БЕСПИЛОТНЫЙ ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ В РОССИИ
И.В. Свищёва, ассистент М.Н. Лапинский, студент
МИРЭА - Российский технологический университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-2-142-145
Аннотация. В статье рассматривается ситуация на рынке беспилотных автомобилей в России, то, как развивался беспилотный личный транспорт, рассмотрены ключевые положения законов, послуживших развитию данного вида транспорта в Российской Федерации, а также основные компании, получившие разрешение на тестирование и внедрение беспилотного автотранспорта. Так же в статье освещены основные уровни автоматизации транспорта, и перспективы развития данного вида транспорта, приведены соответствующие диаграмма и сравнительная таблица. Приведено статистическое исследование, показывающее готовность Россиян к использованию беспилотных автомобилей.
Ключевые слова: беспилотный автотранспорт, беспилотники в России, машины без водителя, автоматизация транспорта, инновации в сфере транспорта.
В 2022 году сложно вообразить жизнь без уже привычных и так плотно вошедших в наш быт информационных технологий. Они используются в различных сферах деятельности, в том числе и в автотранспорте. На протяжении уже нескольких десятилетий автомобильный транспорт стремительно развивается, а автопроизводители внедряют огромное количество новых как системных, так и архитектурных решений. Сейчас трудно представить инновационную машину без наличия в ней многочисленных компьютерных и программных систем. Даже самые бюджетные автомобили оснащены достаточно внушительным количеством различных датчиков и софтов - их число колеблется от 60 до 100 штук, а в автомобилях преми-ум класса их число может переваливать 250 и более. Так же стремительно развивается и рынок беспилотных автомобилей, не требующих участия водителя в управление транспортным средством - это очень быстрорастущий рынок, привлекающий к себе большое количество инвесторов и являющийся переходом в новую эру автомобильной промышленности.
Целью данной статьи является изучение и анализ основных компаний производителей беспилотного личного транспорта России, а также рассмотрение вопроса
востребованности и популярности данного технологического решения в РФ.
Задачи, которые решены в рамках выполненного исследования:
1. Изучение развития беспилотного личного транспорта в России.
2. Изучение данных об уровнях автономности личного транспорта.
3. Исследование Российского рынка автопилотного транспорта.
4. Исследование потребностей граждан России в автопилотном транспорте.
5. Сделать выводы о проделанных исследованиях.
Развитие автопилотного личного транспорта в России
26 ноября 2018 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей [1]. Эксперимент стартовал с 1 декабря в Москве и Татарстане. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одно из основных требований к участникам эксперимента - страхование ответственности.
Москва дает возможность отрабатывать различные дорожные сценарии и быстро обучать алгоритмы. Иннополис же позволяет нам тестировать собственный сервис
беспилотного такси [2] - представитель компании Яндекс.
В феврале 2020 года в Постановление были внесены изменения, разрешающие тестировать автономные автомобили ещё в 11 регионах. На начало 2020 года в России разрешение на тестирование автономных
автомобилей на дорогах общего пользования имеют Яндекс, МАДИ и КАМАЗ.
Российский рынок является перспективным для развития беспилотного транспорта, но пока не приспособлен к массовому внедрению автопилота: он занимает лишь 22-е место в страновом рейтинге готовности (рис. 1).
Причины этого - слабо развитая дорожная инфраструктура и отсутствие полного покрытия страны сетями 3G и 4G, без которых беспилотники не смогут держать связь со спутниками и корректировать движение, - отмечает замдиректора департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Константин
Авакян [3].
Указ премьер-министра РФ Дмитрия Медведева дал новый скачок для развития производителей автопилотных машин личного пользования и их тестирования в «бытовых» условиях города с самой большой инфраструктурой в России.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что производство беспилотных ТС для России - относительно новая сфера деятельности, но при этом одна из самых быстрорастущих и спонсируемых направлений.
Уровни автономности транспорта
Всего на данный момент существует шесть различных уровней автономности машин. Рассмотрим каждый из уровней по восходящей от нулевого к пятому.
- Нулевой уровень
На данном уровне находятся системы, предупреждающие водителя о различных опасностях на дороге: автоматическая блокировочная система, предупреждение о покидании полосы и т.п.
- Первый уровень
Ассистент помогает тормозить или разгоняться, корректирует курс движения машины.
- Второй уровень
Ассистент тормозит, разгоняется и корректирует курс движения машины. Нужно отметить, что на данном уровне человек всё же принимает участие в вождении автомобиля, пусть и минимальное.
На последующих трех уровнях автономности человек уже не принимает никакого участия в управлении транспортным средством при условии, что при активирована функция автопилота.
- Третий уровень
Водитель управляет машиной только при том, что система сама отправляет запрос на данное действие, то есть «просит» владельца об этом.
- Четвертый уровень
Система автомобиля уже ни при каких обстоятельствах не требует человека взять на себя управление транспортом, у автопилотной машины такого уровня могут отсутствовать руль и педали. Но сфера работы таких машин ограниченна, например, беспилотное такси, работа которого ограниченна сеткой локальной цифровой карты дорог.
- Пятый уровень
Данный уровень является ключевым уровнем автономности транспорта, к которому в данный момент стремится человечество. От четвертого он отличен только тем, что беспилотники функционируют везде и при любых погодных условиях.
По исследованиям PwC к 2040-му году в крупных городах будет создана полностью беспилотная транспортная инфраструктура, то есть все транспортные средства будут передвигаться без водителей, необходимость в которых исчезнет [4] -РБК.
Для того чтобы компании смогли достичь пятого уровня автономности личного транспорта, должна быть произведена огромная работа и приложено необходимое для этого количество усилий.
Рынок автопилотного транспорта
В данный момент существует всего несколько крупных Российских компаний, занимающихся производством, тестированием и внедрением беспилотных транспортных средств:
1. Яндекс
Self-Driving Cars - проект компании «Яндекс», направленный на разработку и внедрение автомобилей с автопилотом. Свои продукты в сфере беспилотного личного транспорта эта компания тестировала не только в России, но и США и Израиле. На данный момент это крупнейшая Российская компания по производству автопилотируемых машин [5].
2. КАМАЗ
Данный автопроизводитель занимается разработкой уже автономных грузовиков, а также электромобилями без водительского места и городскими шаттлами, которые в перспективе смогут заменить автобусы [5].
3. Sber Automotive Technologies
Испытания беспилотников подразделения компании «Сбер» курирует подразделение «СберАвтоТех». Машины используют карты от 2ГИС, поскольку эта компания также входит в портфель активов банка [5].
3. StarLine
Разработчик НПО СтарЛайн. Компания занимается телематикой и автоматизацией перевозок. Один из проектов компании -OSCAR. Это возможность протестировать беспилотник всем желающим в Санкт-Петербурге [5].
На рисунке 1 представлено одно из исследований компании HIS Automotive, которое прогнозирует рост количества беспилотного транспорта во всем мире, в том числе и в России.
-- 21
0,1
2016 г. (примерное количество 2025 г. 2035 г.
экспериментальных машин)
Рис. 2. Прогноз динамики рынка полностью беспилотных автомобилей, млн ед. (по данным HIS Automotive)
На данный момент крайне мало российских компаний, которые занимаются данной сферой деятельности, что открывает огромные возможности для развития других компаний в производстве беспилотных ТС, в том числе и малому бизнесу.
Потребности граждан России в автопилотном транспорте
Исходя из исследования компании «Авито Авто», видно, что 59% россиян одобряют развитие беспилотного транспорта, тогда как всего лишь 27% уже сейчас готовы ездить на беспилотном такси без водителя [6].
Из данной статистики мы можем сделать вывод, что подавляющее большин-
доверить управление автомобилем искусственному интеллекту, что наводит на мысль о необходимости развивать технологии в данной сфере с целью завоевать доверие потребителя и показать большему количеству людей, что за беспилотными автомобилями бедующее.
Поводя итоги, можно с увереностью сказать, что производство беспилотного личного автотранспорта - весьма перспективная и быстроразвивающаяся в России сфера, которая со временем завоюет еще большее доверие людей, и наше поколение уже совершенно точно будет свидетелем новой эры авто личного пользования.
Режим доступа:
ство россиян в данный момент не готовы
Библиографический список
1. Беспилотный автомобиль. - [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_автомобиль#История.
2. Беспилотные автомобили: кто разрабатывает их в России и что мешает развитию рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sk.ru/news/bespilotnye-avtomobili-kto-razrabatyvaet-ih-v-rossii-i-chto-meshaet-razvitiyu-rynka/.
3. Когда в России стартуют беспилотные авто. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/media/kompania/kogda-v-rossii-startuiut-bespilotnye-avto-5f45310ccffa410417da7875.
4. Аналитики пообещали полностью беспилотный транспорт в городах к 2040 году. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/29/01/2018/5a6b70969a79470ba886ac15.
5. Беспилотные автомобили в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/expert/avto/bespilotnye-avtomobili-v-rossii/.
6. Больше половины россиян верит в перспективы беспилотного транспорта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.avito.ru/blog/bespilotniki.
UNMANNED PERSONAL TRANSPORT IN RUSSIA
I.V. Svishcheva, Assistant
M.N. Lapinsky, Student
MIREA - Russian Technological University
(Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the situation on the market of unmanned vehicles in Russia, how unmanned personal transport developed, the key provisions of the laws that served the development of this type of transport in the Russian Federation, as well as the main companies that received permission to test and implement unmanned vehicles. The article also highlights the main levels of transport automation, and the prospects for the development of this type of transport, the corresponding diagram and comparative table are given. A statistical study showing the readiness of Russians to use self-driving cars is given.
Keywords: unmanned vehicles, drones in Russia, driverless cars, automation of transport, innovations in the field of transport.