Научная статья на тему 'БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕЗАКСИАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ'

БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕЗАКСИАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
371
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ДЕЗАКСИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ПОТЕРИ НА ТРЕНИЕ / УРОВЕНЬ ВИБРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рутковский В. О., Рутковская М. А.

Предлагается модификация хорошо известного механизма Парсонса. Основное отличие состоит в смещении осей цилиндров относительно коленчатого вала. Данная модификация уменьшает потери на трение и уровень вибраций двигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESAXIAL CONRODLESS ENGINES MECHANISM

In this paper proposes modification of well-known Parsons mechanism. The main difference is the offset of cylinder axes relative to the crankshaft. It significantly reduces friction losses and engine vibration levels.

Текст научной работы на тему «БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕЗАКСИАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ»

УДК 629.7.03

БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДЕЗАКСИАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ

В. О. Рутковский*, М. А. Рутковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: jbiplane@gmail.com

Предлагается модификация хорошо известного механизма Парсонса. Основное отличие состоит в смещении осей цилиндров относительно коленчатого вала. Данная модификация уменьшает потери на трение и уровень вибрации двигателя.

Ключевые слова: бесшатунный двигатель, дезаксиальный механизм, потери на трение, уровень вибраций.

DESAXIAL CONRODLESS ENGINES MECHANISM

V. O. Rutkovskiy*, M. A. Rutkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: jbiplane@gmail.com

In this paper proposes modification of well-known Parsons mechanism. The main difference is the offset of cylinder axes relative to the crankshaft. It significantly reduces friction losses and engine vibration levels.

Keywords: desaxial crank mechanism, displacement of cylinder axes, friction loses, vibration level.

В 1877 году Парсонсом был изобретен, запатентован и изготовлен паровой 4-цилиндровый двигатель с нестандартным механизмом преобразования поступательного движения поршней во вращательное движение вала. Однако в дальнейшем изобретатель сконцентрировался на паровых турбинах и практически создал турбостроение.

В дальнейшем, во многих странах были предприняты попытки сделать бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. Например, в 1912 был сделан французский двигатель Бурлет. В СССР с 1937 по 1951 годы двигатели с модифицированным механизмом Парсонса пытался создать Сергей Степанович Баландин.

В данной работе предложен модифицированный механизм Парсонса и проведено его сравнение с одним из вариантов двигателя Баландина.

В настоящее время основным типом двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются поршневые двигатели с кривошипно-шатунным механизмом. Одним из недостатков кривошипно-шатунного механизма является наличие относительно большого бокового усилия поршня на стенку цилиндра, приводящее к потерям на трение. Предпринимались многочисленные попытки уменьшить, а то и свести к нулю это усилие [1-5]. Наиболее известным за рубежом являются различные варианты механизма Парсонса (рис. 1а, 16). В СССР были предприняты попытки разработать и произвести альтернативные механизмы преобразования поступательных движений поршня во вращательное движение коленчатого вала (рис. 1в). [3].

Секция «Механика конструкций ракетно-космической техники»

в

Бесшатунные механизмы: а - бнротатнвный Парсонса, б - с эксцентриками - Б880-Сго88, Великобритания 1970, в - с направляющими скольжения Баландина [1]

В механизм Баландина к варианту Парсонса были добавлены направляющие скольжения для полной разгрузки поршней от бокового давления на стенку цилиндра - позиция 7 (рис. 1, в).

Был смоделирован механизм, позволяющий работать как в варианте Баландина, так и Парсонса. Все цилиндры смещены относительно коленвала на некоторую величину е (рис. 2). Была разработана методика расчёта усилия поршня на стенку цилиндра или направляющюю скольжения под действием газодинамических и инерционных нагрузок.

Рис. 2. Предлагаемый дезаксиальный бесшатунный механизм Парсонса: a-cxeMa механизма, б- боковые усилия, синий график услиие в варианте Баландина, красный в варианте Парсонса без смещения, фиолетовый в предлагаемом нами безаксиальном механизме Парсонса

При компьютерном моделировании бесшатунных механизмов было показано, что на максимальных оборотах, типичных для поршневого шатуного двигателя силы инерции бесшатунного механизма многократно превышают газодинамические силы из-за выросшей массы подвижных деталей, что может привести к несколько большим механическим потерям, чем у шатунных механизмов. Однако, дстоинством подобной схемы можно считать полную динамическую балансировку и, как следствие, низкий уровень вибрации. Как показано, на рис. 2 боковые усилия на поршень в варианте Парсонса кратно меньше усилия на направляющие в варианте Баландина. Для малогабаритных двигателей применение схемы Парсонса представляется более целесообразным. Предлагаемое нами смещение осей цилиндров в бесшатунных механизмах, выполненных как в варианте Парсонса, так и Баландина, аналогично применяемому в поршневых двигателях с кривошипно-шатунными механизмами, значительно уменьшит потери и обеспечит более равномерное распределение крутящего момента.

Библиографические ссылки

1. Norman H. Beachley, Martha A. Lenz. A Critical Evaluation of the Geared Hypocycloid Mechanism for Internal Combustion Engine Application // SAE Transactions. 1988. Vol. 97, Section 6. P. 1231-1242.

2. Design of a Modified Hypocycloid Engine / David M. Ruch, Frank J. Fronczak, Norman H. Beachley // SAE Transactions. 1991. Vol. 100, Section 3. P. 1547-1564.

3. Баландин С. С. Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1972. 176 с.

4. Bell A. G. Two-Stroke Performance Tuning (2nd Edition). HAYNES MANUALS INC, Newbury Park, United States, 1999. 271 p.

5. Двигатели внутреннего сгорания: Сборник статей / Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана; под общей редакцией А. С. Орлина. Москва: Машгиз, 1954. 148 с.

© Рутковский В. О., Рутковская М. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.