Научная статья на тему 'БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ - РЕТРАНСЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ'

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ - РЕТРАНСЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
808
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / РЕТРАНСЛЯЦИЯ / МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Карпычев Владимир Юрьевич

В статье рассматривается возможность организации с использованием ретранслятора на беспилотном воздушном судне симплексной телефонной радиосвязи в ОВЧ и УВЧ диапазонах радиочастот. Изучен опыт применения беспилотных воздушных судов в качестве полетной платформы для ретрансляторов связи. Рассмотрены рынки ретрансляторов и беспилотных воздушных судов, перспективные для использования в составе мобильных комплексов связи МВД России. Сформированы основные требования к функциональным компонентам мобильного полицейского комплекса связи с ретранслятором на беспилотном воздушном судне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Карпычев Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS - REPEATERS: MODERN SOLUTIONS

The article considers the possibility of organizing simplex telephone radio communication in VHF and UHF radio frequency bands using a repeater on an unmanned aircraft. The experience of using unmanned aircraft as a flight platform for communication repeaters has been studied. The markets of repeaters and unmanned aircraft that are promising for use as part of mobile communication complexes of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The basic requirements for the functional components of a mobile police communication complex with a repeater on an unmanned aircraft have been formed.

Текст научной работы на тему «БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ - РЕТРАНСЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ»

РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

В. Ю. Карпычев, доктор технических наук, профессор

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — РЕТРАНСЛЯТОРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

UNMANNED AIRCRAFT SYSTEMS — REPEATERS: MODERN SOLUTIONS

В статье рассматривается возможность организации с использованием ретранслятора на беспилотном воздушном судне симплексной телефонной радиосвязи в ОВЧ и УВЧ диапазонах радиочастот. Изучен опыт применения беспилотных воздушных судов в качестве полетной платформы для ретрансляторов связи. Рассмотрены рынки ретрансляторов и беспилотных воздушных судов, перспективные для использования в составе мобильных комплексов связи МВД России. Сформированы основные требования к функциональным компонентам мобильного полицейского комплекса связи с ретранслятором на беспилотном воздушном судне.

The article considers the possibility of organizing simplex telephone radio communication in VHF and UHF radio frequency bands using a repeater on an unmanned aircraft. The experience of using unmanned aircraft as a flight platform for communication repeaters has been studied. The markets of repeaters and unmanned aircraft that are promising for use as part of mobile communication complexes of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The basic requirements for the functional components of a mobile police communication complex with a repeater on an unmanned aircraft have been formed.

Введение. В настоящее время беспилотные авиационные системы (БАС) эффективно используются силовыми ведомствами. В некоторых специальных задачах представляется перспективным применение беспилотных воздушных судов (БВС) в качестве носителей ретрансляторов связи. Размещение ретрансляторов связи на БВС позволит оперативно увеличить зону покрытия, организацию каналов связи в неподготовленных в отношении связи районах, а также снизить затраты на эти мероприятия.

Актуальность ретрансляции радиосигналов в задачах МВД России. Радиочастотный спектр, выделенный МВД России для организации подвижной наземной радиосвязи, расположен в ОВЧ и УВЧ диапазонах. Связь на этих частотах устойчива во времени, уровень помех мал и не зависит от времени года и суток, атмосферные осадки и промышленные помехи незначительно влияют на качество связи. Основным недостатком является малая дальность связи, которая определяется по известной формуле R = 4.1x(Vhï + Vh2), км

где h1 и h2 — высоты подъема антенн радиостанций, м [1].

В табл. 1 приведены дальности связи при различных высотах размещения антенн радиостанций [2].

В реальных условиях высоты размещения антенн не превышают 30 м (для стационарных радиостанций), редко выше. Соответственно предельная дальность УКВ радиосвязи составляет 30—50 км, и в некоторых случаях ее явно недостаточно даже для компактных регионов центральной России.

Таблица 1

Дальность связи в зависимости от высот размещения антенн радиостанций

Высота размещения на БВС антенны А] (И]), м Дальность связи (К), км

при высоте размещения наземной антенны А2 (И2), м

1 10 30

100 39 47 55

250 60 68 76

1000 117 124 132

5000 256 254 272

При проведении каких-либо мероприятий органами внутренних дел вне зоны покрытия стационарных радиостанций возможности поднятия антенн еще более ограничены. Например, некоторые модификации телескопической мачты ХЖ 4.115.003, которой может быть укомплектован подвижный узел связи (ПУС), имеют максимальную высоту подъема до 15,3 м.

Ситуация усугубляется при попытках организации связи в лесной и сильно пересеченной местности. В теории радиосвязи хорошо известны ограничения по дальности и качеству связи, обусловленные наличием различных препятствий в зонах Френеля, работающих радиостанций [3].

Таким образом, задача создания или увеличения зон покрытия радиосигналом для МВД России является актуальной, особенно на местности, не входящей в зоны стационарного покрытия. Одним из возможных ее решений может быть размещение ретранслятора радиосигналов на БВС.

При размещении одной из антенн на БВС существует возможность организации прямой связи между БВС и наземной радиостанцией на дальностях до 200—300 км (без учета рефракции в атмосфере и при отсутствии препятствий на пути распространения радиоволн). Для повышения дальности связи, как в условиях городской многоэтажной застройки, так и сложного рельефа местности или лесного массива, необходимо увеличивать высоту полета БВС и использовать мачтовые сооружения для наземных антенн. Однако последняя мера существенно зоны покрытия не увеличивает.

Опыт применения БВС для организации каналов радиосвязи. Использование БВС в качестве носителя оборудования для создания каналов беспроводной связи не имеет широкого распространения и является нетипичной прикладной задачей, теоретические и конструктивные проработки которой, на наш взгляд, недостаточны [4, 5].

Тем не менее у российских разработчиков существует понимание актуальности реализации в БАС функции организации каналов связи, в том числе ретрансляции сигналов наземной подвижной связи.

В интернете размещено описание тяжелого БВС «Зонд», разработанного ОАО «Компания «Сухой»: длина — 13 м, размах крыльев — 35 м, максимальная высота полета —

16000 м. В качестве одной из целевых нагрузок (ЦН) в рекламных материалах указано ретрансляционное оборудование. Общая масса ЦН — до 1500 кг.

ОКБ им. Н. И. Камова создало вертолётное многофункциональное БВС КА-137, на котором может быть размещено ретрансляционное оборудование. Диаметр главного винта БВС — 5,30 м, масса взлетная — 280 кг, практический потолок — 5000 м, масса полезной нагрузки — 80 кг.

ООО «Специальный Технологический Центр» разработало БВС «Орлан-10», на котором одновременно могут быть установлены фото- и видеокамера, тепловизор, радиопередатчик для передачи изображения на пульт и ретранслятор сигнала. Технические характеристики БВС «Орлан-10»: размах крыла — 3,1 м, максимальная взлетная масса — 18 кг, продолжительность полета — 10—18 час, практический потолок — 6000 м, масса полезного груза — 5 кг.

ООО «ЮВС АВИА» в 2018 году создало привязную БАС — ретранслятор на базе квадрокоптера вертолётного типа «Гранад ВА-1000». При подъеме на 100 метров БАС обеспечивает передачу сигнала на расстояние не менее 50 километров.

По данным Минобороны России, на вооружение принято БВС «Тахион», способное нести в качестве ЦН ретранслятор. Масса ЦН не превышает 5 кг. На форуме «Армия-2016» Минобороны России представило малогабаритную платформу связи и ретрансляции на базе БВС, которая обеспечивает дальность связи до 120 км.

В различных источниках приводятся отдельные сведения еще о ряде разработок.

Ретрансляционное оборудование БАС. В настоящее время на рынке представлено незначительное количество УКВ ретрансляторов, которые можно рассматривать в качестве ЦН БВС по совокупности технических характеристик.

Из отечественных разработок следует отметить ретранслятор Zala Aero Group, комплексированный с видеокамерами «Z-16 RELAY-VR», рис. 1.

Рис. 1 Ретранслятор с видеокамерами «Z-16RELAY-VR»

Рассматриваемая ЦН представляет собой междиапазонный ретранслятор с видеокамерами для БВС самолетного и вертолетного типа. В соответствии с рекламными материалами ретранслятор обеспечивает увеличение дальности действия радиостанций до 40 км. Более подробных характеристик, актуальных в данном контексте, производитель не приводит.

Для использования в качестве ЦН БВС в интернете предлагается переносной ретранслятор цифровой связи «AGENT-202» на базе ретранслятора Motorola Solutions SLR5500.

Также для создания БВС-ретранслятора возможно применение неспециализированных универсальных ретрансляторов с радиотехническими и конструктивными характеристиками, обеспечивающими возможность эксплуатации в рабочих условиях БВС. В качестве примера приведем компактный цифровой ретранслятор «Motorola SLR1000» ОВЧ диапазона. Технические характеристики ретрансляторов «AGENT-202» и «Motorola SLR1000» приведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные технические характеристики ретрансляторов «AGENT-202» и «Motorola SLR1000»

Наименование характеристики Значение

AGENT-202 «Motorola SLR1000»

Частотный диапазон, МГц ОВЧ/УВЧ (136-174; 403-470) 146—174

Мощность, Вт 1—50 1—10

Количество каналов 64 64

Шаг сетки частот, кГц 12,5/20/25

Режим работы аналоговый, цифровой, смешанный

Радиус зоны покрытия при h=600 м, км 130—150 -

Масса (со стандартным аккумулятором), кг 3,7 (5,9 с антенной) 4,54

В 2003 г. ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России разработан комплекс радиооборудования для создания радиосетей передачи данных «Доступ». В состав комплекса входит ретранслятор GR-500 фирмы Motorola. В качестве приемника и передатчика используются мобильные радиостанции Motorola серии GM и CM в зависимости от требований и частотного диапазона.

Питание ретранслятора Motorola GR500 — сетевое (трансформаторный блок питания). Предусмотрено его резервирование от внешнего аккумулятора. Масса ретранслятора — 12 кг.

При дооборудовании корпуса крепежными элементами возможно размещение его на БВС малого и легкого классов для организации симплексной телефонной связи в ОВЧ и УВЧ диапазонах. Однако этой простейшей доработки недостаточно, поскольку требуется решение еще ряда технических вопросов, прежде всего электропитания от источника постоянного тока.

Беспилотные воздушные суда. Приведенные выше примеры показывают, что в качестве воздушной платформы для ретрансляторов радиосигнала могут быть использованы различные БВС. При этом для задач МВД России БВС должны отвечать определенным тактико-техническим требованиям. Формировать набор таких требований удобно, опираясь на классификацию БВС.

БВС классифицируют по различным критериям: назначению, конструкции, взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета, размерам аппаратов и т. д. Однако единый подход отсутствует: существуют отечественные, в том числе «военные», ГОСТы, доктринальные [6] и международные классификации, например классификация UVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International). Такое многообразие подходов создает определенные трудности для выбора классификационной схемы. Поэтому для целей настоящей статьи будем использовать ряд параметров, не противоречащих известным классификациям.

Прежде всего отметим необходимость определения типа конструкции БВС. В настоящее время на рынке доминируют БВС самолетного и вертолетного типов, имеющие характерные возможности и ограничения, которые следует учитывать при выборе летной платформы для БАС МВД России.

Оба типа обеспечивают быструю, определяемую скоростью БВС, доставку ретранслятора в заданную точку. Практическая дальность полета имеет значение при необходимости организации локальных радиосетей на максимальном удалении от наземных пунктов управления (НПУ) БВС.

НПУ целесообразно размещать на транспортных средствах наземного или водного базирования, лучше всего — ПУС. Это позволит максимально приближать НПУ к местам проведения операций МВД России, не покрытым ведомственной радиосвязью, и организовывать ретрансляцию на труднодоступной местности, а также динамично менять зону покрытия. При этом в большинстве ведомственных задач ретрансляции радиосигнала достаточно применения БВС ближнего (до 25 км) и малого (25—100 км) радиуса действия.

При необходимости применения БВС на больших расстояниях базирование НПУ на ПУС не создает заметных преимуществ и, скорее всего, невозможно по ограничениям, накладываемым габаритными размерами БВС.

Применение обоих типов БВС может быть ограничено временем непрерывного нахождения БВС в воздухе, которое определяется характеристиками источников энергии и массогабаритными характеристиками БВС [7]. Для задач МВД России этот параметр является критически важным, поскольку несоответствие его значений требованиям задачи ведет к особым тактическим схемам применения (подмена БВС) и/или серьезным изменениям конструктивной концепции (переход к «привязному» электропитанию, см. ниже).

Требования к БВС по предельной массе полезной нагрузки определяются весом предполагаемой ЦН, включая ретранслятор.

Самолетный тип БВС имеет специфические ограничения на применение в качестве ретранслятора в задачах МВД, в том числе необходимость взлетно-посадочной полосы для взлета/посадки, в качестве альтернативы которой могут быть использованы пневматическая/механическая катапульта (для взлета) и ровный участок местности не менее 20х20 м (для посадки). Отметим, что при работе в полевых условиях взлёт и посадка БВС должны осуществляться с необорудованных площадок, а при размещении БАС на катерах трудности взлета и особенно посадки возрастают.

Отмеченные особенности затрудняют включение БАС с БВС самолетного типа в состав ПУС. Однако при отсутствии указанных ограничений (в степной местности) в качестве летной платформы для средств ретрансляции могут быть использованы лёгкие БВС самолетного типа малой и средней дальности, например «Орлан-10». При необходимости организации зоны покрытия на большой дальности от НПУ БВС самолетного типа также могут найти применение.

БВС вертолетного типа. Преодоление описанных ограничений возможно применением БВС вертолетного (мультикоптерного) типа. Для базирования на ПУС пер-

спективными представляются БВС малой дальности и ближнего действия малого и легкого классов (нагрузка от 1 кг до 30 кг). Рассмотрим основные характеристики, БВС актуальные для использования их в качестве носителя ретрансляторов, табл. 3.

Таблица 3

Технические характеристики некоторых отечественных БВС вертолетного типа

Модель БВС

Наименование характеристики Blaskor Нелк-В4 Нелк-В6 Нелк-В12 Гри фон-41 Super -cam X6М2 Гранад ВА-1000 ZALA drone delivery

Продолжительность 30 55 40 20 60 55 88 40

полета, мин

Дальность 5 5 5 5 15 10 40 15

действия, км

Максимальная 3000 1000 1000 300 1000 500 4000 1000

высота полета, м

Скорость полета, км/ч 0-45 70 50 40 45 60 54 40

Масса ЦН, кг до 2 1,5 3 10 1,5 - 1 1

Из приведенных в табл. 3 данных следует, что время непрерывного нахождения в воздухе составляет 20—60 мин, а масса нагрузки — 1—10 кг. Очевидно, что для организации ретрансляции радиосигнала характеристики, обеспечиваемые данными классами БВС, недостаточны как с точки зрения тактики проведения операций МВД (время), так и с точки грузоподъемности (масса рассмотренных ретрансляторов существенно превышает грузоподъемность анализируемых БВС).

Привязные БВС. В концепции «привязанное БВС» идея заключается в том, что при выполнении таких задач, как ретрансляция радиосигнала, отсутствует необходимость горизонтального перемещения БВС в пространстве — достаточно поднять БВС-ретранслятор на заданную высоту и соединить его с НПУ специальным тросс-фидером, одновременно выполняющим функции удерживающего троса, силового кабеля и коммуникационной линии. Таким образом, БВС фиксируется в определенной точке пространства, определяемой географическими координатами станции питания (см. ниже) и длиной троса. Такое решение снижает массогабаритные параметры БВС и обеспечивает практически неограниченное время нахождения его в воздухе [8].

Эти преимущества открывают перспективу использования привязных БАС в качестве платформы для размещения ретрансляторов при выполнении следующих условий:

- отсутствие необходимости оперативного изменения зоны покрытия (режима полета БВС);

- достаточность зоны покрытия при поднятии ретранслятора на высоту около 100 м (определяется длиной трос-фидера).

Здесь же отметим важный правовой аспект: не требуется получения разрешения на использование БВС взлетной массой до 30 кг на высотах до 150 м (при выполнении еще ряда условий) [9]. Это допущение позволяет МВД России оперативно создавать расширенные временные зоны покрытия радиосигналом.

Отечественные образцы привязных БАС «Геоскан 401» и «Арнега-УДХМ» (окто-коптер) позволяют поднимать ЦН массой 2 и 5 кг на высоту 100 и 50 м соответственно.

Отметим, что на рынке также представлены привязные БВС иностранного производства: линейка БВС китайской фирмы SZ DJI Technology Co., Ltd., Elistair Orion (США), Альбатрос Scylle (КНР), Tether eye (США), CyPhy VTOL (США), UMAR DPI UAV Systems (США), Z18 UF Drone Volt (Франция), Fotokite (Швейцария) и др.

Станции электропитания БВС. Для обеспечения непрерывной работы ретранслятора на БВС в течение необходимого времени возможна подача электропитания по привязному кабелю от наземной станции электропитания. Станция преобразует входное напряжение 220 В сети переменного тока либо бензинового электрогенератора в выходное напряжение постоянного тока, требуемое для питания БВС. В последнем случае время нахождения БВС в воздухе можно продлевать без посадки БВС дозаправкой генератора.

Анализ рынка станций питания БВС не выявил предложений отечественных производителей. В зарубежном секторе представлены быстро развертываемые станции питания французской компании Elistair SAFE-T, SAFE-T2, LIGH-T и аккумуляторная станция PowerStation.

На БВС устанавливается бортовой модуль станции, который обеспечивает электропитание БВС в штатном режиме. Конструкция наземного блока включает автоматическую лебедку с привязным кабелем, преобразователь напряжения, управляющую электронику, элементы управления и сигнализации.

Важнейшим техническим параметром станций питания является создаваемое напряжение постоянного тока, необходимое для работы БВС (определяется бортовым аккумулятором). Так, для станции SAFE-T2 оно составляет 6S/24 В (± 2 В) или 12S/48 В (± 3 В). Нетрудно видеть, что эти значения не позволяют непосредственно обеспечивать электропитание бортового ретранслятора.

Мобильный комплекс связи с БАС-ретранслятором. Использование наземного транспортного средства в качестве носителя БАС позволит не только обеспечить его питанием, но и быстро выдвинуться в район, в котором необходимо организовать временную радиосеть. Учитывая характерную удаленность таких районов, целесообразным будет использование автомобиля повышенной проходимости, оснащенного необходимым оборудованием для выполнения задач:

- перевозки, развертывания и функционирования БАС малого класса и системы электропитания;

- перевозки личного состава для работы на комплексе связи с БАС-ретранслятором;

- организации рабочих мест операторов БАС.

Анализ габаритных размеров и компоновочных решений в части возможности размещения БАС в грузовом отделении автомобилей различного класса показал, что вышеизложенным требованиям удовлетворяют автомобили КАМАЗ 5027, ГАЗель NEXT A32R32, 5027G, ГАЗ 27057 (4x4), Ford Transit. ПУС, созданные на базе указанных моделей, могут быть использованы для транспортировки БАС. При этом может потребоваться внесение изменений в компоновку ПУС.

Заключение. Анализ тактико-технических характеристик основных функциональных компонентов, необходимых для создания мобильного БАС-ретранслятора, выявляет трудности их комплексирования (например, по напряжению электропитания БВС, ретранслятора и станции питания, массогабаритным характеристикам и др.). Без системной технико-технологической и конструкторской проработки (опытно-конструкторской работы) преодолеть эти трудности достаточно сложно.

В общем случае проектирование БАС-ретранслятора предполагает комплекси-рование двух сложных технических систем — радиотехнической и авиационной — с

возможным включением в состав БАС станций питания БВС и переходом к кабельному электропитанию вертолетных БВС, а также использованием наземных и водных транспортных средств доставки к месту развертывания.

Это означает, что мобильный комплекс связи с БАС-ретранслятором должен разрабатываться как единая система в составе следующих компонентов: мультикоптер-ная БАС, ретрансляционное оборудование, наземная станция электропитания, транспортное средство (ПУС).

При этом ретрансляционное оборудование должно не только иметь определенные радиотехнические и телекоммуникационные характеристики в соответствии с предназначением, но и быть комплексировано с БАС, в том числе в части аэродинамических, энергетических, климатических, эксплуатационных и иных характеристик.

В целях подготовки технического задания на ОКР по созданию мобильного комплекса на базе ПУС с мультикоптерной привязной БАС нами подготовлены общие тактико-технические требования к компонентам комплекса, в том числе:

- бортовому ретранслятору (частотный диапазон, мощность, количество каналов, массогабаритные, климатические характеристики, энергопотребление и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- БВС (тип судна, тип двигателя, массогабаритные, электрические характеристики судна и ЦН, климатические характеристики, длительность полета от собственной АКБ и др.);

- наземному блоку привязного питания (массогабаритные, электрические и климатические характеристики, управление привязным кабелем и др.);

- генератору электропитания (электрические характеристики, время работы на одной заправке, тип топлива, масса и др.).

Актуальными направлениями продолжения работы по данной тематике являются разработка и апробация программы и методик испытаний мобильных комплексов связи с БАС-ретранслятором; корректировка тактико-технических требований к таким комплексам по результатам испытаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долуханов М. П. Распространение радиоволн. — М. : Связь, 1972. — 336 с.

2. Боев Н. М., Шаршавин П. В., Нигруца И. В. Построение систем связи беспилотных летательных аппаратов для передачи информации на большие расстояния // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2014. — № 3. — С. 147—158.

3. Рекомендация МСЭ-R P.526-10. Распространение радиоволн за счет дифракции.

4. Васильев В. П., Родионов Д. В. Использование малогабаритных беспилотных летательных аппаратов в качестве ретранслятора связи // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2015. — № 2. — С. 11—14.

5. Михалев О. А., Галимов А. Ф. Анализ беспилотных авиационных систем в качестве потенциальной платформы для размещения ретранслятора радиосигнала в интересах системы связи МО РФ // Перспективы развития и применения комплексов с БЛА : мат. докл. НПК. — Коломна, 2016. — С. 180—187.

6. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние [В. С. Фетисов и др.]. — Уфа : Фотон, 2014. — 216 с.

7. Источники энергии дронов — раздвигая границы электрического полета // Российские беспилотники. — URL: https://russiandrone.ru/publications/istochniki-energii-dronov-razdvigaya-granitsy-elektricheskogo-poleta-/ (дата обращения: 01.02.2022).

8. Фетисов В. С., Кулбаев Б. Р. Содержание и развитие концепции «привязанный беспилотный летательный аппарат» // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 170—173.

9. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138) // СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Doluhanov M. P. Rasprostranenie radiovoln. — M. : Svyaz', 1972. — 336 s.

2. Boev N. M., Sharshavin P. V., Nigruca I. V. Postroenie sistem svyazi bespilotnyh letatel'nyh apparatov dlya peredachi informacii na bol'shie rasstoyaniya // Izvestiya YUFU. Tekhnicheskie nauki. — 2014. — # 3. — S. 147—158.

3. Rekomendaciya MSE-R P.526-10. Rasprostranenie radiovoln za schet difrakcii.

4. Vasil'ev V. P., Rodionov D. V. Ispol'zovanie malogabaritnyh bespilotnyh letatel'nyh apparatov v kachestve retranslyatora svyazi // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. — 2015. — # 2. — S. 11—14.

5. Mihalev O. A., Galimov A. F. Analiz bespilotnyh aviacionnyh sistem v kachestve potencial'noj platformy dlya razmeshcheniya retranslyatora radiosignala v interesah sistemy svyazi MO RF // Perspektivy razvitiya i primeneniya kompleksov s BLA : mat. dokl. NPK. — Kolomna, 2016. — S. 180—187.

6. Bespilotnaya aviaciya: terminologiya, klassifikaciya, sovremennoe sostoyanie [V. S. Feti-sov i dr.]. — Ufa : Foton, 2014. — 216 s.

7. Istochniki energii dronov — razdvigaya granicy elektricheskogo poleta // Rossijskie be-spilotniki. — URL: https://russiandrone.ru/publications/istochniki-energii-dronov-razdvigaya-granitsy-elektricheskogo-poleta-/ (data obrashcheniya: 01.02.2022).

8. Fetisov V. S., Kulbaev B. R. Soderzhanie i razvitie koncepcii «privyazannyj bespi-lotnyj letatel'nyj apparat» // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. —2014. — # 3. — S. 170—173.

9. Federal'nye pravila ispol'zovaniya vozdushnogo prostranstva Rossijskoj Federacii (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 11 marta 2010 g. # 138) // SPS «Konsul'tantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Карпычев Владимир Юрьевич. Ведущий научный сотрудник. Доктор технических наук, профессор.

Приволжский филиал ФКУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России.

E-mail: kavlyr.yandex.ru

Россия, 603134, Нижний Новгород, ул. Горького, 71. Тел. +7 (831) 433-41-36.

Karpychev Vladimir Yurevich. Leading researcher. Doctor of Technical Sciences, Professor.

Privolzhsky branch of the scientific and production association «Special equipment and telecoms» of the Ministry of the Internal Affairs of the Russia.

E-mail: kavlyr@yandex.ru

Work address: Russia, 603134, Nizhny Novgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. +7 (831) 433-41-36.

Ключевые слова: беспилотное воздушное судно; ретрансляция; мобильный комплекс связи.

Key words: unmanned aircraft; retransmission; mobile communication complex.

УДК 621.396, 629.078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.