30 июля 2013 года Президент РФ В.В. Путин провел заседание Президиума Государственного совета «О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи». Обсуждались вопросы организации и финансирования бесплатной медицинской помощи, развитие частной медицины, проблемы обязательного медицинского страхования, обеспечение доступности медицинских услуг в удаленных районах, кадровая подготовка. Уже не в первый раз разговор зашел о платных медицинских услугах... Президент РФ: «Вторая тема, которую нам необходимо обсудить, — это состояние и перспективы платной и бесплатной медицинской помощи. Прежде всего обращаю Ваше внимание на то, что в территориальных программах госгарантий должен быть четкий перечень бесплатных услуг, а также понятные каждому пациенту правила их предоставления. Неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции и по закону являются бесплатными. В итоге подрывается доверие граждан и к системе здравоохранения, да и к власти в целом. Нужно исключить саму возможность замещения бесплатной помощи платной. Сейчас таких случаев немало. Более 70% обращений за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о Программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной медицинской помощи. Необходимо обеспечить доступ граждан к этой информации, изложить ее ясно, без всяких двойных толкований, чтобы все было прозрачно». Каждые 2-3 года Президент РФ или Председатель Правительства РФ указывают на необходимость четкого разделения платных и бесплатных медицинских услуг в рамках ОМС. Но тема остается открытой.
A.A. Старченко,
д.м.н., профессор, сопредседатель Комитета независимой медицинской экспертизы НП «Национальная медицинская палата», г. Москва, Россия, alexstarchenko@mail.ru
БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОМС: ЯСНАЯ ПОЗИЦИЯ ФОМС И ТФОМС
Взимание денежных средств за медицинскую помощь, оказанную медицинской организацией, включенной в реализацию территориальной программы ОМС как составляющей территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является камнем преткновения системы ОМС в течение всего периода ее существования. С первых этапов утверждения базовой и территориальных программ ОМС и до сего дня руководители медицинских организаций, заведующие отделениями и
Э-
лечащие врачи, находящиеся под административным давлением главного врача и давлением собственных монетарных интересов, пытаются получить финансирование, а значит, и оплату своей профессиональной деятельности из двух источников: от страховой медицинской организации (СМО) и из кармана пациента.
Отчет Федерального фонда ОМС за 2011 год показывает, что среди всех жалоб пациентов, предъявленных в системе ОМС, жалобы на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС составляют самое большое число в структуре жалоб — 25,5%, или 7,5 тысяч.
Пунктом 1.5 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», дефектом медицинской помощи или нарушением, ограничивающим доступность медицинской помощи для застрахованных лиц, является принуждение приобретения пациентом лекарственных средств и изделий медицинского назначения в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, Формуляр лечения стационарного больного, согласованного и утвержденного в установленном порядке, на основании стандартов медицинской помощи.
Среди результатов медико-экономической экспертизы (самого массового варианта экспертной деятельности в системе ОМС) в 2011 году в России число незаконных взиманий денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС как дефект оказания медицинской помощи с кодом 1.5 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской
помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утвержденного Приказом ФОМС от 01.12.10 №230, составило всего 4784 нарушения, или 0,04% от почти 1 1 миллионов дефектов, выявленных экспертами СМО при медико-экономической экспертизе в 2011 году. Конечно, это мизерное число. Но отвечает ли оно действительно возможному размаху такого явления? Побудительный мотив для взимания денежных средств очевиден — личная материальная заинтересованность медицинских работников всех уровней. Механизм осуществления данного нарушения — введение в заблуждение пациентов якобы имеющимся дефицитом средств учреждения здравоохранения на приобретение медицинских изделий, низким качеством имеющихся в наличии образцов, нарушениями в проведении тендеров на закупку необходимых медицинских изделий и т.д.
В рамках экспертизы качества медицинской помощи в 2011 году незаконное взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС, выявленное экспертами СМО, составило 4%, или 1698 нарушений от всех выявленных дефектов (2,7 млн.).
Ограничительными условиями выявления данного экономического нарушения и нарушения доступности бесплатной медицинской помощи (код 1.5) могут быть:
1) отсутствие обращений застрахованных лиц в адрес СМО и ТФОМС вследствие страха пациентов перед учреждением здравоохранения по мотивам отказа ему в последующих обращениях;
2) действующее ограничение для СМО в проведении плановых медико-экономических экспертиз в учреждении здравоохранения, выявляющих данный вид нарушения;
3) отсутствие в медицинской документации застрахованного лица данных о выполнении медицинской технологии с использованием медицинского изделия, приобретенного пациентом;
4) отсутствие в медицинской документации застрахованного лица сертификата
качества и подробных тактико-технических характеристик использованного медицинского изделия, а также обоснования выполнения медицинской технологии с использованием преимуществ конкретного вида (варианта, формы, качественного состава, функции и др.) медицинского назначения;
5) отсутствие в базовой программе ОМС и территориальных программах ОМС субъектов РФ правил использования медицинских изделий в системе ОМС (включение в программы отечественных медицинских изделий или импортируемых из-за рубежа, стоимостные характеристики, потребительские характеристики и т.д.);
6) отсутствие ясно мотивированного нормативно-правового регулирования и правил использования медицинских изделий в системе ОМС со стороны Минздрава России и ФОМС;
7) отсутствие формуляров лечения стационарного больного и недостаточное число утвержденных стандартов медицинской помощи.
Для последовательных сторонников исполнения 41 статьи Конституции РФ в медицинских учреждениях государственной собственности совершенно ясно, что предоставление медицинских изделий пациентам в рамках выполнения медицинских технологий должно быть бесплатным, что обеспечивается как раз конкурсными процедурами приобретения медицинских изделий, необходимых для реализации медицинских технологий с максимально наилучшими потребительскими и иными характеристиками, а не по банальным «распилочным» объяснениям: типа хороший-плохой, отечественный—импортный; дешевый-дорогой и т.д.
С целью включения в тариф современных, необходимых и достаточных по потребительским и технологическим признакам медицинских изделий, удовлетворяющих не только всем требованиям пациентов, но и медицинских работников, решающих профессиональные вопросы оказания медицинской помощи, в тарифной комиссии субъекта РФ заседают
экономисты и врачи от медицинских ассоциаций. При этом в составе тарифной комиссии отсутствует только представитель паци-ентских организаций, что является существенным недостатком функционирования таковых комиссий.
Страх пациентов перед учреждением здравоохранения по мотивам отказа ему в последующих обращениях требует усиления контроля со стороны независимого общественного контролера медицинской помощи — СМО!
Мы неоднократно указывали на несовершенство действующего законодательства об ОМС, которым СМО предоставлено право выявления дефекта с кодом 1.5 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» и применения в отношении нарушителя — медицинской организации — финансовой санкции. Однако имущественные интересы пациента при этом СМО защитить не вправе. Законом № 326-ФЗ не предоставлено СМО право возмещения пациенту его имущественного вреда незаконным взиманием медицинской организацией денежных средств. СМО направляет предписание в медицинскую организацию с требованием о возврате пациенту денежных средств, затраченных им на приобретение медицинского изделия. Как правило, медицинская организация возражает против такого требования о возврате, мотивируя тем, что пациент дал добровольное информированное согласие на приобретение медицинского изделия за свой счет в медицинской организации или приобрел его в сторонней торгующей организации.
В этом случае СМО ориентирует застрахованного на судебный этап возмещения
затраченных им средств. Пациент подает иск в суд о возмещении материального вреда. СМО направляет в суд отзыв на иск застрахованного лица, поддерживающий материальные требования пациента, прилагая акт экспертизы качества оказанной пациенту медицинской помощи, в котором указывается на незаконность взимания средств на приобретение медицинского изделия.
Типичным примером может служить Акт экспертизы СМО по заявлению гр. Е.: «Мать гр. Е., 1936 года рождения, сломала левое бедро и 12.04.09 поступила в МУЗ «ЭГБ» для лечения. Там ей и ее мужу, который в тот момент сопровождал ее мать, лечащим врачом-хирургом Н. было заявлено, что надо срочно приобрести специальный гвоздь для операции, в противном случае больная будет «валяться» в гипсе, а нога будет долго и плохо страстаться и загноится. Врач Н. выдал отцу заявительницы отпечатанный бланк платежного поручения в адрес ООО «ОРТО» и велел оплатить его в сберегательном банке в сумме 52 250 рублей. С учетом комиссии сумма составила 53 817 рублей 50 копеек. Счет на гвоздь «Fixion» был оплачен 18.04.09. При этом врач Н. потребовал копию квитанции платежного поручения на оплату гвоздя. После этого 21.04.09 матери заявительницы была выполнена операция остеосинтеза гвоздем «Fixion PF». При этом пациентку заставили заплатить за спинномозговую анестезию в кассу больницы еще 4500 рублей. Но такие операции нельзя делать без анестезии. Обращаю внимание на тот факт, что гвоздь был оплачен нами через банк, в то время как гвоздь уже находился в больнице! Было бы понято, что в больнице плохое обеспечение, если бы нам сказали купить гвоздь: мы бы купили гвоздь и принесли его в больницу. Но в нашем случае имеет место обман потребителя, вымогательство и мошенничество: гвоздь поступает в больницу по программе ОМС, а нас заставляют еще раз оплатить счет какой-то организации-поставщика ООО «ОРТО». Косвен-
ным доказательством является требование врача Н. предоставить ему копию квитанции об оплате гвоздя, видимо, чтобы «обналичить» ее через ООО «ОРТО» или получить комиссионный «откат». Ссылки на подпись о согласии на приобретение гвоздя не имеют под собой законной почвы. Прошу мне разъяснить, какую цель могли преследовать моя мама и мой папа-пенсионеры, если им говорят, что гвоздь у нас есть, он может быть предоставлен вам бесплатно по программе ОМС, но надо, чтобы вы «добровольно» оплатили его стоимость через банк. Это же абсурд: если гвоздь предоставляется бесплатно, то здравомыслящие люди не станут его оплачивать через банк добровольно!!!»
В Акте экспертизы СМО указано:
«1. Имеет место нарушение норм ст. 7, 10, 12, 13 «О защите прав потребителей» и ст. 30-31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (действоваших на момент оказания медицинской помощи»: лечащим врачом (оперирующим хирургом) не в полной мере и недостоверно предоставлена информация о медицинской услуге «остеосинтез левой бедренной кости гвоздем «FixionPF», так как:
1) пациентка, не обладая специальными знаниями, не могла самостоятельно выбрать модель и наименование гвоздя для фиксации отломков, его производителя и продавца, находящегося в другом субъекте РФ, таким образом имело место навязывание продукции пациентке;
2) пациентка не могла высказать добровольного согласия на приобретение гвоздя для фиксации отломков при информировании ее врачом о бесплатном оказании всей медицинской помощи, так как она является пенсионером с низким доходом;
3) счет в адрес продавца — ООО «ОРТО» оплачен через Московское областное отделение ОАО «Сбербанк» 1 8.04.09, однако не получен плательщиком по накладной от продавца;
4) операция выполнена 21.04.09, что свидетельствует о наличии данного гвоздя у
исполнителя услуги — МУЗ (оперирующего хирурга), которое получило его не от плательщика, а иным образом, то есть, возможно, оплатило его по отдельному счету-фактуре и получило по отдельной накладной, в этом случае имеются признаки введения пациентки в заблуждение и мошенничество с двойной оплатой изделия медицинского назначения и корыстного мотива со стороны сотрудников МУЗ.
2. Законодательство об ОМС, действовавшее в 2009 году, а также действующее в настоящее время (Закон РФ № Э26-ФЗ) не предусматривает софинансирования оказания медицинской помощи, оказанной по программе ОМС, со стороны пациента.
3. Имеет место незаконное взимание денежных средств на выполнение услуги «спинальная анестезия», так как данная услуга является обязательной составляющей обезболивания при выполнении операции остеосинтеза бедренной кости гвоздем.
Таким образом, медицинские работники (лечащий врач, оперирующий хирург) сознательно предоставили пациентке недостоверную информацию о предоставляемой бесплатной медицинской услуге.
Этот судебный процесс пациентка выиграла и получила по решению суда затраченные денежные средства по предъявлению исполнительного листа в учреждение банка ответчика.
Таким образом, к 2013 году в России сложилась судебная практика по возмещению имущественного вреда пациентам, с которых незаконно взимались денежные средства на приобретение медицинских изделий независимо от места их приобретения. Решающими в этом споре были нарушение прав пациента в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (фактически обман потребителя) и отсутствие обязанности софинансиро-вания оказания медицинской помощи, оказанной по программе ОМС, со стороны пациента в законодательстве об ОМС. При этом презюмируются две модели правоотно-
шений: 1) бесплатное оказание медицинской помощи с предоставлением необходимого и достаточного для достижения результата применения медицинской технологии медицинского изделия в системе ОМС; 2) платное оказание медицинской помощи пакетно: госпитализация, медицинская технология, лекарственные препараты, медицинские изделия, питание и др. Смешивание этих моделей невозможно.
С утверждением Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» с 01.01.13 разведение указанных выше моделей правоотношений достигает максимума. Если пациент желает использования в медицинской технологии исключительного медицинского изделия, приобретенного им лично, то он вправе получить медицинскую помощь платно пакетно по второй модели.
Отрадно, что такой подход на днях возобладал и в разъяснениях, распространенных ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга» в письме от 14.08.13 №4890: «В связи с запросами медицинских организаций и страховых медицинских организаций о нормативно-правовых основаниях приобретения пациентами изделий медицинского назначения (в том числе изделий для металлоостеосинтеза), гражданами, получающими медицинскую помощь в рамках «Программы ОМС», Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга разъясняет следующее.
Пунктом 5 статьи 84 Федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень оснований, дающих право медицинским организациям, участвующим в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, оказывать пациентам
платные медицинские услуги. В него включено оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами.
Условия оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС определены разделом 4 Приложения 1 Закона Санкт-Петербурга №739-125 «О Территориальной программе государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В качестве условий обеспечения процесса оказания медицинской помощи изделиями медицинского назначения установлено, что «... при оказании в рамках Территориальной программы медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи». Таким образом, если медицинское изделие предусмотрено стандартом медицинской помощи, его предоставление гражданину медицинской организацией должно производиться безвозмездно (с оплатой из средств обязательного медицинского страхования).
При этом необходимо учитывать, что в рамках стационарной медицинской помощи медицинскими изделиями (расходными материалами, имплантами, ИОЛ, изделиями для металоостеосинтеза и т.п.). лекарственными препаратами и иными техническими и технологическими компонентами для медицинских вмешательств медицинской организацией обеспечивается не пациент, а лечащий (опе-
рирующий) врач в рамках осуществления им соответствующих медицинских вмешательств. К медицинским изделиям, которыми в соответствии со стандартами обеспечиваются граждане, относятся изделия, которые могут использоваться непосредственно пациентом или ухаживающими за ним лицами, например: глюкометры, памперсы, костыли, ходунки, моче- и калоприемники и т.п.
Вышеизложенные нормы законодательства об обязательном медицинском страховании не ущемляют права граждан на получение медицинских услуг, предоставляемых по их желанию путем заключения договора об оказании платных медицинских услуг с выбранной медицинской организацией. Этот тип правоотношений по поводу медицинской помощи и медицинских услуг, не регулируемый законодательством об ОМС, подлежит реализации в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Однако при этом следует обратить внимание на то, что при стационарном лечении приобретение гражданином медицинских изделий и/или лекарственных препаратов как вне медицинской организации, так и у самой медицинской организации является сделкой физического лица с торгующей организацией по купле-продаже товара, но не относится к договорным отношениям сторон по поводу платных медицинских услуг. Соответственно правомерным и соответствующим указанному Постановлению предметом договора платных медицинских услуг, касающегося лечения с использованием конкретизированных заказчиком медицинских изделий, может быть лишь сложная или комплексная медицинская услуга, включающая в качестве компонента соответствующую технологию. В рамках установленного вышеназванным Постановлением договорного регулирования правоотношений по поводу такой медицинской услуги стороны вправе определять и
потребительские характеристики входящих в нее отдельных медицинских вмешательств, в том числе спецификацию используемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, их производителей, условия пребывания пациента, квалификационные требования к участникам и организации лечебного процесса, ухода и т.д.
Обращаем Ваше внимание на то, что с даты вступления в силу названного Постановления Правительства (01.01.2013) договор платных медицинских услуг установлен законодательством Российской Федерации в качестве единственной формы документирования сделок экономического характера между медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в рамках Программы ОМС, и застрахованным в ОМС лицом. Соответственно использование медицинскими организациями иных, нежели определенный постановлением двухсторонний письменный договор, форм и процедур в экономических отношениях с застрахованными в ОМС лицами по поводу оказываемой последним медицинской помощи (например, «Добровольное согласие па оплату (приобретение)...»; «Отказ от бесплатно предоставляемых изделий медицинского назначения и/или лекарственных препаратов.»; «Заявление об использовании для лечения приобретенных пациентом ... » и т.п.) является нарушением законодательства«.
Существенно, что новое руководство Федерального фонда ОМС в Письме от J2.04.J3 №2694/21-04 подтвердило свою приверженность защите законных интересов пациентов при рассмотрении вопросов о законности принуждения пациентов к приобретению медицинских изделий в рамках системы/ ОМС, упреждая давно ожидаемое населением решение Президиума Госсовета от 30.07.J3 года:
«Согласно статье 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках
Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применений, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1.5 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» одним из нарушений, ограничивающих доступность медицинской помощи для застрахованных лиц, является приобретение пациентом лекарственных средств и изделий медицинского назначения в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств«, Формуляр лечения стационарного больного, согласованного и утвержденного в установленном порядке, на основании стандартов медицинской помощи.
Возмещение медицинскими организациями застрахованным лицам вышеуказанных средств согласно Классификации операций сектора государственного управления, утвержденной Приказом Министерства
Э-
финансов Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов», относятся к расходам по статье 290 «Прочие расходы».
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ) структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страховании включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату трудя, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и .диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью да ста тысяч рублей за единицу.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, бесплатное обеспечение застрахованных лиц в период пребывания в стационаре по назначению врача лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, включенными в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», «Формуляр лечения стационарного больного» на основе стандартов медицинской помощи, относится к обязательствам медицинских организаций. В случае неисполнения указанных обязательств медицинские организации обеспечивают возврат средств, необоснованно затраченных застрахованным лицом».
Приведенные выше документы ФОМС и ТФОМС Санкт-Петербурга существенным образом проливают свет в мутную воду платных медицинских услуг, закрепляя права пациентов на бесплатное предоставление медицинских изделий в рамках системы ОМС.
Однако, памятуя о требовании Президента РФ о прозрачности, конечно, в ближайшее время необходимо реализовать ряд практических мер:
1) в ст. 84 части 5 Закона РФ № 323-ФЗ более четко изложить вербальную правовую конструкцию оказания платных услуг «на иных условиях, чем предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами»;
2) в территориальной программе ОМС каждого субъекта РФ ясно и прозрачно изложить: раздел иных условий, чем предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами, являющихся поводом для оказания платных медицинских услуг; правил использования
медицинских изделий в системе ОМС (включение в программы отечественных медицинских изделий или импортируемых из-за рубежа, стоимостные характеристики, потребительские характеристики и т.д.);
3) предоставить СМО и ТФОМС (или их совместной комиссии) право знакомиться с коммерческой информацией медицинской организации по оказанию платных медицинских услуг застрахованным ими по ОМС гражданам с целью упреждения конфликта интересов в сфере здравоохранения и защиты имущественных прав застрахованных граждан; отказ медицинской организации от предоставления таковой информации должен автоматически приводить к обращению в
следственные органы СК РФ и Росздравнад-зор, а, возможно, и штрафные санкции;
4) при экспертизе медицинской помощи в системе ОМС (медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи) в качестве нарушения договорных обязательств и дефектом медицинской помощи считать отсутствие в первичной медицинской документации пациента: наименования использованного медицинского изделия, сертификата качества и его подробных тактико-технических характеристик, а также обоснования выполнения медицинской технологии с использованием преимуществ конкретного вида (варианта, формы, качественного состава, функции и др.) медицинского назначения.
Здравоохранение-20 Л 3
МИНЗДРАВ РОССИИ УТВЕРДИЛ НОМЕНКЛАТУРУ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 сентября 2013 г. Регистрационный № 29 950.
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 529н от 6 августа 2013 г. утверждена номенклатура медицинских организаций. Первая часть номенклатуры устанавливает категории организаций по виду медицинской деятельности. Она содержит три раздела: лечебно-профилактические организации, организации особого типа, организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Вторая часть делит организации государственной и муниципальной систем здравоохранения по территориальному признаку. Это — федеральные; краевые, республиканские, областные, окружные; муниципальные; межрайонные; районные; городские.
Организации, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных учреждений, на базе которых ведется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический».
Приказ об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения признан утратившим силу. Данная номенклатура содержала 4 раздела: ЛПУ, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.
Источник: информационно-правовой портал Гарант