Научная статья на тему 'Beyond the horizon of media ontologies: instant introduction'

Beyond the horizon of media ontologies: instant introduction Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
media philosophy / philosophy of technology / unstable ontologies / neorationalism / media materiality / inhumane / медиа философия / философия техники / нестабильные онтологии / неорационализм / нечеловеческое / постгуманизм / ассамбляж

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Yozhi Stolet, Alina S. Holmowaia

The article in brief presents all the main concepts and problems the authors of the issue are engaged in, also the article contains brief descriptions of the articles. New anthropological, sociological, philosophical, political projects suggested by posthumanist researchers and united by a critique of «Human» necessarily include a critique of the anthropomorphic perception of technology and media as a «natural» environment serving humanity. All articles examine new forms of such a new agency, which irrevocably change the subject and constantly crossing the dualistic boundaries as human/non-human, artificial/natural, cultural/natural.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЗА ГОРИЗОНТОМ МЕДИА ОНТОЛОГИЙ: МОМЕНТАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ В НОМЕР

В тексте в краткой форме представлены все основные задачи, концепты и проблемы, в которые погружены авторы номера, а также даны описания статей от выпускающих редакторов.

Текст научной работы на тему «Beyond the horizon of media ontologies: instant introduction»

BEYOND THE HORIZON OF MEDIA ONTOLOGIES: INSTANT INTRODUCTION

Yozhi Stolet3, Alina S. Holmowaiab

a Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2 Dvortsovaya nab, Saint-Petersburg, Russian Federation 191186. Email: yozhistolet[at]gmail.com

b Saint Petersburg State University. 5 Mendeleevskaya lin., Saint Petersburg, Russia, 199034. Email: holmowaia[at]gmail.com

Abstract

The article in brief presents all the main concepts and problems the authors of the issue are engaged in, also the article contains brief descriptions of the articles. New anthropological, sociological, philosophical, political projects suggested by posthumanist researchers and united by a critique of «Human» necessarily include a critique of the anthropomorphic perception of technology and media as a «natural» environment serving humanity. All articles examine new forms of such a new agency, which irrevocably change the subject and constantly crossing the dualistic boundaries as human/non-human, artificial/natural, cultural/natural.

Keywords

media philosophy; philosophy of technology; unstable ontologies; neorationalism; media materiality; inhumane

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

The topic of the present issue is «Beyond the horizon of media ontologies». Many ideas of this topic was discussed on the roundtable «Reassembling Boundaries: Posthumanism and Postcolonialism», which ran as a part of 6th International Research Conference «Mechanisms for Formation of Cultural Exclusion and Frontier Zones (CEFZ)-2019>> (RSPU, 10.04.2019).

New anthropological, sociological, philosophical, political projects suggested by posthumanist researchers and united by a critique of «Human» necessarily include a critique of the anthropomorphic perception of technology and media as a «natural» environment serving humanity. Redefining the boundaries of technology and media, posthumanist projects offer a radically different way of non-human agency perception. Plunging into everyday life and analysing the social context, theorists such as Bruno Latour, Donna Haraway, Helen Hester discover new forms of their agency, formatting social reality, constructing knowledge, irrevocably changing the subject and constantly crossing such dualistic boundaries as human/non-human, artificial/natural, cultural/natural. Also all texts work with the media materiality, body in media and the new forms of subjectivity.

Instead of introduction, the issue opens with an interview with Russian philosopher and cyberfeminist Alia Mitrofanova. Throughout the interview the key concepts of the issue, such as technological materiality, feminist philosophy of technique, non-stable ontologies, inhumane and social objective-oriented programming were articulated.

In the article «Historical-philosophical aspects of the problem of «inhumane» in sociocultural and media studies» by Valerii Belyaev the author undertakes extensive research on the term «inhumane» in the history of thought. Haraway's notion of cyborg usually can be hardly integrated in the «tradition», also the article contains an original genealogical analysis of such a concept.

The following article «Inhuman materiality of the bodily Noise and de-subjectivation in Chantal Akerman's «Je, tu, il, elle» and «Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles» by Valeriya Vyasovskaya examines through two films by Chantal Akerman the human body surrounded by the inhuman

materiality and the inner premises of such a interaction which lead to the process of de-subjectivation and assemblage state.

In the third article «5 etudes on Body without Organs» by Ivan Belonogov the Deleuze's concept is reflected through the perspective of media studies and neorationalism. The question is how a Body without Organs could become the guiding idea of liberation, meanwhile confronting identity politics.

The article by Alina Holmowaia and Masha Danzis «Man with a movie camera: economy of movement and ASMR videos on Youtube» argues that ASMR phenomena could be considered as coincidence of Haraway's cyborg metaphor and the Russian constructivist conception of domestic life, movement and technique.

To continue the issue of subjectivity in media reality, the following text by Anastasia Volokhova «The subject of error: the myth of the subject in media reality» proposes new form of media existence — «The subject of error», who becomes a successor of a «split subject».

The next article analyses the notion of technology in the accelerationist paradigm. The emergence of media technologies, which affected power relations, brought the new powerful tools to the public participation. Such a process shaped plenty of new left political projects.

The last text in the issue «Queerisation of the medium. To the Plasticity in the sign structure of queer» by Ilya Deikun reflects on the Butler/Harraway's project of «multiple gender», the author also explains main premises of the failure of such a concept, then through the analysis of Cyborg Manifesto and works of Moscow artist Anya Belousova the author introduces the notion of «queerisation of medium».

We would like to thank Alexander Sidorov, Galina Zhuravleva, Anastasiia Bergalevich for the help with proof-reading, also we are grateful to Rastyam Aliev and editorial board of Galactica Media: Journal of Media Studies for such an opportunity.

ЗА ГОРИЗОНТОМ МЕДИА ОНТОЛОГИЙ: МОМЕНТАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ В НОМЕР

Столет Йожиа, Холмовая Алина Сергеевнаь

а Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры. 191186 Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2-4. Email: yozhistolet[at]gmail.com

ь ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 199034 Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5. Email: holmowaia[at]gmail.com

Аннотация

В тексте в краткой форме представлены все основные задачи, концепты и проблемы, в которые погружены авторы номера, а также даны описания статей от выпускающих редакторов.

Ключевые слова

медиа философия; философия техники; нестабильные онтологии; неорационализм; нечеловеческое; постгуманизм; ассамбляж

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Одним из ключевых элементов новейших философских проектов, предложенных философами-постгуманистами, объединенных критикой гуманистической парадигмы, является критика антропоморфического восприятия технологий и медиа, как «естественной» среды, обслуживающей человека или понимания медиа как «новой природы», расширяющей границы тела. Пересматривая границы медиа/человек, постгуманистические проекты предлагают радикально иной способ восприятия их нечеловеческой агентности, которая остается невидимой в потоке социального, но оказывается решающей, в том как сама социальность и ее идеологические аппараты (Альтюссер) конструируются. Если до пересборки границ такими постгуманистическими проектами, как, например, проекты Донны Харауэй или Жиля Делеза, человек мог мыслиться как автономный субъект, а техника как обслуживающий или дополняющий (расширяющий) аппарат, то после появления этих проектов, автономность человеческой субъективности и даже сама субъектность оказались под угрозой, тогда как машины\медиа предстали более подвижными, как пишет Харауэй пугающе подвижными. Таким образом, мы можем увидеть странные машинно(медийно)-человеческие ассамбляжи, связки, сети или процессы. В представленном номере собран спектр философских проектов, по-разному осмысляющих этот парадигмальный сдвиг. Горизонтальные онтологии, в которых снята иерархия человеческого и нечеловеческого, оказываются не только новыми философскими, но новыми антропологическими, социологическими, политическими проектами, включающими, например, ранее маргинализированную феминисткую философию и эпистемологию. Исследования из гущи повседневности («ситуативное познание» Донны Харауэй) открывают новые формы агентности, которые форматируют социальную реальность, конструируют новые знания, меняют субъективность и пересекают такие дуалистические границы как искусственное/естественное, культурное/природное. Также все тексты работают с материальностью медиа, телесностью в медиа и новыми формами субъективности.

Тема настоящего выпуска — «За горизонтом медиа-онтологий». Многие идеи, представленные в статьях номера, обсуждались на круглом столе «Пересборка границ: постгуманизм и постколониализм», который проходил в рамках 6-й Международной научно-исследовательской конференции «Механизмы формирования культурных исключений и пограничных зон (CEFZ) — 2019» (РГПУ, 4/10/2019).

Собранные в номере материалы работают с широким спектром проблем, связанных с новыми философскими проектами, часть из этих вопросов была озвучена на круглом столе, другую часть только предстоит открыть и осмыслить в дальнейшей работе.

Корневым (матричным) текстом номера является интервью с российским философом и киберфеминисткой Аллой Митрофановой. На протяжении интервью были сформулированы ключевые концепции номера, такие как технологическая материальность, феминистская философия техники, нестабильные онтологии, нечеловеческое и социальное объектно-ориентированное программирование, а также проведена мерцающая, прерывающаяся, парадоксальная генеалогия новых онтологий.

В своей статье «Историко-философские аспекты проблемы «нечеловеческого» в социокультурных и медийных исследованиях» Валерий Беляев проводит обширную ревизию использования термина

«нечеловеческое» в истории философской мысли от Аристотеля до теоретиков социальных сетей. Также в статье содержится оригинальный генеалогический анализ понятия «киборг» Донны Харауэй и интеграция его в философскую «традицию».

В следующей статье «Нечеловеческая материальность телесного шума и десубъективации в кинематографе Шанталь Акерман» Валерия Вязовская рассматривает два фильма Шанталь Акерман: «Я, ты, он, она» и «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080». Человеческое тело героев фильма окружено нечеловеческой материальностью, автор рефлексирует над внутренними предпосылками взаимодействия человек/нечеловеческое. В фильмах Акерман результатом такого взаимодействия

служит процесс десубъективации. Используя концептуальный аппарат Жиля Делеза («кино как мышление»), автор показывает как кинемотографическое производит плоскостность онтологии.

В третьей статье Ивана Белоногова «5 этюдов на теле без органов» концепция Делеза отражена в ракурсе медиаисследований и неорационализма. Вопрос в том, как Тело без Органов могло бы стать ведущей идеей освобождения, одновременно противопоставляя себя политике идентичности.

В статье Алины Холмовой и Маши Данцис «Человек с киноаппаратом: экономия движения и АСМР-видео на YouTube» утверждается, что явление ASMR в медиа можно рассматривать как совпадение метафоры киборга Харауэй и советской конструктивистской концепции быта, движения и техники.

Чтобы продолжить вопрос субъективности в медиареальности, следующий текст Анастасии Волоховой «Субъект ошибки: миф о субъекте в медиареальности» предлагает новую форму медиа существования — «субъект ошибки», который становится преемником «расщепленного субъекта».

В статье Максима Ухина «Рекомбинируя ассамбляж: посткапиталистическая оптика технологии» анализирует понятие технологии в акселерационисткой парадигме. Появление медиа технологий, которые повлияли на отношения с властью, принесло новые мощные инструменты для партиципаторности. Данный процесс породил множество новых левых политических проектов.

Последний текст в номере «Квиризация медиа. К квир-пластичности знаковой структуры» Ильи Дейкуна, в нем автор анализирует основные предпосылки провала проектов Джудит Батлер (концепция «множественного пола») и Донны Харауэй («Манифест Киборгов»), главным образом, обнаруживая их противоречивость, а также пренебрежение медиальной стороной знака. Затем анализируя «Манифест киборга» и произведения московской художница Анны Белоусовой, автор вводит понятие «квиризация среды».

Мы хотели бы поблагодарить Александра Сидорова, Галину Журавлеву, Анастасию Бергалевич за помощь в

корректуре, а также мы благодарны Растям Алиеву и редакции журнала «Galactica Media: Journal of Media Studies» за возможность публикации материалов, а также за помощь на всех этапах работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.