Научная статья на тему '«БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ»: ХРОНИКА СОБЫТИЙ ХІХ ВЕКА'

«БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ»: ХРОНИКА СОБЫТИЙ ХІХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБО-ПРАВОСЛАВНОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ / АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛИВАН / БЕЙРУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / УНИЯ / ГРЕКО-КАТОЛИКИ / ГРЕКО-АРАБСКИЙ КОНФЛИКТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ARAB ORTHODOX CHRONICLES / ORTHODOX CHURCH OF ANTIOCH / LEBANON / BEIRUT DIOCESE / UNIA / GREEK CATHOLICS / GREEK-ARAB CONflICT IN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Юлия Ивановна

В настоящей публикации приводится перевод заключительного фрагмента «Бейрутской церковной летописи», составленного, согласно А. Е. Крымскому, переписчиком киевского списка Халилем Файйадом и охватывающего период 1820-1880-х гг. Этот текст представляет собой логическое продолжение основной части компилятивной хроники, составленной в православной среде Бейрута на протяжении XVIII-XIX вв. и известной под названием «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута». Публикуемый фрагмент повествует о жизни православной общины Бейрута и важнейших событиях в Антиохийской Православной Церкви в период патриаршества Мефодия (1823-1850) и Иерофея (1850-1885). Как и в предыдущих частях хроники, основное внимание летописца приковано к распространению унии в пределах Антиохийской Церкви. Кроме того, особенностью этой части текста является повествование о внутренних противоречиях в среде православной общины, дающее представление об обострившемся к тому времени арабо-греческом конфликте в Антиохийском Патриархате. Перевод выполнен по киевскому списку из собрания Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. І, № 25709) с указанием разночтений по рукописи из библиотеки Антиохийской Патриархии, на которой основано критическое издание Н. Каидбей (2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEIRUT CHURCH CHRONICLE: A RECORD OF THE 19TH CENTURY EVENTS

This publication contains the Russian translation of the last fragment of the Beirut Church Chronicle. According to A. Krymskiy, this part was compiled by Khalīl Fayyāḍ, who was the copyist of the Kiev manuscript, and covers the period of the 1820s - 1880s. This text is a logical continuation of the main body of the chronicle compiled in the Orthodox milieu of Beirut in the 18th and 19th centuries and in the original entitled Muḫtaṣar tārīḫ al-asāqifa al-lazīna raqū martabat ri’āsat al-kahanūt al-ğalīla fī madīnat Bayrūt. The fragment translated here describes the life of Beirut Orthodox community and main events in the Orthodox Church of Antioch in the times of Patriarchs Methodius (1823-1850) and Hierotheos (1850-1885). The attention of the chronicler, like in the previous parts, is focused mainly on the spread of Unia in the territory of the Church of Antioch. Besides, a specific feature of this part of the text is a narrative of contradictions within the Orthodox community, which gives an idea of the Arab-Greek conflict in the Patriarchate of Antioch that had intensified by then. The translation is based on the Kiev manuscript of the chronicle preserved at the Manuscript Institute of V. I. Vernadskiy National Library of Ukraine (fund І, No. 25709). Variant readings of the MS version from the library of the Patriarchate of Antioch, used as a basis for the critical edition by Nā’ila Qā’idbeyh (2002), are indicated as well.

Текст научной работы на тему ««БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ»: ХРОНИКА СОБЫТИЙ ХІХ ВЕКА»

Вестник ПСТГУ Серия III: Филология.

Петрова Юлия Ивановна, канд. филол. наук, Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины, Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, д. 4 j.arabic2011@gmail.com

2020. Вып. 65. С. 121-137

Б01: 10.15382МигШ202065.121-137

ОИСГО: 0000-0002-5130-232Х

«Бейрутская церковная летопись»:

ХРОНИКА СОБЫТИЙ Х1Х ВЕКА

Ю. И. Петрова (Перевод с арабского и комментарий)

Аннотация: В настоящей публикации приводится перевод заключительного фрагмента «Бейрутской церковной летописи», составленного, согласно А. Е. Крымскому, переписчиком киевского списка Халилем Файйадом и охватывающего период 1820-1880-х гг. Этот текст представляет собой логическое продолжение основной части компилятивной хроники, составленной в православной среде Бейрута на протяжении ХУШ-Х1Х вв. и известной под названием «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута». Публикуемый фрагмент повествует о жизни православной общины Бейрута и важнейших событиях в Антиохийской Православной Церкви в период патриаршества Мефодия (1823-1850) и Иерофея (1850-1885). Как и в предыдущих частях хроники, основное внимание летописца приковано к распространению унии в пределах Антиохийской Церкви. Кроме того, особенностью этой части текста является повествование о внутренних противоречиях в среде православной общины, дающее представление об обострившемся к тому времени арабо-греческом конфликте в Антиохийском Патриархате. Перевод выполнен по киевскому списку из собрания Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. I, № 25709) с указанием разночтений по рукописи из библиотеки Антиохийской Патриархии, на которой основано критическое издание Н. Каидбей (2002).

Ключевые слова: арабо-православное летописание, Антиохийская Православная Церковь, Ливан, Бейрутская епархия, уния, греко-католики, греко-арабский конфликт в Православной Церкви.

(214)1 Напишем вкратце о том времени, когда кафедрой управлял блаженной памяти митрополит Вениамин. Он возглавлял Бейрутскую епархию около 34 лет, был благочестив, скромен, кроток, всех любил и был любим всеми общинами,

1 В переводе указаны страницы киевской рукописи (в издании Н. Каидбей этот фрагмент содержится на стр. 165-185). О киевском списке хроники и об издании текста см.: Петрова Ю. И. Киевский список «Бейрутской церковной летописи»: обзор рукописи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2019. Вып. 3 (61). С. 123-131.

Перевод

быстро примирялся с противниками, ревностно охранял мир среди паствы в Бейруте и за его пределами. Едва услышав о ссоре, он сам спешил примирить враждующих и не отступал, не достигнув этого. Он был деятельным во всем, что служило благу его чад, разделял с ними скорби и гонения, обрушившиеся на них из-за восстания Мореи против Высокой Порты2. Вместе с некоторыми из них он был заключен в темницу, где у него вымогали 40 тысяч пиастров. Эти расходы взяла на себя Церковь, чтобы освободить его и других заключенных из числа православных.

В конце его управления епархией в православной общине наступил относительный покой одновременно с религиозным и литературным подъемом. Усердием владыки и стараниями благотворителей удалось создать типографию3 и школу, которая при нем процветала и выпустила учеников, обучавшихся греческому, (215) арабскому, итальянскому и французскому4. В типографии были напечатаны Катехизис, Служебник, Часослов Великий и Малый, Псалтирь и другие полезные книги.

В спокойствии и согласии со старейшинами общины и простым народом владыка провел срок своего архиерейства и обрел благую кончину, преставившись в жизнь вечную на четвертый день Пасхи, 14 апреля 1848 года, чтобы дать отчет о своем пастырстве Пастыреначальнику. О нем скорбели все, даже отступившие от Православия. Были устроены торжественные поминки, на которых присутствовали чиновники Высокой Порты, главы религиозных общин, почетные консулы разных государств — все торжественно одетые, а также множество городских именитых лиц самых разных званий. Его много и слезно оплакивали и погребли в западном притворе церкви св. Георгия с правой стороны, напротив церкви маронитской общины. Там он и почивает по сей день. (216) На его гробнице высечена эпитафия, составленная знаменитым поэтом, покойным шейхом Насифом аль-Йазиджи5:

«Упокоился в могиле возлюбленный наш владыка, Вениамин досточтимый.

Все слезно оплакивали его в печали, ведь он был любящим отцом всем.

2 Имеется в виду начало Греческой революции 1821 г., на фоне которой в Османской империи произошел всплеск антихристианских настроений (см.: Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX века). М., 2003. С. 207—210).

3 Возрождение книгоиздания у православных арабов относится к 1842 г., когда при поддержке русского консульства в Бейруте при митрополии была вновь открыта типография (см.: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / Под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910. Т. 1: Официальные документы. С. 192; Крымский А. Е. История новой арабской литературы: XIX — начало XX в. М., 1971. С. 300-301). Через 15 лет она была продана редакции первой бейрутской газеты «Хадикат аль-ахбар» (Крымский А. Е. Указ. соч. С. 485).

4 Двухклассная православная школа при Бейрутской архиепископии с 1841 г. получала ежегодную финансовую помощь из России. В 1843 г. в ней было ок. 200 учеников. Наряду с языками в ней обучали основам географии и арифметики (Материалы... Т. 1. С. 190).

5 Насиф аль-Йазиджи (1800-1871) — знаменитый поэт-традиционалист, авторитетный филолог, один из лидеров арабского культурного возрождения (по вероисповеданию греко-католик). Был придворным поэтом эмира Башира II, с 1840 г. жил в Бейруте. Его имя традиционно упоминается у арабов с почетным эпитетом «шейх».

Жезл его, указывая на осиротевшую кафедру, заставляет плакать о пастыре стада.

Воскликнул я, записывая эти строки и оплакивая разлуку: ушел пастырь к Кроткому Агнцу!

Четвертый день Пасхи, 14 апреля 1848 года».

Да будет Господь милостив к владыке, и да поможет он нам своим благословением и молитвами! Аминь.

Расскажем немного о приснопамятном патриархе кир Мефодии6. Он был энергичным, праведным, ревностным, усердствовал о благе православной общины и оберегал ее от нападок мятежников, притеснителей и хищников, которые, сами будучи введены в заблуждение приверженцами западной ереси, не переставали расставлять свои сети, чтобы увлечь в них простых людей и бедняков из среды православных, а также приверженцев удовольствий и падких на страсти, нарушителей Божьих и церковных законов. Они заманивали их (217) предметами их вожделений — кого тщеславием и властолюбием, кого деньгами и подношениями, а иным попускали непозволительные вещи — как у них водится со времени их отступничества по сей день. Их произвол увеличился, и их влияние усилилось, когда вилайет Сирия оказался под властью египетского хедива Мухаммада Али-паши, на службе у которого состоял влиятельный Бахри-бей7. Он ревностно защищал свою католическую общину, усердствовал против православных, постоянно причиняя им вред и стремясь столкнуть их в пропасть католичества. Так же действовал и му'аллим8 Бутрус Караме9, католик, состоявший на службе у эмира Горного Ливана Башира аш-Шихаба10, притеснявший и преследовавший православных, вынудивший многих из них отойти от веры и примкнуть к католической ереси.

Блаженной памяти патриарх испытывал большое стеснение из-за действий раскольников. Хотя они имели огромное влияние и пользовались поддержкой западных держав, (218) прибегали к подкупам и фальсификациям, пытаясь внешне сохранить за собой облик православных, он воспротивился этому, пожаловавшись Его Высочеству хедиву Египта11. Пока он и католический лжепа-

6 Патриарх Антиохийский в 1823—1850 гг.; был родом с о. Наксос.

7 Ханна (Йуханна) аль-Бахри — уроженец Хомса, по вероисповеданию греко-католик. Благодаря каллиграфическим способностям служил писцом в канцелярии наместников Сирии, затем — в Египте в канцелярии Мухаммада Али. Вернулся в Сирию в качестве директора финансового управления завоевавшего ее в 1831 г. Ибрагима-паши. Скончался в Египте в 1843 г. (Bin Trad 'A. Muhtasar tarlh al-asaqifa al-lazlna raqu martabat ri'asat al-kahanut al-gallla й madlnat Bayrut / tahqlq wa-taqdlm Na'ila Qa'idbayh. Bayrut, 2002. P. 168. Not. 1; Крымский А. Е. Указ. соч. С. 362—363; Порфирий (Успенский). Книга бытия моего... Т. 1. С. 300).

8 Му'аллим (букв.: «учитель», «мастер») — уважительный эпитет.

9 Бутрус Караме (1774—1851) — уроженец Хомса, придворный поэт ливанского эмира Башира II и учитель его детей (см.: Крымский А. Е. Указ. соч. С. 362—372).

10 Башир II из династии Шихабов, правивший в Горном Ливане с 1788 по 1840 г.

11 Описываемые события относятся к периоду египетской оккупации Сирии (1831— 1840 гг.).

триарх12 Максим Мазлум13 находились у хедива в связи с этой жалобой, Сирия при посредничестве и с согласия великих держав вернулась в свое изначальное подданство, т. е. под власть султана. Оба они отправились в Константинополь с одинаковым иском. После многих усилий и хлопот Высокой Портой был издан указ, одобренный также великими державами, о замене католиками14 своих облачений на подобающие им и отличающие их от пастырей православной общины. Им предписывалось носить фиолетовые облачения и такого же цвета шестиугольные камилавки15, чтобы всякий видящий их ужаснулся16 и удостоверился в том, что это новоявленная ересь, появившаяся в конце XVII века и утвердившаяся в середине17 XIX18. Повествование об этих событиях, вписанное в хроники Высокой Порты и западных держав, как беспристрастный свидетель будет изобличать их лицемерие (219) и обман, которыми они маскируются перед простыми и наивными людьми с целью доказать свою преемственность, кафоличность и православие (от чего Бог да сохранит!). Лишь осмеяния достойно то, что череда Антиохийских патриархов может быть возводима к отверженному и низложенному похитителю святыни, первому их «патриарху» разбойнику Серафиму, именуемому у них Кириллом VI19, историю которого ты уже прочитал выше.

Добившись, чтобы их — уже отлученных от Церкви — отделили и по внешнему виду, Блаженнейший Мефодий приложил все свои старания к улучшению

12 Для обозначения неканонически поставленных архиереев автор использует формы активного причастия mutabatrik и mutamatrin (букв. «сделавшийся патриархом/митрополитом», т. е. «патриарх/митрополит-самозванец»).

13 Максим III Мазлум — патриарх Мелькитской (греко-католической) церкви в 1833— 1855 гг.

14 Т. е. униатами.

15 В сообщениях Порфирия (Успенского) упоминается «дело о клобуке» — судебная тяжба патриарха Мефодия и Максима Мазлума по поводу права ношения униатским духовенством греческой камилавки (Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 1. С. 220, 329; Т. 3. С. 164; Материалы...Т. 1. С. 249—251). В итоге Высокая Порта в 1847—1848 гг. предписала униатскому духовенству носить восьмиугольные камилавки (Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькит-ская католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 652).

16 Этим словом летописец подчеркивает неприятие местным населением подобных нововведений, которые, по его мнению, напоминали о неканоничности новой конфессии. Вступившие в унию поначалу и сами не воспринимали новую камилавку (см.: Материалы... Т. 2. С. 229).

17 В рукописи библиотеки Антиохийской Патриархии: «в начале» (Bin Trad 'A. Op. cit. P. 169).

18 Резкое изменение султанской политики по отношению к православному миллету было связано с разочарованием властей в лояльности греко-православных подданных, замешанных в греческом национальном восстании 1821 г. (Кобищанов Т. Ю. Христианские общины... С. 56). В 1829 г. греко-католикам в Османской империи разрешено было свободно исповедовать свою веру. Мелькитская греко-католическая церковь была признана отдельным от православных миллетом в 1837 г. и получила полную независимость в решении гражданских вопросов в 1848 г. (Панченко К. А., Моисеева С. А. Указ. соч. С. 652).

19 Имеется в виду Серафим Танас, первый глава униатов с момента образования параллельной иерархии в 1724 г., занявший патриархию при помощи дамасского паши и принявший на патриаршестве имя Кирилл (см.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516—1833. М., 2012. С. 444).

церковного образования и религиозного просвещения. Оно почти сошло на нет в Антиохийской Церкви из-за бунтарства раскольников и их могущественных приспешников, которые, словно волки хищные, бросились на растерзание кротких овец Христовых — чад Православной Церкви. Патриарх основал в Дамаске церковное училище20. С его согласия и при содействии ревностного христианина, украшенного добрым нравом и правой верой, кир Константина (220) Василия, генерального консула великой державы Российской21 (да утвердит ее Господь!), предоставившего всевозможную помощь от своего правительства, был переведен «Пространный христианский катехизис»22, который напечатали в типографии православной общины в Бейруте вместе с другими книгами, как уже говорилось. Таким образом, православные стали получать знания, а некоторые ученики упомянутой школы достигли успеха.

При этом приснопамятном патриархе в Дамаске случилась сильная засуха и неурожай. Бедняки в православной общине загибались от голода. Патриарх протянул им руку помощи со всей щедростью и раздал им все свои деньги. Когда ему нечем стало покрывать их нужды, он собрал старейшин общины и возбудил их усердие к оказанию помощи нуждающимся и оказавшимся в трудных обстоятельствах. Принеся свои митры, патриарх поручил им либо продать их, либо заложить, действуя как они сочтут нужным, чтобы выручить необходимые средства для пропитания голодающих. Состоятельные с жаром принялись помогать бедствующим. Этим похвальным деянием патриарх увековечит добрую память о себе. Ведь он предпочел (221) раздать все, что имел, и ему пришлось даже выставить на продажу свои митры, чтобы раздать деньги за них нуждающимся и прокормить страждущих, отвратив крайнюю нужду от своих чад-христиан. Он усердно собирал пожертвования и раздавал помощь, пока Господь не послал облегчение и пока не наступило изобилие и злополучная засуха не прекратилась. [Все это время Господь] изливал Свои щедроты через неутомимого ревностного пастыря и доброго сострадательного отца. В конце его патриаршества душа его немного отдохнула от тяжбы с предводителями католической партии.

Тем временем почил о Господе приснопамятный Вениамин, митрополит Бейрута. В православной общине произошло разделение по поводу назначения его преемника. Патриарх вместе с генеральным консулом России, генеральным консулом Греции и некоторыми старейшинами предполагали поставить преем-

20 В Дамаске при Патриархии существовала православная школа, получавшая финансовую помощь из России. В ней обучали арабскому, турецкому и греческому языкам; в 1843 г. в ней было 300 учеников. Кроме того, патриарх Мефодий собрал 12 юношей из епархий для подготовки к священническому служению (см.: Материалы... Т. 1. С. 189; Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 3. С. 418).

21 Константин Михайлович Базили (1809-1884) — дипломат и ученый греческого происхождения, российский консул (с 1843 г. — генеральный консул) в Сирии и Палестине в 1839-1853 гг.

22 Имеется в виду «Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви», подготовленный свт. Филаретом (Дроздовым) и впервые изданный в 1823 г. в Петербурге. Арабский перевод с греческого издания выполнил в 1843 г. известный просветитель, учитель патриаршей школы в Дамаске священник Йусуф аль-Хаддад (сщмч. Иосиф Дамасский) (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 1. С. 225; Материалы... Т. 2. С. 103).

ником Вениамина его племянника Исаию23, на тот момент управлявшего монастырями Бейрутской епархии. Другие старейшины, поддерживаемые большей частью общины, не желали его. Возник (222) конфликт24. Дело затянулось, разногласия усиливались, но наконец партия противников уступила патриарху и предоставила ему возможность избрать на эту кафедру кого он пожелает, кроме упомянутого Исаии — на это они готовы были согласиться. Его Блаженство, не видя иного выхода, стал подыскивать другую кандидатуру, которая бы устроила обе стороны. Тогда покойный Яни Пападопулос, логофет Антиохийского Патриаршего престола25, порекомендовал ему Иерофея, одного из архиереев Константинопольской Церкви26. Посовещавшись со Священным Синодом, Его Блаженство вызвал его в Бейрут; оттуда ему предстояло приехать в Дамаск, а затем направиться на Бейрутскую кафедру. По его приезде ему был оказан торжественный почетный прием. Но ненавистник добра внушил партии, требовавшей Исаию, неприязнь к Иерофею, которую они стали выказывать в отместку другой стороне, принявшей его. Они послали Его Блаженству в Дамаск петиции о несогласии его принять. Патриарх вызвал его в Дамаск, и он проживал почетным гостем при Патриархии около девяти месяцев. Раздор между сторонами продолжался, потому что одни говорили Его Блаженству: «Мы тебе предоставили выбор, ты избрал и привез (223) этого митрополита, и мы его приняли», а вторая партия заявляла, что категорически не примет его. Такое положение длилось целых девять месяцев.

Наконец Его Блаженство созвал всех архиереев своего престола. Они собрались на синод, и после нескольких заседаний было решено утвердить Иеро-фея на Бейрутскую кафедру. Назначение состоялось в их присутствии в церкви св. Николая в Дамаске. Его Блаженство издал и отправил в Бейрут статиконы27, вместе с отдельными донесениями некоторым лицам. На этом было достигнуто согласие, и митрополит Иерофей принял управление епархией в 1849 г.28

В 1850 г. блаженной памяти Святейший патриарх Мефодий почил о Господе, и начались переговоры о назначении его преемника. Большинство в Дамаске и других епархиях склонялись к Иерофею, митрополиту Бейрута. Однако в конце концов выбор пал на Иерофея, митрополита Фаворского, одного из членов Иерусалимского Синода. О его патриаршестве мы вкратце упомянем в дальнейшем, если даст Бог.

(224) Исаия оставался на своей должности управляющего монастырями. Спустя год между ним и митрополитом Иерофеем случились разногласия, при-

23 Исаия (родом грек, говоривший по-арабски) был настоятелем монастыря Хаматура (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 3. С. 419-421; Материалы... Т. 2. С. 260-261, 426).

24 Подробности этого конфликта красочно описаны его свидетелем Порфирием (Успенским) (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 3. С. 421-424; Материалы... Т. 1. С. 298-305).

25 Янис Пападопулос был протонотарием (уполномоченным секретарем) Антиохийских патриархов Мефодия и Иерофея (см.: Крымский А. Е. Указ. соч. С. 419-421).

26 Иерофей был титулярным епископом при церкви в стамбульском районе Пера (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 3. С. 418).

27 Греч. отат1хоу «постановление».

28 В киевской рукописи год вписан другими чернилами, в рукописи Антиохийской Патриархии не указан.

ведшие их на патриарший суд. Как было сказано, патриархом уже стал Иеро-фей29. Сторонники Исаии фанатично его защищали, и Его Блаженство был вынужден созвать архиерейский собор. И митрополиту, и Исаие было велено отправиться в столицу, чтобы судиться перед священным Константинопольским Синодом. Они отправились. Между тем партия Исаии продолжала подавать в Синод жалобы на митрополита с требованиями о его отстранении. Сторонники митрополита, напротив, просили возвращения владыки, хотя все были уверены, что он не вернется.

Блаженнейший патриарх прибыл в Бейрут и, обосновавшись в нем, принял бразды правления кафедрой. Однажды в воскресение после литургии, когда Его Блаженство вызвал знатных лиц общины на собрание по неотложным делам, и пока приглашенные сходились и заседание уже начиналось, поступило известие, что митрополит прибыл на только что подошедшем пароходе. Все были изумлены — (225) и обе партии, и особенно Его Блаженство, поскольку о прибытии владыки не было сообщено заранее. Тотчас же некоторые отправились к пароходу встречать владыку, помогли ему сойти на берег и привезли в церковь. Он поднялся в митрополичью резиденцию и расположился в зале заседаний. Блаженнейший прошел к нему через другую комнату. Владыка поднялся ему навстречу, и они облобызались. Народ бросился приветствовать митрополита. Итогом поездки [в Константинополь] стала ссылка Исаии на Крит; в Бейрут он больше не вернулся.

На Бейрутской кафедре был утвержден митрополит Иерофей. Он был очень образованным и проницательным, решительным и деятельным в управлении, ревновал о благе и преуспеянии своей паствы. Однако он был болезненным из-за своей тучности. Сильно потратившись на то, чтобы утвердиться на кафедре, он задолжал большую сумму Высокой Порте и старался всеми силами добыть средства для погашения своих долгов. Монастыри и вакуфные владения, (226) находящиеся в Ливане, испытывали при нем нехватку средств, так как он распоряжался их доходами для погашения своих долгов и покрытия своих издержек.

Тем не менее православная община во время его архиерейства преуспевала в культурной и литературной жизни благодаря его предприимчивости, авторитету и мудрому управлению. При нем для православной общины было основано училище, ставшее лучшим среди бейрутских школ. В нем преподавали Закон Божий, церковное пение, греческий и арабский, турецкий и французский языки. Училище имело большой успех, из него вышло немало православных юношей, получивших известность.

Во время архиерейства Иерофея православная община в Ливане окрепла благодаря его авторитету у правителей. В интересах своей паствы он даже приложил усилия к смещению правившего тогда эмира Башира Ахмада30. Был издан

29 Избрание его на Антиохийский Патриарший престол состоялось в Константинополе 10 ноября 1850 г. (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 4. С. 139).

30 Башир Ахмад Абу-ль-Ляма' — в период разделения Ливана на две административные единицы занимал пост каймакама христиан с 1854 г. В 1858 г. временно отказался от должности под давлением оппозиции (Bin Trâd 'A. Op. cit. P. 174. Not. 2-3). Представители рода

указ о его отстранении и назначении вместо него эмира Хасана31. Слово митрополита имело большой вес у министров и советников, он пользовался уважением у судей, улемов и аянов мусульман, которые очень почитали его (227) за ученость и знания, благородство и бесстрашие. Однако он недолго пробыл на своей кафедре, поскольку стал все больше болеть. Врачи посоветовали ему вернуться на родину, в Константинополь, чтобы стало легче, и ему пришлось уехать. Вскоре после отъезда, в апреле 1865 г., он почил о Господе.

Говорят, перед отъездом он советовал избрать ему в преемники кого-то из местных, говорящих по-арабски, ради благосостояния православных монастырей и вакуфных владений, преуспеяния монашества и духовенства, церковного и светского32 образования.

Когда из столицы пришла телеграмма о его кончине, знатные и почтенные люди из православной общины собрались и единодушно решили просить назначить в епархию митрополита из местных. Они направили прошение Блаженнейшему патриарху Иерофею, который вначале не внял ему, но пытался внести разногласия между ними, чтобы добиться своего и поставить митрополита из греков. Он намеревался назначить к ним Йусуфа, митрополита Аккара, потом —

(228) митрополита Серафима. Оба были его диаконами и прибыли вместе с ним, когда его назначили патриархом. Первого он поставил митрополитом Аккара, но тот не был доволен своей епархией и хотел получить Бейрутскую. Однако вскоре он скончался от холеры, случившейся в 1865 г. Тогда Его Блаженство задумал назначить Серафима, проживавшего при нем в Патриархии, и поставил его своим викарием на Бейрутскую кафедру. Тот использовал все способы, чтобы привлечь к себе сторонников, но безуспешно. Узнав об этом, Его Блаженство передумал назначать Серафима и послал за архимандритом Кириллом из Иерусалимской Церкви. Пошли слухи, что патриарх собирается поставить его на Бейрутскую кафедру. Патриарху доложили о том, что православная община примет архиерея только из своего народа и говорящего на ее языке. Однако он вновь не прислушался и рукоположил Кирилла митрополитом Бейрута в церкви в Дамаске.

Узнав об этом, все православные в Бейруте единогласно воспротивились

(229) и отказались его принимать. Патриарху они направили протест по поводу их несогласия и попросили не присылать его к ним. Они были настолько непримиримы в противодействии патриарху, что даже перестали поминать его имя в церквях, а вместо него поминали Константинопольского патриарха и тоже послали ему и его Синоду прошение. Для прекращения конфликта между Антио-хийским патриархом и паствой Бейрутской епархии прибегли к посредничеству Блаженнейшего патриарха Иерусалимского Кирилла33. Путем искусной дипломатии он по своем прибытии разрешил конфликт, убедив патриарха Иерофея34

Абу-ль-Ляма', родственного династии Шихабов и перешедшего с ними в христианство, занимали после них первое место в аристократии друзов (см.: Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. С. 346).

31 Хасан аль-Ляма' — каймакам христиан с 1858 г. (Bin Trâd 'A. Op. cit. P. 174. Not. 3).

32 Это слово отсутствует в рукописи Антиохийской Патриархии.

33 Кирилл II — патриарх Иерусалимский в 1845—1872 гг.

34 В рукописи Антиохийской Патриархии: «и патриарх согласился».

удовлетворить требование бейрутской паствы и поставить им митрополита из местных.

Таким образом, почти через шесть лет после кончины приснопамятного Иерофея, митрополита Бейрута, был избран архимандрит Гавриил Шатила35 из Дамаска, ученик Блаженнейшего патриарха. [Ранее] он был приглашен в Россию и был послан туда патриархом как представитель Антиохийского престола при подворье в Москве36. Прибыв в начале сентября37 1870 г., он направился в Дамаск, где был рукоположен епископом Бейрута38, (230) <...>39 того же года. По прибытии его в Бейрут ему был оказан торжественный и радушный прием.

Православная община надеялась на то, что благодаря его рвению и национально-патриотическому пылу епархия сможет наверстать упущенное и что ему удастся поднять ее на тот уровень преуспеяния, которого достигли другие религиозные общины усилиями своих духовных предводителей из числа местных за эти последние шесть лет до поставления владыки на Бейрутскую кафедру. Если даст Бог, мы расскажем о времени его архиерейства и его деятельности, а также о духовном и литературном подъеме в православной общине.

Вернемся к повествованию о патриаршестве Блаженнейшего Иерофея. Его Блаженство вначале был деятельным и дерзновенным. На приеме у султана Махмуда40 он выхлопотал разрешение на сбор с православного населения империи помощи для Святого Гроба. Собрав большую сумму, он отправился в Россию, (231) откуда также привез значительные средства41. Учитывая его кипучую деятельность и наличие накопленных им собственных средств, его избрание на Антиохийскую кафедру вселяло надежду на улучшение ее положения во время его патриаршества. Он был энергичным, авторитетным, дерзновенным, образованным, благочестивым и богобоязненным, являя собой высокий пример церковного воспитания. Первой его заботой стало строительство церкви в городе Антиохии, где изначально располагалась кафедра42. Этого желали, но не смогли осуществить ни его предшественник, блаженной памяти Мефодий, ни предыдущие предстоятели. Он же, благодаря упорству и мужеству, осуществил

35 Гавриил (в миру Джирджи) Шатила (1825-1901) — секретарь Антиохийского патриарха Иерофея, в 1861-1870 гг. — настоятель Антиохийского подворья в Москве, с 1870 г. — митрополит Бейрутский.

36 Первое Антиохийское подворье было открыто 22 декабря 1848 г. в церкви Вознесения Господня в Ипатьевском переулке; действовало до 1929 г. (см.: Наджим Михаил, свящ. и др. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 523).

37 В киевской рукописи дата вписана позже другим почерком, в рукописи Антиохийской Патриархии: «22 сентября».

38 В рукописи Антиохийской Патриархии: «и Ливана».

39 В киевской рукописи пропуск; в рукописи Антиохийской Патриархии: «27 сентября 1870 г.».

40 Махмуд II, султан Османской империи в 1808-1839 гг.

41 Будучи еще архиепископом Фаворским, Иерофей прибыл в Россию для сбора пожертвований в октябре 1833 г. и провел там шесть лет (см.: Лисовой Н. Н., Панченко К. А., Смирнова И. Ю. Иерофей // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 381).

42 Патриарший престол располагался в г. Антиохии (совр. Антакья в Турции) до 1268 г., когда город был взят и разорен мамлюкским султаном Бейбарсом. В сер. XIV в. кафедра Анти-охийской Церкви была перенесена в Дамаск.

это. Патриарх по-отечески относился к церковной школе в Дамаске и выделял свои личные средства на церковные дела, храмы и монастыри. Он велел преподавать Закон Божий во всех епархиях Антиохийской Церкви. Особенно сильно он радел о преуспеянии Церкви в начале своего патриаршества.

После смерти католического лжепатриарха Мазлума в 1855 году и постав-ления «патриархом» (232) Климента Бахуса43, полностью принявшего папскую ересь, вышел указ папы Римского о том, чтобы католики [в Сирии] следовали новому западному григорианскому летоисчислению44. Это отрезвило некоторых приверженцев их общины, которые, сопоставив прошлое и настоящее, уяснили себе латинские нововведения и ереси. Они приступили к изучению преемственности и правильного вероучения и, побуждаемые совестью, стали исследовать различия, отделяющие папистов от истинной Церкви Христовой, вступая в прения и продолжая изыскания. После долгих диспутов и многих словопрений (о некоторых из них смотри в книге «Просвещение желающего исследовать вопрос об исхождении [Святого Духа]», напечатанной в 1859 году в Иерусалиме) им со всей ясностью открылись обман папистов и искажение ими истинных смыслов Священного Писания, превратное толкование изречений святых отцов, прибавление и изъятие из правил Вселенских Соборов всего, что им заблагорассудится. Многие из униатов в Дамаске, пожелав вернуться в лоно своей истинной Матери — Православной Церкви, Невесты Христовой, объединились и выбрали себе представителей, (233) чтобы начать об этом переговоры. В то время все четыре православных патриарха съехались в Константинополь, и к ним были делегированы хури Гавриил Джибара и хури Йуханна Хабиб45, которые представили Блаженнейшим патриархам и Синоду прошение униатов о возвращении в лоно Церкви. Они просили Церковь оказать им милость, а не строгость, и принять их как блудных чад. Церковь в лице собора Святейших патриархов согласилась их принять, проявив снисходительность к ним в том, чтобы не перекрещивать их, а лишь миропомазывать46. Таким образом, к Церкви присоединилось великое множество в Дамаске, Бейруте, Александрии и других городах. Под руководством Его Блаженства и при посредничестве представителей великой державы Российской им была оказана помощь в открытии церквей и молитвенных домов.

Однако на христиан в Сирии по попущению Божьему обрушилась беда. Между друзами и христианами в Горном Ливане произошли столкновения, и случилась страшная резня христиан в городах (234) Захле, Дейр аль-Камар, Хасбея, Рашея и в самом Дамаске. Эти события известны как трагедия 1860 го-

43 Мелькитский патриарх в 1856—1864 гг.

44 Это событие относится к 1857 г.

45 Упомянутые священники, наряду с несколькими епископами греко-католиков, возглавляли движение против календарной реформы (первый — в Египте, второй — в Сирии) (см.: Rustum A. Kanlsat madlnat Allah Antakiya al-'uzma. Al-guz' at-talit. 1453-1928. Bayrut, 1988. P. 214).

46 Принятие упомянутых делегатов в Православную Церковь через миропомазание состоялось в Константинополе 26 ноября 1860 г. (см.: Порфирий (Успенский). Указ. соч. Т. 8. С. 280; Материалы... Т. 2. С. 874).

да47. Оставшиеся в живых христиане рассеялись, пребывая в скорби, нужде, бедственном положении, лишенные денег и имущества. Затем прибыли представители великих держав и французские войска. Западное присутствие упрочилось, они стали оказывать христианам поддержку и материальную помощь, сея такие же семена, как и в начале засилья католиков. Сторонники Рима усердствовали в этом, заманивая христиан избыточной щедростью. Стойко стоявшим в Православии не доставалось ничего из раздаваемой ими помощи, более того — их уделом становилось гонение и притеснение. Их даже лишали прав на возмещение разграбленного и сожженного имущества; этому содействовали католики, входившие в комиссию в Дамаске48. Переходившим в их конфессию удваивали компенсацию за разграбленное и сожженное имущество.

Таким образом, пособничеством врага рода человеческого, который, как рыкающий лев, не перестает искать кого поглотить49 и, восстав против Бога, пытается ввергнуть человека (235) в погибель мирскими соблазнами, большинство православных обратились в католичество. Но некоторые из них устояли и пренебрегли денежной помощью и своими правами в надежде на небесное воздаяние.

С этого времени католическое присутствие в Сирии усилилось. Иезуиты вводили в заблуждение все больше людей, и те переходили в их конфессию. Католики открывали школы и всеми силами старались препятствовать получению образования в православных школах, чтобы переманить детей православных к себе и посеять в их молодых умах семя лжеучения и со временем отвратить их от православной веры. Что и случилось, как мы поясним в дальнейшем, если Бог даст.

После трагедии 1860 года и мученической кончины приснопамятного великого эконома, учителя дамасской церковной школы хури Йусуфа Муханна аль-Хаддада50 и некоторых других учителей, большинство дамасских православных очутились в Бейруте, Александрии и в других местах, (236) а школа оказалась заброшенной. Патриарх, приехав из столицы, очень расстроился, оплакивал гибель своих чад, их рассеяние, опустошение храмов и потерю церковного имущества. Получив деньги за разграбленное имущество, он начал восстанавливать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 В течение 1841—1860 гг. между этноконфессиональными группами на Ближнем Востоке (прежде всего маронитами и друзами Горного Ливана) нарастали противоречия, приведшие к серии вооруженных столкновений (см.: Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 286—287). Перечисленные летописцем ливанские города стали ареной наиболее жестоких расправ друзов над христианами. Кульминацией насилия стала дамасская резня христиан 9—18 июля 1860 г. (см.: Он же. Дамасская резня // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 699—700).

48 Имеется в виду комиссия, сформированная по инициативе османского министра Фуада-паши, по вопросам восстановления христианского квартала Дамаска и возмещения материальных убытков, причиненных христианам во время погрома (см.: Fawaz L. T. An Occasion for War: Civil Conflict in Lebanon and Damascus in 1860. Berkeley; Los Angeles, 1994. P. 152156).

49 См.: 1 Пет 5. 8.

50 Имеется в виду сщмч. Иосиф Дамасский (1793—1860), канонизированный Антиохий-ской Православной Церковью в 1993 г. (о нем и его просветительской деятельности см.: Пор-фирий (Успенский). Указ. соч. Т. 1. С. 255—256; Материалы... Т. 1. С. 186—187; Крымский А. Е. Указ. соч. С. 417-419).

церковь аль-Марьямийя51 в Дамаске, а затем отреставрировал церковь монастыря Богородицы в Сайднае52. Однако он был в таком отчаянии из-за случившегося, что уже не мог утешиться тем, что удавалось восстановить.

В этих обстоятельствах православная община не только в Дамаске, где находится кафедра патриарха, но и в других епархиях Антиохийской Церкви пришла в еще худший, чем прежде, духовный и культурный упадок. Это объясняется тем, что после кончины Бейрутского митрополита управление епархией перешло к патриарху и между ним и православной общиной произошел, как мы писали выше, конфликт из-за поставления митрополита из местных. Община, вместо поправки своих внутренних дел и возрождения школы53, которая называлась когда-то великой и которой не было равных в Бейруте при ее основании, но которая отстала от появившихся позже школ, пренебрегла главным и ухватилась за второстепенное, (237) препираясь с патриархом из-за назначения в епархию митрополита из местных или из греков.

После отказа Климента Бахуса от престола, поставленный на его место католический лжепатриарх Григорий Йусуф54 в первый же год своего «патриаршества» — в 1865 г. — основал два училища для своей общины — одно в Дамаске, другое в Бейруте. В них процветали науки. Без промедления занялся он и развитием своей семинарии в Айн-Траз55 и расширением круга преподаваемых в ней предметов. Он постарался вернуть митрополита Иоанникия аль-Масамири (он же — хури Йуханна Хабиб), которого Блаженнейший патриарх Иерофей рукоположил в епископа, взяв с него письменное исповедание православной веры с его подписью и печатью и с клятвой во имя Пресвятой Троицы и святых ангелов не отступать и не предавать вверенную ему православную паству. После его возврата в католичество текст этой присяги с клятвой был обнародован в печати при содействии архимандрита Гавриила Джибары — (238) прежнего его соратника по унии, о чем ранее упоминалось. Митрополит Иоанникий был озлоблен на Его Блаженство из-за своего отстранения от должности патриаршего викария в Дамаске и назначения на это место другого. Он тайком вступил в переговоры с католическим лжепатриархом и, ради его обещаний, предал правую веру, к которой пришел после долгих изысканий и больших усилий. Ради мирских вожделений и эгоистических целей он предал вверенную ему паству, поэтому был предан анафеме и низложен. Он словно пес вернулся на свою блевотину и словно свинья стал валяться в грязи56, увлекая за собой остальных униатов. По воз-

51 Кафедральный собор Успения Богородицы, как и другие церкви Дамаска, был разрушен во время резни 1860 г.

52 Имеется в виду известный ставропигиальный женский монастырь Рождества Богородицы в селении Сайдная в 30 км к северу от Дамаска. Во время дамасской резни пострадал главный храм обители.

53 Училище в Бейруте было закрыто «по причине смут между православными» (Порфи-рий (Успенский). Указ. соч. Т. 3. С. 586).

54 Мелькитский патриарх в 1864-1897 гг.

55 Семинария Мелькитской греко-католической Церкви расположена на юго-востоке Бейрута, была основана в 1811 г. патриархом Агапием II Матаром. В 1840-х гг. подверглась разорению со стороны друзов и была заново открыта в 1870 г.

56 2 Пет 2. 22.

вращении его в католичество их «патриарх» простил его, но не исполнил своих обещаний. Однако век митрополита был недолгим, поскольку его постигла тяжелая болезнь, от которой он вскоре скончался, а именно гангрена, распространившаяся по всему телу и вконец его погубившая (от чего да избавит нас Бог!).

В это время Его Блаженство то приезжал в Дамаск, то проживал в Бейруте, но уже не занимался устроением духовной жизни в епархии. Конфликт между ним и бейрутской общиной усугубился, как уже говорилось. (239) Школа прекратила свое существование, и вместо нее попытались открыть другую, в Сук аль-Гарб57, но она просуществовала недолго из-за разногласий и разномыслия. Единственным вопросом, по которому смогли договориться, было требование о назначении в Бейрутскую епархию митрополита из местных. В результате во всей Ан-тиохийской Церкви у православных не осталось ни одной школы; их дети и в Дамаске, и в Бейруте разошлись по иезуитам, католикам и протестантам.

Кроме упомянутой нами школы католического лжепатриарха, в которой учится много детей православных, американцы также обустроили колледж для естественных наук и медицины58. В нем всегда много молодежи из нашей общины со всей Сирии; еще до окончания учебы и выпуска они успевают совершенно отойти от Православия.

Также и иезуиты основали колледж59, где обучается, впитывая яд, большая часть молодежи нашей общины. Я видел, как некоторые из них произносят Символ веры с добавлением [Филиокве], крестятся как паписты (240) или разглагольствуют, ставя под сомнение свою православную веру и защищая притязания Римских пап на абсолютную власть во всей Церкви и даже во всей вселенной, согласно семенам того учения, которое они слышат от иезуитов.

Да будет тебе известно также, что маронитский митрополит Йусуф ад-Дибс, не довольствуясь школами иезуитов и лазаритов, а также знаменитой школой в Айнтуре60, основал колледж для своей общины61. У него нет недостатка в нашей православной молодежи, которая впитывает там учения, противные Православию.

57 Православное училище имени трех святителей (Madrasat at-talatat al-aqmar) было основано в 1860-х гг. в селении Сук аль-Гарб к западу от Бейрута и вскоре было перенесено в Бейрут (см.: Крымский А. Е. Указ. соч. С. 535-536).

58 В 1866 г. американский миссионер Даниэль Блисс основал в Бейруте Сирийский протестантский колледж с двумя факультетами — естественных наук и медицины, ставший первым учреждением подобного рода на Ближнем Востоке. С 1920 г. — Американский университет Бейрута (см.: Крымский А. Е. Указ. соч. С. 264-265).

59 В 1874 г. ливанские иезуиты начали преподавание в новопостроенном училище в Бейруте. В 1881 г. на его основе был создан католический университет св. Иосифа, призванный составить конкуренцию американскому колледжу (см.: Там же. С. 286-291).

60 В горном ливанском селении Айнтура к северу от Бейрута с сер. XVII в. существовал иезуитский монастырь, при котором в 1734 г. была открыта школа европейского типа. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. монастырь перешел к ордену лазаритов, которые в 1834 г. открыли коллегиум с интернатом для детей элиты с французским языком преподавания (см.: Там же. С. 259; Bin Trâd 'A. Op. cit. P. 182., n. 3).

61 Основан в 1874 г. и назывался Madrasat al-hikma «Училище мудрости». Ныне — престижный частный колледж «Collège de la Sagesse».

Всему этому множеству православных учеников в иностранных школах не позволяется ходить в церковь и участвовать в Божественной литургии с положенными молитвами ни в воскресные, ни в праздничные дни. Исключение составляют славный день Пасхи и радостный праздник Рождества — таким способом иезуиты и митрополит ад-Дибс лицемерно выказывают снисхождение родителям учеников. Однако же они не дают им дослушать до конца все молитвы и Божественную литургию, а требуют побыстрее их причастить и вернуть в школу под предлогом непозволительности терять время (241) для учебы и нарушать школьный распорядок.

Стоит упомянуть и о школе, основанной иудейской общиной Бейрута62. С каждым годом она все больше преуспевает. В ней тоже есть ученики из нашей общины, но там, хвала Богу, они пользуются религиозной свободой.

Дети православных настолько рассеялись по чужим школам, что мы не знаем, до какого состояния может дойти Православие в епархиях Антиохий-ской Церкви. Совершенно очевидно, что иезуиты намерены дополнить меру своих отцов63 и довершить окатоличивание православных. Если такое творится в Дамаске и Бейруте, то что говорить о других — незначительных — городах и епархиях? То положение, в котором оказалась православная община, особенно после трагедии 1860 года, способствовало тому, что другие конфессии получили первенство и достигли преуспеяния в литературной и церковной жизни, а православные оказались сброшены на много ступеней вниз. Хотя среди них есть весьма состоятельные люди и знатные лица, особенно в Бейруте! (242) Причина тому — несогласие с патриархом и с митрополитами, отсутствие единомыслия в народе и нежелание достичь единодушия в действиях во благо Православия.

Некоторые считают главной причиной этого упадка политику греческого духовенства, которое уже давно держит арабоязычных православных в состоянии невежества, чтобы они, став просвещенными, не потребовали архиерейских назначений, и даже патриаршества. Клянусь, такие домыслы неверны!64 Если бы — не дай Бог — так было на самом деле, это была бы худшая политика, которая привела бы к исчезновению Православия не только в Сирии, но и в Палестине и в Египте. Но, скорее всего, причина не в этом, а — как уже говорилось — в охлаждении рвения и усердия в сердцах народа, особенно состоятельных людей, которые довольствовались личным обогащением и славой и не заботились ни о чем, кроме своей выгоды. Кроме того, любой рядовой член общины, вместо того чтобы знать свое место, возомнил, что он имеет право высказываться, советовать, порицать (243) и возражать. Были и другие подобные этим причины, о которых не стоит упоминать.

Таким оставалось положение православной общины при патриархе Иеро-фее, пока Господь не преселил его из этой тленной жизни в Великий Понедельник святой Страстной недели, в 6 часов дня, 18 марта по восточному календарю, 1885 года, на 86-м году жизни, 56-м году архиерейства и 35-м году патриарше-

62 Основана главным раввином Бейрута Заки Коэном в 1875 г., просуществовала до 1899 г.

63 См.: Мф 23. 32.

64 Это опровержение относится к подозрениям в адрес греков.

ства. Да помилует его Господь и упокоит в райских обителях, и да простит ему нерадение о преуспеянии своей паствы!

После его кончины собор епископов в Дамаске предпринял попытку поставить ему преемника. Мнения разделились между [сторонниками избрания] патриарха из греков и из местных. Наконец была отклонена идея поставить патриарха из местных, и выбор пал на одного из членов Иерусалимского Синода, митрополита ас-Салта владыку Герасима65. Он прибыл из Иерусалима в Бейрут 24 июля 1885 года и через три дня направился в Дамаск, где архиерейским собором Антиохийской Церкви был поставлен патриархом. (244) Это произошло в воскресенье, 30 июля 1885 года.

Этот патриарх — ученый-богослов, знаток математики и языков, известен мягкостью характера, мудрой дипломатией, деликатностью, предприимчивостью, усердием и национальным пылом. Он уже получал назначения в связи с важными церковными делами и хорошо с ними справлялся. Поэтому к нему обратились взоры, и на его деятельность полагались. Есть надежда, что он исполнит чаяния и будет заниматься делами самым лучшим образом. Даст Бог, мы еще упомянем заслуги его добрых дел и плоды его похвальных деяний, которые вернут славу и торжество православной веры в Антиохийской Церкви! Ведь она крайне нуждается в ревностном, добросовестном пастыре, каковым слывет Его Блаженство. Да устроит так Господь! Аминь, и паки аминь66.

Список литературы

Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. Кобищанов Т. Ю. Дамасская резня // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 699-700.

Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт // Православная энциклопедия. М.,

2007. Т. 16. С. 286-287. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX века). М., 2003.

Крымский А. Е. История новой арабской литературы: XIX — начало XX в. М., 1971. Лисовой Н. Н., Панченко К. А., Смирнова И. Ю. Иерофей // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 380-383. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / Под ред. П. В. Безобразо-

ва. СПб., 1910. Т. 1: Официальные документы; Т. 2: Переписка. Наджим Михаил, свящ. и др. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 501-529. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые

три столетия, 1516-1833. М., 2012. Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 642-656.

65 Патриарх Антиохийский в 1885-1891 гг., патриарх Иерусалимский в 1891-1897 гг.

66 На этом месте на полях стоит помета А. Е. Крымского: «Тут юнець Файядового лгтопису». Далее следует приписка священника Илии Мжа'аса (оригинал и перевод см.: Петрова Ю. И. Указ. соч. С. 126-127).

Петрова Ю. И. Киевский список «Бейрутской церковной летописи»: обзор рукописи //

Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2019. Вып. 3 (61). С. 123-131. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1; 1896. Т. 3-4; 1902. Т. 8. Bin Trad 'A. Muhtasar tanh al-asaqifa al-lazlna raqu martabat ri'asat al-kahanut al-gallla fi

madlnat Bayrut / tahqlq wa-taqdlm Na'ila Qa'idbeyh. Bayrut, 2002. Fawaz L. T. An Occasion for War: Civil Conflict in Lebanon and Damascus in 1860. Berkeley; Los Angeles, 1994.

Rustum A. Kanlsat madlnat Allah Antakiya al-'uzma. Al-guz' at-talit: 1453-1928. Bayrut, 1988. ' '

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia III: Filologiia.

2020. Vol. 65. P. 121-137

DOI: 10.15382/sturIII202065.121-137

Yulia Petrova, Candidate of Sciences in Philology, A. Krymsky Institute of Oriental Studies, National Academy of Sciences of Ukraine, 4 Grushevskogo Str., Kiev, 01001, Ukraine j.arabic2011@gmail.com ORCID: 0000-0002-5130-232X

Beirut Church Chronicle: a Record of the 19th Century Events

Yu. Petrova (Translation from Arabic and Commentary)

Abstract: This publication contains the Russian translation of the last fragment of the Beirut Church Chronicle. According to A. Krymskiy, this part was compiled by Khalll Fayyad, who was the copyist of the Kiev manuscript, and covers the period of the 1820s — 1880s. This text is a logical continuation of the main body of the chronicle compiled in the Orthodox milieu of Beirut in the 18th and 19th centuries and in the original entitled Muhtasar tarTh al-asaqifa al-lazTna raqu martabat ri'asat al-kahanut al-galila fT madTnat Bayrut. The fragment translated here describes the life of Beirut Orthodox community and main events in the Orthodox Church of Antioch in the times of Patriarchs Methodius (1823-1850) and Hierotheos (1850-1885). The attention of the chronicler, like in the previous parts, is focused mainly on the spread of Unia in the territory of the Church of Antioch. Besides, a specific feature of this part of the text is a narrative of contradictions within the Orthodox community, which gives an idea of the Arab-Greek conflict in the Patriarchate of Antioch that had intensified by then. The translation is based on the Kiev manuscript of the chronicle preserved at the Manuscript Institute of V. I. Vernadskiy National Library of Ukraine (fund I, No. 25709). Variant readings of the MS version from the library of the Patriarchate of Antioch, used as a basis for the critical edition by Na'ila Qa'idbeyh (2002), are indicated as well.

Keywords: Arab Orthodox chronicles, Orthodox Church of Antioch, Lebanon, Beirut Diocese, Unia, Greek Catholics, Greek-Arab conflict in Orthodox Church.

References

Bazili K. (2007) Siriia i Palestina pod turetskim pravitel'stvom v istoricheskom i politicheskom otnosheniiah [Syria and Palestine under the Turkish Rule Historically and Politically]. Moscow; Jerusalem (in Russian).

Fawaz Leila Tarazi (1994) An Occasion for War: Civil Conflict in Lebanon and Damascus in 1860. Berkeley; Los Angeles.

Kobishchanov T. (2006) "Damasskaia reznia" ["Damascus Massacre"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], Moscow, vol. 13, pp. 699-700 (in Russian).

Kobishchanov T. (2007) "Druzsko-maronitskii konflikt" ["The Druze-Maronite Conflict"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], Moscow, vol. 16, pp. 286-287 (in Russian).

Kobishchanov T. (2003) Hristianskie obshchiny v arabo-osmanskom mire (XVII — pervaia tret' XIXveka) [The Christian Communities in the Arab-Ottoman World (the 17th — first third of the 19th century)]. Moscow (in Russian).

Krymskyi A. (1971) Istoriia novoi arabskoi literatury: XIX — nachalo XX veka [History of the Modern Arab Literature: the 19th — early 20th century]. Moscow (in Russian).

Lisovoi N., Panchenko K., Smirnova I. (2009) "Ierofei" ["Hierotheos"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], Moscow, vol. 21, pp. 380—383 (in Russian).

Nadzhim M. and others (2001) "Antiohiiskaia pravoslavnaia tserkov" ["The Antiochian Orthodox Church"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], Moscow, vol. 2, pp. 501—529 (in Russian).

Panchenko K., Moiseeva S. (2016) "Mel'kitskaia katolicheskaia tserkov'" ["Melkite Catholic Church"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], Moscow, vol. 44, pp. 642—656 (in Russian).

Qa'idbeyh N. (ed.) (2002) Bin Trad 'Abdullah al-Bayrütl. Muhtasar tarih al-asaqifa al-lazina raqu martabat ri'asat al-kahanut al-galila fi madinat Bayrut [Brief History of the Bishops who Ascended the High Episcopal See of the City of Beirut]. Beirut (in Arabic).

Rustum A. (1988) Kanisat madinat Allah Antakiya al-'uzma. Al-guz' at-talit: 1453—1928 [The Church of Antioch, the Great City of God. Part 3: 1453—1928]. Beirut (in Arabic).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.