УДК 658.51
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
К. Р. Калинина, С. С. Зотина, Г. А. Карачева Научный руководитель - М. А. Рагозина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: ragfil@mail.ru
Рассмотрена концепция бережливого производства как инструмент организации управления производством, направленная на повышение результативности потока создания ценности и увеличения объемов производства продукции для авиационной промышленности.
Ключевые слова: бережливое производство, организация управления производством, авиационное предприятие, карта потока создания ценности.
LEAN MANUFACTURING AS A TOOL FOR ORGANIZATION OF PRODUCTION
MANAGEMENT
K. R. Kalinina, S. S. Zotina, G. A. Karacheva Scientific supervisor - M. A. Ragozina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: ragfil@mail.ru
Production concept is considered as a tool for organization of production management, aimed at enhancing the impact of the value flow and increase in volumes of production of products for the aviation industry.
Keywords: lean manufacturing, organization of production management, the impressive Aviation Enterprise, value stream map.
Одной из задач бережливого производства является проектирование и внедрение производственной линии, способной изготавливать разные виды продуктов ровно за то время, которое действительно необходимо для их производства. Временные элементы работы, необходимые для производства продуктов, выполняются последовательно, в установленном темпе без времени ожидания, простоя в очереди или других задержек, которые рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются, или ликвидируются полностью [1].
В качестве объекта исследования данной работы нами выбрано производственное предприятие Красноярского края. Сейчас, когда заключен долгосрочный контракт на ежегодную поставку продукции в требуемых количествах, существует риск нарушения графика предоставления товара заказчику. Данный риск обусловлен существенными недостатками в организации управления производством предприятия:
- длительные простои оборудования;
- хаотичное перемещение материалов, полуфабрикатов, информации по производству, не добавляющее ценности продукту. В процессе изготовления продукт совершает множество встречных и перекрестных перемещений;
- бесполезные перемещения персонала, связанные с нерациональным планированием и организацией рабочего места;
- бессистемное расположение инструментов в рабочей зоне и хранение инвентаря, что препятствует нормальному протеканию производственного процесса, отнимая время на поиски необходимых инструментов.
Секция «Экономика и бизнес»
На основе выявленных проблем предлагается совершенствовать организацию управления производством исследуемого предприятия за счет рационального размещения производственных и вспомогательных участков цеха, с целью сокращения производственного цикла изготовления оборудования для авиационной промышленности и снижения непроизводительных потерь.
Совершенствование организации производства начинается с потока создания ценности и анализа основных и вспомогательных процессов производства. В связи с этим предлагается использовать инструмент бережливого производства «Картирование потока создания ценности» [2], с помощью которого появится возможность сразу увидеть узкие места потока и на основе его анализа выявить все непроизводительные затраты и процессы, а также разработать план улучшений. На этапе документирования карты текущего состояния нами изучен маршрутно-технологический процесс механической обработки и сборки изделия и определено месторасположение оборудования, необходимого для производства продукции.
Из-за нерационального расположения участков, потерь времени на перемещения между рабочими центрами длительность производственного цикла получается очень высокой. Таким образом, на основе анализа потока создания ценности нами были определены области для улучшения и сформулированы следующие задачи: рациональное размещение производственных и вспомогательных участков цеха; рациональное размещение рабочих мест.
Размещение производственных подразделений предприятия позволит обеспечить рациональную организацию производственного процесса. Для этого следует соблюдать определенные принципы:
1. Расположение участков по ходу производственного процесса с учетом рациональности перевозок. Для этого следует разместить участки на территории цеха по ходу производственного процесса согласно направлению основных грузопотоков: заготовительные участки - обрабатывающие участки — сборочные участки.
2. Расположение складов у входа/выхода. Склады сырья и материалов следует разместить на входе цеха вблизи заготовительных участков, а склады готовой продукции - вблизи участков сборки на выходе цеха.
3. Расположение вспомогательных участков ближе к потребителям, не нарушая при этом основные грузопотоки.
4. Размещение производственных объектов с учетом внешних факторов.
5. Групповое строение элементов производственной структуры. Отдельные подразделения, тесно взаимосвязанные в ходе производственного процесса, должны по возможности объединяться в группы с размещением в одном корпусе.
6. Максимальное использование объема и площади. Объекты на территории предприятия и его подразделений должны размещаться так, чтобы обеспечить максимальное использование объема и площади имеющихся земельных участков, зданий, помещений. Для этого необходимо плотное размещение, рациональное использование площади и пространства под проезды, применение подвесных, подземных и многоярусных транспортных магистралей, и мест хранения [1].
С учетом вышеперечисленных принципов предлагаются следующие мероприятия.
Первый этаж цеха предлагается переоборудовать для производства одного вида продукции -продукции авиационного назначения. Следовательно, шлифовальное оборудование и участок сборки, который на данный момент располагается на втором этаже здания, фрезерные, токарные станки, необходимые для изготовления продукции и размещенные на третьем этаже корпуса, необходимо переместить на первый этаж. Также предлагаем на первом этаже корпуса организовать малярный участок. В результате чего необходима перепланировка первого этажа. Планировка должна оптимизировать перемещение материалов и обращение с ними, добавлять ценность при использовании площадей, а также облегчать синхронизацию материальных потоков. Поэтому следующим мероприятием является организация участков с токарным и фрезерным оборудованием. Как упоминалось выше, данное оборудование будет перемещено с верхних этажей здания.
На рисунке представлена планировка цеха с изображением маршрута обработки детали после предлагаемых мероприятий. Также пунктирные линии означают маршрут механической обработки, прямые - маршрут технологического процесса сборки.
Таким образом, оптимизация потерь достигается минимизацией физического расстояния и исключением излишней транспортировки [3]. В будущем состоянии непроизводительное время сократится, соответственно общая длительность процесса снизится.
Планировка цеха с изображением маршрута обработки детали после предлагаемых мероприятий
В результате мероприятий повысится управляемость производством, увеличится загрузка оборудования и его производительность. Максимизация загрузки оборудования приведет к рациональному использованию фонда рабочего времени. Повысится производительность труда рабочих. Сократятся непроизводительные потери времени: все будет находиться рядом; сократится время для обмена информацией между работниками; люди смогут работать на нескольких операциях; будет возможность работать с разным количеством рабочих; появится возможность работать без транспортировки и излишних перемещений рабочих. Данные изменения отразятся и на времени руководства предприятия. Применение инструментов организации управления производством значительно повысит эффективность производства, что в свою очередь отразится на улучшении экономических показателей- деятельности предприятия.
Библиографические ссылки
1. Хоббс Денис П. Внедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнеса. М. : Гревцов Паблишер, 2007. 352 с.
.2. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. М. : Альпина Бизнес Букс : СБ8Б, Центр развития деловых навыков, 2005. 144 с.
3. Вейдер, М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 125 с.
© Калинина К. Р., Зотина С. С., Карачёва Г. А., 2015