Научная статья на тему 'Бесконтрольное кредитование рынка товаров и услуг - неизбежная причина инфляции'

Бесконтрольное кредитование рынка товаров и услуг - неизбежная причина инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иголинская Ю. В.

Контроль за темпом роста цен на потребительские товары и услуги, отслеживание уровня инфляции и разработка мер по ее подав-лению - важнейшие задачи органов государственной власти, осуще-ствляющих денежно-кредитное регулирование. В статье рассматри-вается влияние рынка потребительских товаров и услуг на рост цен, сочетание таких факторов, как навязчивая реклама, постоянно рас-тущее кредитное предложение со стороны банков и торговых органи-заций, умеренный рост производительности труда и реальных денеж-ных доходов. Цель представленного материала - подчеркнуть опас-ность дисбаланса между производством, потреблением и избыточным кредитованием и предложить меры по стабилизации ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бесконтрольное кредитование рынка товаров и услуг - неизбежная причина инфляции»

УДК 331

БЕСКОНТРОЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ -НЕИЗБЕЖНАЯ ПРИЧИНА ИНФЛЯЦИИ Ю.В. Иголинская, Дальрыбвтуз, Владивосток

Контроль за темпом роста цен на потребительские товары и услуги, отслеживание уровня инфляции и разработка мер по ее подавлению - важнейшие задачи органов государственной власти, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. В статье рассматривается влияние рынка потребительских товаров и услуг на рост цен, сочетание таких факторов, как навязчивая реклама, постоянно растущее кредитное предложение со стороны банков и торговых организаций, умеренный рост производительности труда и реальных денежных доходов. Цель представленного материала -подчеркнуть опасность дисбаланса между производством, потреблением и избыточным кредитованием и предложить меры по стабилизации ситуации.

Согласно данным Минэкономразвития, темпы роста реальной заработной платы в первом квартале 2007 г. почти в два раза превысили темпы роста производительности труда. В январе-марте 2006 г. рост заработной платы составлял 8,5 %, темп роста производительности труда - 6,1 %, в январе-марте 2007 г. отрыв заработной платы от производительности увеличился почти вдвое. Заработная плата в первом квартале 2007 г. выросла на 15,5 %, темп роста производительности труда повысился до 7,8 %. Ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований указывает на последствия этой тенденции: «Потенциальная угроза таких диспропорций - рост инфляции», и автор с данным предположением согласен [5].

По данным Росстата, в РФ наблюдается тенденция улучшения уровня жизни населения. В мае 2007 г. средняя заработная плата в России составляла 12 744 руб., что на 25,1 % выше, чем в мае 2006 г. (май 2006 г. к маю 2005 г. - 23,1 %). Рост реальных доходов, скорректированных на уровень инфляции, в мае 2007 г. по сравнению с доходами в мае 2006 г. составил 11,9 %, в январе-мае 2007 г. этот показатель увеличился на 12 % (рост в январе-мае 2006 г. - 10,5 %). Оборот розничной торговли в мае 2007 г. увеличился по сравнению с маем 2006 г. на 14,6 %, в январе-мае 2007 г. - на 14 % (в мае 2006 г. -13 %, январе-мае - 11,6 %) [4]. Рост потребления устойчиво опережает рост заработной платы. Торговлю двигают не только доходы, но и доступность потребительских кредитов. Не последнюю роль в этом процессе играет агрессивная реклама. Производители товаров и услуг посредством навязчивой рекламы формируют активных потребителей,

побуждают их приобретать товары и услуги, без которых вполне возможно обойтись. Производители и продавцы по-своему решают вопрос увеличения объема продаж.

Природа российской инфляции и факторы, ее определяющие, уникальны. Современную инфляцию в России нельзя понять без исследования ее исторических особенностей.

Инфляция в условиях планово-распределительной системы хозяйствования была порождена последовательным отходом от рыночной экономики, созданием затратного механизма, повлекшего за собой диспропорции во всех сферах экономики. В 50-х - начале 60-х гг. XX в. все это выразилось падением эффективности общественного производства и появлением скрытой инфляции.

В СССР была создана мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые в соответствии с командноадминистративной системой хозяйствования полностью финансировались государством. Страна занимала первое место в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т.д. Однако со временем в СССР сложились уникальные пропорции в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления в определенные периоды достигал до % ВВП, около 50 % входящей в него конечной продукции направлялось на производственные капиталовложения и вооружение.

На базе такого распределения происходили стремительный рост тяжелой промышленности и слабое развитие сельского хозяйства, отраслей перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Со временем нарушения пропорций охватили и систему государственного ценообразования, бюджета, кредитные и финансовые ресурсы страны. Централизованная система ценообразования многие годы поддерживала неравновесное соотношение цен на отдельные товары и услуги. Монопольное ценообразование целых отраслей позволяло взвинчивать цены на энергоносители, транспортные перевозки, услуги предприятий связи. Регулярный пересмотр оптовых и закупочных цен при неизменно низких розничных ценах требовал дотаций государственного бюджета, которые распределялись по регионам страны не с учетом эффективности производства продукции, а с учетом затрат. Система искусственных цен, гарантируя производителю возмещение затрат независимо от потребительских пристрастий, породила иждивенческие настроения, систему затоваривания торговли некачественной продукцией и их ежегодную уценку (списание), доходящую до 1,5-2 млрд руб.

Все это усиливало избыточный платежеспособный спрос, приводило к дефициту товаров, не позволяло увеличивающейся денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В результате в 1971-1985 гг. каждый второй рубль, выпущенный в обращение, не был обеспечен товарами. За 1971-1985 гг. количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы

- в 5,2 раза, а производство товаров народного потребления - только в 2 раза. Все это отрицательно влияло на денежный оборот и создало значительные ресурсы для роста кредитных вложений. Кредитование осуществлялось сверх реальных потребностей экономики и покрывало непроизводительные расходы государства. Использование кредитов в финансовых операциях хозяйства сопровождалось несвоевременными выплатами, пролонгациями и превращением в безвозмездное финансирование. В результате кредит перестал регулировать денежный оборот, произошло наращивание бюджетного дефицита, который в 1986 г. составил

47,8 млрд руб. и полностью покрывался ресурсами банков.

Инфляция этого периода носила скрытый характер, проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве низких цен на конечную продукцию и высоких - на все виды сырья. Ее истоки были заложены длительным нарушением макроэкономических пропорций, деформированной и крайне низкой эффективностью структуры производства.

С февраля 1992 г. подавляющая часть продукции производственнотехнического назначения, товаров народного потребления и услуг начала реализовываться по свободным рыночным ценам и тарифам. Избыток финансовых ресурсов, накопленных в стране до 1992 г., превышение денежных доходов населения и предприятий над товарной массой составляли 30-50 % доходов населения и средств предприятий. При росте оптовых и розничных цен в январе 1992 г. в 4,8 и 3,5 раза инфляция поглотила избыточные средства у предприятий и населения уже вначале либерализации цен. Но и после этого рост цен продолжался, в том числе за счет падения объемов производства. Снижение объемов производства обусловило рост цен за счет как увеличения затрат на единицу продукции, так и сокращения товарного предложения. Последнее особенно повлияло на рост розничных цен, так как физический объем розничного товарооборота сократился за год почти на 40 %. Стабилизация объема производства, начиная с сентября 1992 г., не замедлила рост цен.

Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Наличная и безналичная денежная масса М2 увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены возросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса возросла в 5,1 раза, а цены выросли почти в 10 раз. В 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса - только в 2,9 раза. Из приведенных данных следует, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной «галопирующей» инфляции.

Начиная с 1992 г. для сферы товарно-денежных отношений был характерен бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992-1994 гг. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более

чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 г. на 19 %, в 1993 г. - на 12 % и в 1994 г. - на 15 %. Еще большими темпами падали инвестиции в 1992 г. - на 40 %, в 1993 г. - на 12 % и в 1994 г. - на 26 %. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. В 1994 г. ВВП России достиг в номинальном выражении 629 трлн руб.; промышленная продукция - 339 трлн руб.; капиталовложения - 103 трлн руб. Для сравнения, ВВП России в рамках Советского Союза в 1991 г. был на уровне 1,3 трлн руб.

Платежеспособный спрос не успевал за ростом соответствующего предложения в денежном выражении. За очень короткое время были истрачены накопления предприятий и сбережения населения. Это отрицательно повлияло на инвестиции и нормальное развитие рынка ссудных капиталов как в кредитной системе, так и на рынке ценных бумаг. Повышение платежеспособного спроса у всех субъектов - государства, предприятий и населения - было возможно лишь путем кредитной экспансии Центробанка и коммерческих банков, что должно было найти выражение как в росте наличной, так и безналичной денежной массы, а также в скорости обращения денег. На начало 1992 г. налично-денежная масса М0 составляла в России 165,9 млрд руб. К концу 1992 г. она достигла 1678,4 млрд руб. Соответственно росла и безналичная денежная масса, о чем свидетельствует показатель М2, который на конец 1992 г. составлял 7140,3 млрд руб., на конец 1993 г. - 36718,2 и в 1994 г. увеличился до 106403,1 млрд руб. В то же время скорость обращения денег в 1992 г. несколько замедлилась: с 6,5 в I квартале до 4,6 в IV квартале, т.е. в 1,5 раза. В 1993 г. скорость денежного обращения увеличилась с 7,0 в I квартале до 9,2 в IV квартале и в 1994 г. стабилизировалась на уровне 8,4 в I квартале и 8,7 в IV квартале [1, с. 23].

Особенностью данного периода российской экономики является то, что обесценивание денег в России происходило не по причине «избытка» денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществлялось главным образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли. В результате, конечная цена на товары и услуги, предложенные потребителю, в несколько раз превышала цену производства. Создание дополнительного платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживало уже существующую инфляцию и вызвало дополнительную эмиссию денег, которая являлась не причиной, а следствием безудержного роста цен.

Российская инфляция в условиях перехода к рынку произошла по следующим причинам. Первая - это отпуск цен в условиях, когда

отсутствуют рынок и конкуренция. Вторая - дефицит государственного бюджета, который не только не был предотвращен ужесточением налоговой политики, но и резко возрос в связи с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и трудящихся. Обе эти причины обусловили кредитную экспансию банков, которая носила непроизводственный характер, так как расширялся платежеспособный спрос, не влиявший на рост производства и инвестиций.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, накопленная инфляция в РФ за период с начала 2007 г. составила 10,6 % (за период с начала прошлого года - 8,2 %). Министерство экономического развития и торговли РФ официально прогнозировало рост инфляции по итогам 2007 г. с 8 % до 10,5-11 %. В самом конце ноября 2007 г. прогноз годовой инфляции был скорректирован до 11-11,5 %. Заместитель главы Минэкономразвития утверждает, что годовая инфляция не составит 12 %, но 11,5 % - вполне реальный показатель. Что касается 2008 г., то согласно уточненному финансовому плану РФ на 2007-2009 гг., инфляция в 2008 г. не превысит 7 %, а в 2009 г. составит 6,8 %.

Общеизвестно, что такой уровень инфляции является безопасным для экономики или превышен незначительно. Но такая ситуация может иметь серьезные последствия. Можно сделать следующий вывод. Анализ таких важнейших показателей, как денежная масса М2, ВВП в текущих ценах и объем кредитов, выданных физическим лицам, свидетельствует о том, что хотя для российской экономики и отмечается рост ВВП в период 2005-2007 гг., но темпы роста несоразмерны с ростом денежной массы в обращении и объемом выдаваемых кредитов. Данные по вышеназванным показателям представлены на рис.1-3.

зоооо

20000 -

75000 -

15000 -

10000

13243.2

5000

О

на 01 01 2004 на 01 01 2005 на0101 2006 на01012007

Рис. 1. ВВП, млн руб.

8995800000

9000000000 *

8000000000

7000000000 ■

6000000000 ^Г'бм4700000

5000000000

4000000000 ■ ^<><-^Х4363300000

3000000000- ^"*3212600000

2000000000

1000000000

0 ■

на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006 на 01.01.2007 Рис. 2. Денежная масса М2, млн руб.

Рис. 3. Выданные кредиты, млн руб.

Денежная масса М2 на 01.01.2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 32,81 %, в то время как ВВП вырос на 19,56 %, а объем кредитов, выданных физическим лицам, вырос на 40,5 %. На 01.01.2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года денежная масса выросла на 27,82 %, в то время как ВВП увеличили на 21,16 %, а объем кредитов, выданных физическим лицам, - на 47,52 %. По полученным данным можно сделать вывод, что массированная реклама товаров и услуг и возрастающая настойчивость банков и торговых организаций в области кредитного предложения оказывают значительное влияние на рост потребительских цен. Согласно данным Банка России, объем выданных населению России кредитов превысил 2 трлн руб. Это означает, что долг среднестатистического работающего россиянина банку составил около 28,3 тыс. руб., т.е. больше среднероссийской заработной платы за два месяца. Объем выданных кредитов вырос в десять раз менее

чем за четыре года. Последние годы объем кредитов, полученных физическими лицами, ежегодно удваивался, и лишь в последние годы темпы роста несколько замедлились.

Кредитный «бум» сам по себе нельзя считать негативным явлением, необходимость кредита в условиях рыночной экономики, особенно для населения, бесспорна. Опасны для экономики не какие-то конкретные объемы или суммы кредитования, а перелив капитала из сферы производства в сферу обращения, отрыв платежеспособного спроса от производства товаров и услуг.

Выход из создавшейся ситуации нам видится в следующем. Бесполезно призывать граждан покупать меньше товаров и услуг, «бойкотировать» банки и торговые организации, предлагающие кредиты. Неэффективны также будут и силовые методы по корректировке доходов населения в сторону уменьшения или ограничения деятельности банков. Это вызовет большой общественный резонанс. Торговая сеть должна функционировать таким образом, чтобы покупателю было выгодно сделать покупку и расплатиться наличными, а не брать кредит, даже если придется отложить покупку на некоторое время, чтобы заработать (накопить) определенную сумму. При стабильности на рынке это вполне возможно, так как приобретать товары в кредит нас побуждает их возможное подорожание в ближайшее время. Торговым предприятиям имеет смысл рассчитывать и предлагать две цены: в кредит и за наличные.

Стимулировать предпринимателей к таким действиям может только государство путем продуманной и целенаправленной политики в области денежно-кредитного регулирования. Центральным пунктом такой политики должна стать научная разработка экономикоматематической модели, которая включала бы в себя такие параметры, как производительность труда, доходы граждан, выдаваемые кредиты в стоимостном выражении, количество денег в обращении и динамика цен. Такая модель позволила бы формировать и отслеживать максимально допустимый объем кредитования, безопасный для экономики с точки зрения роста цен на потребительские товары и услуги. Органы государственной власти, в чьей компетенции находится денежно-кредитное регулирование, должны постоянно ориентироваться на объем выдаваемых кредитов и строить свою политику таким образом, чтобы банки и другие финансово-кредитные учреждения не выдавали кредитов больше этого допустимого объема. Цель такой модели - установить «безопасной уровень» кредитования, при котором цены на потребительские товары и услуги росли бы умеренно и безболезненно для населения. Со стороны государства необходимы постоянный мониторинг рынка и контроль за соблюдением банками этого уровня.

Наряду с разработкой и использованием такой модели необходимы:

- повышение предложения товаров и услуг путем наращивания объемов производства;

- регулирование рынка денег таким образом, чтобы

преобладающими статьями кредитного предложения были действительно дорогостоящие товары длительного пользования (жилье) и производство.

Библиографический список

1. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России // Деньги и кредит. № 2. 1995.

2. Инфляция в России и пути ее преодоления // Деньги и кредит. № 6. 1993.

3. Ценообразование и инфляция // ЭКО. № 9. 1993.

4. Николаева Д. Рост на потреблении // Коммерсантъ. № 107 (3683). 2007.

5. Николаева Д. Безработная плата // Коммерсантъ. № 91 (3667). 2007.

6. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.