Научная статья на тему 'Безопасность аэропортов в России'

Безопасность аэропортов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1174
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АЭРОПОРТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПЫТ / ЗАКОН / ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов Ярослав Сергеевич, Кузнецов Никита Сергеевич

В данной статье рассмотрена логистика безопасности аэропортов и авиарейсов, требований, предъявляемых Министерством транспорта. Проведен анализ логистики безопасности на примере лидирующей страны в данной сфере, а также рассмотрены варианты по улучшению безопасности аэропортов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность аэропортов в России»

Безопасность аэропортов в России Тихонов Я. С.1, Кузнецов Н. С.2

1 Тихонов Ярослав Сергеевич / Tikhonov Yaroslav Sergeevich - студент;

2Кузнецов Никита Сергеевич /Kuznetsov Nikita Sergeevich - студент, кафедра отраслевого менеджмента,

Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрена логистика безопасности аэропортов и авиарейсов, требований, предъявляемых Министерством транспорта. Проведен анализ логистики безопасности на примере лидирующей страны в данной сфере, а также рассмотрены варианты по улучшению безопасности аэропортов Российской Федерации.

Ключевые слова: логистика, аэропорты, безопасность, передовые технологии, опыт, закон, требования.

Логистика подразделяется на ресурсную, функциональную и отраслевую и подразумевает единый комплекс взаимодействия интегрированных, гармонизированных, сбалансированных потоков как процессов хронометрического, кинетического, транспортного преобразования вещества, энергии, момента импульса на национальном и международном пространстве [1-4]. Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ из одной точки в другую по оптимальному маршруту [5].

Более детальными функциями данной логистики являются:

1) персонал, который занимается осуществлением этих задач (грузчики, водители);

2) классификация транспортных средств (по объёмам, м3);

3) ценовая политика (на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Под транспортной логистикой безопасности понимается система - совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество, осуществление надлежащей безопасности для успешного достижения взаимовыгодных целей.

Аэропорты это важная составляющая транспортной системы России и мира, являясь одной из главных частей национальной, региональной и местной инфраструктуры, аэропорт выполняет функцию поставщика общественных услуг, деятельность которого регулируется государством.

Не стоит забывать, что аэропорт это объект Федерального значения с распределенной структурой. Г лавная задача состоит не только в оказании услуг по авиаперелетам но и поддержание безопасности на должном уровне. Аэропорты характерны большой проходимостью, работа ведется круглосуточно. Современная система безопасности аэропорта обязана быть гибкой, высокоэффективной и интегрированной.

К сожалению, организация высокого уровня безопасности является большой проблемой для многих аэропортов России, это связано со значительными масштабами площади объекта, с надежностью тысяч сотрудников, с постоянно сменяющимися большими потоками пассажиров и встречающих, со стоимостью новейших систем безопасности и, наконец, с нехваткой высококвалифицированных кадров в слаборазвитых районах страны.

Требования к системам безопасности в аэропортах очень высоки. Согласно Федеральным авиационным правилам [6], авиационная безопасность обеспечивается:

1. Комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

2. Службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

3. Сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

4. Аэропорты и эксплуатанты (авиационные предприятия) должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, содержащие комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.

5. Администрация аэропорта обязана согласовывать инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму с органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны, которую, в свою очередь, обязаны соблюдать все без исключения люди, находящиеся на территории аэропорта.

6. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих

государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

7. Рабочий персонал при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

В контролируемой зоне аэропорта не допускается:

а) эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;

б) использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

в) нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

г) курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;

д) загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

е) нецелевое использование аэродромной территории.

К сожалению, данный перечень требований зачастую игнорируется, так, 24 января 2011 года в результате взрыва, осуществленного террористом смертником в столичном аэропорту Домодедово, погибли 37 человек, а 170 получили ранения разной степени тяжести. Из-за плохого досмотра встречающих, мужчина беспрепятственно смог пронести в аэропорт 5 килограмм тротила и произвести детонацию [7].

В ходе недавней проверки Ространснадзор обнаружил 824 нарушения требований законодательства по авиационной безопасности в российских аэропортах в 2015 году.

Сообщается, что среди основных нарушений были выявлены несоответствие высоты периметровых ограждений установленным требованиям, несогласованные в установленном порядке проекты вновь строящихся или реконструируемых аэропортов. Иными словами, при большем желании любой человек может проникнуть на территорию аэропорта.

Таким образом в ноябре 2014 года группа подростков пробралась на территорию аэропорта Пулково, гуляла и фотографировалась. Фотографии молодые люди выложили в социальной сети «Вконтакте». На снимках видно, что ребята гуляют около взлетно-посадочных полос и позируют на фоне зданий аэропорта, самолетов авиакомпаний «Россия», «Трансаэро» [8].

Подростки также сфотографировались около шасси самолетов, на двигателе у турбинных лопаток, на крыше вертолета и в его кабине за штурвалом. Причем у вертолета Ми-8Т была надпись «Г азпром авиа», полный номер которого можно рассмотреть на снимках в кабине у штурвала. Интернет-издание также отмечает, что один из самолетов, с которым фотографировались молодые люди, эксплуатируется. Он летал 25 и 26 ноября из Петербурга в Сочи, Париж, Стамбул и Худжанд.

Проанализировав состояние безопасности лучших аэропортов мира, можно выделить Израильский аэропорт Бен-Гурион. За прошедшие 40 лет в данном аэропорту не было зафиксировано ни одного случая терроризма [9].

Данный аэропорт заключает в себе три куга охраны: внешний, средний - периметр территории аэропорта, и внутренний.

Внешний круг безопасности начинается задолго до самого аэропорта, где организация ШАБАК собирает информацию об объектах движущихся в сторону Бен-Гурион, ее основная задача вовремя найти и предупредить отдел безопасности аэропорта о готовящихся терактах и при возможности устранить угрозу.

Периметр охраняемой территории огорожен широким бетонным рвом с водой, «электронным» забором с датчиками, которые отвечают за входы-въезды в аэропорт со специально обученными автоматчиками, группы быстрого реагирования, видеокамеры дальнего обзора. И на сегодня аэропорт «Бен-Гурион» является самой охраняемой и неприступной крепостью в государстве.

«Внутренний круг» это: охрана, проверки, досмотр, наблюдение, допрос, сканеры.

В данном аэропорту применен также такой вид защиты, как «охранники в штатском», вооруженные сотрудники безопасности, переодетые в простых граждан, сливаются с толпой и наблюдают за окружающей обстановкой.

Отвечает за всё служба безопасности аэропорта, которая постоянно меняет тактику действий охраны. Сотрудники безопасности решают все проблемы с пассажирами в психологическом и физическом плане. Психологи успокаивают эмоциональных пассажиров, а тренированные бойцы всегда готовы оказать физическое воздействие на нарушителя. Для экстренных случаев всегда дежурят неприметные вооружённые сотрудники безопасности.

Подводя итог, следует отметить, что единственным верным выходом из сложившейся ситуации является ужесточение мер, предусмотренных за ответственность по отношению к безопасности для сотрудников аэропортов России. Стоит усилить пропускной контроль и усовершенствовать ограждения аэропортов путем их увеличения, оборудованием электронными датчиками и камерами видеонаблюдения по всему периметру аэропорта. В самом здании следует усилить пропускной контроль, заменить оборудование, не соответствующее требованиям министерства транспорта, а также на опыте Израильского аэропорта ввести в строй сотрудников в штатском.

Литература

1. Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.

2. Лысенко Л. В., Шаталов В. К., Минаев А. Н., Лысенко А. Л., ГОРБУНОВ А. К., КОРЖАВЫЙ А. П. КАШИНСКИЙ В. И., ВОРОНОВ В. И., Гульков А. Н., ПАНИЧЕВ А. М. Лысенко С. Л. Произведение науки: «Закон телепортации - единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса» Свидетельство № 13-461 Системы сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и знак соответствия системы от 25 сентября 2013 г.

3. Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т. 3 № 2. С. 27-36.

4. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 168 с.

5. Бауэрсокс Д. Д., Клосс Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок 2010. С. 6.

6. Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года N 142 «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

7. Согласвно официальной информации МЧС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/.

8. По информации новостного телеканалаканала Piter.tv [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://piter.tv/event/Gruppa_podrostkov_probralas_na_aerodrom_Pulkovo_i_sfotografirovalas_v_vertolete/.

9. По информации официального сайта аэропорта Бен-Гурион ben-gurion.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.