ТЕХНОДРОМ РОБОПРОМ
БЕЗ РАБОТЫ
РОБОТЫ
НАТАЛЬЯ
ЮГРИНОВА
Создатели промышленного робота Gelios 20 называют его антропоморфным, хотя на человека он похож только наличием манипулятора, имитирующего руку с кистью. С помощью манипулятора робот может выполнять практически любые операции, которые требуются на производстве, связанном с обработкой металла и дерева: сваривать, резать, наносить клей и герметик или просто подавать комплектующие. Причем его можно легко обучить, перепрограммировав на выполнение новых задач. Однако главное предназначение робота — выполнение дуговой сварки металлоконструкций. Именно с этой операцией в 80% случаев связана потребность в промышленных роботах. Дуговая сварка используется, как правило, в тяжелом машиностроении — например, при производстве вагонов. Робот выполняет сварочные операции точнее, быстрее и качественнее человека, минимизирует процент брака и не срывает сроки. Работу над серийным образцом Gelios 20 компания «Робокон» завершила год назад и с тех пор произвела восемь штук. Продать пока удалось только половину.
«Робокон» — одна из двух компаний в России, которые производят промышленных роботов для машиностроения. Вторая — Волжский машиностроительный завод, сосед «Робокона» по автомобильному кластеру в Самарской области. Территориальной близости конкурентов удивляться не стоит: дело в том, что основным потребителем промышленных роботов во всем мире является именно автомобильная промышленность. Когда в 2010 году компания решила запустить проект по созданию собственного промышленного робота, наличие АвтоВАЗа под боком означало для «Робокона» гарантированный рынок сбыта. Тем более что главный конструктор «Робокона» Константин Жеребятьев прежде работал на АвтоВАЗе — проектировал роботизированные комплексы, которые применялись для контактной сварки кузова, транспортных операций, дуговой сварки и других технологий.
Основной бизнес «Робокона» — комплексная автоматизация производств в сфере высокотехнологичного машиностроения,
Промышленных роботов в России строить уже умеют, хотя производителей на этом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Самарская компания «Робокон» наладила серийный выпуск роботов для крупных машиностроительных предприятий. Теперь ей осталось убедить промышленников в том, что отечественные роботы не хуже импортных.
лазерная резка, механическая обработка. За счет него и про-инвестировали «роботостроительный» проект — создали прототип, получили патент, протестировали промышленные образцы и построили первую опытную партию. Комплектующие для Gelios 20 искали как в России, так и за рубежом, — некоторые элементы конструкции у нас просто не производят либо продают в несколько раз дороже импортных аналогов. Так, ядро электроприводов и безлюфтовый редуктор в манипуляторе заказывали в Германии. Зато блок управления, который можно считать «мозгом» машины, компания разрабатывала сама. В общей сложности, по оценке Константина Жеребятьева, в проект было вложено более 10 млн рублей.
— Сейчас мы находимся в стартовой точке проекта, — говорит конструктор. — Пока мы построили только одну модель робота с грузоподъемностью 20 кг, однако в активе у нас документация на разработку робота с полезной нагрузкой на кисть от 15 до 300 кг. Мы начали экспериментировать с различными технологиями, где применим Gelios 20: попробовали использовать его в дуговой сварке, плазменной резке, поставили шпиндель для деревообработки. Следующий этап — испытания технологических приложений. Ведь робот — это не готовое изделие: в «руку» ему надо дать определенный
38 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АВГУСТ #8 2015
инструмент. Это может быть сварочная горелка, проволока, лазер — что угодно. А коммуникация производится посредством системы управления — «мозга» робота: в ней можно программировать действия, которые он будет выполнять, задавать координаты и траекторию движения, параметры подачи газа для сварки или воды для гидрорезки. Причем перенастраивать робота можно фактически бесконечно: сменили инструмент, переписали программу обработки и получили машину, которая выполняет совершенно новые функции.
Такая универсальность для производства бесценна, ведь робот способен очень быстро переориентироваться на изменения в технологической линии. На загруженном производстве, где дорога каждая минута, подобная гибкость крайне важна: в отличие от человека, которому требуется время на то, чтобы вникнуть в изменения технологии, робот будет выполнять новую задачу с прежней (высочайшей!) точностью.
Однако инвестирование в дальнейшее развитие робота «Робокон» пока приостановил. Виной тому и спад в автомобильной промышленности, и слабый спрос со стороны бизнеса на робототехнику, и высокая конкуренция. По словам Жеребятьева, даже на продаже четырех экземпляров Gelios 20 компании не удалось выручить сколько-нибудь значимые деньги: чтобы победить иностранных соперников на конкурсах по закупкам, пришлось выставлять цену гораздо ниже средней по рынку, на уровне себестоимости. «Будь спрос серьезнее, нам имело бы смысл продолжить работу над комплектующими, искать более дешевые варианты российского производства, удешевлять себестоимость, — говорит Константин Жеребятьев. — Но в нынешней экономической ситуации госпредприятия не горят желанием тратиться на дорогие роботизированные системы, да и частному бизнесу для этого нужны серьезные средства. А если деньги есть, при прочих равных условиях бизнесу проще внедрять отлаженные промышленные роботы импортного производства».
Частников можно понять: вместе с покупкой европейского или японского робота они получают сервис «под ключ» и техническую поддержку. Уверенности в том, что российские производители роботов способны оказывать постпродажное обслуживание на том же уровне, у заказчиков пока нет. Между тем рыночная стратегия продавать оборудование с минимальной наценкой, а затем зарабатывать на обслуживании и сопутствующих услугах — вполне работает и на рынке промышленных роботов. Так что вместе с поиском новых инженерных решений компаниям, занимающимся робототехникой, придется усовершенствовать свою маркетинговую деятельность.
Конкуренцию с европейскими и японскими производителями роботов «Робокону» тяжело выдерживать еще и потому, что иностранные роботостроительные компании пользуются мощной инвестиционной поддержкой у себя дома и при этом имеют таможенные преференции при поставках на российский рынок. «Пошлины на комплектующие с нас берут в полном объеме, а на ввозимую робототехническую продукцию они нулевые, — говорит Жеребятьев. — Поэтому зарубежные конкуренты могут диктовать сколь угодно низкие цены, не допуская появления серьезных локальных соперников».
Особенности тарифного регулирования, на которые ссылается главный конструктор «Робокона», — скорее следствие более серьезной проблемы. Одна из главных сложностей российского станкостроения, частью которого является робототехника, кроется в тотальной зависимости произво-
дителей от импортных комплектующих. В России отсутствует производство высококачественных станин, необходимых для оснастки робота датчиками, сервоусилителями, системами числового программного управления с приводами технологического оборудования. В результате немногочисленные роботы «Made in Russia» в действительности основательно напичканы импортной элементной базой.
По мнению Константина Жеребятьева, спрос на роботизированные технологии на внутреннем рынке появится только тогда, когда его стимулированием займется государство. Он указывает на международную практику по государственному субсидированию инновационного бизнеса, внедряющего роботов: так делают в странах Европы, США, Китае. Мощное покровительство с опорой на бюджетные средства не помешало бы и российской робототехнике. Правда, пока «Робокону» приходится рассчитывать только на самого себя. Жеребятьев признается, что компания крайне увлечена идеей создания национального промышленного робота, который будет конкурентоспособным на мировом уровне. И уверен, что нынешний вынужденный тайм-аут в развитии проекта — временный. Поэтому о самарском роботе Gelios мы, возможно, еще услышим.
www.QuickDoc .RU
онлайн конструктор договоров
СОЗДАЙ
СВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ
ДОГОВОР!
до 1 сентября
СКИДКА
для читателей Бизнес-журнала
по промокоду: AUGSALE на quickdoc.ru/promo-bj
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АВГУСТ #8 2015 39
Реклама