Научная статья на тему 'БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
614
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА / LEAN MANUFACTURING / LEAN CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ухакшинова Е.М.

В статье отражена роль внедрения принципов бережливого производства в здравоохранении в Республике Бурятия. Рассмотрены основные условия и критерии, проведен анализ их результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ухакшинова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEAN MANUFACTURING IN HEALTHCARE

The article reflects the role of implementing the principles of lean manufacturing in healthcare in the Republic of Buryatia. The basic conditions and criteria are considered, the analysis of their results is carried out.

Текст научной работы на тему «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

УДК 338.2

Ухакшинова Е.М. ассистент

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация - в статье отражена роль внедрения принципов бережливого производства в здравоохранении в Республике Бурятия. Рассмотрены основные условия и критерии, проведен анализ их результатов.

Ключевые слова - бережливое производство, бережливая поликлиника.

Ukhakshinova Е.M.

assistant

Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Education «Banzarov Buryat State University» Russia, Ulan-Ude

LEAN MANUFACTURING IN HEALTHCARE

Annotation - the article reflects the role of implementing the principles of lean manufacturing in healthcare in the Republic of Buryatia. The basic conditions and criteria are considered, the analysis of their results is carried out.

Key words - lean manufacturing, lean clinic.

В настоящее время особую востребованность приобретает модель менеджмента, получившая широкое распространение и доказавшая эффективность в зарубежной практике концепция бережливого производства (Lean production), ориентированная на оптимизацию бизнеса-процессов путем устранения всех видов потерь и предполагающую вовлечение в процесс рационализации каждого сотрудника организации. В результате внедрения данной концепции в организациях, продукция производится с меньшим числом дефектов, с меньшими затратами труда, капитала, производственных площадей и времени. Идеи бережливого производства помогают повысить качество продукции и сократить издержки производства, не увеличивая капиталовложений.

Внедрение концепции «Бережливого производства» на основе рационального использования ресурсов и оптимизации производственных процессов медицинского сектора будет являться основополагающим фактором развития и роста конкуреноспособности российских медицинских организаций и предпосылкой интенсивной модернизации ключевых отраслей здравоохранения.

В настоящее время внедрение модели медицинской организации,

оказывающей первичную медико-санитарную помощь, основанной на принципах бережливого производства в Российской Федерации имеет предпосылки создания с октября 2016 года. По инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации был реализован пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи под названием «Бережливая поликлиника». Данный проект был реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с целью внедрения в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий бережливого производства (lean-технологий), способствующих созданию пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов, устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры.

Успешность и эффективность реализованного проекта послужили основанием принятия решения Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам об утвержден паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

В данном случае основной принцип организации новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, является медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи, в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.

Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь - комплекс мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение удовлетворенности уровнем оказанных услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации, переходом на электронный документооборот, сокращением объема бумажной документации.

Бережливое производство - концепция управления, основанная на

устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала.

Рисунок 1 Реализация проекта «Бережливая поликлиника» в Российской

Федерации, 2018г.

По состоянию на 2018 года проект «Бережливая поликлиника» реализуется в 52 субъектах Российской Федерации, из них 19 субъектов Российской Федерации реализуют проект на инициативной основе (см. рис. 13).

С 2019 года данный проект становится частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" -"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" (далее -федеральный проект), целью которого будет являться завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу и пр.

Реализация федерального проекта запланирована на 2019 - 2024 годы включительно. В создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» будут участвовать 85 субъектов Российской Федерации, более 6,5 тыс. поликлиник будут использовать бережливые технологии в своей деятельности.

Основными критериями новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь являются:

1. Управление потоками пациентов.

2. Качество пространства.

Система навигации поликлиники должна обеспечивать быстрый поиск отделения (кабинета) медицинской профилактики.

С целью формирования у посетителей поликлиники мотивации и приверженности к ведению здорового образа жизни на всей территории

медицинской организации размещаются материалы, содержащие информацию о правилах оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и их осложнениях, а также материалы профилактической направленности

В каждом кабинете размещается проверочный лист соответствия кабинета системе 5С.

3. Управление запасами

В медицинской организации внедрен и отлажен механизм снабжения кабинетов материальными запасами - лекарственными средствами/изделиями медицинского назначения/расходными материалами и пр. со склада медицинской организации по принципу "точно вовремя".

Опыт, полученный по итогам внедрения системы «точно вовремя» в части снабжения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями предполагает предотвращение и устранение потерь из-за избыточных запасов для рационального использования ресурсов поликлиники.

4. Стандартизация процесса.

Не менее 50% от общего времени приема осуществляется работа непосредственно с пациентом, а колебания нагрузки в рамках одного процесса не превышают 30%.

5. Качество медицинской помощи

6. Доступность медицинской помощи

7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов

В подразделении внедрена система подачи и реализации предложений по улучшению процессов.

8. Формирование системы управления

9. Эффективность использования оборудования

Рассмотрим основные этапы внедрения бережливого производства в медицинских организациях, которая отражена в концепции «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в рамках федерального проекта.

Планируемый период реализации проекта охват медицинских учреждений к 2024 году составит свыше 6,8 тыс. поликлиник во всех субъектах Российской Федерации.

Предпосылками для внедрения федерального проекта стали низкая удовлетворенность пациентов работой медицинской организации, низкая ориентация на потребности пациента, небрежное отношение к временному ресурсу как основной ценности, неэффективная логистика реализуемых процессов, без учета принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая неблагоприятный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи, неэффективного

использования ресурсов системы здравоохранения, длительное время ожидания предоставления медицинских услуг, трудности при записи к врачу, отсутствие четкой системы маршрутизации пациентов и неоправданно высокая частота посещения поликлиники при прохождении диспансеризации.

Основная цель проекта «Бережливая поликлиника» - повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь

Успешность и эффективность пилотного проекта должна быть подкреплена обучением в рамках проекта.

Так, начиная с 2017 г на базе Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» (далее - ФГБУ ДПО ВУНМЦ) Министерства здравоохранения России совместно с государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» провели серию курсов по повышению квалификации сотрудники ГБУЗ «Городская поликлиника № 1», ГБУЗ «Городская поликлиника № 2»,ГБУЗ Гусиноозерская ЦРБ, ГБУЗ «Городская поликлиника № 3», ГАУЗ «Городская поликлиника № 6», ГБУЗ «Городская поликлиника № 4», ГБУЗ «Городская поликлиника № 5». Первым этапом внедрения проекта стало обучение сотрудников принципам бережливого производства. После маркетингового исследования были выбраны пять основных направлений -оптимизация работы регистратуры, маршрутизация потоков пациентов с разработкой оптимальных схем навигаций, повышение эффективности рабочего времени врачей - терапевтов и узких специалистов, оптимизация лабораторных исследований и совершенствование профилактической работы.

В данном случае основной принцип организации новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, является медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи, в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.

В современных условиях именно конкурентоспособность организаций на рынке медицинских услуг является главным критерием эффективности производства, оценки результатов системы управления, а достигнуть ее можно только усилиями персонала компании как единого целого. Управление качеством продукции организации на сегодняшний день, является чрезвычайно актуальной проблемой для отечественных предприятий и заслуживает отдельного рассмотрения. Российская медицина испытывает значительные трудности при реализации положений бережливого производства, причинами такой ситуации являются:

- отсутствие глубокого понимания самой методологии у специалистов, берущихся осуществлять 1еап-преобразования, и ориентация,

прежде всего, на внешние проявления;

- отсутствие адаптации методологии под особенности конкретной организации, использование наиболее хорошо описанных методик для решения любых организационных проблем;

- отсутствие системного подхода в преобразованиях организации, использование системы бережливого производства, как набора инструментов операционного уровня;

- внедрение формального проекта с формальными целями и формальными результатами;

- отсутствие специальных знаний и навыков для реализации проекта бережливого производства;

- незаинтересованность собственников и ТОР-менеджеров; -сложность понимания всей архитектуры системы бережливого производства (философские принципы, системы, инструменты - к каким проблемам реального производства они применимы);

- сопротивление изменениям со стороны сотрудников, в связи со страхом несоответствия новым требованиям и, как следствие, боязнь потерять работу, а также нежелания повышать нагрузки при сохранении прежней заработной платы.

Основной вопрос, который ставят руководители медицинских структур в первую очередь при реализации положений бережливого производства в рамках системы управления качеством - это выбор необходимых инструментов, которые помогут добиться значительных результатов и повысить эффективность деятельности медицинской организации.

Таким образом, несмотря на отставание российских предприятий при внедрении системы бережливого производства от зарубежных у отечественных компаний есть резерв развития.

Использованные источники:

1. Вумек Джеймс П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании./ Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. - М.,: «Альпина Паблишер», 2011.-364с.

2. ДжеффериЛайкер, Корпоративная культура ТОУОТЛ, М.2017 г.

3. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства./ Джордж Л. Майкл. - М.,: «Альпина Паблишер», 2007. - 448с.

4. Имаи М. Канбан: ключ к успеху японских компаний,М.-2014г. компании мира: Пер. с англ. / Д. К. Лайкер; Д.К. Лайкер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 402с. компаний: сокр. пер. с англ. / Лайкер, Дж.; Дж. Лайкер, М. Хосеус.

5. Майкл Вэйдер. Инструменты бережливого производства. Минируководство по внедрению методик бережливого производства./ Майкл Вэйдер. - Альпина Бизнес Букс, 2017. - 380с.

6. Тайити Оно. Производственная система Тойоты: уходя от массового

производства. - М: Издательство ИКСИ, 2017.

7. ОргПромКомитет [Электронный ресурс]: Внедрение Бережливого производства в России. Исследование и анализ, ред. Баранов А.В.; -Электрон.дан. 2018 г. ЕкатеринбургШЬ: https://sbis.ru, Дата обращения 02.05.2019;

8. Бережливое производство как метод повышения экономической безопасности предприятий и организаций// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ».- Том 7, №5 [ Электронный ресурс].- режим доступа 20.11.2019:

9. Институт комплексных стратегических исследований / Центр Информационных технологий - Электрон.дан. - М.:2016. URL: http://www.icss.ac.ru, свободный. Загл. с экрана. - Яз.рус.англ.яп. Дата обращения 02.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.