Научная статья на тему 'БЕСКУЛЬТУРЬЕ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ: ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ'

БЕСКУЛЬТУРЬЕ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ: ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / БЕСКУЛЬТУРЬЕ / ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПОБЕДЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапчук Е.Ю., Потапчук В.В.

В статье рассматриваются проявления бескультурья и культурного варварства, обнаруживаемые в российском обществе в последнее десятилетие. Источником эмпирического материала исследования стал российский сегмент социальных сетей, в которых обнаруживаются случаи бескультурья при размещении контента о праздновании Дня Победы. Авторы исследования описывают ряд причин возникновения подобных явлений в российском обществе: сенситивный характер современной культуры, распространение и особенности массовой культуры, недостаточный уровень воспитания и образования, невысокую степень развития у граждан чувства меры и вкуса. В публикации указывается, что отбор форм и способов организации празднования Дня Победы является необходимым не только для преодоления проявлений бескультурья, повышения уровня культуры российского общества, но и для сохранения его национальной и культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Потапчук Е.Ю., Потапчук В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCIVILIZED VICTORY DAY CELEBRATION: ORIGINS AND REASONS

The article examines the manifestations of lack of culture and barbarism found in Russian society over the past decade. The source of the empirical material was the Russian segment of social networks, in which cases of uncultured behavior are found when posting content about the celebration of Victory Day. The authors of the study describe a number of reasons for the emergence of such phenomena in Russian society: the sensitive nature of modern culture, the spread and characteristics of mass culture, the lack of upbringing and education, the low degree of development of citizens' sense of proportion and taste. The publication states that the selection of forms and methods of organization of Victory Day celebrations is necessary not only for overcoming the manifestations of lack of culture, increasing the level of culture in the Russian society, but also for the preservation of its national and cultural identity.

Текст научной работы на тему «БЕСКУЛЬТУРЬЕ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ: ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА / THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.37 БЕСКУЛЬТУРЬЕ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПОБЕДЫ: ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ

Научная статья

Потапчук Е.Ю.1' *, Потапчук В.В.2

1 ORCID : 0000-0003-3530-279X;

2 ORCID : 0000-0002-7197-1651;

1 2 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (epotapchuk[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются проявления бескультурья и культурного варварства, обнаруживаемые в российском обществе в последнее десятилетие. Источником эмпирического материала исследования стал российский сегмент социальных сетей, в которых обнаруживаются случаи бескультурья при размещении контента о праздновании Дня Победы. Авторы исследования описывают ряд причин возникновения подобных явлений в российском обществе: сенситивный характер современной культуры, распространение и особенности массовой культуры, недостаточный уровень воспитания и образования, невысокую степень развития у граждан чувства меры и вкуса. В публикации указывается, что отбор форм и способов организации празднования Дня Победы является необходимым не только для преодоления проявлений бескультурья, повышения уровня культуры российского общества, но и для сохранения его национальной и культурной идентичности.

Ключевые слова: современная культура России, бескультурье, празднование Дня Победы, Великая Отечественная война.

UNCIVILIZED VICTORY DAY CELEBRATION: ORIGINS AND REASONS

Research article

Potapchuk Y.Y.1' *, Potapchuk V.V.2

1 ORCID : 0000-0003-3530-279X;

2 ORCID : 0000-0002-7197-1651;

1 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

* Corresponding author (epotapchuk[at]mail.ru)

Abstract

The article examines the manifestations of lack of culture and barbarism found in Russian society over the past decade. The source of the empirical material was the Russian segment of social networks, in which cases of uncultured behavior are found when posting content about the celebration of Victory Day. The authors of the study describe a number of reasons for the emergence of such phenomena in Russian society: the sensitive nature of modern culture, the spread and characteristics of mass culture, the lack of upbringing and education, the low degree of development of citizens' sense of proportion and taste. The publication states that the selection of forms and methods of organization of Victory Day celebrations is necessary not only for overcoming the manifestations of lack of culture, increasing the level of culture in the Russian society, but also for the preservation of its national and cultural identity.

Keywords: Russia's modern culture, lack of culture, Victory Day celebration, the Great Patriotic War.

Введение

Пандемия COVID-19, начавшаяся в 2019-2020 гг., ускорила протекающие в современной культуре изменения, вызванные распространением интернет- и цифровых технологий. Осуществление бизнеса, общения, обучения, развлечений онлайн влечет за собой своеобразную цифровизацию человека, что, безусловно, приводит к трансформации ценностных ориентаций. В российском обществе переоценка ценностей, например, коснулась образа Великой Отечественной войны и Дня воинской славы России - Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, празднующегося в России ежегодно 9 мая. Традиционно в стране День Победы отмечается военными парадами, чествованием ветеранов войны, возложением венков и цветов к памятникам и монументам, минутой молчания, а также праздничными концертами. С 2012 г. частью праздника стало массовое шествие «Бессмертный полк». Однако при праздновании Дня Победы в последнее десятилетие встречаются неоднократные случаи, демонстрирующие неуважение, малокультурье, а порой откровенный цинизм в отношении к празднику воинской славы России. В социальных сетях появляются видео, фото и посты, посвященные празднованию Дня Победы содержащие, к сожалению, неприличные, двусмысленные, иногда оскорбительные изображения и надписи.

В связи с этим актуальным оказалось не только зафиксировать подобные явления в сфере интернет-коммуникаций, но и выявить социальные и культурные причины их обусловившие. В качестве источника данного исследования выступили социальная сеть «ВКонтакте» и видеохостинг YouTube. Исследование опиралось на эмпирические данные 2017-2021 гг. Материалы, размещенные на указанных ресурсах, были отобраны по хештегу #ДеньПобеды. Цель исследования состояла в качественной характеристике типичных ситуаций, чем и объясняется отбор эмпирического материала.

Основные результаты

Празднование Дня воинской славы России - Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов - священного для всякого россиянина события - направлено на чествование народа-победителя, сохранение исторической памяти и связи поколений жителей России, воспитание лучших душевных и духовных качеств российской молодежи. «На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. Это особый день в жизни и истории российского государства - День всенародного торжества» [4].

По сложившейся традиции в ходе празднования Дня Победы россияне участвуют в параде и митингах, примеряют военные атрибуты (георгиевскую ленточку, советскую военную форму и т.д.), поют песни военных лет, смотрят военные фильмы, приветствуют праздничный салют, посещают выставки военной техники, пробуют «солдатскую кашу», выпивают «сто грамм фронтовых» и пр. Однако собранные в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге YouTube эмпирические данные указывают на то, что при праздновании 9 Мая россияне все чаще стремятся получить яркие и сильные впечатления и тем самым насладиться праздником, испытать необычные ощущения, получить удовольствие от процесса. Обнаруживается, что праздник воинской славы России все больше и больше превращается в эвент, при организации и проведении которого зачастую утрачивается его первоначальное значение, происходит фестивализация праздника. По данным одного из опросов, только у четверти респондентов из числа студентов 9 Мая связано с памятью о героизме родственников - участников Великой Отечественной войны, при этом у большинства из них есть такие родственники [13, С. 221].

Такое отношение к жизненным и житейским событиям может быть объяснено сенситивным (чувственным) характером современной культуры [10]. П. Сорокин, описывая чувственный тип культуры, указывал, что ему свойственны эмпирически-чувственное восприятие реальности, а также стремление к «истине чувств» и истине наслаждения [11], что и приводит к желанию «прочувствовать» и «пережить» День Победы, а затем отразить это событие в виде постов в социальных сетях. Негативные элементы проникают в эти процессы в связи с отсутствием чувства меры и вкуса. Бессознательные желания подталкивают участников празднования 9 Мая разъезжать на разрисованных машинах, некорректно использовать георгиевские ленточки, устраивать недостойные по содержанию шоу и флэшмобы, распространять двусмысленные надписи, наряжать детей в советскую военную форму и пр., в результате чего праздник приобретает черты фестиваля и маскарада.

Способствует указанным явлениям деятельность предпринимателей, превращающих любые желания и потребности людей в возможность заработка, например, посредством производства и продажи праздничной атрибутики (ленточек, наклеек, флажков, фляжек и т.п.), связанной с Днем Победы, в том числе и неприличной, поскольку спрос на нее ежегодно в конце апреля - начале мая существенно повышается. Производя и распространяя к празднику Победы атрибутику, неприличную по форме и содержанию, в погоне за прибылью предприниматели не учитывают требований и норм культуры, что также способствует усилению тенденции малокультурья и бескультурья в российском обществе. Таким образом, еще одной причиной наблюдающихся негативных явлений в праздновании Дня Победы выступает коммерческий характер массовой культуры современной России.

Специфическим и обязательным элементом современной цифровой коммуникации являются селфи, поэтому им уделяется особое внимание и при праздновании Дня Победы: участники делают их на фоне военной техники, военного парада, памятников и мемориалов, Вечного огня, и, зачастую, в своем желании запечатлеть событие, повысить популярность, улучшить самооценку, самоутвердиться переходят нормы и допустимые рамки, во-первых, демонстрируя в своем поведении малокультурье и бескультурье, и, во-вторых, их размножая. Ситуация усугубляется тем, что май - весенний месяц, когда люди стремятся провести время на улице, на свежем воздухе, и праздник 9 Мая становится поводом для прогулок, пикников, застолий «на природе» и пр. Так, например, по данным ВЦИОМ, чтобы почтить память жертв Великой Отечественной войны 16% опрошенных в 2018 г. (данные допандемийной ситуации) собирались пойти на митинг и возложить цветы к Вечному огню или мемориалу, посетить памятные места; 2% -участвовать в шествии «Бессмертный полк»; поздравить ветеранов, почтить память минутой молчания, участвовать в уборке памятников - по 1%; выпить по этому поводу также собирался 1% респондентов [9]. Обращает на себя внимание, что 43% опрошенных в 2018 г. ничего не собирались делать, чтобы почтить память жертв Великой Отечественной войны [9]. По данным другого исследования мнения молодежи отмечается, что у большинства опрошенных о праздновании Дня Победы чувства положительны («чувствуют гордость за свой народ»), но все-таки «у малой части выявляется безразличие и раздражение в отношении к этому дню» [14, С. 125].

Одним из источников новейших подходов к празднованию Дня Победы следует рассматривать мифологизацию исторических событий, которая сопровождает осмысление исторического процесса. Мифологизация истории подразумевает создание художественных образов или вымысла на основе реальных исторических событий [1]. В ходе данного процесса совмещаются историко-научные и историко-религиозные события, причем последние преподносятся в качестве научного феномена. Мифологизация истории - «это вещь повсеместная, существовала всегда и везде, и поэтому без нее не обойтись, бороться с ней не надо, а иногда даже стоит ее поощрять» [7]. Миф, действительно, важен, поскольку способствует формированию отношения общества к своей истории, но, зачастую, он замещает собой реальные исторические события, что затрудняет их понимание. Так, например, вместо сложного, многогранного, многостороннего восприятия еще недалеких событий Великой Отечественной войны у современного россиянина появляются грубые, примитивные или нереалистичные представления о ней. Примерами мифологизации Великой Отечественной войны могут служить художественные фильмы («Утомленные солнцем-2», 2011, режиссер Н. С. Михалков; «Красный призрак», 2020, режиссер А. А. Богатырев; «В июне 1941», 2008, режиссер А. С. Франскевич-Лайе и др.). Следствием мифологизации становятся случаи нездорового патриотизма, сопровождающегося, например, появлением неприличных картинок и надписей (типа «1941-1945. Можем повторить»). Общество действительно начинает верить, что нацистскую Германию и ее сателлитов можно было легко победить. Согласно данным ВЦИОМ,

66% опрошенных респондентов 18-24 лет считают образ Великой Отечественной войны и ее участников в современных СМИ, кинематографе, литературе и образовательных программах достоверным [9]. В ходе анкетирования молодежи выявляется недостаточный ее интерес к событиям Великой Отечественной войны [14, С. 124], что может являться подходящей почвой не только для мифологизации исторических событий, но и для их фальсификации и искажения. Таким образом, обнаруживается, что современная молодежь судит о событиях Великой Отечественной войны по материалам СМИ и художественным фильмам, что вызывает легкомысленное отношение и к самому событию, и к памятным датам, и к празднику. Итак, мифологизация событий Великой Отечественной войны также способствует распространению малокультурья и бескультурья в праздновании Дня Победы.

Под бескультурьем понимается «реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне» [12, С. 570]. Его причинами могут быть отсутствие знаний норм и традиций определенного типа культуры, а также недостаточная степень усвоения ее требований, правил и установок. Разновидностью бескультурья может выступать варварство - состояние малокультурности - недостаточный уровень усвоения культурных требований -проявляется в агрессивном отношении к культуре, в сознательном (или по невежеству) стремлении ее разрушить. При анализе новых и новейших способов празднования Дня Великой Победы в современной России имеют место проявления именно малокультурности (варварства), источником которых является недостаточный уровень образования, воспитания и развития как отдельных личностей, так и общества в целом. Указанные примеры поведения в праздновании 9 Мая могут быть оценены как процессы варваризации современной российской культуры, в ходе которых достигнутая степень духовного развития «исподволь разрушается и вытесняется» [5, С. 64]. Недостаточный уровень исторических знаний и критического мышления у граждан России, несогласованность историко- и культурно-просветительской деятельности являются основными причинами распространения в стране малокультурья в отношении Дня Победы. Крайне низко оценивает уровень российского исторического образования, например, Депутат Государственной Думы РФ О. Н. Смолин [3]. Исследователи указывают, что на патриотическое воспитание учащейся молодежи оказывает влияние, в частности, «не всегда продуманная и обоснованная дегероизация», иногда бездоказательная и неаргументированная, героев Великой Отечественной войны средствами массовой информации» [8, С. 180].

В результатах исследования ВЦИОМ, приуроченного к годовщине начала Великой Отечественной войны, например, содержится подтверждение факта недостаточности исторических знаний граждан в современной России. По данным ВЦИОМ 2018 г., только 40% россиян в возрасте 18-24 лет смогли дать верный ответ о начале Великой Отечественной войны (открытый вопрос, один вариант ответа) [2]. Следствием исторического невежества становится не только неуважение к празднику Дня Победы, но и варваризация российской культуры в целом.

Заключение

Победа в Великой Отечественной войне выступает в качестве важнейшего фактора идейного и духовного единения российского народа, а празднование Дня Победы имеет важнейшее значение для социализации и воспитания новых поколений россиян, поэтому обществу и государству следует уделить особое внимание организации одного из самых значимых праздников для современной России.

Однако при анализе материалов российских социальных сетей обнаруживаются случаи недостаточного уровня понимания гражданами значения победы советского народа в Великой Отечественной войне, легкомысленное отношение к этому важнейшему событию в истории России, проявляющиеся в непродуманном, неприличном, порой циничном контенте, создание и распространение которого может рассматриваться как проявление малокультурья и культурного варварства. Причины подобных проявлений разноплановы и разнообразны:

- во-первых, преобладающая в современном социокультурном пространстве тенденция к фестивализации событий любого типа, в том числе празднования Дня Победы навязываемая широким распространением сенситивного типа культуры;

- во-вторых, коммерческий характер современной массовой культуры, подталкивающий предпринимателей к заработку, не считаясь с требованиями культуры и эстетического вкуса;

- в-третьих, стремление трансформировать события общественной и частной жизни в эвенты, которые легко превращаются в контент для социальных сетей, оставляют цифровой след, что является одним из критериев не только успешности личности, но и, порой, самого ее существования в мире интернет-технологий;

- в-четвертых, естественная для освоения исторического опыта мифологизация Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, приводящая к упрощенному восприятию истории СССР и России;

- в-пятых, недостаточный уровень исторического образования в стране;

- а также, в-шестых, распространение элементов бескультурья и малокультурья в российском обществе из-за неполного усвоения норм и требований культуры, из-за отсутствия у граждан достаточной степени воспитания, чувства меры и вкуса.

Великая Отечественная война «рассматривается как основание современной национальной идентичности, реально солидаризирующее российское общество в XXI столетии» [6, С. 16], в связи с чем непреходящее значение в современных условиях приобретает процесс отбора форм, способов и методов проведения празднования Дня Победы в стране, целью которого должны стать сокращение проявлений бескультурья и малокультурья, что, в конечном счете, будет способствовать сохранению исторической памяти, воспитанию российского общества, а также повышению общего уровня его культуры.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Багдасарян В.Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг / В.Э. Багдасарян. -М.: Изд-во МПУ, 2000. - 102 с.

2. Великая Отечественная война: Всероссийские опросы ВЦИОМ 2000-2016 гг. // Сайт «ВЦИОМ». - URL: https://konkurs.wciom.ru/fileadmin/file/konkurs/ts/2016-06-28-vov.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

3. В Госдуме предложили ввести для выпускников 9 и 11 классов устное собеседование по истории России // Сайт «Агентство городских новостей «Москва». - URL: https://www.mskagency.ru/materials/3071115 (дата обращения 27.09.2022).

4. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов // Сайт Calend.ru Календарь событий - URL: https://clck.ru/32d6qW (дата обращения: 02.10.2022).

5. Драч Г.В. Культурология / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель [и др.] - СПб. : Питер, 2014. - 384 с.

6. Лебедев С.Д. Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи / С.Д. Лебедев, И.С. Шаповалова, Н.А. Рощупкина [и др.] // Научный результат. Социология и управление. Research Result. Sociology And Management. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 3-18.

7. Мифологизация истории: нужны ли герои, которых не было? // News.Rambler - URL: https://news.rambler.ru/science/35208825-mifologizatsiya-istorii-nuzhny-li-geroi-kotoryh-ne-bylo/ (дата обращения: 27.09.2022).

8. Осадчая Г.И. Социальная память как важнейший институт гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях интеграции общества и экономических процессов / Г.И. Осадчая, М.Л. Вартанова, Е.Ю. Киреев [и др.] // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34(2). - С. 178-184.

9. Память о войне: история и мифы (аналитический обзор ВЦИОМ) // Сайт «ВЦИОМ». - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pamyat-o-vojne-istoriya-i-mify (дата обращения 27.09.2022).

10. Сорокин П.А. Социокультурная динамика / П.А. Сорокин. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 344 с.

11. Теории в социологии // Сайт «Питирiм». - URL: https://pitirim.org/index.php/theories-pitirim-sorokin/social-cultural-dynamcis (дата обращения 27.07.2022)

12. Теория культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

13. Филоненко В.И. Представления современных студентов о роли СССР в победе в Великой Отечественной войне: опыт социологического исследования / В.И. Филоненко, А.С. Магранов // Власть. - 2021. - № 6. - С. 218-222.

14. Хилько Н.Ф. Образы исторической памяти в представлениях молодежи на примере празднования Дня Победы / Н.Ф. Хилько, О.А. Озерова // Гуманитарные исследования. - 2020. - № 4(29). - С. 123-126.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Bagdasarjan V.Je. Problema mifologizacii istorii v otechestvennoj literature 1990-h gg [The Problem of the Mythologization of History in Russian Literature of the 1990s] / V.Je. Bagdasarjan. - M.: Publishing house MPU, 2000. - 102 p. [in Russian]

2. Velikaja Otechestvennaja vojna: Vserossijskie oprosy VCIOM 2000-2016 gg. [The Great Patriotic War: All-Russian VTslOM Surveys 2000-2016.] // Site "VCIOM". - URL: https://konkurs.wciom.ru/fileadmin/file/konkurs/ts/2016-06-28-vov.pdf (accessed: 27.09.2022). [in Russian]

3. V Gosdume predlozhili vvesti dlja vypusknikov 9 i 11 klassov ustnoe sobesedovanie po istorii Rossii [The Duma proposed introducing an oral interview in Russian history for ninth- and eleventh-graders] // Urban News Agency "Moscow" website. - URL: https://www.mskagency.ru/materials/3071115 (accessed: 27.09.2022). [in Russian]

4. Den' Pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 godov [Victory Day of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941-1945] // Site Calend.ru Calendar of events - URL: https://clck.ru/32d6qW (accessed: 02.10.2022). [in Russian]

5. Drach G.V. Kul'turologija [Culturology] / G.V. Drach, O.M. Shtompel', L.A. Shtompel' [et al.] - SPb.: Piter, 2014. - 384 p. [in Russian]

6. Lebedev S.D. Social'naja travma i cennosti pokolenij: Velikaja Otechestvennaja vojna v istoricheskoj pamjati studencheskoj molodezhi [Social Trauma and Generational Values: The Great Patriotic War in the Historical Memory of Students] / S.D. Lebedev, I.S. Shapovalova, N.A. Roshhupkina [et al.] // Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie. Research Result. Sociology And Management [Scientific Result. Sociology and Management. Research Result. Sociology And Management]. - 2020. - Vol. 6. - № 2. - P. 3-18. [in Russian]

7. Mifologizacija istorii: nuzhny li geroi, kotoryh ne bylo? [Mythologizing History: Do We Need Heroes Who Didn't Exist?] // News.Rambler - URL: https://news.rambler.ru/science/35208825-mifologizatsiya-istorii-nuzhny-li-geroi-kotoryh-ne-bylo/ (accessed: 27.09.2022). [in Russian]

8. Osadchaja G.I. Social'naja pamjat' kak vazhnejshij institut grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija molodezhi v uslovijah integracii obshhestva i jekonomicheskih processov [Social Memory as the Most Important Institute of Civic and

MewdynapodnhM MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 11 (125) • Hon6pb

Patriotic Education of Youth in the Context of Society and Economic Processes Integration] / G.I. Osadchaja, M.L. Vartanova, E.Ju. Kireev [et al.] // Estestvenno-gumanitarnye issledovanija [Natural and Humanitarian Studies]. - 2021. - № 34(2). - P. 178-184. [in Russian]

9. Pamjat' o vojne: istorija i mify (analiticheskij obzor VCIOM) [Memories of War: History and Myths (VCIOM Analytical Review)] // Site "VCIOM". - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pamyat-o-vojne-istoriya-i-mify (accessed: 27.09.2022). [in Russian]

10. Sorokin P.A. Sociokul'turnaja dinamika [Sociocultural Dynamics] / P.A. Sorokin. - M.: Direkt-Media, 2007. - 344 p. [in Russian]

11. Teorii v sociologii [Theories in Sociology] // Site «Pitirim». - URL: https://pitirim.org/index.php/theories-pitirim-sorokin/social-cultural-dynamcis (accessed: 27.07.2022) [in Russian]

12. Teorija kul'tury [Theory of Culture] / Ed. by S.N. Ikonnikova, V.P. Bol'shakova. - SPb.: Piter, 2008. - 592 p. [in Russian]

13. Filonenko V.I. Predstavlenija sovremennyh studentov o roli SSSR v pobede v Velikoj Otechestvennoj vojne: opyt sociologicheskogo issledovanija [Modern Students' Perceptions of the Role of the USSR in Victory in the Great Patriotic War: Experience of Sociological Research] / V.I. Filonenko, A.S. Magranov // Vlast' [Power]. - 2021. - № 6. - P. 218-222. [in Russian]

14. Hil'ko N.F. Obrazy istoricheskoj pamjati v predstavlenijah molodezhi na primere prazdnovanija Dnja Pobedy [Images of Historical Memory in the Perceptions of Youth on the Example of the Victory Day Celebration] / N.F. Hil'ko, O.A. Ozerova // Gumanitarnye issledovanija [Humanitarian Studies]. - 2020. - № 4(29). - P. 123-126. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.