Научная статья на тему 'Бестарифная система оплаты труда: проблемы и решения'

Бестарифная система оплаты труда: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1230
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРПЛАТА / ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА / СТАЖ РАБОТЫ / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА / БЕСТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / WAGES / SALARY / EDUCATION / NON-TARIFF SYSTEM / REMUNERATION / ADDITIONAL INCENTIVE / COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уваров Николай Николаевич

Статья посвящена изменениям в системе оплаты труда в связи с отменой Единой тарифной сетки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-tariff system of payment for labour: problems and solutions

The article is devoted to the changes in the system of payment for labour due to abolition of the unified tariff system.

Текст научной работы на тему «Бестарифная система оплаты труда: проблемы и решения»

ЭКОНОМИКА

Н.Н. Уваров

БЕСТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Зарплата, Единая тарифная сетка, стаж работы, фонд оплаты труда.

Руководство страны (правительство, парламент, президент) принимали и принимают ряд мер по совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы, начиная с 1992 г. В постановлении Правительства России от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» сформулированы соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников и ряда других факторов. В то же время применение Единой тарифной сетки явилось обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

В ходе становления рыночных отношений и развития смешанной экономики происходили существенное изменение и улучшение оплаты труда за счет пересмотра Единой тарифной сетки и тарифной ставки 1 разряда (приравненной к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ)), других видов надбавок и доплат. По существу, все рычаги управления уровнем оплаты труда сосредоточены в руках государства, хотя ее предельный размер не ограничивается законодательством.

Анализ среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства и сферы образования за 1995-2005 гг. показывает, что заработная плата в народном хозяйстве выросла в 18,1 раза (с 472,4 тыс. руб. до 8554,9 руб.), а в образовании - в 17,5 раза (с 308,7 тыс. руб. до 5429,7 руб.) Казалось бы, приращения в абсолютных величинах незначительны.

Однако картина меняется в противоположную сторону при рассмотрении доли (%) заработной платы работников образования к заработной плате работников народного хозяйства. Если в 1995 г. она составляла 65,3 %, то к 2001 г. снизилась до 56,5 %, что отражало спад во всем народном хозяйстве. Только в 2005 г. это соотношение подошло к уровню 1995 года. Такие тенденции, складывающиеся в системе оплаты труда, не способствуют привлечению высококвалифицированных кадров в образование.

Оценка среднемесячной заработной платы работников образования по укрупненным ступеням образования показывает, что самыми «обиженными» являются работники дошкольных и начальных общеобразовательных учреждений (78 % от среднемесячной зарплаты по отрасли). Примерно на уровне отрасли шагают представители основного, полного общего образования, начального и среднего профессионального образования - 96,5 %. Высшая профессиональная школа превышает среднеотраслевой уровень зарплаты в 1,5 раза, а представители учреждений образования для взрослых и прочих видов образования - в 1,17 раза.

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности

(руб., 1995 г. - тыс. руб.)*

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 472,4 1051,5 1522,6 2223,4 3240,4 4360,3 54953 6739,5 8584,9

Образова- ние 308,7 662,6 888,3 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5229,7

Доля обр., в % к н. х. 65,3 63,01 58,3 55,78 56,56 67,1 61,59 62,4 63,46

* Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежедневник. М., 2006. С. 132.

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования: 2005 г.*

Рубли В процентах от среднемесячной заработной платы в образовании

Всего 5429,7 100,0

Дошкольное и начальное образование 4235,2 78,0

Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование 5237,8 96,5

Высшее профессиональное образование 8503,0 156,6

Образование для взрослых и прочие виды образования 6393,6 117,8

* Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежедневник. М., 2006. С. 134.

Зависимость размера зарплаты работников от стажа работы находится для различных должностных уровней в примерно равных диапазонах. Все работники достигают этого уровня, имея стаж от 15,1 до 20 лет (5547 руб.). С несколько большим стажем - от 20,1 до 25 лет - достигают среднего общего уровня руководители учреждений и их структурных подразделений (10 018 руб.). Высококвалифицированные специалисты выравниваются со средним общим стажем в диапазоне от 15,1 до 20 лет (7123 руб.). В этом же диапазоне оказываются специалисты среднего уровня квалификации (5045 руб.). Следовательно, для того чтобы добиться среднемесячной зарплаты в своей должностной группе работник должен проработать 15-20 лет.

Таблица 3

Средняя начисленная заработная плата работников образования по стажу работы: октябрь 2005 г.

(рубли)*

Общий ст раховой (трудовой ) стаж, лет

до 1 года от 1,1 до 5 от 5,1 до 10 от 10,1 до 15 от 15,1 до 20 от 20,1 до 25 от 25,1 до 30 свыше 30

Все работники 5405 3552 4247 4892 5232 5547 5696 5839 5760

Руководители учреждений и их структурных подразделений 9734 6001 7184 8367 8858 9375 10018 10040 10212

Специалисты высшего уровня квалификации в сфере образования 7041 5264 5496 6122 6651 7123 7365 7482 7678

Специалисты среднего уровня квалификации в сфере образования 4965 3019 4013 4662 4792 5045 5282 5313 5385

* Образование Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. М., 2006. С. 137.

Анализируемый рост заработной платы отражает ее номинальную сущность и не увязывается с темпами инфляции, увеличением тарифов на коммунальные услуги, ростом цен на потребительском рынке и другими факторами. Поэтому постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предусмотрено ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников указанных категорий и установить, что уровень заработной платы работников не может быть меньше заработной платы (без учета премий и других стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки.

В постановлении Правительство устанавливает увеличение объема финансового обеспечения расходных обязательств с 1 декабря 2008 г. на 30 %.

Постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Из положения следует, что системы оплаты труда включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами Российской Федерации.

В документе указывается, что система оплаты труда устанавливается с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

В соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера работникам могут быть установлены следующие выплаты:

- повышение оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия);

- доплата за совмещение профессий (должностей);

- доплата за расширение зон обслуживания;

- доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

- повышенная оплата за работу в ночное время;

- повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы.

Конкретные размеры районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах и процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень выплат стимулирующего характера и разъяснение о порядке их установления утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818. Перечень включает следующие виды выплат:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 признаны утратившими силу следующие нормативно-правовые акты:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и другие правовые документы. Таким образом, в бюджетной сфере отменена значительная часть исходных нормативных актов тарифной системы оплаты труда.

В производственной сфере бестарифная система оплаты труда основывается на присвоении работникам различного рода коэффициентов, по которым распределяется фонд оплаты труда (ФОТ) с учетом отработанного времени.

В наиболее общем виде бестарифный вариант организации заработной платы характеризуется:

- предопределенностью, то есть зависимостью уровня оплаты труда работника от величины ФОТ, начисленной по результатам выполненной работы (в этом смысле бестарифная модель является одной из разновидностей коллективных систем оплаты труда);

- относительной гарантированностью оплаты, базирующейся на присвоении каждому работнику коэффициентов, определяющих его квалификационный уровень и трудовой вклад в общие результаты труда по итогам предыдущей трудовой деятельности работника или группы работников, относящихся к данному квалификационному уровню (своего рода базовый коэффициент трудового участия, применяемый в коллективных системах оплаты);

- постоянно осуществляемой оценкой вклада работника, выражающейся в установлении при каждом начислении заработной платы коэффициента его трудового участия в общих результатах деятельности, дополняющего оценку его квалификационного уровня (по содержанию напоминает механизм определения фактического коэффициента трудового участия на основе базового в бригадных системах распределения заработка). Индивидуальная заработная плата (ЗП) каждого работника представляет собой его долю

в заработанном всем коллективом ФОТ. Для расчета заработной платы используется следующая формула:

_ ОЮ х Ё г х ЁООг х Ог

г ? Ё г х ЁООг х Ог >

1

где ФОТ - фонд оплаты труда коллектива (участка, цеха), подлежащий распределению между работниками (руб.);

К - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный работнику трудовым коллективом в момент введения бестарифной системы оплаты (баллы, доли единицы и т. д.);

КТУ - коэффициент трудового участия в текущих результатах деятельности, присваиваемый работнику трудовым коллективом на период, за который производится оплата (доли единицы, баллы и т. д.);

Т - продолжительность рабочего времени, отработанного работником в период, за который производится оплата (часы, дни);

г = 1, 2,.. .и - количество работников, участвующих в распределений ФОТ.

Таким образом, доля работника в ФОТ определяется четырьмя факторами - объемом отработанного рабочего времени, коэффициентами квалификационного уровня и трудового участия, численностью членов трудового коллектива. Присвоение работнику определенного квалификационного уровня (не разряда, а уровня) не сопровождается параллельным установлением ему соответствующей тарифной ставки (оклада). Каким будет этот уровень, можно лишь предполагать, исходя из своего предыдущего опыта.

Позиции сторонников и противников бестарифной системы оплаты труда не совпадают. Так, сторонники тарифной системы считают, что тарифная система оплаты труда более справедлива, нежели бестарифная, поскольку позволяет не только работодателю правильно оценить труд работника, но и самому работнику контролировать свой заработок, благодаря нормам труда, посредством которых определяются объемы выполненной работы и начисляется заработная плата. Тарифная система «защищает» работника, так как он знает, что за свой труд он получит соответствующее вознаграждение вне зависимости от того, как в целом «сработает» предприятие или какой доход получит собственник.

В бюджетной сфере жизнедеятельности оклады (должностные оклады), ставки заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Формирование размера структуры заработной платы работников подробно рассмотрено и установлено постановлением Правительства России от 5 августа 2008 г. № 583 и зависит от рассмотренных факторов, рациональное применение которых повлечет за собой позитивные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.