Научная статья на тему 'Без равного представительства нет демократии: роль женщин в политике и бизнесе'

Без равного представительства нет демократии: роль женщин в политике и бизнесе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3598
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамарова Г.М.

В статье рассматривается гендерная специфика восприятия женского политического лидерства и роль женщин в местном самоуправлении. Автором отмечено, что исследование политического лидерства женщин приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в общественной жизни способствует привлечению женщин к управлению в различных сферах деятельности, в том числе и в системе местного самоуправления. Результаты исследования выявили ряд факторов, препятствующих продвижению женщин в органы местного самоуправления. По итогам анализа выработаны рекомендации по оптимизации деятельности, обеспечивающей введение женщин в политику на уровне муниципальных образований, и соблюдению гендерного баланса в органах местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Без равного представительства нет демократии: роль женщин в политике и бизнесе»

БЕЗ РАВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕТ ДЕМОКРАТИИ: РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ И БИЗНЕСЕ

г.м. шамарова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель дагестанский государственный технический университет

Вопрос о том, должны ли женщины идти в политику, во власть, в последнее время часто муссируется в обществе. Исторически сложилось, что мужчины всегда хотели, чтобы женщины занимались домашними делами. Появление женщины в структурах власти, в политике, в бизнесе всегда встречалось с некоторой опаской, как к женщине на корабле. Будто она приносит беды и несчастья, бедность, болезни и неустроенность.

При этом многие вполне искренне недоумевают: зачем ей заниматься «традиционно мужской работой»? Ответ на этот вопрос дает Конституция Российской Федерации, где написано, что женщина такой же человек и гражданин своей страны, как и мужчина. Как подтверждает жизнь, она может быть и дальновидным политиком, и перспективным руководителем, и представителем власти. Женщины более чутки к любой несправедливости, чаще сталкиваются с острыми бытовыми и социальными проблемами. Практика показывает, что если в парламенте страны меньше 20 % женщин, то слабо решаются проблемы, связанные с правами детей, а если их меньше 30 %, то не решатся проблемы, связанные с правами женщин.

Основная цель настоящей статьи — рассмотреть гендерную специфику политического лидерства и роль женщин в системе местного самоуправления.

1. Исследование восприятия женщин-политиков. Мужчины и женщины во многом отличаются психологически. Это определяет стереотипы мужского и женского мышления и, как следствие, разность поведения. Мужчина по природе своей охотник, добытчик.

Женщина по природе своей — хранительница очага. Отсюда природный консерватизм, большая осторожность в принятии решений. Женский ум не закодирован на сиюминутный и четко сконструированный результат. Женщина самой природой

ориентирована на ПРОЦЕСС, воспринимаемый как последовательное достижение очень конкретных частных и близких целей. Не справедливо, когда говорят, что матриархат способен порождать застой, стагнацию. Женщины в основном при кажущейся «заземленности» интересов больше думают не о революционном, а об эволюционном развитии государства, человечества.

Все зависит от позиции, занятой женщиной в политике или во власти. Во-первых, женщина может «сыграть по мужским правилам». Однако это может принести пусть яркий, но кратковременный успех. Политики-мужчины, как правило, редко терпят поведение женщин, играющих по мужским правилам, иногда проявляя в отношении них неприкрытую агрессию, подсознательно видя в них соперниц на политическом олимпе. Во-вторых, женщина может попытаться «отвоевать» кусочек своего поля, решая «чисто женские проблемы». Это, как показывает опыт, в основном устраивает политиков-мужчин.

В-третьих, женщина может попытаться действовать самостоятельно, исходя из внутренних побуждений. Такие дамы-политики авторитетны у «сильной половины» парламента и власти.

В Государственном университете управления было проведено исследование на тему: «Категориальная структура восприятия образа женщины-политика» и анкетирование респондентов (см. табл. 1). Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу с поворотом осей по методу varimax. Интерпретация результатов проводилась с учетом гендера как респондентов, так и политических лидеров. В результате обработки данных были выявлены следующие устойчиво значимые факторы [7].

Результаты исследования показали, что категориальная структура восприятия образа женщины-политика различна для респондентов-мужчин

Таблица 1

Категориальная структура восприятия образа женщины-политика

Респонденты-женщины Респонденты-мужчины

Фактор Фактор

Мудрый политик ^ Популист Харизматический лидер

Личное обаяние Мать нации

Хорошо относится к России ^ Военный авантюрист Психологическая близость

Гибкий политик Военный авантюризм

Авторитарный лидер Циничный инструментализм

Хранительница очага Внешняя привлекательность

и респондентов-женщин (табл. 1). Мужская часть электората оценивает женщину-политика в первую очередь по ее харизматичности и лидерским качествам. Для женщин-респондентов оценка политика происходит исходя из его политической мудрости и личного обаяния. Фактор внешней привлекательности женщины-политика практически незначим для мужчин-респондентов, а в женской выборке он находится на втором месте. Фактор «Мать нации», значимый для мужчин-респондентов, практически отсутствует в женской выборке, лишь часть шкал из него вошла в фактор «Хранительница очага», который расположен на последнем месте в категориальной структуре восприятия политика женщинами.

Результаты исследования показали, что образ идеального политического лидера различен для мужчин и женщин (табл. 2). У женщин-респондентов в модели образа идеального политика присутствует один ведущий фактор, который расположен с большим отрывом от остальных факторов. У мужчин-респондентов модель образа идеального политического лидера более сбалансирована, разница между значениями факторов невелика.

Для респондентов-женщин наиболее важным фактором в образе идеального политика является биполярный фактор «Мудрый политик ^ Попу-

лист», который образован склейкой таких шкал, как: «Пользуется авторитетом на международной арене», «Популист» (с отрицательной факторной нагрузкой), «Любима в своей стране», «Обладает политической мудростью», «Настоящий патриот своей страны». Образ Индиры Ганди по этому фактору в восприятии женщин оказался ближе всего к идеальному политику. На втором месте расположен фактор «Хранительница очага», который образован склейкой шкал «Имеет неформальные отношения с деятелями культуры», «Обладает развитой интуицией», «Производит впечатление человека, счастливого в семейной жизни», «Обладает хорошим чувством юмора». Ближе всех к идеальному политику по этому фактору расположен образ В. Матвиенко, на отрицательном полюсе — образ К. Райс (табл. 3). Биполярный фактор «Военный авантюризм ^ Хорошо относится к России» образован шкалами «Во внутренней политике опирается на военную силу», «Склонна к военным авантюрам», «Склонна к риску», «Непредсказуема», «Неразборчива в средствах», «Главная цель — удержаться у власти», «Хорошо относится к России».

Образ идеального политика расположен на отрицательном полюсе, а образы Кандолизы Райс и Юлии Тимошенко имеют высокую положительную нагрузку. Четвертый фактор в модели образа идеального политического лидера «Гибкий политик» образован суждениями «Коллегиальна в принятии решений», «Придерживается партнерского стиля взаимодействия», «Гибкий политик», «Готова идти на компромиссы». На пятом месте в модели образа идеального политика находится фактор «Личное обаяние», который включает такие характеристики, как: «Обладает привлекательной внешностью», «Активно использует свое личное обаяние», «Одевается элегантно и со вкусом», «Улыбчивая», «Артистичная», «Обладает хорошей физической формой». На последнем месте расположен фактор «Авторитарный лидер», содержащий шкалы «Волевая», «Жесткая», «Хороший оратор», «Авторитарная». Наибольшую положительную

Таблица 2

Модель образа идеального политического лидера

Респонденты-женщины Респонденты-мужчины

Фактор Значение Фактор Значение

Мудрый политик ^ Популист 1,13 Циничный инструментализм -0,63

Хранительница очага 0,74 Психологическая близость 0,59

Хорошо относится к России ^ Военный авантюризм 0,63 Харизматический лидер 0,50

Гибкий политик 0,40 Мать нации 0,43

Личное обаяние 0,33 Внешняя привлекательность 0,42

Авторитарный лидер 0,10 Военный авантюризм -0,19

нагрузку получил образ Ирины Хакамады, на противоположном полюсе — Индира Ганди.

Для респондентов-мужчин наиболее важным в создании образа идеального политического лидера является фактор «Циничный инструментализм» с отрицательной факторной нагрузкой. В него входят характеристики: «Главная цель — удержаться у власти», «Недосягаема, «царствует на Олимпе», «Популист».

На втором месте находится фактор «Психологическая близость», включающий такие шкалы, как: «Вызывает ощущение хорошо знакомого, даже близкого человека», «Доброжелательная», «Проводит миролюбивую политику», «Производит впечатление человека, счастливого в семейной жизни», «Улыбчивая». Психологически близкими для респондентов-мужчин оказались образы И. Хакамады и В. Матвиенко (табл. 4).

Третий фактор в модели образа идеального политика был назван автором «Харизматический лидер». В него входят такие шкалы, как «Имеет высококвалифицированную команду», «Пользуется авторитетом на международной арене», «Хороший дипломат», «Высококомпетентная», «Волевая», «Настоящий патриот своей страны», «Харизматическая личность», «Может найти верные решения в сложных ситуациях». Наибольшую положительную нагрузку получил образ К. Райс, на противоположном полюсе расположен образ В. Новодворской.

Четвертый фактор был интерпретирован как «Мать нации». В него вошли такие суждения, как «Любима в своей стране», «Скромная», «Чувствительна к нуждам простых людей», «Вызывает образ матери нации», «Может пожертвовать своими интересами ради интересов народа». Наибольшую положительную нагрузку по этому фактору получил образ И. Ганди. На пятом месте расположен фактор «Внешняя привлекательность». На шестом месте с отрицательной нагрузкой расположен фактор «Военный авантюризм».

Одной из мер сопоставления образов реальных политиков и образа идеального политического лидера является подсчет расстояний в семантическом пространстве между этими ролевыми позициями. Данные расстояния определяются исходя из координат образов в семантическом пространстве.

Анализируя матрицу расстояний, можно увидеть, что респонденты-мужчины наиболее близким к идеалу сочли образ Хилари Клинтон. Результаты данного эмпирического исследования обнаруживают гендерную специфику при восприятии женского политического лидерства. Во-первых, модель образа идеального политического лидера различна для

Таблица 3

Расстояние от каждого политика до «идеального политического лидера» (респонденты-женщины)

Идеальный политический лидер

Х. Клинтон 1,91

Л. Слиска 2,37

И. Хакамада 2,17

Г. Старовойтова 1,63

К. Райс 2,15

А. Меркель 1,50

И. Ганди 1,16

Ю. Тимошенко 2,89

М. Олбрайт 1,76

В. Матвиенко 2,97

В. Новодворская 1,66

М. Тэтчер 1,47

Таблица 4 Расстояние от каждого политика до «идеального политического лидера» (респонденты-мужчины)

Идеальный политический лидер

Х. Клинтон 1,01

Л. Слиска 2,03

И. Хакамада 1,59

Г. Старовойтова 1,30

К. Райс 2,13

А. Меркель 1,33

И. Ганди 1,11

Ю. Тимошенко 2,46

М. Олбрайт 1,56

В. Новодворская 1,58

В. Матвиенко 2,53

М. Тэтчер 1,22

мужчин и женщин. Во-вторых, оценивая образы реальных женщин-политиков, мужчины и женщины располагают их в семантическом пространстве различным образом, на разном расстоянии от идеального политика.

Основываясь на результатах исследования, можно предложить следующие практические рекомендации для формирования эффективного политического имиджа:

1. Целесообразно учитывать гендерные различия в восприятии образа политика.

2. Не ограничиваться трех-четырехфакторны-ми моделями. Как показало исследование, женщины оценивают политика по шести факторам, соответственно, характеристики, не представленные в имидже, будут домыслены населением, или такой имидж не вызовет положительного отношения.

3. При создании имиджа женщины-политика необходима тщательная проработка всех векторов имиджа, поскольку мужской частью электората

данный имидж будет оцениваться более критично и предвзято.

4. При создании имиджа женщины-политика важную роль будет играть наличие высококвалифицированной команды, так как данная шкала присутствует в факторе «Мудрый политик» и обладает значимой факторной нагрузкой.

5. Как показало исследование, одним из наиболее важных факторов для мужчин в образе идеального политика оказался фактор «Мать нации». Он включает в себя такие характеристики, как выраженность чувственно-эмоциональной сферы, способность пожертвовать собой ради народа, милосердие, доброта, религиозность. Именно на эти качества необходимо делать упор при конструировании имиджа женщины-политика.

6. Высокую положительную нагрузку в женской выборке получила шкала «Производит впечатление человека, счастливого в семейной жизни». Данное качество также рекомендуется учитывать при формировании имиджа политического лидера.

2. Роль женщин в местном самоуправлении: типология гендерных режимов в муниципальных образованиях. Современная политическая практика демонстрирует явное нежелание общества рассматривать женщину как равноправного участника политической жизни. Изменение сложившихся стереотипов — процесс длительный и сложный, включающий разные аспекты, среди которых важнейшую роль играет наличие (отсутствие) необходимой законодательной базы. Представляется возможным говорить о том, что в России такая база вполне сформирована. Вопрос в другом: как использовать законодательство, чтобы активизировать процесс включения женщин в политику, повысить конструктивное влияние женщин на принятие государственно-властных решений.

Нынешнее законодательство закладывает новую методологию женского участия в политической жизни. Она основана на принципе гендерногоравенства. В его основе лежит отказ от биологического понимания пола, в том числе на уровне законодательства, где права рассматривались как права мужчины, а права женщины — в основном как льготы, обусловленные ее физиологическими особенностями.

В этом смысле Россия, признавая общепринятые принципы и нормы, в том числе Пакт «О гражданских и политических правах», закрепила принцип равенства как базовую ценность развития гражданского общества и правового государства [5].

Ст. 19 Конституции Российской Федерации гласит:

«1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола (выделено авт.), расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В свете гендерного равенства равные права и свободы мужчины и женщины, а также равные возможности для их реализации, установленные в Конституции Российской Федерации, являются стандартами равенства и обязательны для государства в соответствии со ст. 2-й и 18-й Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства... Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Конституционная конструкция гендерного равенства предполагает также, что права человека — это права и женщины, и мужчины, которые должны обеспечиваться деятельностью государства, в том числе законодательной. Еще в ноябре 1997 г. Государственная Дума РФ приняла Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в которой предусматривалось совершенствование законодательства, прежде всего, в сфере политических прав [4].

В Федеральный закон «О политических партиях», принятый 11 июля 2001 г., были впервые включены гендерно-чувствительные нормы (п. 4 ст. 8): «Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимися членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления» [2].

Эта норма закрепляет важнейший элемент гендерного равенства — равные возможности. Тем не менее результаты выборов в регионах России показывают, что несмотря на приблизительное равенство мужчин и женщин в политических партиях, последние сами не прикладывают усилия к тому, чтобы на равных быть представленными в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Так, на муниципальных выборах в регионах России, которые проходили после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3], в частности, в Республике Дагестан женщин-кандидатов было выдвинуто мало. Изменить положение позволит включение в локальные правовые акты — уставы политических партий — положений о пропорциональном (согласно гендерному составу партии) представительстве мужчин и женщин в руководстве политических партий, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности.

Государство должно создать механизмы для поощрения по итогам выборов тех, кто наилучшим образом сумел обеспечить гендерное равноправие при проведении избирательной кампании.

Новое законодательство устанавливает возможность проведения выборов депутатов законодательных органов на региональном и муниципальном уровнях по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (половина депутатов избирается по одномандатным округам, другая половина — по спискам, формируемым избирательными объединениями, избирательными блоками), а это вполне может привести к постепенному гендерному выравниванию состава представительных органов власти. Конечно, эти процедуры должны быть прописаны

в законодательстве. Тогда можно будет говорить не только о поощрении, но и об ответственности за несоблюдение установленных законами правил. В этом случае будет обеспечен еще один элемент конституционной конструкции гендерного равенства: сочетание прав, свобод, обязанностей и ответственности, включая ответственность государства за необеспечение (недолжное обеспечение) конституционного принципа равенства прав, свобод и возможностей женщины и мужчины.

Проведенный автором этой работы опрос населения в некоторых муниципальных образованиях Республики Дагестан показал, что необходимость и возможность более широкого привлечения женщин в органы местного самоуправления поддерживают немногим более половины всех респондентов (табл. 5).

Таким образом, мы видим, что во всех трех муниципальных образованиях мнения респондентов разделились примерно поровну. Наиболее высокий результат оказался в г. Кизляре, где 64,3 % всех опрошенных высказались в пользу более широкого вовлечения женщин в органы местной власти. В Тарумовском районе этот показатель составил 57,5 %; в Кизлярском районе — 53,7 %. Весьма показательно то, что в поддержку более активного участия женщин в местных органах власти высказались практически все опрошенные женщины г. Кизляра (83,3 %).

Среди ответов женщин г. Кизляра преобладали следующие: «Женщина более перспективна в хозяйственных делах», «Женщина заботится о людях, так как у нее самой есть семья и дети», «Женщина — мать и хозяйка». То есть мы видим апеллирование к традиционным гендерным ролям, традиционному образу женщины, которая ведет домашнее хозяйс-

Таблица 5

Отношение к более широкому участию женщин в органах местного самоуправления

Муниципальное образование «город Кизляр»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего опрошено 42 респондента Относятся положительно Относятся отрицательно

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

всего % всего % 12 человек (50 %) 15 человек (83,3 %) 8 человек (33,3 %) 1 человек (5,5 %)

24 57,1 18 42,9

Муниципальное образование «Кизлярский район»

Всего опрошен 41 респондент Относятся положительно Относятся отрицательно

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

всего % всего % 7 человек (41,2 %) 15 человек (62,5 %) 4 человека (23,5 %) 2 человека (8,3 %)

17 41,5 24 58,5

Муниципальное образование «Тарумовский район»

Всего опрошено 40 респондентов Относятся положительно Относятся отрицательно

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

всего % всего % 9 человек (50 %) 14 человек (63,6 %) 2 человека (11,1 %) 1 человек (4,5 %)

18 45 22 55

Таблица 6

Стали бы вы голосовать за женщин на местных выборах?

Муниципальное образование «город Кизляр»

Да Нет Не определился

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

16 9 4 2 11

Муниципальное образование «Кизлярский район»

Да Нет Не определился

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

4 14 7 4 8

Муниципальное образование «Тарумовский район»

Да Нет Не определился

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

10 6 1 2 21

тво и, следовательно, сможет навести порядок и на уровне города, района, экономическое положение которых достаточно сложное.

Таким образом, эти данные могут служить доказательством того, что население муниципального образования (прежде всего, его женская часть) воспринимает деятельность местных органов самоуправления сквозь призму, в первую очередь хозяйственной, но не политической деятельности.

Среди мнений, высказанных мужчинами г. Кизляра, преобладало утверждение о том, что, во-первых, количество мужчин, находящихся у власти, итак велико, поэтому, дабы соблюсти некоторый баланс, необходимо привлекать во властные структуры и женщин; во-вторых, женщины более ответственны, инициативны и способны генерировать новые идеи. Но несмотря в целом на благоприятное отношение населения к более широкому участию женщин в органах местного самоуправления, во всех трех муниципальных образованиях вопрос «Стали бы Вы голосовать за женщин на местных выборах?» продемонстрировал определенное противоречие. Полученные данные можно систематизировать в виде табл. 6.

Таким образом, мы видим, что только в г. Кизляре между теорией (как Вы относитесь к более широкому участию женщин в органах местного самоуправления?) и практикой (стали бы Вы голосовать за женщин на местных выборах?) сохраняется определенное равновесие.

64,3 % всех опрошенных респондентов высказали свое положительное отношение к первому вопросу и 59,5 % реализовали бы это отношение на практике, то есть отдали бы свои голоса за женщин. В Кизлярском районе 53,7 % — за более широкое участие женщин в местных органах власти, но только 43,9 % поддержали бы этих женщин на выборах. В Тарумовском районе поддержку женщинам на местных выборах оказали бы только 40 % опро-

шенных респондентов при 57,5 % высказавшихся в пользу активного вовлечения женщин в органы местного самоуправления.

Как относятся респонденты к женскому лидерству? Для этого им были заданы вопросы об их собственном видении женского лидерства и его эффективности (табл. 7—9).

Таблица 7

Возможна ли продолжительная карьера

для женщины в муниципальных органах власти?

Варианты ответов %

да 61,7

скорее да, чем нет 29,8

скорее нет, чем да 4,3

нет 2,1

не знаю 2,1

Таблица 8 Возможна ли продолжительная карьера для женщины в федеральных органах власти?

Варианты ответов %

да 42,6

скорее да, чем нет 29,8

скорее нет, чем да 19,1

нет 4,3

Таблица 9 Зависит ли эффективная деятельность политика/управленца от его пола?

Варианты ответов %

да 12,8

скорее да, чем нет 21,3

скорее нет, чем да 23,4

нет 27,7

не знаю 6,4

Ответы на эти вопросы в целом дают весьма неоднозначную картину. С одной стороны, опрошенные достаточно позитивно оценивают перспективу женской карьеры в органах власти различного уровня: 91,5 % и 75,6 % респондентов считают, что возможна продолжительная карьера

женщин в муниципальных и федеральных органах власти, соответственно. С другой стороны, мнения респондентов об эффективности деятельности управленца-политика в зависимости от пола не столь однозначны — 37,3 % считают, что такая зависимость существует, и 55,8 % — нет. При этом ответы на вопрос, кого они хотели бы видеть в качестве своего начальника и заместителя, показывают, что 2/3 предпочли бы, чтобы ими руководил мужчина. В отношении роли заместителя мнения разделились почти поровну (46,7 % — за мужчину, 51,1 % — за женщину). При этом мужчины, как свидетельствуют данные, были более категоричны (73,3 % высказались за мужчин в роли начальника и 50 % — в роли заместителя).

Вместе с тем, как показали опросы, население (и женщины, и мужчины) во всех трех муниципальных образованиях в целом положительно относится к расширению присутствия женщин на руководящих должностях муниципального управления и может отдать им свои голоса. Это опровергает общепринятое мнение, что население не склонно голосовать за женщин. Личные и профессиональные качества кандидата могут оказаться важнее его пола.

Кроме того, исследование выявило целый ряд факторов, препятствующих продвижению женщин в органы управления местного уровня: несовершенная кадровая политика, делающая, в основном ставку на мужчин наличие гендерных стереотипов в управленческой среде, определяющих потолок женской управленческой карьеры, а также заниженная самооценка самих женщин-управленцев. Серьезной проблемой является отсутствие механизмов выдвижения молодых женщин-управленцев.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать следующие рекомендации по оптимизации деятельности, обеспечивающей введение женщин в политику на уровне муниципальных образований, и соблюдению гендерного баланса в органах муниципального управления:

1. Использование законодательного ресурса. Принятие нормативно-правового акта в регионах «О выборах в муниципальных районах и городских округах» об обязательном включении в избирательные списки не менее 30 % женщин.

2. Работа с местными органами власти в русле их гендерного просвещения и постепенного искоренения гендерных стереотипов.

3. Работа по формированию кадрового ресурса женщин-управленцев, повышение их профессионального уровня, самооценки, вплоть до

проведения тренинга по преодолению гендерных стереотипов. Выдвижение молодых женщин и оказание им помощи в повышении образования и профессиональном росте.

4. Оказание консультативной помощи женщинам-кандидатам на выборах, помощь в формировании имиджа, составлении программ, организации избирательных кампаний.

5. Формирование кадрового потенциала молодых женщин.

6. Создание политически активных самостоятельных женских организаций, ориентированных на продвижение женщин во власть.

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на основных проблемах политического лидерства женщин в России.

Политика — это всегда компромисс, который так необходим между женщинами и мужчинами в политике. Ведь только гармоничное соединение этих двух начал может дать ожидаемые результаты.

Только при наличии сильной женской «оппозиции» абстрактные построения мужчин-политиков могут быть откорректированы «заземленными» женскими ответами на вопросы: «что?», «зачем?», «для кого?» и т. д. [8].

На основании многочисленных исследований можно сделать вывод: равное участие мужчин и женщин в принятии политических решений — залог успешной работы всей исполнительной власти. Необходимо использовать опыт Западной Европы — установить квоты на занятие руководящих должностей в органах государственной службы лицами обоего пола. Практика показывает: от этого выиграет общество в целом.

В 1985 г. Рокфеллеровский центр исследований опубликовал доклад о причинах резкого снижения детской смертности в ряде штатов Индии, Шри-Ланке, Коста-Рике и Китае. Среди семи существенных факторов данного явления (доступная и эффективная служба здоровья, адекватные потребностям стандарты питания, всеобщая иммунизация и др.) на первом месте оказалось увеличение числа женщин в органах управления.

Власть в государстве должна служить гражданскому обществу. Без местного самоуправления нет демократии. Развитие институтов гражданского обще-ства—единственный способ преодоления глубокого нравственного кризиса в России, потребительского индивидуализма и гражданской пассивности.

Если бы российская политика приобрела, что называется, женское лицо, вероятно, более отчетливой стала бы и ее социальная направленность.

Я не утверждаю, что власть должна состоять из женщин! Но они не должны быть обделены правом на лидерство в политике, бизнесе и во властных структурах.

Не зря на Кавказе именно женщина часто призывается для примирения враждующих сторон, олицетворяя собой мир и покой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.

2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20.11.1997 г.

№ 1929-11 ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5527.

5. Абубикирова Н., Кочкина Е. О методологии тендерной экспертизы // Женщины в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. Редактор-составитель Круминг Л. С. — М.: Информация XXI век.

6. Здравомыслова Е, Темкина А. Институциона-лизация гендерных исследований в России // Гендерный калейдоскоп. — М.: Академия. 2001.

7. Фомичева Н. С. Гендерная специфика восприятия женского политического лидерства: Автореф... дис. канд. психол. наук. — Москва: ГУУ, 2007. - 20 с.

8. Черторицкая Т. В. Роль женщин в достижении политической гармонии// Представительная власть. 2007. № 1. С. 10 - 12.

К сведению авторов и читателей

Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.

В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».

РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика

- www.elibrary.ru.

Уважаемые авторы и читатели!

Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.