УДК б58.18:б58.51:330.8 DOI 10.47б29/2074-9201_2022_1_145_150
Хадасевич Наиля Ракиповна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления, управления персоналом, Сургутский государственный университет, город Сургут,
19982005@mail.ru
Сметанина Галина Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления, управления персоналом, Сургутский государственный университет, город Сургут,
malinkagalinka@yandex.ru
«БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»: ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация. В настоящий момент актуальным является внедрение бережливого производства в производственных организациях, государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, в том числе органах местного самоуправления. В статье рассматриваются цели, задачи и возможности реализации бережливого производства.
Ключевые слова: бережливое производство, цели, задачи, результаты внедрения бережливого производства, органы местного самоуправления.
Nailya R. Hadasevich,
Ph.D. of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal management, personnel management, Surgut State University, Surgut, 19982005@mail.ru
Galina A. Smetanina,
Ph.D. of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal management, personnel management, Surgut State University, Surgut, malinkagalinka@yandex.ru
"LEAN PRODUCTION": POSSIBILITIES OF ITS APPLICATION IN STATE
AND MUNICIPAL AUTHORITIES
Abstract. An introduction of lean manufacturing into industrial companies, state and municipal institutions and authorities is very relevant at the moment. Purposes, objectives and opportunities of lean manufacturing implementation are considered in the article.
Keywords: lean manufacturing, purposes, objectives and opportunities of lean manufacturing implementation, executive and regulatory authority.
Сегодня никто не будет оспаривать необходимости в экономии располагаемыми ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми, информационными, а также оспаривать тот факт, что одной из причин богатства является рачительное распоряжение имеющимися ресурсами. Как говорится, богат не тот, кто много получает, а тот, кто мало тратит. Поэтому на первый план выходит экономия и постулат, что экономика должна быть экономной. В связи с назревшей необходимостью пересмотра направления расходования, имеющихся финансовых средств в распоряжении субъектов федераций, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений и организаций, изыскания
возможности для более рационального использования имеющихся средств, а также учитывая относительную простоту применения уже известных способов, методов и подходов бережливого производства целью статьи стало раскрытие задачи и возможности реализации бережливого производства как на производстве, так и в государственном и муниципальном секторе.
Авторская гипотеза статьи заключается в том, что внедрение бережливого производства, безусловно возможно и необходимо, как на производстве, так и в государственном, муниципальном секторе Северного региона, например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Центральная мысль статьи заключается в том, чтобы приблизится к раскрытию проблематики внедрения бережливого производства не только в производственной сфере, что более доступно как для понимания, а также подтверждается огромным практическим опытом, но и в государственном, муниципальном секторе Северного региона, а если конкретно, то в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Тема бережливого производства широко представлена литературными источниками, это и «Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании», в котором Джеймс П. Вумек, Дэниеа Джон раскрывают суть бережливого производства как нового и наиболее эффективного подхода к менеджменту, позволяющему снизить затраты, повысив тем самым конкурентоспособность, это и «Учитесь видеть бизнес-процессы: практика построения карт потоков создания ценности» Джона Шука, Майкла Ротера, в котором авторы описывают бизнес-процессы со стороны управляющего процессом и владельца бизнеса, также со стороны поставщика и потребителя, приведена практика построения карт потоков создания ценности, основанная на опыте взаимодействия с компанией Тоуо1а. Причем главная идея названного издания заключается в необходимости и возможности постоянного совершенствования. Также следует отметить издание «5Б для офиса. Как организовать эффективное рабочее место» Тома Фабрицио, Дона Тэппинга, в котором в доступной форме приводится система 5Б, с помощью которой имеется возможность легко оптимизировать и без лишних затрат организовать эргономичное рабочее место, и другие источники, а также публикации, в том числе в сети Интернет. При этом тема внедрения бережливого производства с учетом регионального аспекта недостаточна представлена в литературных источниках, в связи с чем это необходимо исправить.
В настоящее время перед органами власти, как на государственном, так и на местном уровнях, поставлена задача по внедрению идеологии бережливости в общественное сознание, с применением в организациях различного вида и отраслевой принадлежности, в том числе в органах местного самоуправления.
Еще 10 лет назад термин «Бережливое производство» был незнаком широкой общественности в Российской Федерации, тем более не употреблялся в государственном и (или) муниципальном секторе. Сегодня ситуация кардинально изменилась, повсюду, даже на уровне государственных и муниципальных учреждений, идет внедрение бережливых технологий.
Сегодня это уже признанная по результатам своей эффективности философия менеджмента, которая состоит из комплекса определенных методов, дающих при незначительных затратах беспрецедентные результаты.
Автор философии Тайити Оно в 50-е годы прошлого века создал производственную систему Toyota. Позже американские специалисты-менеджеры смогли на базе созданной производственной системы разработать концепцию, позволяющую отследить и минимизировать потери, а все ресурсы (материальные, временные, трудовые) направить на создание ценности или другими словами на производство товаров или оказание услуг. [6]
По сути через 60 лет широкое использование методов бережливого производства нашло свое применение и в России. Внедрение бережливых технологий наблюдается не только в отдельных предприятиях производственной сферы, но и в третичном секторе экономики, направленном на оказание услуг, более того в секторе оказания государственных и муниципальных услуг. Сегодня практически на уровне всех региональных центров и муниципальных образований разработаны и внедряются концепции бережливого производства. Однако, к сожалению, не всегда можно увидеть практические результаты деятельности по внедрению бережливых проектов, тем не менее наблюдается движение в заданном направлении.
В нашей стране Республика Татарстан является лидером внедрения бережливых технологий. Этот процесс начался еще в 2010 году с популяризации концепции применения бережливых технологий. Коммерческие предприятия республики активно реализуют технологии бережливого производства, среди них КАМАЗ, Татнефть и другие. Для поступательного и широкого развития применения бережливых подходов на местах действует целевая программа, которая, прежде всего, делает акцент на подготовке соответствующих специалистов, а заданная проблема решается на базе учебных заведений, путем включения в учебно-образовательные программы изучения бережливого производства [7].
Благодаря госкорпорации «Росатом» бережливое производство в региональном и муниципальном управлении внедряется с 2012 года путем разработки проекта «Эффективный регион». Основными направлениями проекта являются внедрение бережливых методов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, в учреждениях здравоохранения, социальной защиты. Ряд регионов в ходе реализации проекта показал прекрасные результаты.
В 2016 году в Краснодарском крае начали ре-ализовывать бережливые технологии в муниципальном управлении, в рамках проекта «Бережливый Усть-Лабинск», нацеленного на организацию бережливого производства в пяти администрациях поселений Усть-Лабинске района, который включает проекты, направленные на: реализацию муниципальных услуг, создание единого стандарта отчетности, разработку нормативно-правовых документов, умень-
шение времени и трудозатрат, в том числе на проведение совещаний и уменьшение потерь, связанных с исполнением 44-ФЗ [5].
Так в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре в 2016 году была разработана концепция «Бережливый регион» (далее - Концепция), которая отражает основные приоритетные направления по реализации бережливого производства в текущей деятельности хозяйствующих субъектов автономного округа.
Если опираться на утвержденную Концепцию, то бережливое производство в округе, прежде всего, направлено на постоянное создание ценности и устранение потерь [1].
Итак, общепризнанно, что бережливое производство нацелено на:
• существенное сокращение затрат без дополнительных вложений;
• сокращение сроков выполнения государственных и муниципальных услуг;
• улучшение качества и безопасности труда работников;
• повышение уровня мотивации и вовлеченности работников в процесс оказания государственных и муниципальных услуг.
Используя инструменты «бережливого производства»: ТРМ (всеобщее обслуживание процесса), визуальный менеджмент, стандартные процедуры, «точно вовремя», картирование, встроенное качество, организация мест 5Б, кайдзен, канбан, руководство организации, стремящееся к возможному достижению ожидаемых результатов от внедрения бережливого производства, должно сформировать:
• четкий алгоритм действий организации и ее структурных подразделений;
• общие правила для конкретной операции или услуги;
• конкретные инструкции для каждого работника;
• мотивацию персонала.
Разработанные алгоритм, правила и инструкции, а также повышение мотивации персонала обеспечат повышение общей эффективности деятельности организации, что в конечном итоге позволит повысить качество оказываемых государственных или муниципальных услуг населению, выражающихся в сокращении сроков оказания услуг путем разработки четких регламентов оказания услуг и работы через Многофункциональные центры, простоты при обращении, прозрачности при оказании государственных или муниципальных услуг населению.
Согласно утвержденной окружной Концепции внедрение бережливого производства в Российской Федерации носит эпизодический характер, в виду не-сформированной нормативно-правовой базы в муниципальных образованиях. При этом имеется положи-
тельная практика в отдельных российских регионах по таким направлениям, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс.
Предтечей для разработки и утверждения концепции «Бережливый регион» в округе является низкая производительность труда, повышение эффективности, развитие человеческого капитала, развитие информационных систем в государственных и муниципальных организациях, распространение принципов бережливого производства, что изображено на Рисунке 1.
При этом внедрение управления проектами в различные отрасли автономного округа имеет свои особенности. Так, в нефтегазовой отрасли экономики наиболее важный фактор эффективности деятельности - это нефтегазодобывающее оборудование, поэтому при применении бережливого управления увеличивается значение разработки, утверждения и использования инструкций и регламентов работы и обслуживания оборудования, позволяющие оптимально эффективно использовать имеющее в наличии оборудование. В строительной отрасли применяются как общепризнанные подходы бережливого производства, так и особые - это и проектное управление, позволяющее эффективно и точно в срок решить вопросы взаимодействия участников проекта, применение информационной модели, планирование целевой стоимости с установлением предельных затрат. В лесозаготовительной отрасли приоритетными являются подходы бережливого производства, сокращающие стоимость и потери времени. Причем, рассматривая лесоперерабатывающую отрасль, можно заключить, что в данном случае основная роль отведена конвейеру, в связи с чем, применимы все имеющиеся подходы бережливого управления. В сфере услуг более важна вовлеченность работника в процесс оказания услуги, так как это оказывает непосредственное влияние на качество оказываемой услуги, что приводит в конечном итоге к его повышению или повышению конкурентоспособности услуги. В государственном и муниципалом секторе внедрение бережливого производства связано, прежде всего, с повышением качества оказания государственных или муниципальных услуг и экономией имеющихся ресурсов (технических, материальных, финансовых, человеческих и прочих), достижения принятых целей и задач.
Утвержденной Концепцией приводятся следующие виды потерь, которых можно избежать в случае перехода на бережливое производство, это запасы, дефекты, перепроизводство, излишняя сложность процессов, ожидание, излишнее передвижение и перемещение. Стратегическая цель утвержденной Концепции - это моделирование устойчивых установок по применению элементов бережливого производства у всех хозяйствующих субъектов [2].
Рисунок 1. Предпосылки внедрения бережливого производства в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре [1]
Значительное внимание в Концепции уделяется роли региональных и муниципальных органов власти в распространении и реализации подходов бережливого производства. Так, все муниципальные образования округа осуществляют в настоящее время внедрение бережливого производства как в свою деятельность, так и деятельность хозяйствующих субъектов на своей территории. Направления этой работы изображены на Рисунке 2.
В Концепции предусмотрен регулярный мониторинг через определенный сайт-экран «Бережливо-метр», в котором в наглядной форме демонстрируются достигнутые результаты, что позволяет провести их анализ на предмет наличия эффективности в разрезе муниципалитетов округа [2].
Основные критерии бережливометра:
• количество обученных по учебно-образовательным программам по бережливому производству, что обеспечивает персонал необходимыми вводными знаниями по элементам бережливого производства;
• переход на электронный документооборот, что позволяет сократить потребление бумаги государственными и муниципальными структурами, а также подведомственными им организациями;
• качество жизни населения, в рамках Концепции определяется проведением опросов населения по оценке деятельности исполнительных органов;
• оценка регулирующего воздействия, то есть осуществление необходимой корректировки норма-
тивно правовых актов, с целью отсутствия их влияния на деятельность хозяйствующих субъектов;
• оценка качества или так называемый индекс бережливости. Это интегральный показатель по внедрению субсидиарных механизмов как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, финансируемых из бюджетных средств и также качество оказания предоставляемых услуг [3].
Судя по общедоступным данным сети Интернет, наибольшее распространение бережливое производство нашло в сфере здравоохранения, видимо в связи с особым вниманием со стороны Министерства здравоохранения РФ, разработкой и внедрением им пилотного проекта «Бережливая поликлиника». Так ФФОМС декларирует, что «Бережливые поликлиники» скоро будут по всей стране, то есть обычные государственные или муниципальные поликлиники, используя вышеуказанные инструменты, переходят на бережливое производство.
Однако в настоящий момент широко обсуждается проблема необеспеченности больных льготными лекарствами при имеющихся лекарствах на складах, приводящей порой к гибели пациентов. И на прямой линии с Путиным В.В., проведенной 20 июня 2019 года, Президент РФ подчеркнул, что нужно переходить к современным способам работы с людьми, привел в пример бережливую поликлинику, которая существенно повышает качество обслуживания людей. Налицо отсутствие реализации принципов бережливого производства, примене-
Рисунок 2. Направления повышения эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления за счет внедрения бережливых технологий
ние которого исключило бы возможность создания подобной негативной ситуации.
Конечно, работники, впервые услышавшие термин «бережливое производство», не понимают, как производственные инструменты можно внедрить неким образом в свою обычную и привычную деятельность по оказанию государственных или муниципальных услуг. С целью формирования понимания «бережливого производства» и конкретных механизмов его внедрения на местах был организован ряд обсуждений, организовано и проведено обучение, как в виде семинаров, так и в виде курсов повышения квалификации.
В качестве ключевых условий успешного внедрения перечисленных выше принципов бережливого производства можно назвать:
• разработку плана обучения и повышения квалификации персонала, отвечающего специфике деятельности предприятия;
• использование широкого диапазона средств и ресурсов для обучения;
• получение большого массива информации и инновационных идей с использованием бенчмаркин-га и др.
Вместе с тем, отмечая популярность бережливого производства и управления, критики этого направления отмечают и неприменимость концепции в государственном секторе в связи с риском дублирования процессов друг другом и увеличения издержек. По нашему мнению, использование отдельных элементов бережливого производства возможно в структуре государственных и муниципальных органов власти, а также государственных и муниципальных организаций, в части эффективного использования всех имеющихся в наличии ресурсов, что позво-
лит оптимизировать все происходящие процессы как внутри, так и снаружи организаций, тем самым сократит потери, повысит качество предоставляемых услуг, повысит мотивацию сотрудников. Опыт зарубежных стран подтверждает вышеперечисленные направления.
Технологии бережливого производства уже давно раздвинули рамки своего применения. В настоящий момент ни для кого не новость, что государственные органы и органы местного самоуправления остро нуждаются в изменении стиля сложившейся системы управления и переходе на наиболее эффективные управленческие модели, подтвердившие свои результаты на практике, при этом не требующие значительных дополнительных финансовых затрат. Поэтому применение таких элементов бережливого производства, как ТРМ (всеобщее обслуживание процесса), визуальный менеджмент, стандартные процедуры, «точно вовремя», картирование, встроенное качество, организация мест 5Б, кайдзен, канбан, позволяет сформировать более эффективную управленческую модель или, другими словами, бережливую управленческую модель.
Таким образом, применение бережливого производства не только возможно в коммерческих организациях, государственных и муниципальных организациях, органах власти как государственного, так муниципального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на текущем этапе, но и порой жизненно необходимо. [4]
В связи с вышеизложенным, а также учитывая мировой опыт и опыт отдельных регионов Российской Федерации, гипотеза о возможности и необходимости внедрения бережливого производства с целью повышения экономических и иных показателей
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, доказана, как на производстве, так и в государственном, муниципальном секторе.
Однако проблемы внедрения в части горизонтального и вертикального расширения имеются. Чаще всего это объективное непонимание и сопротивление нововведениям, так как на практике особенно в удаленных от центра регионах отмечается
очень медленное внедрение практики бережливого производства.
Решение данного вопроса вполне реально и может быть осуществлено путем проведения форумов, семинаров, конференций с приведением конкретных примеров по достижению положительных экономических результатов в случае перехода на бережливое производство.
Список литературы
1. Валиуллина,Л.А., Беспалова, М.Э., Хадасевич, Н.Р. Интеграция принципов бережливого производства и системы менеджмента качества в организации труда учреждений социального обслуживания / Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 2. С. 107-116.
2. Единый официальный сайт государственных органов. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. https:// admhmao.ru/.
3. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2016 № 455-рп «О концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
4. Сычанина С.Н., МирончукВ.А., Шолин Ю.А. Бережливое управление: методы и инструменты бережливого производства в муниципальном управлении, перспективы и практика применения // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 198-203. DOI: 10.25683/V0LBI.2018.45.413.
5. Царенко А.С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом/А. С. Царепко//Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 45. - С. 74-109.
6. Кудряков В.Г., Мирончук В.А. Развитие преподавания дисциплины "Бережливые технологии" в образовательном процессе // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской образовательной конференции. Краснодар, 2016. С.349-351.
7. Сычанина С.Н. Использование бережливого производства в организации управления персоналом// Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам научных исследований за 2016 год. Краснодар, 2017. С.491-492.
References
1. Valiullina L.A., Bespalova M.E., Khadasevich N.R. Integration of the principles of lean production and quality management system in the organization of labor of social service institutions / Leadership and Management 2019. Vol. 6. № 2. pp. 107-116.
2. Unified official website of state bodies. Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra. https://admhmao.ru/.
3. Decree of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra dated 08/19/2016 № 455-rp "On the concept of a Lean Region in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra".
4. Sychanina S.N., Mironchuk V.A., Sholin Yu.A. Lean governance: methods and tools of lean production in municipal management, perspectives and practice // Business. Education. Law. 2018. № 4 (45). Pp. 198-203. DOI: 10.25683/ VOLBI.2018.45.413.
5. Tsarenko A.S. «Lean Government»: Prospects of Lean technologies in Public Service Organizations in Russia and abroad.
6. Kudryakov V.G., Mironchuk V.A. Development of teaching the discipline "lean technologies" in the educational process // Quality of modern educational services - the basis of competitiveness of the University : a collection of articles on the materials of inter-faculty educational conference. Krasnodar, 2016. Pp. 349-351. (In Russ.).
7. Sychanina S.N. The use of lean in the organization of personnel management // Scientific support of agro-industrial complex: collection of articles on the materials of the 72 nd scientific-practical conference of teachers on the results of research for 2016. Krasnodar, 2017. Pp. 491-492. (In Russ.).