М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
С. упоминает Б. в письме к Д.Е. и А.Я. Салтыковым от 2 сентября1855, где объясняет, почему хотел бы служебного перевода в Тверь: «...во-первых, потому, что это близко от своих и мне было бы жить дешевле, во-вторых, потому, что сообщения с Петербургом удобны <...> Сверх того, я надеюсь сойтись и с губернатором, который старый лицеист» (18-1, с. 157). С. надеялся на взаимопонимание со стороны Б., с которым они в разные годы учились в Царскосельском (Александровском) лицее. Однако в ноябре 1855, получив право «жить и служить, где он пожелает», С. возвратился в Петербург. В 1856 как чиновник особых поручений при министре внутренних дел он был командирован в Тверскую губернию для обозрения делопроизводства губернского комитета ополчения и обнаружил нарушения во всех сферах его деятельности. В записке по итогам проверки С. обращал внимание на то, что начальник ополчения губернатор Б.<акунин> покрывал мошенничество купца Ветошкина, наживавшегося на поставках обмундирования: для пошива
ополченческих армяков вместо армейского сукна использовалась коровья шерсть (Арсеньев, 1900, с. 58-59).
Литература
Арсеньев К.К. Материалы для биографии М.Е. Салтыкова // Полное собрание сочинений М.Е. Салтыкова (Н. Щедрина). - СПб., 1900. Т. 1; Сысоев В.И. Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин. - Тверь, 2004. - 352 с.; Сысоев В.И. Бакунины. - Тверь, 2002. - 462 с.
Г.В. Маркелова
Бернар Сара (Sarah Bernhardt, урожд. Г енриетт Розин Бернар; 22.10.1844, Париж - 26.03, 1923, там же) - прославленная французская актриса. С особенным успехом выступала в пьесах А. Дюма-сына (Маргарита Готье в «Даме с камелиями»). Играла много мужских ролей, в том числе Гамлета. Гастролировала во многих странах Европы и Америки; оставила сцену в 1922. Первая выдающаяся актриса, обратившаяся к кинематографу: в 1911 снялась в фильмах «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями». Автор нескольких пьес, а также мемуаров «Моя двойная жизнь» (1907). Б. трижды с успехом
215
Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /
гастролировала в России (1881, 1892, 1908-09). Русские рецензенты писали о выдающихся профессиональных достоинствах актрисы, виртуозности ее техники. В то же время приверженцы реалистического искусства отмечали в ее игре определенную искусственность, преобладание выучки над природным талантом, чрезмерное пристрастие к эффектным приемам.
Отзывы С. об искусстве Б. появляются в 1881, когда актриса впервые гастролировала в Петербурге. С. намеревался посмотреть шесть ее спектаклей, однако из-за плохого самочувствия видел всего два. Развернутую оценку Б. он дает в письме к Н.А. Белоголовому от 21 декабря: «За недостатком новостей, публика пробавляется Сарой Бернар <...> Что касается до меня, то я не поклонник этой актрисы. Хороша она - слова нет, но до великого ей далеко. Декламаторская школа Comedie Frangaise. Там все отлично читают стихи, и она - тоже. Но ни скорби, ни тоски, ничего такого, что рвет сердце человека -ничего этого она не дает» (19-2, с. 70). Упоминание о Б. содержится также в письме С. к М.Т. Лорис-Меликову от 25 декабря: «Никогда Петербург не имел такого унылого вида, как нынешнюю зиму, никогда общество так не скучало, несмотря <...> на представления Сары Бернар» (19-2, с. 74). В «Письмах к тетеньке» («Письмо пятнадцатое», 1882) С. упоминает о гастролях Б. как о заметнейшем событии в культурной жизни Петербурга: то, что зимой он «в опере не был, Сару Бернар не видал» (14, с. 455), герой очерка Глумов оценивает как признак «одичания».
Литература
Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. - СПб., 1995. - 543 с.
Кугель А.Р. Сара Бернар // Кугель А.Р. Театральные портреты. - Л., 1967; Леонтьевский Н. Три приезда Сары Бернар в Россию // Театр. - 1970. - № 2. - С. 142-143; Пикон Софи-Од. Сара Бернар. - М., 2012. - 249 с. (ЖЗЛ).
Бернар Розина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890-1907. - СПб., 1891. Т. 3 (5); Театральная энциклопедия: В 6 т. - М., 1961. Т. 1.
Г.В. Маркелова
216