УДК 94 (430)
ББК 63.3(0)51-63.3(0)52
БЕРЛИНСКИЙ САЛОН ГЕНРИЕТТЫ ГЕРЦ В ФОКУСЕ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРЕЕВ НА РУБЕЖЕ ХУШ-Х1Х ВЕКОВ
М.С. Ковалева
Аннотация. Еврейские салоны являлись уникальным явлением культурной жизни Берлина конца XVIII - начала XIX века. В рамках салонов осуществлялся интеллектуальный обмен между представителями различных социальных категорий немецкого общества. В условиях равноправного диалога евреи приобщались к достижениям европейской культуры. В данной статье предпринята попытка продемонстрировать, как в рамках салона Генриетты Герц, как представительницы еврейской интеллектуальной элиты Берлина, реализовывалась идея культурной интеграции евреев в немецкое общество. Многие влиятельные в будущем деятели политики и культуры, такие, как Вильгельм фон Гумбольдт и Фридрих Шлейермахер, являлись посетителями еврейских салонов. В статье показано, каким образом принадлежность виднейших деятелей культуры Германии к салону Генриетты Герц оказывала влияние на характер их творчества.
Ключевые слова: Генриетта Герц, еврейские салоны Берлина, еврейская община Берлина, Хаскала, интеграция, эмансипация евреев.
M.S. Kovaleva
Abstract. Jewish salons were a unique phenomenon of cultural life in Old Regime Berlin. Cultural exchange was conducted between representatives of various social categories within the salons. Under the conditions of egalitarian dialogue the Jews adopted European values. The article makes an attempt to demonstrate how the concept of cultural integration of Jews within the salon of Henriette Herz, as a representative of Jewish intellectual elite, the idea of cultural integration of Jews into German society was implemented. Her salon was visited by many important people of that time, such as Wilhelm von Humboldt and Friedrich Schleiermacher. The article considers
408
HENRIETTE HERZ'S BERLIN SALON IN THE FOCUS OF CULTURAL INTEGRATION OF JEWS AT THE TURN OF THE 18TH AND 19TH CENTURIES
information about the influence of Henriette Herz and her salon on the creativity of its visitors.
Keywords: Henriette Herz, Jewish salons in Berlin, Jewish community in Berlin, Haskalah, integration, Jewish emancipation.
Вторая половина XVIII века стала эпохой настоящего культурного расцвета Германии. На всю Европу гремят имена Иммануила Канта, подарившего миру новую философию, Гете и Шиллера, провозвестников романтизма. На этом фоне выделялось и королевство Пруссия со столицей в Берлине, который во второй половине XVIII века становится одним из динамично развивающихся культурных центров Германии. Здесь под влиянием идей Просвещения и на фоне общего культурного подъема зарождается и еврейское Просвещение — Хаскала, деятели которой выступали за интеграцию лишенных гражданских прав евреев в европейское культурное пространство. Именно в столице Пруссии, Берлине, и появился литературный салон Генриетты Герц — первый в Германии салон, хозяйкой которого становится женщина из еврейской среды.
Салон, как пространство интеллектуального обмена, где центральной фигурой была женщина-салонье (йа1отёге), возник во Франции в XVII веке. Катрину де Вивонн де Савелли, маркизу де Рамбуйе принято считать хозяйкой первого в истории салона в его классическом понимании. Ее салон, по выражению М.С. Неклюдовой, являлся нейтральной территорией, где обходительность и умение поддержать беседу, а не происхождение и положение в обществе, были главными критери-
ями для подбора гостей [1, с. 25]. Как правило, в салонах, не стремившихся к учености, предпочтение отдавалось обсуждению литературы, преимущественно легких жанров, что задавало тон эстетическим предпочтениям общественности [2, с. 154].
Представительницы королевской фамилии Пруссии во всем, что касалось культуры, ориентировались на французские образцы. Так, еще в годы правления Фридриха Вильгельма I, его супруга, София Доротея, собирала вокруг себя ценителей искусства в своем дворце Монбижу [3, с. 46]. Позже сестра Фридриха II Амалия слыла большой поклонницей Баха и открытый ею первый в Берлине салон можно считать предтечей музыкальных салонов [там же, с. 47]. Однако подлинная слава сало- -пп нов в Германии связана с именами 409 представительниц еврейской общины Берлина.
Как отмечали многие современники, Берлин в последней трети XVIII века представлял собой новую модель общественных отношений — «смешанное общество». Жан Поль Рихтер, знаменитый писатель-сентименталист, поклонницей которого была сама королева Луиза, в письме Каролине Гердер от 1801 г. писал, что подобной атмосферы нельзя наблюдать ни в одном другом крупном городе Германии [4, с. 552]. Ученые, евреи, знать, военные и гражданские служащие мирно сосуществовали.
Одеваясь по-европейски, прогуливаясь под руку с христианами, проводя свой досуг за просмотром пьес и читая немецкие газеты, берлинские евреи практически не выделялись на общем христианском фоне [5, с. 520].
Однако реальное положение дел несколько отличалось от восторженных описаний путешественников. Со времен «солдатского короля» Фридриха Вильгельма I в отношении евреев проводилась политика жестких ограничений. В целях регулирования численности еврейского населения был принят закон о наследовании от 1714 г. Еще более ограничительным являлось еврейское законодательство Фридриха II. В 1750 г. король-философ издал регламент, согласно которому еврейское население делилось на категории в соответствии с имущественным положением. В результате право на проживание в городах Пруссии получили только те евреи, чей доход позволял оплатить многочисленные поборы короны и общинных властей. Помимо «покровительственного» налога прусские евреи были обязаны 410 уплатить серебряный налог, налог на выборы общинных органов управления, пожарный налог и др. [6, с. 9]. Брачный налог, предусматривавший платежи за ряд бюрократических процедур, делал практически невозможным заключение брака между малоимущими евреями. Одним из самых унизительных поборов была пропускная пошлина — за право въезда в ту или иную провинцию внутри Прусского королевства.
Жесткая политика королей в отношении еврейского меньшинства не распространялась на некоторых его представителей, среди них — семьи придворных банкиров, сделав-
ших состояние в годы Семилетней войны, военных поставщиков, чеканщиков, богатых торговцев. Прослойка крупных еврейских коммерсантов была весьма немногочисленной — два процента от численности всего еврейского населения Пруссии, согласно данным на 1800 г. [7, с. 110].
Интенсивное общение с христианами обусловило стремление представителей еврейской элиты усваивать европейские ценности. Представительницы еврейской элиты отличались образованностью, утонченностью вкусов и красотой, чем вызывали зависть христианок [8, с. 522]. Вместе с тем, увлечение критической философией Канта среди берлинских евреев, по сообщениям источника, было настолько сильным, что «приход Мессии произвел бы на них не такое впечатление» [9, с. 522].
Значительную роль в начавшейся аккультурации евреев сыграл ведущий представитель Хаскалы Моисей Мендельсон. Сын переписчика священных книг из Дессау, Мендельсон сумел завоевать признание у немецкой публики благодаря глубине своих философских размышлений, которые обнаружились в его «Философских письмах» и «Федоне», написанном в духе «Диалогов» Сократа. В своих произведениях, получивших известность во всей Европе, Мендельсон доказывал бессмертие души, в то время как рационализм эпохи Просвещения уводил людей от религии [10, с. 60].
Важнейшей задачей на пути к преодолению изоляции евреев, а также изменению к ним отношения со стороны христиан Моисей Мендельсон считал приобщение к немецкой культуре, прежде всего, литературе [3,
с. 56]. Поэтому он, вместе со своими друзьями Э. Лессингом и издателем Ф. Николаи, участвовал в создании печатных органов, отражавших идеалы Просвещения, — «Писем о новейшей немецкой литературе» и «Всеобщей немецкой библиотеке». Здесь Мендельсон выступил в роли критика, определявшего литературные предпочтения как немецкой, так и еврейской публики. Со страниц «Писем» Мендельсон осмелился выступить в защиту немецкой литературы и языка, подвергнув критике позицию самого Фридриха II, недооценивавшего произведения немецких авторов.
Пример Моисея Мендельсона, Нафтали Вессели и других деятелей еврейского Просвещения вдохновлял на занятия философией еврейских юношей, встречавших сопротивление родителей, которые желали видеть в своих сыновьях торговцев и врачей [11, с. 74]. В еврейских девочках, вспоминает Генриетта Герц, также пробудился интерес к немецкой литературе. Увлечение сентиментальной литературой, количество которой стремительно увеличивалось, вызывало обеспокоенность ортодоксальных иудеев [12, с. 84]. Сара Мейер, уже будучи хозяйкой собственного салона, напишет Гете о том, как оказалась под домашним арестом после того, как тринадцатилетней девочкой она ознакомилась со «Страданиями молодого Вер-тера», но, несмотря на это, как и многие ее сверстники, стала преданной поклонницей поэта [7, с. 58].
Под влиянием идей Мендельсона и расцвета беллетристики в Германии формировалось мировоззрение Генриетты Герц — хозяйки первого еврейского салона в Берлине.
Генриетта Герц, урожденная де Ле-мос, дочь врача сефардского происхождения, по свидетельствам современников, славилась своей красотой и образованностью. К ее достоинствам причислялось умение терпеливо выслушать своего собеседника, выразительное чтение, сочинение стихов, свободное владение несколькими языками [13, с. 483].
Путевкой в свет для Генриетты де Лемос стал брак с Маркусом Герцем. Верный ученик и корреспондент Канта, наряду с Моисеем Мендельсоном, своим другом, идеи которого также оказали на него огромное влияние, он смог получить признание не только среди своих единоверцев, но и стать «хорошим» евреем для прусской интеллектуальной и правящей элиты. Будучи убежденным в необходимости эмансипации евреев с точки зрения естественного права, Герц прилагал большие усилия для того, чтобы вместе с Мендельсоном, Фридлендером, Маймо-ном и немецкими просветителями распространять свои идеи [14, с. 87].
На домашние лекции Маркуса 411 Герца по физике и медицине собиралась «избранная публика» [11, с. 60]. Послушать лекции уважаемого в городе врача приходили известные люди, большая часть которых позже перешла в салон Генриетты. Понаблюдать за проводимыми Герцем физическими экспериментами захаживал сам кронпринц, будущий король Фридрих Вильгельм III. Заслуги Герца были признаны на высшем уровне — принц Вальдекский пожаловал личному врачу Лессинга и Мендельсона звание лейб-медика и тайного советника, а король Фридрих Вильгельм II — профессора.
ВЕК
Генриетта Герц, ассистировавшая мужу в его научных опытах, вскоре и сама основала литературный кружок. Его известность была настолько большой, что ходила поговорка: «Кто не видел Жандармский рынок и мадам Герц, тот не видел Берлина» [6, с. 8]. Посетить ее салон или «заглянуть на чай» к Генриетте Герц, как говорили современники, считалось признаком хорошего тона [15, с. 485].
Имена посетителей салона Генриетты Герц сделали ее дом культурным центром не только Берлина, но и всей Германии. Известный естествоиспытатель Карл Рудольфи, в начале 1800-х гг. посетивший столицу Пруссии, навестил дом Герцев, чтобы завязать знакомства с гостившими здесь учеными [16, с. 485]. В 1800 г. настоящим событием для салона Генриетты Герц было посещение Берлина знаменитым в то время писателем-сентименталистом Жаном Полем Рихтером, поклонницей которого являлась сама королева Луиза [17, с. 299]. Гостями семьи Герц были и выполнявший секретную миссию в 4'2 Берлине граф Мирабо, и изгнанная из Парижа мадам де Сталь, и мадам де Жанлис, автор знаменитых в то время сентиментальных романов, с которой хотели познакомиться все ценители сентиментальной эстетики.
Достаточно часто салон Генриетты Герц посещали друзья ее супруга, разделявшие его рационалистские взгляды — писатель и педагог Карл Филипп Мориц, директор Берлинского национального театра Иоганн Якоб Энгель, поэт Карл Вильгельм Рамлер [11, с. 480]. Позднее, круг знакомств супруги Герца расширялся. Завсегдатаями дома семьи Герц в 1780-х гг. стали: ученик Канта и тог-
да еще поклонник Руссо Фридрих фон Гентц, графья Кристиан Берн-штофф и Александр фон Дона-Шло-биттен. Фон Дона-Шлоббитен, позднее прусский министр, испытывал большую симпатию к хозяйке дома и потому, после смерти ее супруга, несмотря на свое общественное положение, сделал ей предложение, которое Генриетта не приняла.
В 1790-х гг. салон Генриетты Герц обрел статус центра романтической культуры Германии. Важнейшим событием в жизни Генриетты Герц стало знакомство с двумя выдающимися личностями — теоретиком йенского романтизма Фридрихом Шлегелем и Фридрихом Шлейерма-хером, известным тогда в узких кругах проповедником при берлинской больнице Шарите (^агйё). Принадлежность к салону Генриетты Герц повлияла на характер творчества и Шлегеля, и Шлейермахера.
Генриетта Герц побудила Фридриха Шлейермахера заняться писательской деятельностью [11, с. 96]. С ней Шлейермахер делился распорядком своего дня, посвящал ее в перипетии работы над своими сочинениями, как, например, в один из дней, в письме из Потсдама, он рассказал о знакомстве с «Федоном» Мендельсона и новым выпуском «Атенея», а также о ходе работы над «Речами о религии» [18, с. 268]. Знаменитый теолог даже признавался, что должен работать только «в ее присутствии и при ее покровительстве» [19, с. 257]. Таким образом, первая и самая знаменитая работа Шлейермахера — «Речи о религии» — появилась на страницах выпускавшегося Шлегелем журнала «Атеней».
В этот же период завязалась тесная дружба Генриетты Герц и бра-
тьями Гумбольдтами [11, с. 94]. Юный Вильгельм фон Гумбольдт, называя свою жизнь в фамильном дворце Тегель скукой, мечтал оказаться в салонном обществе в числе избранных [11, с. 80]. По утверждениям Генриетты Герц, именно она ввела семнадцатилетнего Гумбольдта в свет, то есть в круг своих знакомых, среди которых были известные просветители [там же, с. 92]. За время общения с Генриеттой Герц, до отъезда в университет Франкфурта-на-Одере, откуда Вильгельм Гумбольдт продолжал ей писать, Генриетта Герц была, пожалуй, одним из людей, оказавших сильное влияние на личность своего юного поклонника. Например, в одном из писем от 1786 г. Гумбольдт признавался Герц, что под ее влиянием стал более сдержанным и разборчивым в людях [20, с. 191-192].
Салон Генриетты Герц оказывал влияние не только на характер творчества его завсегдатаев, но и на приобщение самой салонье к европейской культуре. В салоне завязывались знакомства. которые открывали большие возможности для развития интеллектуальных способностей. В годы тесной дружбы с Гумбольдтами юная супруга Маркуса Герца обучалась у братьев новомодным французским танцам [21, с. 501]. Гостившая в Берлине мадам Жанлис давала тридцатипятилетней Герц уроки французского языка и читала вместе с ней классиков французской литературы [11, с. 100-101].
К главным достоинствам Генриетты Герц современники причисляли владение иностранными языками. Писатель и критик Карл Август Фарнхаген фон Энзе, будучи любознательным юношей, охотно посещал
дом Генриетты Герц, поскольку хозяйка традиционно давала уроки иностранных языков и позволяла гостям своих вечеров применить полученные знания в общении между собой [22, с. 486]. Известно, что основы итальянского языка Фридрих Шлей-ермахер изучал под руководством Генриетты Герц. Юный Вильгельм Гумбольдт постигал еврейскую культуру через изучение иврита.
По популярности с салоном Генриетты Герц мог соперничать только кружок Рахели Левин. Дочь богатейшего человека Пруссии, Левин в начале девяностых годов XVIII века открыла свой салон, выделявшийся интеллектуальностью. Рахель могла затмить своим красноречием Шлейерма-хера, который считался мастером убеждения. Получая предложения о браке от таких людей, как граф Карл фон Филькенштейн, испанский дипломат Рафаэль дУрквихо, Левин без колебаний разрывала помолвки, со всей страстью отдаваясь лишь салонному общению, которое являлось для нее больше, чем просто способом проведения досуга [7, с. 136]. В отличие от 4'3 благовоспитанной Генриетты Герц, Рахель Левин была рада видеть у себя в гостях женщин, слывших в обществе «оригиналками». Среди них — графиня Пахта, состоявшая в близких отношениях с выходцем из бюргерской среды, и графиня Шлабрендофф, носившая мужскую одежду [7, с. 132].
Однако в начале XIX века общественно-политический и интеллектуальный климат Пруссии претерпел изменения. В условиях французской оккупации, в результате которой по Тильзитскому миру территория Пруссии уменьшилась в два раза, главной задачей королевской
ВЕК
власти стала мобилизация населения для противодействия интервентам, что вызвало преобразования, которые вошли в историю как реформы «бюрократического либерализма» [23, с. 307-313] . Не могла оставаться в стороне и интеллектуальная элита. Фихте сакрализировал любовь к Отечеству и стремился в своих лекциях доказать, что немцам присуще некое «фундаментальное свойство», отличавшее их от других европейцев [24, с. 125]. Ценности еврейских салонов становились не актуальными.
В 1811 г. гейдельбергскими романтиками, главным образом Ахи-мом фон Арнимом и Клеменсом фон Брентано, основывается «христиан-ско-немецкое застольное общество». Согласно составленному Клеменсом фон Брентано, внуком знаменитой Софии Ларош, уставу сообщества, доступ в него был закрыт для «французов, филистеров, евреев и женщин» [7, с. 154]. Любопытно, что члены нового кружка, такие как Фихте, Генрих фон Клейст, актер Август Вильгельм Иффланд, композитор Иоганн 414 Фридрих Рейхардт и даже Фридрих Шлейермахер, некогда были завсегдатаями еврейских салонов.
Вильгельм фон Гумбольдт — один из немногих бывших посетителей еврейских салонов, кто не разделял позиции членов «Застольного общества» в отношении евреев. Уже будучи государственным деятелем, он довольно лояльно относился к евреям. Исходя из представлений о невмешательстве государства в религиозную сферу [25, с. 182], Гумбольдт последовательно распространил это правило и на характер эмансипации евреев, в своем проекте конституции для евреев от 1809 г., предлагая от-
казаться от попыток реформировать иудаизм [10, с. 90].
Таким образом, в салоне Генриетты Герц нашла свое воплощение «модель равенства». В условиях равноправного диалога представители еврейской культуры получили возможность приобщиться к европейским ценностям. В салоне Генриетты Герц нашли свое отражение просветительская и романтическая культуры. Салонное общение способствовало обмену идеями и сотрудничеству между выдающимися философами, писателями, издателями, оказывало влияние на их личности. С изменением общественно-политического климата на фоне противостояния французской интервенции салонная жизнь постепенно приходила в упадок.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Неклюдова, М.С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV [Текст] / М.С. Неклюдова. - М.: ОГИ, 2008. - 440 с.
2. Идеи и люди. Интеллектуальная культура Европы в Новое время [Текст] / Под ред. Л.П. Репиной. - М.: Аквилон, 2014.
- 828 с.
3. Wilhelmy-Dollinger, P. Die Berliner Salons / P. Wilhelmy-Dollinger. Berlin; New-York: W. de Gruyter, 2000. 429 р.
4. Jean Paul an Karoline Herder, 12. Januar 1801// Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. S. 552.
5. Grimm F.C., Ulrich J.H.F. Bemerkungen eines Reisenden durch die Königlich Preussischen Städten // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen. / R. Schmitz (Hrsg.). Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - Рр. 520-521.
6. Дубнов, С.М. Новейшая история еврейского народа: в 2 т. [Текст] / С.М. Дубнов.
- 2-е изд. - Петроград: Издательство «Кадима», 1919. - Т. 1. - 484 c.
7. Lund, H. Die ganze Welt auf ihrem Sopha. Frauen in europäischen Salons / H. Lund. -Berlin: Trafo verlag, 2004. - 198 р.
8. Hertz, D. How Jews became Germans. The History of Conversion and Assimilation in Berlin / D. Hertz. - New Haven: Yale University Press, 2009. - 276 p.
9. Anon.: Neuestes Gemälde von Berlin, auf das Jahr 1798 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen. / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - Рр. 522-523.
10. Кац, Я. Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870 / Я. Кац; пер. с англ. И. Мюрберг, Г. Зелениной. - М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2007. - 264 с.
11. Herz, H. Henriette Herz: Ihr Leben und ihre Erinnerungen / J. Fürst (Hrsg.). - Berlin: Wilhelm Hertz (Bessersche Buchhandlung), 2015. - 3. Aufl. - 148 р.
12. Hertz, D. Die jüdischen Salons im alten Berlin / D. Hertz. - Berlin: PHILO, 1998. - 349 р.
13. Böttiger, C.A. Tagebuch einer Reise nach Berlin // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. -Рр. 482-484.
14. Davies, M. Identity or History? Marcus Herz and the End of Enlightment / M. Davies. - Detroit: Wayne State University Press, 1996. - 344 p.
15. Laun, F. Memoiren // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 485 р.
16. Rudolphi, K.A. Bemerkungen aus dem Gebiete der Naturgeschichte // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 485 р.
17. Friedrich Schleiermacher an seine Schwester Charlotte, D. 7t. Juni 1800 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 299 р.
18. Friedrich Schleiermacher an Henriette Herz, d. 3t. März, abends 1799 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 268 р.
19. Friedrich Schleiermacher an Henriette Herz, d. 3t. September 1798 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 343 р.
20. Wilhelm von Humboldt an Henriette Herz, Sonntag Vormittag, 1786 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - Р. 191-194.
21. Bauer, C. Aus meinem Bühnenleben // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - 501 р.
22. Varnhagen, vonEnseK.A. Denkwürdigkeiten des eigenen Lebens // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.). - Berlin: die Andere Bibliothek, 2013. - Рр. 486-489.
23. Ростиславлева, Н.В. Германские либералы первой половины XIX века [Текст] / Н.В. Ростиславлева. - М.: РГГУ, 2010. -426 с.
24. Фихте, И.Г. Речи к немецкой нации [Текст] / И.Г. Фихте; пер. с нем. А.А. Иваненко. - СПб.: Наука, 2009. - 349 c.
25. Ростиславлева, Н.В. Основатель Берлинского университета В. фон Гумбольдт как мыслитель и политик [Текст] / Н.В. Ростиславлева // Новая и новейшая история. - 2009. - № 3. - С. 179-197.
REFERENCES
1. Anon.: Neuestes Gemälde von Berlin, auf das Jahr 1798 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen. / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, S. 522-523.
2. Bauer C., Aus meinem Bühnenleben // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 501 S.
3. Böttiger C.A., Tagebuch einer Reise nach Berlin // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, S. 482-484.
4. Davies M., Identity or History? Marcus Herz and the End of Enlightment, Detroit, Wayne State University Press, 1996, 344 p.
415
1ЕК
416
5. Dubnov S.M., Novejshaya istoriya evrejsk-ogo naroda, Petrograd, Izdatelstvo "Kadi-ma", 1919, Vol. 1, 484 p. (in Russian)
6. Fichte I.G., Rechi k nemetskoj natsii, St. Peterburg, Nauka, 2009, 349 p. (in Russian)
7. Friedrich Schleiermacher an Henriette Herz, d. 3t. März, abends 1799 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 268 S.
8. Friedrich Schleiermacher an Henriette Herz, d. 3t. September 1798 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 343 S.
9. Friedrich Schleiermacher an seine Schwester Charlotte, D. 7t. Juni 1800 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 299 S.
10. Grimm F.C., Ulrich J.H.F., Bemerkungen eines Reisenden durch die Königlich Preussischen Städten // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen. / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, S. 520-521.
11. Hertz D., Die jüdischen Salons im alten Berlin, Berlin, PHILO, 1998, 349 S.
12. Hertz D., How Jews became Germans. The History of Conversion and Assimilation in Berlin, New Haven, Yale University Press, 2009, 276 p.
13. Herz H., Henriette Herz: Ihr Leben und ihre Erinnerungen / J. Fürst (Hrsg.), Berlin, Wilhelm Hertz (Bessersche Buchhandlung), 2015, 3. Aufl., 148 S.
14. Jean Paul an Karoline Herder, 12. Januar 1801 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 552 S.
15. Katz J., Ishod iz getto. Socialnyj kontekst je-mansipatsii evreev, 1770-1870, Moscow, Mosty kultury, Jerusalem, Gesharim, 2007, 264 p. (in Russian)
16. Laun F., Memoiren // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 485 S.
17. Lund H., Die ganze Welt auf ihrem Sopha. Frauen in europäischen Salons, Berlin, Trafo verlag, 2004, 198 S.
18. Nekludova M.S., Iskusstvo chastnoj zhizni: vek Ludovika XIV, Moscow, OGI, 2008, 440 p. (in Russian)
19. Idei i ludi. Intellektualnaja kultura Evropy v Novoe vremja, ed. L.P. Repina, Moscow, Akvilon, 2014, 828 p. (in Russian)
20. Rostislavleva N.V., Germanskie liberaly pervoj poloviny XIX veka, Moscow, RGGU, 2010, 426 p. (in Russian)
21. Idem, „Osnovatel Berlinskogo universiteta V fon Gumboldt kak myslitel i politik", in: Novaja i no-vejshaja istorija, ed. G.N. Sevostjanov, No. 3, Moscow, Nauka, 2009, pp. 179-197. (in Russian)
22. Rudolphi K.A., Bemerkungen aus dem Gebiete der Naturgeschichte // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, 485 S.
23. Varnhagen von Ense K.A., Denkwürdigkeiten des eigenen Lebens // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, S. 486-489.
24. Wilhelm von Humboldt an Henriette Herz, Sonntag Vormittag, 1786 // Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / R. Schmitz (Hrsg.), Berlin, die Andere Bibliothek, 2013, S. 191-194.
25. Wilhelmy-Dollinger P., Die Berliner Salons, Berlin, New-York, W. de Gruyter, 2000, 429 S.
Ковалева Мария Сергеевна, аспирантка, кафедра всеобщей истории, Российский государственный гуманитарный университет, [email protected] Kovaleva M.S., Post-graduate Student, World History Department, Russian State University for the Humanities, [email protected]