Вопросы гражданского права
УДК 347.73
БЕЗДОКУМЕНТАРНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
© Балабин М. А., 2008
В статье проводится исследование относительно нового для российского права понятия бездокументарных ценных бумаг через призму основных научных концепций теории ценных бумаг. Автором дается сравнительный анализ документарного и бездокуметарного подходов к пониманию ценной бумаги, приводятся основные точки зрения на данную проблему. Отдельное внимание уделяется действующему законодательству в сфере регулирования института бездокументарных ценных бумаг.
Ключевые слова: ценные бумаги; бездокументарные ценные бумаги; документ; бездокументарная концепция; реестр владельцев ценных бумаг.
Несмотря на широкое распространение в действующем законодательстве и судебной практике понятия «бездокументарные ценные бумаги», единого понимания этой категории в научной литературе до сих пор не найдено. Нельзя говорить о единообразном подходе к данному явлению и самого законодателя, который зачастую вкладывает различное смысловое значение в понятие ценной бумаги, как в пределах одного нормативно-правового акта (например, Гражданский кодекс Российской Федерации), так и в сфере общего и специального законов (например, ГК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
В отечественной науке сложились две основные концепции понимания ценных бумаг: документарная и бездокументарная.
Сторонники первой концепции, основываясь главным образом на действующем ГК РФ, признают ценными бумагами только документарные ценные бумаги. Так, В. А. Белов отмечает, что «под ценными бумагами как объектами гражданских правоотношений можно понимать только документы, но не воплощенные в них субъективные гражданские права» [1]. Характерным для данной концепции является акцент на документ, с принадлежностью которого связывается и принадлежность прав, удостоверенных этим документом.
Сторонники второй — бездокументарной — концепции ценных бумаг связывают понимание ценной бумаги, прежде всего с закрепленным в ней правом. В рамках данного подхода исследователями либо конструируется понятие ценной бумаги как бестелесной вещи, либо говорится о бездокументарной ценной бумаге, как об особом объекте гражданских прав, мыслимом как идеальная оболочка для прав, заключенных в ценной бумаге [2].
Таким образом, сторонники данной концепции смещают акцент с документа, удостоверяющего права, на сами эти права, как основную «ценность» ценной бумаги при этом существование ценной бумаги не ставится ими в жесткую зависимость от существования документа, их удостоверяющего.
На практике отсутствие единого подхода в науке к пониманию ценных бумаг, как документарных, так и бездокументарных, обуславливает сложность применения конкретных норм права. Так, например, до настоящего времени остается открытым вопрос о правомерном и наиболее эффективном способе защиты прав собственности на такие бездокументарные ценные бумаги, как акции.
Поскольку особое значение для указанных концепций имеет понятие документа (о чем свидетельствуют хотя бы их названия),
рассмотрим ценные бумаги в первую очередь с точки зрения наличия или отсутствия документа, как их основного признака, а также предложенные наукой пути разрешения конфликта документарных и бездокументарных ценных бумаг.
Легальное определение документа дается в нескольких нормативных актах. Так, согласно ст. 1 Закона «Об обязательном экземпляре документов», документ — это «материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения».
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в п. 11 ст. 2 дает определение документированной информации, под которой понимается — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
При этом под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 данного закона).
В научной литературе документ определяется как информационная запись, выполненная на бумажном носителе, за содержание которой лицо, ее составившее, несет установленную законодательством ответственность [3] (при этом многие исследователи склоняются к мнению, что носитель информации может быть не только бумажным, но и иным, например магнитным и т. п.).
Таким образом, документ и легально и доктринально связывается:
а) с наличием определенной информации, т. е. сведений о чем-либо;
б) с закреплением указанной информации на каком-либо материальном носителе.
Наличие этих двух признаков позволяет говорить о документе в широком смысле. В узком же смысле документ предполагает не только закрепление информации, но и соблюдение при этом определенной формы и обязательных реквизитов [4], а также наличия иных обязательных для документа определенного рода требований.
Так, ст. 142 ГК РФ устанавливается понятие ценной бумаги, ею является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Таким образом, ценной бумагой является не всякий документ, а лишь составленный с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, а также способный к предъявлению (т. е. презентации).
При этом п. 2 ст. 142 ГК РФ закрепляет исключение из общего правила, согласно которому в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре, т. е. предъявления документа для передачи этих прав не требуется.
Иначе понимается ценная бумага в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Так, в соответствии со ст. 2 данного закона только первая часть определения ценной бумаги звучит следующим образом: «эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная...».
В. А. Белов по данному поводу высказывается следующим образом: «прилагательное «бездокументарный» образовано от словосочетания «без документа», иными словами, означает, что некие имущественные права удостоверяются чем-либо, но только не документом, находящимся в руках управомоченного субъекта» [5].
Между тем отдельные признаки документа можно найти и у бездокументарных ценных бумаг.
Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг — это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении
ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг (ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Реестр владельцев ценных бумаг — это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг (ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Исходя из изложенного реестр владельцев ценных бумаг: 1) содержит информацию о количественных и качественных характеристиках ценных бумаг, принадлежащих тому или иному владельцу; 2) закреплен на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных. То есть реестр имеет признаки как собственно документа, так и отчасти ценной бумаги, как документа.
Во многом указанное сходство позволило некоторым авторам сделать вывод о том, что под бездокументарными ценными бумагами понимается сама форма фиксации имущественных прав, т. е. запись в реестре. Однако против указанной трактовки законодательства свидетельствует то, что:
1) в соответствии со ст. 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг» при бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой;
2) «сам реестр — будь он документом на бумажном или магнитном носителе — находится в собственности того лица, которое занимается его ведением и никакими правами третьих лиц это право не обременено. Соответственно, установить или передать право на запись в реестре — столь же невозможно, сколь и бессмысленно».
Исходя из изложенного сам реестр, безусловно, является документом, однако нельзя признать таковыми его содержание, т. е. записи в реестре.
Таким образом, из буквального толкования закона можно сделать вывод о том, что ценная бумага это не всегда документ, а
бездокументарная ценная бумага это не документ.
Дальнейшее рассмотрение положений ФЗ «О рынке ценных бумаг» приводит к выводу о том, что в отличие от ГК РФ под ценной бумагой понимаются в первую очередь сами удостоверенные ею права.
Так, в соответствии со ст. 16 данного закона любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги.
Между тем в ФЗ «О рынке ценных бумаг» достаточно широко используются такие выражения, как «права, закрепленные ценной бумагой», «права на ценные бумаги» и «права по ценным бумагам» (ст. 2, 18, 28, 29 закона), т. е. если понимать под ценной бумагой совокупность определенных прав, то закон фактически оперирует такими понятиями, как «права на права».
Иными словами, отойдя от понимания ценной бумаги как документа (п. 1 ст. 142 ГК РФ) и сконструировав понятие бездокументарной ценной бумаги, законодатель в ФЗ «О рынке ценных бумаг» размыл различия между собственно гражданскими правами и правами, удостоверенными ценной бумагой.
При этом научное разрешение законодательных построений, как уже указывалось выше, пошло по двум путям: документарному и бездокументарному.
Так, последователи последней концепции говорят о том, что «.когда бездокументарная ценная бумага лишается материальной оболочки (собственно бумаги), у нее остается идеальная оболочка — то, что мыслится как ценная бумага» [6]. При этом «следует прийти к выводу о том, что юридическая природа ценных бумаг — независимо от формы их выражения — одинакова» [7]. Таким образом, выход из сложившейся ситуации им видится в разделении ценных бумаг на два субинститута: документарных и бездокументарных ценных бумаг.
Другие сторонники этой концепции дают единое определение ценной бумаги как бестелесной вещи и понимают под ней обязательственное договорное право, регулируе-
мое нормами вещного права [8]. Таким образом, и разрешение вопроса им видится в регулировании обязательственных прав нормами, прежде всего, вещного, а не обязательственного права.
Мнение же приверженцев документарного подхода по существу заключается в следующем: «Ценные бумаги — это документы. Бездокументарные бумаги — это не документы. Следовательно, бездокументарные ценные бумаги — это не ценные бумаги» [9].
Отсюда и предлагаемый сторонниками данного подхода вывод о том, что под понятием бездокументарной ценной бумаги скрывается не ценная бумага, как таковая, а лишь совокупность имущественных прав.
Как представляется, документарная концепция более соответствует классической теории ценных бумаг, кроме того, позволяет обойтись без излишне громоздких конструкций: «идеальной оболочки ценных бумаг» и «бестелесных вещей».
При этом в любом случае нужно отметить, что хотя обе концепции не лишены недостатков (равно как и достоинств), полное принятие законодателем какой-либо из них значительно бы упростило правоприменение по данному вопросу. ^
1. Белов В. А. Бездокументарные ценные бумаги : научно-практический очерк. М., 2001. С. 14.
2. Шевченко Г. Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М., 2006. С. 30.
3. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.,1996. С. 23.
4. Мурзин Д. В. Ценные бумаги — бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М., 1998. С. 10.
5. Белов В. А. Бездокументарные ценные бумаги. М., 2003. С. 4.
6. Степанов Д. Современное российское правопони-мание ценных бумаг // Журн. рос. права. 2000. № 7. С. 133.
7. Шевченко Г. Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М., 2006. С. 31.
8. Мурзин Д. В. Ценные бумаги — бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. С. 79.
9. Белов В. А. Бездокументарные ценные бумаги. С. 20.
Uncertified Securities: the Analysis of the Main Scientific Approaches and the RF Legislation
© Balabin M., 2008
The article researches a comparatively new for the Russian law notion of uncertified securities through the existing scientific conceptions of the theory of securities. The author makes a comparative analysis of the certified and uncertified approaches to the understanding of a security, considers the main points of view on this problem. Some attention is devoted to the current legislation in the sphere of regulating the institute of uncertified securities.
Key words: securities; uncertified securities; an instrument; uncertified conception; the list-register of securities' holders.