Научная статья на тему 'БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР ОБУЧАЮЩИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МОДУЛЬНОЙ СМЕННОЙ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ'

БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР ОБУЧАЮЩИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МОДУЛЬНОЙ СМЕННОЙ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБУЧАЮЩИЙ / ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЙ МОДУЛЬ / БЕРЕГОВОЙ ПОСТ УПРАВЛЕНИЯ (БПУ)

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Викторов Руслан Викторович, Кнуров Максим Вадимович

В статье представлен робототехнический комплекс обучающий (РКО) на базе БЭК «Макаровец» со сменной модульной полезной нагрузкой, имитирующей некоторые типы дистанционно управляемых модулей (ДУМ), созданный в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С. О. Макарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNMANNED BOAT TRAINING ROBOTICS COMPLEX WITH MODULAR REPLACEABLE PAYLOAD

The article presents a robotic training complex based on the USV named «Makarovets» with a replaceable modular payload that imitates some variety of remotely controlled weapon station (RCWS) created at the Pacific Higher Naval School named after S.O. Makarov.

Текст научной работы на тему «БЕЗЭКИПАЖНЫЙ КАТЕР ОБУЧАЮЩИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МОДУЛЬНОЙ СМЕННОЙ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ»

Р.В. ВИКТОРОВ, М.В. КНУРОВ

JL

м

R.V. VIKTOROV, M.V. KNUROV

БЕЗЭКИПАЖНЫИ КАТЕР

UNMANNED BOAT

ОБУЧАЮЩИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МОДУЛЬНОЙ СМЕННОЙ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ

TRAINING ROBOTICS COMPLEX WITH MODULAR REPLACEABLE PAYLOAD

Сведения об авторах: Викторов Руслан Викторович - начальник кафедры радиоэлектронного вооружения ТОВВМУ имени С.О. Макарова, капитан 1 ранга, доктор технических наук, доцент (г. Владивосток);

Кнуров Максим Вадимович - адъюнкт кафедры устройства и живучести корабля ТОВВМУ имени С.О. Макарова, капитан 3 ранга (г. Владивосток. E-mail: knurov. maks07@mail. ru).

Аннотация. В статье представлен робототехнический комплекс обучающий (РКО) на базе БЭК «Макаровец» со сменной модульной полезной нагрузкой, имитирующей некоторые типы дистанционно управляемых модулей (ДУМ), созданный в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С. О. Макарова.

Ключевые слова: безэкипажный катер, робототехнический комплекс обучающий, дистанционно управляемый модуль, береговой пост управления (БПУ).

Information about the authors: Ruslan Victorov - head of the department of electronic weapons of the Pacific Higher Naval college named after Makarov, captain 1st rank, doctor of technical Science, associate Professor (Vladivostok);

Maksim Knurov - postgraduate student of the department of ship Structure and Survivability of the Pacific Higher Naval college named after Makarov, captain 3d rank (Vladivostok).

Summary. The article presents a robotic training complex based on the USV named «Makarovets» with a replaceable modular payload that imitates some variety of remotely controlled weapon station (RCWS) created at the Pacific Higher Naval School named after S.O. Makarov.

Keywords: unmanned surface vehicle, a robotics training complex, remotely controlled weapon station, coastal control post, a remotely operated underwater vehicle (ROV), an unmanned aerial vehicle (UAV).

Безэкипажные катера прочно закрепились в составе военно-морских сил развитых стран как эффективное средство вооружённой борьбы на море. В России существует несколько самостоятельных разработок морских надводных роботизированных систем для ВМФ, которые по своим характеристикам приближаются к зарубежным образцам. Одним из перспективных направлений мирового развития БЭК является

их оснащение разнообразными ДУМ, определяющими тактическое назначение, например: ДУМ стрелкового оружия; ДУМ малогабаритного ракетного оружия; ДУМ посадочной площадки с беспилотным летательным аппаратом; ДУМ спускоподъёмного устройства (СПУ) с противоминными телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами и т.д. Учитывая современные тенденции развития ВМС развитых

стран, и ВМФ РФ в частности, командованием Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. О. Макарова в сентябре 2019 г. было принято решение о создании собственного РКО на базе БЭК «Макаровец» со сменной модульной полезной нагрузкой, имитирующей некоторые типы ДУМ. Главный конструктор комплекса - профессор кафедры устройства и живучести корабля ТОВВМУ имени С. О. Макарова,

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) ^¡Ц ^

8 ч KJ

Рис. 1. Общий вид БЭК «Макаровец»:

1 - якорное устройство; 2 - посадочная площадка; 3 - квадрокоптер; 4 - носовая телекамера; 5 - радар; 6 - мегафон; 7 - антенны ГЛОНАСС; 8 - главная телекамера; 9 - антенна радиомодема; 10 - антенна Wi-Fi; 11 - топовый огонь; 12 - проблесковый огонь; 13 - гакобортный огонь; 14 - главные прожекторы; 15 - сирена; 16 - ходовые огни; 17 - кормовая телекамера; 18 - прожекторы (нос - корма); 19 - лебёдка кабель-троса; 20 - ТНПА; 21 - СПУтипа «П-рама»; 22 - движители

Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга запаса Г. Ю. Илларионов.

Назначение. РКО на базе БЭК «Макаровец» предназначен для:

• повышения качества образовательного процесса курсантов училища путём их непосредственного участия в подготовке катера к плаванию и выполнению упражнений по управлению БЭК и его полезными нагрузками;

• повышения качества подготовки научно-педагогических кадров в училище (докторантов, адъюнктов и соискателей учёной степени);

• участия в мероприятиях по планам Тихоокеанского флота и ДВО РАН;

• представительства училища на различных соревнованиях и конкурсах по морской робототехнике.

Состав. РКО на базе БЭК «Макаровец» состоит из следующих основных частей: безэкипажного катера «Макаровец»; берегового поста управления; ряда сменных модульных полезных нагрузок, а также береговой инфраструктуры, различного вспомогательного оборудования, запасного имущества и приспособлений.

Устройство. Корпус безэкипажного катера «Макаровец» создан на базе корпуса гидроцикла марки Sea-Doo, модель BRPSeadooRXP 215. В кормовой части корпуса сделана прямоугольная герметичная ниша, предназначенная для установки различных съёмных модулей полезной нагрузки. Корпус катера, палуба и надстройка выполнены из стеклопластика. Основные образцы радиоэлектронных средств (РЭС) расположены на сварной мачте, выполненной из стальных тонкостенных труб (см. рис. 1). БЭК имеет следующие ТТХ: водоизмещение около 250 кг; длину 3,3 м; ширину 1,2 м; высоту 1,7 м; скорость 15 уз; автономность 6 ч; грузоподъёмность до 120 кг. Катер имеет два гребных винта

с погружными электромоторами мощностью по 1,0 кВт каждый. Управление движением происходит за счёт регулирования частоты вращения движителей. Источником энергии служит свинцово-ге-лиевая аккумуляторная батарея ёмкостью 200 А»ч.

В состав РЭС и другого бортового оборудования БЭК входят: система дистанционного управления движением; компас; лаг; эхолот; 4G радар; приёмники ГЛОНАСС/ GPS; системы радиосвязи; система видеонаблюдения; технические устройства обеспечения размещения и подключения сменных модулей полезной нагрузки и их РЭС; аудиоаппаратура (вербальный контакт с людьми в море). Аппаратно-программный комплекс БЭК позволяет реализовать два основных режима управления катером:

• режим супервизорного управления (управление катером с берегового пульта управления);

• режим автономного управления (управление путём назначения маршрутов и реперных точек, общих задач и программы работы).

Общая архитектура берегового поста управления БЭК «Макаровец» показана на рис. 2. БПУ разворачивается на твёрдой площадке вблизи береговой черты. Компьютеры и приборы БПУ смонтированы на специальном столе, который рассчитан на посадку трёх операторов (с учётом выполнения учебных задач): оператора управления БЭК; оператора навигационного комплекса и оператора управления полезными нагрузками. Возможно наличие также и четвёртого оператора со своим малогабаритным пультом управления (например, оператор управления БПЛА). На БПУ установлены антенны связи и управления БЭК и его полезными нагрузками. Оператор БЭК контролирует главный монитор. Оператор навигационного комплекса контролирует монитор навигатора, монитор радара и картплоттер эхолота. Оператор полезных нагрузок контролирует монитор полезных нагрузок. При необходимости оператор полезных нагрузок управляет ТНПА при помощи джойстика. Дополнительно БПУ может оснащаться отдельно

й on h ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4(37)

JL

АРМИЯ-2022 J\

устанавливаемыми монитором эхолота, монитором гидролокатора бокового обзора и монитором квадрокоптера.

Возможные варианты построения модульной комплектации РКО. В настоящее время изготовлены и проходят испытания два образца ДУМ полезной нагрузки БЭК «Макаровец»: ДУМ посадочной площадки БПЛА и ДУМ СПУ типа «П-рама» с ТНПА. Носовая часть БЭК «Макаровец» -носителя БПЛА (квадрокоптера) показана на рис. 3. Посадочная площадка способна фиксировать БПЛА в момент его посадки на БЭК при наличии сильного ветра, всех видов качки на волнении, а также при наличии больших статических кренов и дифферентов. Это свойство достигается за счёт создания сил удержания БПЛА с помощью включенных (работающих) электромагнитов, равномерно распределённых по всей площади с тыльной стороны посадочной площадки. Во время нахождения БПЛА на посадочной площадке происходит также бесконтактный заряд его аккумуляторной батареи.

Перед взлётом БПЛА электромагниты посадочной площадки отключаются, и сила, удерживающая БПЛА, исчезает. ДУМ предназначен для выработки навыков управления БПЛА при взлёте и посадке на БЭК и использования его для обнаружения надводных целей и подводных объектов в мелководных акваториях.

Кормовая часть БЭК «Макаровец» - носителя малогабаритного ТНПА показана на рис. 4. В состав СПУ входят: монтажная платформа,дистанционно управляемая «П-рама» и малая океанологическая лебёдка с кабелем нейтральной плавучести. «П-рама» приводится в движение при помощи двух шаговых электродвигателей с ходовыми винтами и ползунами. ДУМ предназначен для выработки навыков управления СПУ и ТНПА при дистан-

3 4 5

ционном поиске потенциально опасных донных объектов с борта БЭК.

В настоящее время специалистами ТОВВМУ им. С. О. Макарова и ИПМТ ДВО РАН ведутся работы по созданию следующих ДУМ полезных нагрузок:

• БЭК - носитель буксируемого гидролокатора бокового обзора (ГБО) и его СПУ. ДУМ предназначен для обучения навыкам использования ГБО для поиска, обнаружения и картографирования донных объектов;

• БЭК - носитель автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) и его СПУ ДУМ предназначен для обучения навыкам управления АНПА, составления программы-задания для автономной работы аппарата и использования его для поиска и картографирования донных объектов;

• БЭК - носитель экспериментальных образцов морского подводного оружия (макетов гидроакустических буев, торпед и мин) и их пусковых устройств. ДУМ предназначен для выработки навыков использования приборов

управления стрельбой и систем дистанционного наведения морского подводного оружия и других перспективных систем;

• БЭК - носитель экспериментальных образцов средств радиоэлектронной борьбы и маскировки. ДУМ предназначен для проведения научных исследований в данном направлении.

Береговая инфраструктура и вспомогательное оборудование РКО включают в себя специально оборудованный для хранения и развёртывания комплекса 20-футовый морской контейнер, расположенный в непосредственной близи от береговой черты на территории шлюпочной базы училища. Для обеспечения работы РКО предусмотрен комплект вспомогательного оборудования, который включает: автомобильный трейлер, макеты подводных целей, генератор, зарядное устройство, сменные аккумуляторы, водолазное снаряжение, видеокамеры (в том числе и подводные), надувную лодку с подвесным мотором, ГЛОНАСС/GPS-навигато-ры, различные измерительные приборы, инструмент, запасное

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)

Рис. 2. Береговой пост управления РКО на базе БЭК «Макаровец»:

а - вид спереди; б - вид сзади: 1 - пульт управления квадрокоптером; 2 - сектор управления движением; 3 - главный монитор; 4 - метеопост; 5 - монитор навигатора; 6 - джойстик управления ТНПА; 7 - монитор (ноутбук) управления полезными нагрузками; 8 - основной компьютер управления; 9 - антенна радиомодема LoRa; 10 - антенна Wi-Fi

и расходное имущество, материалы и др.

Модель использования РКО содержит следующие основные этапы:

1. Учебная группа курсантов в количестве до 10 человек с преподавателем и инструкторами прибывает на шлюпочную базу ТОВВМУ имени С. О. Макарова. Преподаватель доводит до курсантов учебную цель и порядок проведения занятия.

2. По команде преподавателя «По местам стоять, катер к походу приготовить» курсанты под контролем инструкторов вскрывают контейнер, вручную выкатывают катер на трейлере кормой к морю и спускают его на воду. Параллельно к работе готовится БПУ и проверяются все его системы.

3. Группа курсантов занимает места за автоматизированными рабочими местами БПУ и по команде преподавателя под контролем инструкторов выполняет проверку систем БЭК в дистанционном режиме.

4. Согласно плану занятия по команде преподавателя оператор БЭК даёт ход РКО и приступает к выполнению упражнений, например: движение БЭК заданным

курсом, выполнение различных эволюций, обнаружение морских и воздушных целей при помощи бортовых РЭС, использование средств навигации и радиосвязи БЭК.

5. После уверенной отработки навыков управления БЭК, в различных режимах движения, обучаемые приступают к отработке навыков управления полезными нагрузками БЭК с учётом заданной учебной тактической обстановки.

Создание и опытная эксплуатация РКО на базе БЭК «Макаровец» позволит найти оптимальные методы подготовки курсантов военно-морских училищ по управлению надводными робототехническими комплексами и их полезными нагрузками и, следовательно, повысить качество обучения курсантов, подготовки адъюнктов, докторантов в проведении исследований по разработке, обслуживанию и применению надводных и подводных робототехнических комплексов различного назначения. Создание РКО на базе БЭК открывает также принципиальную возможность прогнозирования инновационных форм и способов ведения боевых

Рис. 3. ДУМ посадочной площадки квадрокоптера БЭК «Макаровец»:

1 - стойки; 2 - площадка; 3 - квадро-коптер; 4 - сигнальный огонь

Рис. 4. Общий вид и конструкция СПУ и ТНПА:

1 - монтажная платформа; 2 - лебёдка с электроприводом; 3 - кабель-трос; 4 - блок со шкивами; 5 - «П-рама»;

6 - ТНПА; 7 - ходовые винты; 8 - ползуны; 9 - электродвигатели

действий на море с использованием широкого спектра робототехниче-ских средств (надводных, подводных и воздушных), повышающих боевые возможности сил ВМФ. Совместная работа при создании БЭК и ДУМ различного назначения, преподавателей, адъюнктов и курсантов ТОВВМУ им. С. О. Макарова со специалистами ИПМТ ДВО РАН является хорошим примером плодотворного сотрудничества академической науки и высшей военной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безэкипажные катера на боевых кораблях и вспомогательных судах ВМФ / Г. Ю. Илларионов, К. З. Лаптев, А. С. Шмаков, Н. А. Корнилов // Сборник материалов XV научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления». -Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. С.105-113.

2. Трушенков, В. В. Состояние и перспективы развития безэкипажных катеров. Предложения в концепцию развития и применения безэкипажных катеров ВМФ России / В. В. Трушенков, А. И. Кабанов, В. А. Сударчиков [и др.]. - Санкт-Петербург: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор», 2016. 105 с.

3. Шмаков, А.С. Малые формы подводной робототехники на безэкипажных катерах, их спускоподъёмные и пусковые устройства / А. С. Шмаков, Р. В. Викторов, Н. А. Корнилов // Наукоёмкие технологии, 2020. № 7 (21). С. 22-31.

4. Патент № 210564 Российская Федерация, МПК B63G 7/02 (2006.01). Учебно-тренажёрный безэкипажный катер: № 2021119268: заявл. 29.06.2021: опубл. 21.04.2022 / Г.Ю. Илларионов, А. С. Шмаков, Р. В. Викторов, М. В. Кнуров, Н. А. Корнилов. 13 с.: 6 ил. - Текст: непосредственный.

й Ol h ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4(37)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.