Научная статья на тему '"БЕСТИАРИЙ КАК ARS COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)" (РГГУ, 18-19 ЯНВАРЯ 2019)'

"БЕСТИАРИЙ КАК ARS COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)" (РГГУ, 18-19 ЯНВАРЯ 2019) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСТИАРНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ В РГГУ / RES ET VERBA / ARS COMBINATORICA / BESTIARIAN MEETINGS AT RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR HUMANITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Довгий Ольга Львовна

Статья представляет собой краткую информацию о Международной научной конференции «Бестиарий как ars combinatorica» (RES et VERBA-8)», прошедшей в РГГУ 18-19 января 2019 г. В центре внимания участников было искусство сочетать, комбинировать. Многие риторические проблемы - виды множества и отношения внутри них; стадии inventio и dispositio, четыре основные комбинаторные операции (прибавление, убавление, замена, перестановка) - были проиллюстрированы на примерах из мирового культурного бестиария. Применение бестиарной метафорики оказалось удобным инструментом для обсуждения сложных комбинаторных связей, лежащих в основе произведений искусства. Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, культурологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира. Заслушано 22 доклада; материалы конференции будут опубликованы в сборнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC MEETING ‘BESTIARY AS ARS COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)’ (AT THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY FOR HUMANITIES, JANUARY 18-19, 2019)

The paper is a brief outline of the intercollegiate scientifi c meeting ‘The Bestiary as Ars Combinatorica (Res et Verba-8)’ at the Russian State University for Humanities on January 18-19, 2019. The central preoccupation was art of combination expressed in bestiary categories. Many rhetorical themes were illustrated through the use of bestiarian metaphorical codes. As usual, the meeting turned out to be multidimensional, gathering philologists, historians, and cultural scientists from Moscow, St. Petersburg, and Vladimir. 22 reports were delivered. Conference proceedings will be published soon.

Текст научной работы на тему «"БЕСТИАРИЙ КАК ARS COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)" (РГГУ, 18-19 ЯНВАРЯ 2019)»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 1

О.Л. Довгий

«БЕСТИАРИЙ КАК ARS COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)» (РГГУ, 18-19 января 2019)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

Статья представляет собой краткую информацию о Международной научной конференции «Бестиарий как ars combinatorica» (RES et VERBA-8)», прошедшей в РГГУ 18—19 января 2019 г. В центре внимания участников было искусство сочетать, комбинировать. Многие риторические проблемы — виды множества и отношения внутри них; стадии inventio и dispositio, четыре основные комбинаторные операции (прибавление, убавление, замена, перестановка) — были проиллюстрированы на примерах из мирового культурного бестиария. Применение бестиарной метафорики оказалось удобным инструментом для обсуждения сложных комбинаторных связей, лежащих в основе произведений искусства. Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, культурологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира. Заслушано 22 доклада; материалы конференции будут опубликованы в сборнике.

Ключевые слова: бестиарные конференции в РГГУ; RES et VERBA; ars combinatorica.

18—19 января 2019 г. в Профессорской аудитории РГГУ прошла научная конференция «Бестиарий как ars combinatorica (RES et VERBA-8)». Научные встречи, на которых изучаются бестиарные коды мировой культуры, или просто «бестиарии», проходят в РГГУ с 2011 года. Организует эти встречи ИФИ РГГУ совместно с ИМЛИ РАН. Вся программа, в рамках которой идут эти конференции, носит название «RES et VERBA», и все больше становится похожей на творческую лабораторию. Оргкомитет (А.Е. Махов, РГГУ—ИМЛИ, и О.Л. Довгий, МГУ—РГГУ) каждый год придумывает новую тему. «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», «Бестиарий и стихии», «Риторика бестиарности», «Бестиарный код культуры», «Пять чувств: люди и звери», «Бестиарий движений», «Бестиарий антитез» — такова тематика предыдущих семи встреч. По материалам конференций издаются сборники статей, которые размещаются на сайте Academia.edu и доступны для бесплатного скачивания.

Восьмая встреча была посвящена ars combinatorica — искусству сочетать. Для обсуждения были предложены вопросы, позволяющие увидеть,

Довгий Ольга Львовна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: olga-dovgy@yandex.ru).

каким предстает мир в зеркале комбинаторики, выраженной в бестиарных категориях. Главное, что хотелось понять, — есть ли границы у искусства сочетать? Тема вызвала интерес: было получено более 60 заявок. Для конференции Оргкомитет отобрал 27 докладов. Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из Москвы (МГУ, РГГУ, ИМЛИ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Литинститут), Санкт-Петербурга, Белграда, Владимира. За два дня было заслушано 22 доклада.

В основу программы были положены хронологический и географический принципы. В первый день речь шла в основном о западноевропейской культуре. Открыл конференцию доклад И.А. Миролюбова (МГУ), посвященный анализу языковых средств, с помощью которых в трактате Лактанция "De mortibus persecutorum" («О смерти гонителей») создается «звероподобный» образ императоров-гонителей; в частности, был рассмотрен один из переданных Лактанцием анекдотов — о том, как будущий император Константин Великий был заперт в клетке с диким зверем и сразился с ним. В.В. Дегтярев (СПб., РИИИ) в поисках ключа к барочной чудовищности и меланхолии обратился к интерпретации картины Пармиджанино «Сатурн (или Кронос) и Филира», иллюстрирующей мифологический сюжет, редко встречающийся в изобразительном искусстве. А.Е. Махов (РГГУ—ИМЛИ) предложил определение комбинаторики как «игры в прятки» и продемонстрировал богатые возможности риторической операции убавления на примере неполноты и неопределенности звериного тела в демонологии Раннего Нового времени. Е.В. Халтрин-Халтурина (ИМЛИ) рассказала об искусстве бестиарной комбинаторики на нескольких уровнях поэтического повествования «Королевы фей» Спенсера. Общая картина водных путешествий сэра Гийона сама по себе комбинаторна: эмблематичные образы сочетаются с картографическими, и к ним добавляются образы из легенд о путешествиях (в частности, о морских странствиях св. Брендана). А.В. Нестеров (МГЛУ) посвятил доклад кошачьей топике в западноевропейской живописи. Присутствие этого животного на картинах — всегда знак причудливой комбинаторной игры. Т.А. Гуревич (Литинститут) предприняла опыт интерпретации творчества Томаса де Квинси сквозь призму комбинаторных операций, связанных с собачьей топикой. О.А. Кулагина (МПГУ) продемонстрировала яркие примеры бестиарной комбинаторики в творчестве Ж. Превера.

Далее следовали два «змеиных» доклада. Я.Ю. Муратова (Литинститут) посвятила свой доклад разрешению головоломки «зверь реальный и фантастический — простое и украшенное» на примере анализа романа «Эссекский змей» Сары Перри. А.В. Голубцова (ИМЛИ) рассказала о комбинаторных отношениях человека и змея в итальянской литературе от К.Э. Гадды до Э. Малербы: о слиянии, взаимопроникновении, трансформации.

Следом были заслушаны два доклада на мексиканском материале. М.Ф. Надъярных (ИМЛИ) познакомила собравшихся с мексиканскими алебрихе — вымышленными существами, приобретающими все большую популярность в современном мире. А.В. Гладощук (МГУ) представила описание сюрреалистического бестиария мексиканского поэта и мыслителя

Октавио Паса, сосредоточившись на самых ярких его образах: бабочке, Мелюзине, саламандре.

Второй день традиционно начался с докладов, посвященных русской литературе. А.А. Преображенская (НИУ ВШЭ) рассмотрела механизмы создания бестиарных образов Христа, святых и евангелистов в контексте риторики барокко; проанализировала неожиданные для традиционной христианской образности метафоры и сравнения — комбинации, сопо-лагающие в одной плоскости праведников и зверей с привычно отрицательными коннотациями.

О.А. Кузнецова (МГУ) рассказала о загадочных стихах, предшествующих основному тексту «Гласа последнего» Симеона Полоцкого в одном из списков сочинения и явно не принадлежащих перу этого автора. В предисловии примеры из животного мира раскрываются как неожиданные аналогии: жадная птица походит на осажденный город, а произведения из рукописных сборников становятся рыбами. А.В. Архангельская (МГУ) рассмотрела функции сравнений с животными в произведениях древнерусской литературы с точки зрения их характерологического или поведенческого значения, проанализировала случаи, когда происходит последовательное или параллельное уподобление одного объекта разным животным, выявила принципы этих уподоблений, их возможные источники и символические смыслы. В.Л. Коровин (МГУ) представил яркую картину превращений зверей в русской поэзии на примере переводов 103 псалма. О.Л. Довгий (МГУ—РГГУ) взглянула на художественный мир Пушкина как на систему бестиарных гибридов и рассмотрела основные типы пушкинских комбинаторных «звериных» соединений и механизмы их создания. А.М. Пенкина (РГГУ—РАНХиГС) посвятила доклад интерпретации комбинаторных смыслов, заключенных в трехчастном образе Гериона в «Разговоре о Данте» Мандельштама, в частности — скорпионского хвоста чудовища. Ю.Б. Орлицкий (РГГУ) подробно проанализировал комбинаторные принципы описания зверей в «Новом естествослове» Б. Херсонского.

Второе отделение открыл доклад А.В. Святославского и А.А. Григорьевой (МПГУ), посвященный бестиарным трансформациям любви и смерти в рассказе чувашского писателя Б. Чиндыкова «Овцы, которые хотят смерти». Г.Т. Гарипова (ВлГУ) на обширном материале («Рагнарек» Борхеса, «Бес-тиарии» Кортасара, «Кысь» Т. Толстой, «Шатуны» Ю. Мамлеева, «Мысленный волк» А. Варламова, «Жажман» Х. Достмухаммада) проанализировала возможность рассмотрения бестиарных образов оборотнической модели мира, построенных по принципу «отсутствующего тела» как основы для определения комбинаторного качества амбивалентного сочетания утопизма и антиутопизма в антиутопиях. А.Г. Башкатова («Независимая газета») на материале рассказов Честертона об отце Брауне, романов Ю. Несбе о Харри Холе, романа Донато Карризи об инспекторе Фогеле попыталась ответить на вопрос, является ли наличие бестиарного кода в описании сыщика маркером демонического. Доклад У.В. Проскуряковой (РГГУ) был посвящен двойственности кошки в различных мифологических традициях.

Все доклады сопровождались дискуссиями, в процессе которых рождались новые идеи и комбинации смыслов. А вопрос о наличии границ у ars сотЫпа^пса так и остался открытым — и вряд ли на него есть ответ.

Особенность бестиариев — принципиальное отсутствие деления на секции; все слушают всех. Чередование в едином потоке словесного и визуального, западноевропейского и русского, давно прошедшего и современного позволяет разглядеть разнообразие и представить общую картину.

За семь лет сложился постоянный состав участников; но каждый год появляются новые имена. Всегда радует присутствие на конференции студентов, которым интересно, чем занимаются их преподаватели в свободное от лекций-семинаров время.

Каждый, кто хоть раз побывал на бестиарной конференции, отмечает особую атмосферу этих встреч. Сочетание неформального, дружеского общения с высоким уровнем докладов, нестандартные повороты в развитии тем, живость дискуссий — все это было и на восьмом бестиарии.

Материалы конференции будут опубликованы в сборнике научных статей.

Olga Dovgy

THE SCIENTIFIC MEETING 'BESTIARY AS ARS

COMBINATORICA (RES ET VERBA-8)'

(at the Russian State University for Humanities, January 18—19, 2019)

Lomonosov Moscow State University

9 Mokhovaya Street, Moscow, 125009

The paper is a brief outline of the intercollegiate scientific meeting 'The Bestiary as Ars Combinatorica (Res et Verba-8)' at the Russian State University for Humanities on January 18-19, 2019. The central preoccupation was art of combination expressed in bestiary categories. Many rhetorical themes were illustrated through the use of bestiarian metaphorical codes. As usual, the meeting turned out to be multidimensional, gathering philologists, historians, and cultural scientists from Moscow, St. Petersburg, and Vladimir. 22 reports were delivered. Conference proceedings will be published soon.

Key words: Bestiarian meetings at Russian State University for Humanities; RES et VERBA; ars combinatorica.

About the author: Olga Dovgy — Prof. Dr, Senior Researcher, Faculty ofJourna-lism, Lomonosov Moscow State University (e-mail: olga-dovgy@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.