Научная статья на тему 'Бережливость как социокультурный феномен'

Бережливость как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
791
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И.И. ЯНЖУЛА / SCIENTIFIC HERITAGE OF I.I. YANZHUL / HISTORY OF MANAGERIAL AND ECONOMIC THOUGHT / HUMAN RECOURSES MANAGEMENT / SELF-MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лыскова Ирина Ефимовна

В статье предлагается общий обзор истории управленческой и экономической мысли России в конце XIX начале XX века в контексте основных проблем развития персонального менеджмента, социокультурных аспектов управления человеческими ресурсами и менеджмента качества. Особое внимание уделяется характеристике бережливости в интерпретации известного российского учёного И.И. Янжула с точки зрения анализа социокультурных, социально-экономических и социально-психологических основ персонального менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THRIFT AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

This article gives a common review of the history of managerial and economic thought in Russia in the late XIX th and the early XX th century dealing with the main problems of self-management development and social aspects of quality management The modern situation requires new approaches to studying of socio-cultural, socio-economic and especially socio-psychological basis of self-management in the interpretation of the famous Russian scientist I.I. Yanzhul.

Текст научной работы на тему «Бережливость как социокультурный феномен»

БЕРЕЖЛИВОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Лыскова Ирина Ефимовна

канд. ист.х наук, доцент кафедры менеджмента, Коми республиканская академия государственной службы и управления, РФ, г. Сыктывкар,

E-mail: IrinaLyskova@mai.ru

THRIFT AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Lyskova Irina

candidate of historical sciences, associate professor of management department of the Komi republican academy of state service and administration, Russia, Syktyvkar

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается общий обзор истории управленческой и экономической мысли России в конце XIX — начале XX века в контексте основных проблем развития персонального менеджмента, социокультурных аспектов управления человеческими ресурсами и менеджмента качества. Особое внимание уделяется характеристике бережливости в интерпретации известного российского учёного И.И. Янжула с точки зрения анализа социокультурных, социально-экономических и социально-психологических основ персонального менеджмента.

ABSTRACT

This article gives a common review of the history of managerial and economic thought in Russia in the late XIX th and the early XX th century dealing with the main problems of self-management development and social aspects of quality management The modern situation requires new approaches to studying of socio-cultural, socioeconomic and especially socio-psychological basis of self-management in the interpretation of the famous Russian scientist I.I. Yanzhul.

Ключевые слова: история управленческой и экономической мысли; управление человеческими ресурсами; персональный менеджмент; менеджмент качества; научное наследие И.И. Янжула.

Keywords: history of managerial and economic thought; human recourses management; self-management; quality management; scientific heritage of I.I. Yanzhul.

Анализ современных социально-экономических процессов развития российского общества обосновывает значимость теоретических и практических аспектов персонального менеджмента. Общепринятых подходов к характеристике этого феномена не существует и по сей день. Однако ещё в последней четверти XIX столетия стали определяться наиболее значимые в практическом отношении социокультурные, социально-экономические и социально-психологические основы персонального менеджмента. Современная жизнь требует адекватной оценки персонального менеджмента, как в процессе индивидуальной жизнедеятельности, так и в процессе управления качеством человеческих ресурсов организации и социума в целом.

Важно отметить, что в конце XIX — начале XX века в российском научном сообществе проводилась серьёзная работа по систематизации исследований по различным областям научного знания. Существенное место отводилось трудам по социально-экономическому направлению научной мысли. В 1902 г. П.И. Георгиевский, экономист, профессор политической экономии, подготовил к изданию «Указатель русской экономической литературы» (СПб), в котором значительное внимание уделялось сочинениям по теории и истории экономической науки, по проблемам экономической истории и современной, на тот период, экономической жизни. Этот указатель включал в себя перечень отдельных сочинений и журнальных статей, расположенных в определённом порядке.

Кроме того, необходимо подчеркнуть активную работу научной общественности Москвы и Санкт-Петербурга по организации самообразования школьной и студенческой молодёжи России, в том числе в области экономического знания. Речь идет о деятельности коллективов под руководством профессора Московского университета П.Н. Милюкова, возглавлявшего Комиссию по организации домашнего чтения при Учебном отделе Общества распространения технических знаний, а также под руководством профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Кареева,

основавшего Отдел для содействия самообразованию при Учебно -воспитательном Комитете Педагогического музея военно-учебных заведений. Эти научные коллективы вели кропотливую работу по подготовке «Программ домашнего чтения» (М., 1894 и послед.) и «Программ чтения для самообразования» (СПб., 1895 и послед.). Работа по изданию программ продолжалась два десятилетия, до 1914 г. Тиражи насчитывали десятки тысяч экземпляров, были очень востребованы заинтересованной в самообразовании публикой [1; 2; 3].

Начало такой активной работе было положено известным российским учёным, экономистом, признанным специалист в области финансового права, профессором юридического факультета Московского университета И.И. Янжулом (1846—1914). В 1892 г. под его редакцией и при участии П.Н. Милюкова, П.В. Преображенского, Л.З. Мороховца многочисленный научный коллектив подготовил «Книгу о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания», в двух томах [6]. Этот труд содержал перечень литературы по физико-математическим и естественным наукам, а также социальным отраслям знания, в том числе богословию, истории, философии, археологии, этнографии, филологии, праву, экономике и был адресован главным образом лицам, имеющим среднее образование и студентам высших учебных заведений.

Следует отметить, что термины «менеджмент» и тем более «селф-менеджмент», длительное время, практически до начала 90 -х гг. ХХ века, не находили широкого применения в российской научной сфере. Однако из этого не следует, что управленческой и экономической мысли России были чужды содержательные аспекты персонального менеджмента. Особый интерес в этом отношении представляет именно конец XIX — начало XX века. Анализ основных направлений развития персонального менеджмента (self-management) обеспечивает понимание этого феномена как совокупности теоретических и практических аспектов жизнедеятельности человека, направленных на актуализацию персонального развития (self-development), образования и, в

большей степени, самообразования (self-education), непрерывного самосовершенствования в интеллектуальном, этическом, эстетическом отношении (self-improvement), а также самореализации (self-realization) в сфере профессиональной деятельности [4; 5; 12; 13].

Научное наследие И.И. Янжула богато и многосторонне. Исключительный интерес вызывают его публицистические сочинения, посвященные злободневным проблемам современного ему западного и российского общества. И.И. Янжул уделял значительное внимание индивидуальным и социальным аспектам персонального менеджмента, в том числе социокультурным и социально-экономическим вопросам жизни. И.И. Янжул проводил анализ ценностных приоритетов организации жизнедеятельности западноевропейцев, американцев и русских [7].

Одной из исключительных характеристик западноевропейской и североамериканской модели персонального менеджмента признавалась «самопомощь» (self-supporting) как способность человека самостоятельно решать личные экономические задачи, обеспечивать себе стабильность материального положения, финансовую независимость и безопасность.

По долгу службы И.И. Янжул часто, почти ежегодно, бывал в странах Западной Европы, был и Соединённых Штатах. С целью научной работы учёный неоднократно посещал Англию, прожил там достаточно продолжительное время, чтобы отметить специфику подходов западноевропейцев к решению материальных и финансовых проблем. И.И. Янжул писал: «... Я убеждён теперь, что между нами, русскими, и западноевропейцами, например, англичанами — лежит глубокое . психическое различие, созданное целыми веками различной истории и которое кладёт резкую печать и отличие на все наши жизненные отношения и даже взгляды часто на один и тот же предмет. Каждый англичанин, а за ним в большей или меньшей мере и всякий западноевропеец в своей борьбе с нуждой и вообще невзгодами жизни привык, прежде всего, полагаться на самопомощь, на собственный труд и энергию, и только тогда, когда все усилия и старания этого рода истощены совершенно, он решается

прибегнуть к чужой помощи или начинает думать об обязанности в данном случае вмешательства государства, или какой-либо иной общественной силы... всякий иной образ действий является для него лишь исключением, неодобряемым одинаково во всех классах народа. Поэтому попрошайничество там повсюду презирается . «полагайся на самого себя», «думай о самом себе», «помогай самому себе» (help yourself), составляет там общепринятое правило руководства и житейской мудрости, а «помогите, подайте копеечку» — является редким и нежелательным исключением из этого руководящего правила.» [8, с. 152].

И.И. Янжул отмечает, что русскому народу свойственна иная установка и норма жизнедеятельности. Одной из отличительных характеристик русской ментальности является фатализм, что предопределяет покорность судьбе, бедам, безысходности, страданиям, лишениям. Вместе с тем, явно прослеживается стремление обходиться самым малым и довольствоваться тем, что имеешь. По словам И.И. Янжула, русский человек «готов заранее подчиниться всякой нужде и, вместо заботы о самом себе, он ждёт как бы чуда, помощи извне, откуда бы эта помощь ни исходила, из казённого сундука или частного кошелька; во всяком случае, обратно с англичанином, россиянин наклонен думать, что такая помощь, скорее всего, будет даровая и ему не придётся за неё когда-либо тем или иным путём расплачиваться.» [8, с. 155]. Именно в этом, с точки зрения И.И. Янжула заключается одна из характерных особенностей русской жизни, которую он называет принципом «даровщинки». Автор резко негативно относится к этому распространённому в России социальному недугу. Он призывает к формированию нового сознания, основанного на убеждении, что «общее благо покоится на труде, а не на подачках, что всякому человеку свойственно дорожить лишь тем, что досталось ему с некоторым усилием или жертвой.». «Даровщинка» вредит тем, что «ослабевает энергию человека, нужную для достижения той или иной цели», приучает людей к праздности, безответственности, оправдывает лень и нежелание трудиться. И.И. Янжул, осознавая специфику традиционного уклада экономических основ жизни

created by free version of

DociFreezer

российского общества, подчёркивает крайнюю необходимость развития «чувства и практики самопомощи», которая неотъемлема от трудовой деятельности человека [8, с. 159—161].

По мнению И.И. Янжула, именно труд («трудовая помощь») и «самопомощь» есть два «кита», обеспечивающих основы экономической жизни человека. Отношение народа к тому и другому в России очень противоречиво. Учёный акцентирует внимание на причинах, существенно затрудняющих социально-экономическое развитие страны и определяющих отсталость России от стран Запада. Это специфика бюрократического устройства российского государства и существование практически до недавнего времени крепостного права. Значительная часть образованного класса России находилась на службе у государства и не испытывала какой-либо необходимости заботиться о дне завтрашнем. Государственные деятели были уверены в незыблемости своего экономического положения. И.И. Янжул отмечал: «... чиновник всегда рассчитывает или на повышение своего содержания, или на то, что с приближением старости, правительство вспомнит заслуги и, так или иначе, обеспечит судьбу его или семьи в случае смерти» [11, с. 450].

Что касается простого народа, отметим, что личная и экономическая зависимость крестьян, самым негативным образом сказывалась на темпах развития страны, развития производительных сил, развития предпринимательства и хозяйственной инициативы в широких народных массах. Это в корне противоречило экономическому и политическому укладу российской государственности. В сфере промышленного производства также долгое время сохранялись подобные крепостничеству модели социально -экономических отношений.

Наличие двух этих крайностей в экономической системе российского общества породило симптомы бесхозяйственности, расточительности, «мотовства», отрицание необходимости бережливости и заботы о будущем. Очень ярко этот факт характеризует И.И. Янжул: «Столько лет народ, с одной стороны, всем своим заработком и всей своей личностью находился в

зависимости от помещиков и их милости и, естественно, не мог думать и заботиться правильным путём откладывать на будущее. Помещик мог брать у крестьянина чуть-ли не всё, что он заработал, но должен был ... заботиться о нём в случае несчастья. С другой стороны, дворянство, а по его шаблону .другие сословия, опираясь на плоды чужого труда и заработка, не имело нужды воздерживать себя в издержках, регулировать свои желания и подчинять их идее благоразумия; оно привыкло тратить всё, что получает и, разумеется, с падением крепостного права эта последняя привычка надолго вкоренилась в наше общество и всякое другое поведение в данном случае нам, русским, кажется чем-то странным, «буржуазным», и свойственным какому-нибудь немецкому мещанству, а не русской широкой натуре!» [11, с. 451].

И.И. Янжул, исследуя специфику индивидуального и социального сознания разных народов, подчёркивает, что бережливость является крайне важным экономическим фактором, обеспечивающим их «развитие и прогресс». Он рассматривает целый ряд исключительно важных вопросов, связанных с характеристикой бережливости как социокультурного феномена в индивидуальном и социальном контексте, в аспекте материальной и духовной культуры.

Учёный-экономист в целях формирования адекватных моделей поведения, отвечающих требованиям времени и основным направлениям социально -экономического развития России, принимая во внимания позитивный опыт стран Запада, в том числе Соединённых Штатов, подчёркивает, что для решения многих проблем экономического характера следует «начать сначала», то есть с решения задачи экономического образования и воспитания молодого поколения.

Одним из социально значимых вопросов практического характера, с точки зрения И.И. Янжула, был вопрос о роли бережливости в процессе индивидуальной и социальной жизнедеятельности. Он был искренне убеждён в крайней необходимости бережливости и «воздержания от мотовства» ради личного и общественного благополучия. Бережливость учёный характеризовал как «стремление не потреблять весь приобретённый человеком капитал или

добро, а часть его откладывать на будущее производство, или про чёрный день. В тесной связи с развитием бережливости лежит самый рост богатств и общего благосостояния» [10, с. 1].

Актуализируя для России опыт «старых» культурных народов, и особенно Соединённых Штатов, И.И. Янжул обращал внимание на тот факт, что там умению обращаться с деньгами человека учат ещё в школе. В процессе специальных учебных курсов раскрывают «экономическую ценность» обыденных, повседневных предметов и действий, формируют «привычку обдуманно тратить деньги и сберегать их», формируют «привычку управлять собой».

Исключительно важное место в этом отношении приобретают задачи нравственного воспитания молодёжи с точки зрения экономической. Парадокс заключается в том, что данные прописные истины стары как мир. Ещё Платон указывал на четыре главных добродетели человека: «мудрость» (или благоразумие), «мужество» (или сила духа), «умеренность» (воздержание или самообуздание) и «справедливость» (или праведность). Все эти постулаты имеют прямое отношение к вопросам хозяйственной жизнедеятельности человека. Правильная организация экономического образования и воспитания детей и молодёжи позволит им стать «бережливыми, порядочными, умеренными, экономными и впоследствии обдумывающими каждую трату денег. Это оказывает благое влияние не только относительно экономии денег, но и времени и общую доброкачественность будущего гражданина» [11, с. 457].

Основная проблема в том, что бесспорные и общепринятые в западном мире ценности бережливости, умеренности в тратах и желаниях, самообладания, способности сопротивления соблазнам и искушениям, выработки воли и характера, не находят широкой поддержки и признания в русском обществе. Вывод напрашивается сложный. Если ключевым мотивом для носителей западного менталитета является стремление сохранить своё нравственное «Я», «не прибегая к каким-нибудь унизительным просьбам и молениям, как вынужден бывает сделать неимеющий ничего.» [11, с. 456]. Для русского

человека, к сожалению, это состояние долгое время считалось обычным. Он не имел ни личной свободы, ни права распоряжаться собственностью [9]. Даже сегодня можно наблюдать негативные социальные установки, мешающие проявлению и развитию личной инициативы в решении экономических вопросов. Соответственно требуется серьёзная работа по формированию индивидуальной системы персонального менеджмента в плане осознания не только духовных ценностей, чем всегда отличался русский человек, но и в плане обеспечения материального благополучия и финансовой стабильности. Значимость этих задач в современных социально-экономических условиях вряд ли требует многочисленных аргументов.

Список литературы:

1. Лыскова И.Е. К вопросу истории экономического образования в России конца XIX — начала XX века // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Сборник статей по материалам XXXVIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАК», — 2014, — № 6 (38). — С. 27—34.

2. Лыскова И.Е. Роль обществ для содействия самообразованию в становлении системы персонального менеджмента в России // Управление инновациями: теория, методология, практика: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — С. 47—52.

3. Лыскова И.Е. Мотивация персонального развития в системе взглядов П.Л. Лаврова и Н.И. Кареева (к вопросу истории персонального менеджмента в России) // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», — 2014. — Т. 2. — С. 65—69.

4. Лыскова И.Е. Философские и социологические корни персонального менеджмента // В мире научных открытий / Социально-гуманитарные

науки, Красноярск: Научно-инновационный центр, — 2014. — № 7.2 (55), — С. 757—776.

5. Лыскова И.Е. Н.И. Кареев о проблемах женского образования в России в аспекте персонального менеджмента // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. Иваново: Ивановский государственный университет, — 2014, — № 3(72). — С. 80—88.

6. Янжул И.И. Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания. М.: Тип. Д.И. Иноземцева, — 1892. — Т. 1. —

7. Янжул И.И. Из психологии народов. Экономическое значение «времени» и «пространства» // Янжул И. и Е. Янжул. Часы досуга. Очерки и картинки по экономическим, общественным и литературным вопросам. М.: Тов. тип. А.И. Мамонтова, 1896. — С. 20—56.

8. Янжул И.И. Мы слишком падки на даровщинку // Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. 1904. — С. 152—161.

9. Янжул И.И. Две мерки русского человека // Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. 1904. — С. 415—419.

10. Янжул И.И. Бережливые дети // Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. 1904. — С. 1—10.

11. Янжул И.И. Детская бережливость в России // Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. 1904. — С. 449—476.

12. Lyskova I.E. The Sources of Self-Management in Russia // The Second International Conference on Economic Sciences. Proceedings of the Conference (June 16, 2014). "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. — pp. 40—46.

310 с.

created by free version of

DociFreezer

13. Lyskova I.E. The purpose of life and professional aptitude in the interpretation of Nikolai Kareev // В мире научных открытий / Социально-гуманитарные науки, Красноярск: Научно-инновационный центр. — 2014. — № 9.3 (57). — pp. 1229—1241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.