Научная статья на тему 'Бернгард фон Бюлов и социал-демократическое движение в Германии'

Бернгард фон Бюлов и социал-демократическое движение в Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
797
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов И. П.

Рассматривается политика канцлера Германской империи Бернгарда фон Бюлова в отношении социал-демократического движения в Германии в 1900-1909 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Berngard von Bülow and the social-democratic movement in Germany

The article describes the policy of B. v. Bülow, the Chancellor of the German Empire, regarding the social-democratic movement in Germany during 1900-1909.

Текст научной работы на тему «Бернгард фон Бюлов и социал-демократическое движение в Германии»

Русофилы и краковские консерваторы в Галиции на рубеже XIX—XX вв.

20. Bobrzynski M. Z moich pami^tniköw. Wroclaw, 1957.

21. Gruchala J. Rz^d austriacki i polskie stronnictwa polityczne w Galicji wobec kwestii ukrainskiej (1890—1914). Katowice, 1988.

22. Biblioteka Jagiellonska. Materialy do historii Galicji na pocz^tku XX w. Sygn. 8109 III.

23. Archiwum, Biblioteka i Muzeum Metropolii Lwowskiej obrz^dku lacinskiego w Krakowie. Dzienniczek Arcybiskupa Jözefa Bilczewskiego.

Об авторе

М. А. Булахтин — канд. ист. наук, доц., Пермский государственный университет, bulachtin@yandex.ru.

53

УДК 940.2 (430)

И. П. Максимов

БЕРНГАРД ФОН БЮЛОВ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

Рассматривается политика канцлера Германской империи Бернгарда фон Бюлова в отношении социал-демократического движения в Германии в 1900—1909 гг.

The article describes the policy of B. v. Bülow, the Chancellor of the German Empire, regarding the social-democratic movement in Germany during 1900-1909.

Социал-демократическое движение на рубеже XIX—XX вв. играло весьма значительную роль во внутриполитической жизни Германской империи. С каждыми новыми выборами социалисты увеличивали число своих мандатов: в 1898 г. — 58, в 1903 г. — 81. Для власти распространение этой «чумы» было больным вопросом и заставляло предпринимать соответствующие контрмеры.

Несмотря на то, что история немецкого социал-демократического движения весьма подробно освещалась в отечественной историографии, позиции правящих кругов Германской империи, и в частности канцлера Бернгарда фон Бюлова, в этом вопросе во многом остаются не рассмотренными. Целью данной статьи является анализ политики Бюлова по отношению к рабочему классу и социал-демократическому движению и эволюция его взглядов по социальному вопросу в период его канцлерства (1900—1909).

Новый канцлер пришел во власть с уверенностью в том, что социал-демократов можно встроить в парламентскую систему. Так, в письме фавориту императора графу Эйленбургу 2 марта 1890 г. Бю-лов писал: «Почему монархия должна потерпеть неудачу при включении четвертого сословия в государственный организм?» [1, Bd. 1,

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 53—56.

54

8. 472]. При этом будущий канцлер отрицал необходимость введения новых исключительных законов. Его ближайший сотрудник Гамман (отдел прессы) вспоминал: «Уже во время своего назначения граф Бюлов сказал мне, что он никогда не подпишет исключительный закон» [2, 8. 118]. Постепенно канцлер пришел к выводу, что справиться с социал-демократической опасностью он может путем одновременного приручения социал-демократов (развитие ревизионизма) и проведения активной социальной политики с целью отвратить рабочих от социалистов. Силовое решение проблемы при этом не предусматривалось.

После назначения 17 октября 1900 г. канцлером империи Бюлов методично занялся претворением своих теорий в жизнь. Первым делом он вернул из эмиграции Э. Бернштейна [2, 8. 120]. Затем последовали реверансы канцлера в сторону лидеров ревизионистов. Двадцатого января 1903 г., выступая перед депутатами рейхстага, Бюлов упомянул в своей речи французского социалиста Мильерана, который в 1899 г. получил во Франции министерский пост. После этого канцлер пожелал немецким социалистам иметь своего Мильерана [3, Bd. 1, 8. 392]. В качестве такого аналога он рассматривал немецкого ревизиониста Фольма-ра, но дальше идей дело не пошло [4, с. 241].

Второй составляющей политики Бюлова стали социальные меры, направленные на улучшение экономического положения рабочего класса. Об их необходимости он говорил на заседании рейхстага 20 января 1903 г., добавив, что и «его величество кайзер также проникся тем, что рабочие должны иметь равноправие с другими сословиями и классами и что это равноправие должно найти законодательное выражение» [3, Bd. 1, 8. 393].

Действительно, в первые годы нового века в Германии активно осуществлялась социальная политика и был принят ряд законопроектов в данной области. При этом, хотя Бюлов и держал в своих руках основные нити управления, социальную политику непосредственно осуществляло ведомство внутренних дел во главе с Позадовским, что служило своеобразным прикрытием канцлеру на случай недовольства кайзера. Однако с конца 1903 г. социальная политика начинает все больше пробуксовывать.

Причиной смены курса послужили события 1903 г., которые произвели большое впечатление на власть. Во-первых, в июне 1903 г. на выборах в рейхстаг социалисты одержали серьезную победу: получив 81 мандат, они стали второй по численности фракцией рейхстага. Во-вторых, с августа 1903 г. по январь 1904 г. в Криммитчау прошла мощная стачка ткачей, сильно напугавшая правительство. Наконец, в-третьих, в том же 1903 г. на съезде СДПГ в Дрездене ревизионисты были подвергнуты жесткой критике.

Эти факты привели Бюлова к мысли о неэффективности его социальной политики. В сентябре 1903 г. Бюлов пишет Гамману, что есть «необходимость скорейшего и резкого принятия мер против подрывающей основы монархии и армии социал-демократии». Исключительные законы Бюлов более не находит бессмысленными, но пока еще

надеется, что «немецкий народ достаточно силен и здоров для того, чтобы со временем самому справиться с социал-демократическим ядом (а это именно яд)» [5, S. 55].

Бюлов не сразу отбросил свою первоначальную тактику заигрывания с рабочими. Выступая в рейхстаге 10 декабря 1903 г., он подчеркнул, что «о затишье в социальном законодательстве не может быть и речи» [3, Bd. 2, S. 9—10]. Вместе с тем в мае 1904 г. канцлер лично поспособствовал созданию имперского союза борьбы против социал-демократии. Все это свидетельствовало о его колебаниях относительно последующей социальной политики.

Переломным моментом в эволюции взглядов Бюлова (от приручения социалистов к их изоляции и исключению из общественно-политической жизни) стал 1905 год. В январе 1905 г. в Руре вспыхнула крупнейшая для того времени стачка горняков, совпавшая с революцией в России. В январе следующего года в Берлине состоялись крупные политические демонстрации, организованные социал-демократией. Демонстранты требовали реформирования реакционного избирательного права в Пруссии.

Все это привело верхи к выводу, что политика «дружбы» с ревизионизмом провалилась и надо сворачивать социальные реформы. В новогоднем письме канцлеру от 31 декабря 1905 г. Вильгельм II очень красноречиво выразил свою точку зрения: «Сначала перестрелять, обезглавить и обезвредить социалистов, если нужно путем кровопролития, и тогда внешняя война, но не раньше и не a tempo!» [4, c. 315]. Чтобы не потерять в глазах кайзера авторитет, Бюлов был вынужден пересмотреть свою политику. Поэтому этап относительной дружбы канцлера с социалистами в 1900—1903 гг. после периода колебаний в 1904—1905 гг. плавно перешел в конфронтацию с ними.

Главным ударом по социал-демократам стали выборы в рейхстаг 1907 г. В конце 1906 г. правительство под формальным предлогом распустило парламент и провело новые выборы, которые принесли победу правительственному большинству (готтентотский блок) из либеральных и консервативных партий. Число мандатов социалистов сократилось до сорока трех.

Результаты выборов нанесли чувствительный удар по ревизионистским установкам на постепенное завоевание социалистами власти парламентским путем. Тот факт, что Бюлов в течение всей последующей жизни продолжал гордиться тем, какое он нанес социалистам поражение, свидетельствует о недооценке им ревизионистской составляющей социал-демократического движения [6, S. 218; 4, с. 161]. В Германии не только не произошло своего «казуса Милье-рана», но выборы 1907 г. вообще оттолкнули от правительства на несколько лет те группы ревизионистов, которые постепенно сближались с ним [7, с. 44].

Эту ситуацию довольно точно оценил и объяснил публицист Ной-манн в брошюре 1909 г. «Князь Бюлов и его время»: «Три с четвертью миллиона рабочих и мелких бюргеров сегодня с полным осознанием

56

партийной программы клянутся красному знамени, они ничего не хотят знать об эволюции. Мысли о революции впитались им в плоть и кровь... Из этого следует, что только слабоумные или интриганы могут носится с мыслями, что князь Бюлов хотел бы привлечь ревизионизм к правящей партии или даже осуществлять политику в ревизионистском смысле» [8, 8. 139, 140].

Сам канцлер значительно ужесточил свои высказывания против социалистов. «Я оцениваю социал-демократическую опасность серьезно, я оцениваю ее очень серьезно...» — говорил он 26 февраля 1907 г. в рейхстаге [3, Bd. 3, 8. 20]. Хотя и после выборов 1907 г. Бюлов высказывался в пользу продолжения социальных реформ, летом последовала отставка статс-секретаря внутренних дел графа Позадовского, непосредственного проводника социальных мер.

Концепция борьбы с социалистами парламентскими методами строилась на вбивании клина между ними и Центром. Эта идея прочно засела в голове у Бюлова. В июле 1907 г. в беседе с французским журналистом Юретом он настойчиво утверждал, что причина успехов социал-демократов кроется в их поддержке католиками, и обещал к следующим выборам лишить первых еще 10—15 мандатов (о том, сколько миллионов избирателей шло за СДПГ, канцлер старался не вспоминать) [3, Bd. 3, 8. 262]. Однако эту идею Бюлову не было суждено осуществить. В июле 1909 г. после провала в рейхстаге законопроекта об увеличении налогов он получил отставку.

Таким образом, к концу канцлерства позиция Бюлова претерпела серьезные изменения — он отказался от намерения встроить социалистов в государственную систему и начал с ними борьбу. Эволюция взглядов Бюлова на проблему социал-демократического движения может служить отражением позиции правящих кругов Германской империи в целом — непоследовательной, с отсутствием ясных целей, близорукой. Такая тактика не могла не сказаться пагубно на внутриполитическом развитии страны, и плоды ее Германия пожнет в 1918 г.

Список источников и литературы

1. Eulenburg P. Politische Korrespondenz. Boppard-am-Rhein, 1976. Bd. 1.

2. Hammann O. Zur Vorgeschichte des Weltkrieges. Berlin, 1918.

3. BülowB., v. Reden. Berlin, 1907—1909. Bd. 1—3.

4. Бюлов Б, ф. Воспоминания. M.; Л., 1935.

5. Winzen P. Biographische Einführung // Bülow B., v. Deutsche Politik. Bonn, 1992.

6. BülowB., v. Deutsche Politik. Berlin, 1916.

7. Айзин Б. A. Революционные германские социал-демократы против империализма и войны 1907—1914. М., 1974.

8. Neumann S. Fürst Bülow und seine Zeit. Berlin, 1909.

Об авторе

И. П. Максимов — асп., РГУ им. И. Канта, iliamaks@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.