Научная статья на тему 'БЕТОН КАК КОМПОНЕНТ СТРУКТУРНОЙ "КОЖИ" НЕЛИНЕЙНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

БЕТОН КАК КОМПОНЕНТ СТРУКТУРНОЙ "КОЖИ" НЕЛИНЕЙНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕТОН / МНОГОСЛОЙНАЯ СТРУКТУРНАЯ / АРМИРОВКА / СТЕКЛОВОЛОКНО / ОБОЛОЧКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Трофимова Юлия Сергеевна, Копылов Андрей Борисович, Головин Константин Александрович

Статья посвящена бетону, используемому в качестве компонента нелинейного формирования структурной "кожи" в архитектуре. Здания с криволинейной геометрией заставляют устанавливать отношения между геометрией и материалом, которые отличаются от прежних. Представлено, как бетон используется в так называемых многослойных структурных сооружениях со сложной геометрией, которую легко получить с помощью средств цифрового проектирования CAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCRETE AS A COMPONENT OF STRUCTURAL "SKIN" OF NONLINEAR SHAPE IN MODERN ARCHITECTURE

The article is devoted to concrete used as a component of nonlinear formation of structural "skin" in architecture. Curved buildings force a relationship between geometry and material to be established that is different than before. It shows how concrete is used in so-called multi-layer structural structures with complex geometries that are easily obtained using CAD digital design tools.

Текст научной работы на тему «БЕТОН КАК КОМПОНЕНТ СТРУКТУРНОЙ "КОЖИ" НЕЛИНЕЙНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

METHODS AND METHODOLOGY OF SCIENTIFIC KNO WLEDGE A.G. Anufrieva, K.A. Golovin, A.B, Kopylov

This article examines and analyzes the methods and methodology of scientific knowledge, provides examples of the applicability of these methods in the ^ field of architecture and construction.

Key words: methodology, dialectical method, metaphysical method, empirical level, synthesis, analysis, induction, deduction, observation, measurement, experiment, comparison, abstraction (idealization), analogy, modeling, systems approach.

Anufrieva Antonina Gennadievna, master, anufrievatoni@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kopylov Andrey Borisovich, doctor of technical sciences, professor, toolart@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Golovin Konstantin Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, kagolovin@ymail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 711.4

DOI: 10.24412/2071-6168-2021-11-283-292

БЕТОН КАК КОМПОНЕНТ СТРУКТУРНОЙ "КОЖИ" НЕЛИНЕЙНОЙ ФОРМЫ

В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Ю.С. Трофимова, А.Б. Копылов, К.А. Головин

Статья посвящена бетону, используемому в качестве компонента нелинейного формирования структурной "кожи" в архитектуре. Здания с криволинейной геометрией заставляют устанавливать отношения между геометрией и материалом, которые отличаются от прежних. Представлено, как бетон используется в так называемых многослойных структурных сооружениях со сложной геометрией, которую легко получить с помощью средств цифрового проектирования CAD.

Ключевые слова: бетон, многослойная структурная, армировка, стекловолокно, оболочка.

Творческий потенциал цифровых медиа, наряду с производственными достижениями, уже достигнутыми в автомобильной и судостроительной промышленности, открывают новые измерения в архитектурном дизайне. CAD CAM технологии создают новые возможности, позволяя производить и строить сложные формы, которые до недавнего времени было трудно спроектировать и построить с помощью традиционных строительных технологии. Неограниченное создание свободных форм стало новой эстетической парадигмой: архитектурные требования стимулировали поиск новых типов конструкций. Для реализации цифровых свободных поверхностей необходимо техническое владение материалом, так как новые геометрические решения часто открывают путь к исследованию новых материалов и наоборот. Виртуальная свободная поверхность накладывает такие технические решения и материалы, которые ставят под сомнение традиционное представление о здании. Все дело в принципе объединения несущей конструкции и "кожи" в один тектонический самонесущий элемент. Структурная "кожа" -это интеграция поверхности и структуры в единое целое. Как видно, различные виды бетона используются в качестве компонента структурной "кожи". Наиболее популярным является фибробетон. Этот материал является относительно новым и до сих пор является предметом многочисленных исследований. Бетон является дружественным к окружающей среде на всех этапах своего жизненного цикла, что делает его естественным выбором для экологичного строительства.

Бетон - торкретбетон. Торкретбетон - это вид бетона, иногда армированный металлическим или стекловолокном, который распыляется на поверхность котлована для создания защитной облицовки и опоры, обычно несколько десятков тонн толщиной в миллиметр. Он наиболее полезен для защиты мягкого или слабого материала и может быть адаптирован к различных условий. Он часто используется в сочетании с другими формами поддержки, например, скальными болтами и арками. Впервые этот метод был применен в США в 1910 году Карлом Итаном Акели, а в Европе его начали использовать в 1910 году. В Европе он начал применяться в 1921 году в Германии и в 1924 году в Великобритании. Первоначально торкретирование использовалось в основном в ремонтно-восстановительных работах и для упрочнения рыхлых дорожных откосов. Существует два метода нанесения бетона: мокрый метод и сухой метод. Выбор метода зависит от технологических возможностей и условий выполнения работ. Однако этот метод очень эффективен - бетон, залитый через шланг под высоким давлением автоматически уплотняется на арматуре [1]. В двадцать первом веке торкретирование используется как важный компонент многослойных структурных "кожи" для спроектированной с помощью цифровых технологий архитектуры нелинейной формы.

Многослойная структурная "кожа". Проект Experience Music Project (EMP) - это единственный в своем роде проект, который потребовал новых методов строительства - даже в применении торкретбетона. EMP строит интерактивный музыкальный музей в Сиэтле площадью 9 114 м2. Архитектурный проект разработан компанией Frank O. Gehry Associates, а подрядчиком является компания Hoffman Construction. Новаторское использование компьютерных технологий здание было спроектировано в CATIA, программном пакете, созданном для аэрокосмической промышленности. CATIA позволила команде проекта перевести трехмерные формы EMP в согласованные чертежи и геометрические данные, понятные строителям и изготовителям [2]. Музей состоит из 7 элементов, которые выглядят как неправильные волнистые пятна, являющиеся результатом какого-то извержения. Также обратите внимание на монорельс, проходящий прямо через здание и строительную площадку.

Рис. 1. F. O. Gehry Associates, Hoffman Construction, EMP, Сиэтл, 1997-2000 г

Как видно из рисунков, это геометрически сложный проект, требующий уникальных строительных технологий (рис.1). Каждый из них был спроектирован как полумонококовая оболочка, состоящая из нескольких слоев. Их структура состоит из чего-то напоминающего клетки с изогнутыми стальными ребрами. Каждый из 280 волнистых структурных ребер здания уникальны. Сначала клетки были покрыты снаружи стальным сетчатым "холстом", на который жидкая бетонная смесь наносилась методом торкретирования. Таким образом, была создана оболочка, которая представляла собой слой торкретбетона толщиной от 2-8 дюймов в толщину. Он представляет собой тип подложки, интегрированной со стальными ребрами, и действует в том же как фанера в обычных жилых проектах. Это слой, который делает здание "реальным" и к которому крепится внешняя облицовка. Из каждой рамы было сделано достаточное количество выступов, необходимых для монтажа внешнего слоя обшивки. Этот слой установлен на

интеллектуальную систему металлических панелей. Этот масштабный проект включает в себя 3 300 уникальных панелей в результате чего получилось более 42 672 м2 металлической поверхности [3]. Для ЭМИ был разработан новый метод для создания сложной нелинейной "обшивки" с минимальными отходами и уменьшенным экологическим экологического следа, устраняя необходимость в дополнительных конструкциях. Этот метод может быть использован при реализации других зданий со сложной геометрией.

Торкретбетон также применялся при реализации криволинейных форм города культуры г. Галича, согласно проекту Питера Айзенмана. Строительство является сложным и дорогостоящим, поскольку дизайн зданий включает в себя контуры высокой степени, призванные сделать здания похожими на холмы. Почти каждое окно из тысяч, являющихся частью внешнего фасада, имеет свою собственную индивидуальную форму (рис.2, 3). Хотя в предложении Эйзенмана было указано восемь зданий, сегодня их число сократилось до шести. Два из этих зданий, Архив Галиции площадью 47 306 м2 и Библиотека Галиции площадью 56 994 м2, открылись в январе 2011 года. Это самые крупные сооружения комплекса.

Рис. 2. Eisenman Architects, UTE Andres Perea Ortega & Euroestudios, Город культуры г. Галисия, Сантьяго-де-Компостела, 1999-2012 г

Задача заключалась в создании изогнутых крыш с углом наклона от 30 до 70 градусов. Задача заключалась в приготовлении правильной бетонной смеси, состав которой предотвратил бы от стекания с крыши крутой плоскости. Смесь была протестирована на модели стальной конструкции крыши. Была разработана новая формула, которая ранее никогда не использовалась. Однако, первые испытания на модели не дали ожидаемых результатов - смесь, вместо того чтобы вместо того, чтобы затвердеть на стальной арматуре, полностью стекала с конструкции. Подрядчик был вынужден обрабатывать смесь непосредственно на месте. В результате нанесение бетона осуществлялось путем набрызга, нанося последующие слои бетона, пока не была получена необходимая толщина. Другим препятствием на строительной площадке был также сложный климат Галисии - частые и сильные штормы, которые усиливали стекание бетона с кривизны крыши. На следующем этапе работ, бетонный слой крыши был покрыт тепло-и гидроизоляцией.

Рис. 3. Город культуры Галисии, бетонные поверхности изогнутых крыш

перед облицовкой камнем 285

Разрезанный на каменные блоки площадью 60 см2 (причем блоки по краям были специально обрезаны), он был установлен на стальной арматуре из изогнутых коробчатых балок (или стальных балок в архиве) плюс стальные поперечные рамы. Вентилируемая крыша нависает над нижним слоем бетонного настила, гидроизоляции и защитной изоляции. В промежуточном пространстве между этими двумя слоями также размещается механическое оборудование. Боковые стены из кварцитовых панелей без раствора с обналичкой из нержавеющей стали выделяются на фоне здания, как дождевая завеса. здания, как дождевой экран на фоне оцинкованного алюминия. Но хотя сталь и камень делают много работы, фактическая структура зданий - железобетон [5].

Бетон и стекловолокно. Бетон, армированный стекловолокном (GRC), состоит в основном из цементной матрицы, состоящей из цемента, песка, воды, а также заполнителей и полимеров, в которых диспергированы короткие стеклянные волокна. Влияние волокон в этом композите приводит к увеличению напряжения и ударной прочности материала. Панели GRC могут быть намного тоньше традиционных бетонных панелей, что делает их более легкими.

GRC используется уже более 70 лет в нескольких строительных элементах, в основном неструктурных таких как фасадные панели (около 80% производства GRC), трубопроводы для канализационных сетей, декоративные невосстанавливаемые опалубки, системы, декоративная невосстанавливаемая опалубка и другие изделия. Сегодня высокая дозировка стекловолокна волокон приводит к высокой прочности на разрыв, а высокое содержание полимеров делает бетон гибким и устойчивым к растрескиванию. Правильное армирование с использованием скрима еще больше увеличивает прочность и имеет решающее значение в проектах, где недопустимы видимые трещины [6].

Благодаря простоте формирования панелей заданной формы, GRC оказался в центре внимания проектировщиков архитектурных форм со свободной поверхностью.

Однослойная структурная "кожа". Отличным примером однослойной "кожи" является павильон "Мост", спроектированный архитектурным бюро Zaha Hadid Architects и Ove Arup Engineers на выставке EXPO'08 в Сарагосе (рис.4). "Мы разработали оболочку для мостового павильона, которая ограждает выставочные пространства и в то же время может быть пронизана природными элементами. Внутренняя микросреда меняется в зависимости от внешнего климата и требует минимального охлаждения или отопительной инфраструктуры", - говорит Хадид. "В частности, мы учитывали местный ветер Сьерцо, когда при проектировании павильона "Мост". Множество отверстий пропускают и направляют воздух внутрь здания, охлаждая посетителей в летнюю жару" [7].

Форма моста была создана с помощью цифровых генеративных инструментов, имитирующих естественные процессы формирования. Цифровые поверхности были исследованы при проектировании внешней обшивки павильона. Акулья чешуя оказалась увлекательным парадигмой как по своему внешнему виду, так и по своим эксплуатационные характеристики. Их рисунок может легко обернуться вокруг сложной кривизны с помощью простой системы прямолинейных гребней. Для павильона "Мост" это оказалось функциональным, визуально привлекательным и экономичным.

Рис. 4. Zaha Hadid Architects, Ove Arup Engineers, Мостовой павильон EXPO'08,

Сарагоса, 2008

Дизайн использует неоднозначный характер первоначального технического задания, сохраняя одновременно аспект традиционного моста (открытого для окружающей среды со стальной конструкцией, являющейся доминирующим визуальным элементом) и более традиционного выставочного павильона, где климат и светопроницаемость контролируются. Этот мост длиной 275 м был также павильоном австрийской компании Rieder, производящей строительный бетон Fiber-C. На площади 6 415 м2 дизайнеры создали интерактивное выставочное пространство площадью 3 915 м2 и 2 500 м2 для тротуара предназначенного для пересечения реки кратчайшим путем. Этот мост фактически стал главным входом на ЭКСПО'08, обеспечивая пропускную способность пешеходного потока до 10 тыс. человек/час [8]. Две капсулы, в которых размещаются выставки, закрыты с минимальной акклиматизацией. Оставшиеся две капсулы обшиты однослойной кожей, которая оставляет решетчатую структуру видимой изнутри. В этих двух капсулы включают небольшие треугольные проемы, а более крупные отверстия расположены на нижних уровнях, что обеспечивает наибольшую степень визуального контакта с рекой и Экспо.

Внешняя обшивка разделена в продольном направлении на два элемента: нижний настил из структурных металлических пластин, а на верхнем уровне - система облицовки из панелей из стеклобетона (GRC), различных оттенков от белого до черного. Нижний настил имеет геометрию свободной формы, которую обеспечивает гибкость материала, из которого он изготовлен. Кривизна верхнего уровня была рационализирована на секции цилиндров, которые были разделены на 26 500 прямоугольных панелей одинакового размера. В эти панели был вписан узор из треугольников, ограничивающий вариации 10 надписями, что, в сочетании с хроматической вариацией панелей GRC, создает массив оптических узоров, видимых на фасаде павильона "Мост". Внутренняя обшивка моста состоит из гладкой полуглянцевой поверхности гипсокартона, отделанной несколькими слоями полированной полиуретановой смолы [8]. Мост отвечает главной теме EXPO '08 - "Вода и устойчивое развитие", продвигая строительный материал, который используется в строительстве. Развитие", продвигая строительный материал, который после периода использования подвергается полной деградации. В то же время, он продвигает цифровые технологии проектирования и изготовления как те, которые позволяют создавать экологически эффективные формы, экономящие энергию и сырье.

Другим примером однослойной кожи с использованием армированного стекловолокном бетона является футбольный стадион The Melting Pot футбольный стадион в Йоханнесбурге. Основная форма, вдохновленная традиционным африканским калабашем, в результате получилась форма стадиона, которая сразу узнаваема как африканская. Эта форма используется в качестве и позволяет создать общую сферическую форму, которая определяет пространственное качество промежуточных пространств между внешним покрытием и чашей для сидения. Геометрия обшивки, охватывающей весь стадион (мембранная кровля), была основана на торе с внешним радиусом 300 м. Такая форма позволила стандартизировать фасадные панели (рис. 5).

Рис. 5. PDNA/Schlaich Bergermann&Partners, The Melting Pot, Йоханнесбург, 2006-2010 г

287

Возвышение стадиона состоит из плит толщиной 13 мм и размерами 120 х 180 см, изготовленных из бетона, армированного стекловолокном, шести цветов (от темного внизу до светлый в верхней части) и в трех фактурах. Были применены следующие цветовые позиции каталога: песчаник, терра, мокко коричневый, терракотовый, красный, сахара. Они были смонтированы на стальной раме. Было использовано около 40 000 плит Fiber-C производства Rieder Group [9].

Инновационное использование Fiber-C, материала для облицовки бетона, армированного стекловолокном, демонстрирует дизайн временного, отдельно стоящего архитектурного объекта, названного [C] SPACE Pavilion, который был возведен перед перед зданием школы Архитектурной ассоциации в Лондоне в 2008 году (рис.6).

Павильон представляет собой прерывистую оболочечную конструкцию длиной более 10 м, выполненную из тонких фиброволоконных армированных бетонных элементов, которые выполняют функции структуры и кожи, стен пола и мебели. Бетон производится австрийской компанией Rieder, и конструкция павильона позволяет использовать этот материал в новых технических пределах, что потребовало создания обширных прототипов и тестирования материалов в процессе разработки проекта. При соединении отдельных бетонных профилей используется прочность на растяжение Fibre-C и простое соединение с пересекающимся пазом, которое фиксируется с помощью, изготовленной на заказ резиновой прокладки. Угол пересечения на каждом стыке постоянно меняется по всей конструкции [10].

Рис. 6. Алан Демпси, Элвин Хуанг, [C]Павильон SPACE, Лондон, 2007-2008 г

При проектировании и строительстве павильона радикально использовалось трехмерное цифровое и физическое моделирование, а разработка проекта была завершена с использованием жесткого моделирования ограничений и сценариев для управления более чем 850 индивидуально различными профилями и 2000 соединений с различными углами. В течение 6 недель было проанализировано 16 итераций проектной модели, прежде чем было найдено рабочее структурное решение. Наконец, элементы были изготовлены непосредственно из цифровых моделей на режущем оборудовании с ЧПУ с использованием плоских листов фибробетона толщиной 13 мм стандартного размера и листовой низкоуглеродистой стали толщиной 15 мм. Окончательная сборка была выполнена специальной командой сотрудников и студентов DRL при содействии Ридера [10].

Армированная стекловолокном бетонная "кожа" в дизайне интерьера. Цифровые инструменты проектирования и производства также открыли новые возможности в разработке внутреннего пространства зданий и их фасадов. Лондонская галерея Roca от Zaha Hadid Architects, занимающая первый этаж одного из современных зданий в гавани Челси, является проявлением использования этого потенциала (рис.7). "Наша работа наполняет архитектуру замысловатостью и красотой природных форм. Используя формальный язык, заимствованный

из движения воды, лондонская галерея Roca London была размыта и отполирована текучестью; создавая последовательность динамичных пространств, вырезанных из этого захватывающего взаимодействия архитектуры и природы", - объясняет Заха Хадид [11]. С помощью изогнутых стеновых и облицовочных панелей был преобразован интерьер, в котором царила суровая атмосфера (один этаж площадью 1 100 м2), придав ему совершенно новый характер. Матрицы для каждой из панелей, сегментов проекта, были изготовлены на станках с ЧПУ. Производство непосредственно по трехмерным геометрическим моделям сегодня абсолютно возможно благодаря переводу геометрии NURBS на язык роботов с числовым программным управлением. Для лондонского выставочного зала Roca было подготовлено 236 внутренних панелей толщиной 6 см и 36 фасадных панелей. Для изготовления этих панелей был использован GRC (стек-лоармированный бетон).

Рис. 7. Zaha Hadid Architects, Лондонская галерея Roca, Лондон, 2009-2011 г

Панели GRC, изготовленные для компании Roca, состояли из двух слоев бетона и сетки с ячеистой формой, прочность которой была определена для различных напряжений во всех направлениях. Фасадные панели, весом около 800 кг каждая, были прикреплены к стальным секциям, расположенным продольно на фасаде. Потолочные и стеновые панели были установлены аналогичным образом. Проемы в фасаде заполнены огромными стеклами из гнутого стекла, создавая соблазн заглянуть внутрь. Фасадные панели изготовлены из бетона, армированного стекловолокном. Изогнутые стеклянные панели прикреплены к независимой несущей конструкции, расположенной между фасадными панелями, что позволяет им достигать высота 3 м. Потолок и стены, напоминающие капли воды, были сделаны из GRG (Glass Reinforced Gypsum) композита, или армированного стекловолокном гипса, а их полированная поверхность была закреплена прозрачной эпоксидной смолой. Мебель была изготовлена из стеклопластика (GRP - Glass Reinforced Plastic), который представляет собой пластик, армированный стекловолокном [12]. Заха Хадид и ее команда создали дизайн, который является не только чисто визуальным, но и использует искусство точности и контроля, чтобы помочь посетителю понять взаимосвязь между архитектурой пространством и дизайном продукции для ванных комнат Roca.

Другой пример - интерьер приемной Института лечения косоглазия в Кракове, разработанный KUMstudio (рис.8). Элементы, составляющие интерьер, представляют собой три, достигающие потолка, овальные объекты с изменяемой геометрией. Цифровые инструменты, основанные на NURBS, были использованы для того, чтобы моделировать их. Они состоят из бетонных панелей GFRC (Glass Fiber Reinforced Concrete), сформированных в соответствии с соответствии с заданной кривизной.

Для их приготовления использовался мелкозернистый бетон высокой прочности С60 и стекловолокно длиной 12 мм, применялись щелочно-коррозионно-стойкие типа AR. Это циркониевое стекло [13]. При такой прочности можно получить очень тонкие плиты, что отражается на их весе и легкости монтажа, и, соответственно, их более низкой цене. Производитель имеет возможность выпускать многокриволинейные панели путем точного воспроизведения

геометрии, заданной проектировщиком, а также соединять их между собой в заранее определенном порядке. Это позволяет получать большие поверхности волнистых стен неповторяющейся геометрии.

I

Рис. 8. КУМстудия, Институт лечения косоглазия, Краков,2012-2013 гг.

Вывод. Представленные примеры использования бетона в качестве компонента нелинейной фигурной структурной "кожи" зданий, ясно показывают, как цифровые инструменты проектирования изменили мышление о строительстве, структурных и пространственных аспектах. Применяя цифровые технологии CAD/CAM, архитекторы вновь решают проблемы взаимосвязи между геометрическим порядком, материальностью и структурной сложностью форм.

Криволинейные поверхности заставляют иначе, чем раньше, строить отношения между геометрией и материалом, придавая новый характер многосекторному сотрудничеству архитектора, строителя, производителя структурных компонентов и подрядчика. Отсутствие подходящих конструкционных материалов для реализации форм сложной геометрии привело к тому, что давно известные материалы стали использоваться по-новому. Таким строительным материалом является бетон. Этот традиционный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла и камней, с древнейших времен прошел долгую технологическую эволюцию, достигнув сегодня уникального уровня. Характеристики его материала обеспечивают широкую гибкость и универсальность, а такие компоненты, такие как стекловолокно, заполнители и химические реагенты, смешиваемые с ним, еще больше повышают его эстетическую привлекательность, что все больше и больше ценится архитекторами. Для развития современной архитектуры у бетона есть шанс стать мостом между традиционным, экономичная и прочная конструкция, а также криволинейная архитектура, спроектированная и созданная с помощью цифровых технологий.

Задача заключается в создании структурной "кожи" с желаемым динамическим поведением, обусловленным прочностью материала. Ожидается, что эти новые материалы будут чрезвычайно прочными и тонкими, динамичными и изменчивыми, приспособленными по составу своих компонентов к выполняемой функции, и сфера их применения будет чрезвычайно обширной. Материаловедение стоит сегодня перед новой задачей, которая заключается в разработке и предоставлении строительной индустрии новых материалов, чтобы новые здания становились более легкими, простыми в монтаже и экологически чистыми.

Список литературы

1. Foo B. Дробеструйное бетонирование. Практическое применение вспомогательных систем, Studia Geotechnica et Mechanica, Vol. XXXIII, No. 3, 2011. С. 3-29.

2. Akbas R.M., Fischer M. Примеры трансформации модели продукта в строительстве, Долговечность строительных материалов и компонентов, Институт исследований в области строительства, Оттава, ОН, КНР. Construction, Ottawa ON, K1A 0R6, No. 8., 1999. С. 2737-2746.

3. Magnusson J.D. Опыт музыкального проекта в Сиэтле, Современные стальные конструкции, июнь 2001 г. Stephens S., Городской культурный архив и библиотека Галиции, Architectural Record, 2011. Том 169. С. 79-84.

4. Eisenman architects, Код X: Город культуры Галиции, Нью-Йорк: Monacelli Press,

2005.

5. Ferreira J.P., Branco F.A. Использование армированного стекловолокном бетона в качестве конструкционного материала. Экспериментальные методы. Blackwell Publishers Ltd. New York 2007.

6. Zaha Hadid architect, Мостовой павильон Сарагосы // Wiley Publishers, Лондон 2010.

7. Flaga K. и Januszkiewicz K., Pi^kno konstrukcji mostowych, Wyd. PK, Краков, 2012.

8. Johnson N., Стадион Soccer City, Йоханнесбург, журнал Contractors World, 2010.

С.11-14.

9. Bruckermann O., Alberdi J. Structural Design of the DRL-10 Space Pavilion, Journal of Architectural Engineering, Vol. 16, No.3, 2010. P. 112-118.

10. Bruckermann O., Alberdi J. Structural Design of the DRL-10 Space Pavilion, Journal of Architectural Engineering, Vol.16, No.3, 2010. P. 112-118.

11. Giedrowicz M. Лондонская галерея Roca, AV, Vol. 59, No. 3, 2013, С. 67-73.

12. Skorek L. Instytut Leczenia Zeza w Krakowie, AV, Vol. 60, No. 1, 2014. С. 72-75.

Трофимова Юлия Сергеевна, магистрант, rarenessiul@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Копылов Андрей Борисович, д-р техн. наук, профессор, toolart@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Головин Константин Александрович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, kagolovin@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CONCRETE AS A COMPONENT OF STRUCTURAL "SKIN" OF NONLINEAR SHAPE IN MODERN

ARCHITECTURE

Yu.S. Trofimova, A.B. Kopylov, K.A. Golovin

The article is devoted to concrete used as a component of nonlinear ^ formation of structural "skin" in architecture. Curved buildings^force a relationship between geometry and material to be established that is different than before. It shows how concrete is used in so-called multi-layer structural structures with complex geometries that are easily obtained using CAD digital design tools. Key words: concrete, multilayer structural, reinforcement,,fiberglass, shell

Trofimova Yulia Sergeevna, master, rarenessjul@mail. ru, Russia, Tula, Tula state University, '

Kopylov Andrey Borisovich, doctor of technical sciences, professor, toolart@mail. ru, Russia, Tula, Tula state University,

Golovin Konstantin Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, kagolovin@mail.ru, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.