и науки кандидат технических наук Селезнев И. Н. От Донецкого областного совета

— заместитель председателя по вопросам депутатской деятельности, этики, законности и правопорядка Поповченко О.Н. От Донецкого городского совета — помощник председателя по работе с правоохранительными органами Литвинов Г.И. Кроме того, на конференции широко были представлены правоохранительные органы Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей, транспортные организации и ассоциации и учебные заведения Украины. От высших учебных заведений МВД России участие в конференции приняли представители Красно -дарского университета МВД России, Воронеж-

ского института и Орловского юридического института МВД России.

С приветственным словом к участникам конференции обратился начальник Донецкого юридического института ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, кандидат наук по государственному управлению, доцент, заслуженный юрист Украины полковник милиции Бесчастный В.Н.

Наибольший интерес у участников пленарного заседания конференции вызвали доклады:

Протченко С.М., начальника управления кадрового обеспечения и связей с общественностью Департамента ГАИ МВД Украины, рассказавшего о проблемах при обеспечении безопасности дорожного движения и сформулировал современные задачи Госавтоинспекции МВД Украины в концепции реформирования системы обеспечения безопасности дорожного движения;

Новикова В. А. — заместителя начальника отдела надзора за соблюдением законов органами внутренних дел при проведении дознания и досудебного следствия прокуратуры Донецкой области, советника юстиции, поделившегося опытом прокурорского надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения;

Алексеевой В.В. — главного специалиста отдела Государственной исполнительной службы Главного управления юстиции в Донецкой области, которая озвучила проблемные вопросы, возникающие при принудительном взыскании

осветившего проблему повышения квалификации водителей как фактор снижения аварийности на автотранспорте;

Векленко С.В. — заместителя начальника Воронежского института МВД России по научной работе, доктора юридических наук, профессора, полковника милиции, выдвинувшего предложения о повышении эффективности уголовно-правовой борьбы с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию с техническими неисправностями;

Проказина Д.Л. — начальника кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России, кандидата юридических наук, майора милиции, раскрывшего концептуальные направления совершенствования организации деятельности ДПС в современных условиях;

Петренко А.И. — председателя Донецкого отделения Всеукраинской ассоциации специалистов по безопасности дорожного движения, рассказавшего о роли Всеукраинской ассоциации в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

Большую дискуссию вызвало обсуждение следующих проблем:

1. Эффективность управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам безопасности дорожного движения.

2. Проблемы законодательной регламента-

штрафов за нарушение правил дорожного движения Украины;

Васильева А.П. — главного специалиста Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины,

ции административно-правовой и уголовноправовой охраны безопасности дорожного движения и ответственности (административной, гражданской, уголовной и дисциплинарной) лиц,

нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации автотранспорта.

3. Соблюдение водителями режима труда и отдыха при осуществлении международных перевозок и особенности осуществления контроля дорожных перевозок опасных грузов.

4. Мероприятия по совершенствованию взаимодействия подразделений ГАИ со страховыми компаниями и проблемы повышения качества подготовки водителей.

5. Совершенствование системы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

6. Повышение уровня профилактики детского дорожно-транспортного травматизма путём создания детских специализированных учебнометодических центров безопасности дорожного движения.

7. Повышение качества учёта показателей аварийности и изучения причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Следует признать позитивными результаты проведённых обсуждений, выразившиеся во взаимопонимании между практическими работниками правоохранительных органов, представителями

государственной власти и местного самоуправления, представителями общественных организаций и учёными по выработке концептуальных основ и конкретных мероприятий в сфере повышения безопасности дорожного движения.

Общими усилиями были разработаны рекомендации конференции, состоящие из семи групп предложений:

1. Осуществить мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство Украины в сфере безопасности дорожного движения:

- усовершенствовать административное производство по делам за нарушение правил дорожного движения;

- внести изменения в ст.ст.2—3 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» относительно мотоциклов (мопедов), велосипедов с двигателем, которые имеют объём цилиндра двигателя до 50 куб. см.;

- предусмотреть в ч.11 ст.34 Закона Украины «О дорожном движении» введение ограничений при проведении регистрационно-экзаменационных операций в отношении водителей транспортных средств, которые своевременно не оплатили административные штрафы за нарушение ПДД Украины;

- создать в Департаменте Госавтоинспекции единый реестр неплательщиков штрафов за нарушение ПДД и водителей, лишённых судом права управления транспортным средством;

- создать межведомственную сеть и единый реестр в МВД Украины и Государственной таможенной службе Украины нарушителей ПДД водите-

лей-иностранцев, в целях предупреждения их выезда за пределы Украины без уплаты штрафа.

2. Осуществить мероприятия по совершенствованию взаимодействия подразделений ГАИ со страховыми компаниями:

- на законодательном уровне решить вопрос относительно передачи функции оформления дорожно-транспортных происшествий без пострадавших к соответствующим страховым компаниям, делегируя эти функции аварийным комиссарам страховых компаний;

- органам ГАИ совместно со страховыми компаниями осуществить мероприятия по предупреждению фактов мошенничества и фальсификации при оформлении ДТП.

3. Осуществить мероприятия по повышению качества подготовки водителей:

- создать единый реестр учебных заведений всех форм собственности, которые проводят подготовку водителей;

- создать автоматизированный банк данных водителей, по вине которых совершены ДТП, а также нарушителей Правил дорожного движения.

4. Осуществить мероприятия, которые направлены на обеспечение безопасности пассажирских перевозок:

- усилить контроль за водителями со стороны автопредприятий путём установления тахографов;

- обеспечить организацию труда водителей с недопущением окончания длительных рейсов в утреннее время;

- разработать систему материального поощрения водителей за выполнение расписания движения, отсутствие нарушений ПДД и жалоб пассажиров.

5. Осуществить мероприятия по усовершенствованию системы взаимодействия органов управления, сил и средств разных ведомств (особенно Госавтоинспекции и подразделений МЧС), которые принимают участие в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

6. Осуществить мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

- внедрить проведение долгосрочной многоплановой профилактической акции «Всей страной — за безопасность детей на дорогах!» в период с 17 мая по 26 сентября;

- создать в Украине новую учебно-воспитательную форму профилактики ДДТТ, а именно, детские специализированные учебно-методические центры безопасности дорожного движения;

- на государственном уровне создать четыре-пять региональных комплексов безопасности дорожного движения, которые будут служить базой для обобщения имеющегося в регионе опыта по профилактике ДДТТ, внедрения и апробации новых методов, форм, технологий, проектов профилактической работы, проведения региональных конкурсов КВН-ЮИД.

7. Осуществить другие мероприятия, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения:

- создать независимую от МВД систему аналитических органов, которые будут иметь доступ к базе данных об аварийности для проведения полного учёта и изучения причин ДТП;

- проанализировать существующие показатели аварийности, причины и условия совершения ДТП, внести соответствующие изменения в форму карточки учёта ДТП.

Считаем целесообразным проведение по -добных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

По итогам командировки предлагается:

1. Использовать материалы и рекомендации Международной научно-практической кон-

ференции «Безопасность дорожного движения:

современность и будущее» в учебном процессе Воронежского института МВД России.

2. Рассмотреть возможность проведения научно-практических конференций, семинаров или круглых столов подобной тематики на базе высших учебных заведений МВД в субъектах Российской Федерации.

3. Изучить возможность использования материалов и рекомендаций конференции для совершенствования законодательной регламентации и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения автодорожного травматизма.

Заместитель нач альника института по научной работе полковник милиции С.В. Векленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.