УДК 62
В.А. Яресько
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье исследуются основные тенденции безопасности дорожного движения. На основе данных статистического анализа делаются выводы о проблемах дорожного движения и тенденции их безопасности.
Ключевые слова: дорожное движение, транспортные средства, безопасность.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте признана одной из задач, стоящих перед обществом и государством и имеющей важнейшее социальное, экономическое и демографическое значение. Аварийность наносит огромный моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
В 2009 году водителями управления при перевозке вахтовиков на месторождения было допущено 275 нарушений нормативных требований по обеспечению безопасности движения, из них:
-101 нарушение выявлено работниками ГИБДД,
-174 нарушения выявлены инженерно-техническими работниками управления.
Основные нарушения, допущенные водителями управления в 2009 году представлены на рис. 1.1.
■ Нарушения скоростного режима движения
■ Нарушения правил остановки и стоянки
Нарушения Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации
■ Нарушения требований ППД при маневрировании
Выход на работу в нетрезвом состоянии
Рис. 1. Основные нарушения, допущенные водителями управления в 2009 году
© Яресько В.А., 2019.
Рис. 2. Нарушения скоростного режима движения в 2014 году
Рис. 3. Динамика изменения случаев ДТП по вине водителей за 2010-2014 годы
и I полугодие 2015 года
Рис. 4. Динамика изменения удельных показателей аварийности по транспортным средствам (количество
ДТП по вине на 1000 ед. техники)
Рис. 5. Анализ фиксации нарушений скоростного режима
Рис. 6. Динамика выявления нарушений скоростного режима Перспективы развития системы контроля за работой транспорта (СКРТ) представлены на рис. 7.
Привязка системы к фактической расстановке дорожных знаков ограничивающих скорость движения (индикация в режиме реального времени о нарушении скоростного режима у оператора-контролера).
Возможность ознакомления водителя особенностями движения на предстоящем маршруте с помощью интерактивных карт с указанием опасных участков, дорожных знаков, расстояния и пр.
Рис. 7. Перспективы развития системы контроля за работой транспорта (СКРТ)
Испытание и использование на некоторых видах транспортных средств системы контроля с функцией видеорегистрации событий.
Оснащение транспортных средств предназначенных для стажировки водителей системами видео и аудио фиксации, записывающими информацию из кабины автомобиля.
Применение систем видеофиксации событий позволит значительно сократить, а в перспективе и исключить прочие причины повлекшие дорожно-транспортные происшествия:
1. Нарушение правил маневрирования.
2. Несоблюдение дистанции.
3. Выезд на полосу встречного движения.
4. Дорожные и климатические условия.
Экономическая эффективность внедрения системы контроля за работой транспорта (СКРТ) представлен на рис. 8.
Рис. 8. Экономическая эффективность внедрения системы контроля за работой транспорта (СКРТ)
Перспективная программа оснащения транспорта системами контроля в течении 4 лет представлена на рис. 8.
Основной Основной Основной Основной
I Количество оснащенных транспортных средств, ед I Экономический эффект, млн.руб (расчетный) | Затраты (млн.руб.)
Рис. 8. Перспективная программа оснащения транспорта системами контроля
в течении 4 лет
Итоги работы по направлению за 5 лет:
1. Общее количество ДТП, произошедшее по вине водителей Общества, снизилось более чем на
65%.
2. Дорожно-транспортные происшествия, причиной которых является превышение безопасной скорости движения сократилось на 86%.
3. Снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, при которых по вине работников травмированы люди на 85%.
4. Число погибших в ДТП, по вине водителей Общества за I полугодие 2020 года не допущено - это говорит о значительном снижении тяжести последствий от аварий.
5. Материальный ущерб от ДТП только за I полугодие 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижен более чем на 57%.
Общая экономическая эффективность применения системы в 2019 году составит более 230 млн.руб., в том числе от экономии услуг 136 млн.руб., экономии топлива 90,2 млн.руб. (1 716 тн.), а расчетная экономия затрат от снижения ущерба от ДТП 8 млн.руб.
Предложения:
1. Продолжить внедрение полного оснащения всего парка автомобилей системами контроля (СКРТ) до 2022 года, в 2020 году особое внимание уделить легковому транспорту.
2. В 2020 году усилить санкции за нарушения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, непрестегнутый ремень безопасности.
3. Разработать и выполнить программу внедрения приборов видеофиксации событий нарушений правил дорожного движения.
4. Обеспечить качественно новый уровень подготовки персонала на базе учебного ЦПТО комплекса «Автодром», в том числе контраварийную подготовку водителей в сложных дорожных условиях и условиях недостаточной видимости.
Библиографический список
¡.Аксенов В.А., Попова Е.П., Дивочкин О.А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. - М.: Транспорт, 2017. - 127 с.
2.Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. для вузов. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2012. - 288 с.
3.Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. - М.: Транспорт, 2016. - 224 с.
4.Залуга В.П. Оборудование автомобильных дорог для безопасности движения ночью. - М.: Транспорт, 2010.
- 152 с.
5.Клинковштейн Г.И., Афанасьев Н.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2012. - 207 с.
6.Калужский Я.А., Кисляков В.Н., Бегма Н.В. Повышение безопасности движения средствами дорожно-экс-плуатационной службы. М.: Транспорт, 2011. - 152 с.
ЯРЕСЬКО ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант, Тюменский индустриальный университет, Россия.