УДК 622.276.04
Береговые базы обеспечения освоения морских нефтегазовых месторождений
Ключевые слова:
морское
месторождение,
береговая база
обеспечения,
морские
нефтегазовые
проекты,
удаленный морской промысел.
М.И. Грешняков1, Э.А. Вольгемут2, С.В. Греков2, В.Б. Зак2*, Л.А. Сайфуллина2
1 ПАО «Газпром», Российская Федерация, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, д. 156
2 ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Российская Федерация, 142717, Московская обл., Ленинский р-н, с.п. Развилковское, пос. Развилка, Проектируемый пр-д № 5537, вл. 15, стр. 1
* E-mail: [email protected]
Тезисы. Освоение месторождений континентального шельфа осуществляется с использованием морского флота для выполнения логистических и иных морских операций. В свою очередь, деятельность флота тесно связана с работой морских портов и береговых баз, обеспечивающих материально-техническими ресурсами и услугами как сам флот, так и объекты обустройства морских месторождений.
Мировой опыт реализации проектов освоения морских месторождений показал, что логистика морских проектов характеризуется существенными финансовыми инвестициями и необходимостью принятия долгосрочных оптимальных организационных решений. Условиями эффективного обеспечения шельфовых проектов являются привлечение специализированных сервисных организаций, консолидированное участие заинтересованных нефтегазодобывающих компаний, государственная поддержка и поощрение деятельности этих компаний, развитие инфраструктуры и оснащение береговых баз соответственно срокам ввода месторождений в эксплуатацию.
В статье рассмотрены основные принципы, положенные в основу организации береговых баз обеспечения работ на шельфе, их основные функции и инфраструктура, организация деятельности баз по реализации проектов освоения морских месторождений.
Принципы и концептуальные подходы при создании береговых баз
Освоение месторождений континентального шельфа сопряжено с необходимостью решения задачи оптимизации использования сил и средств морского флота применительно к осуществлению логистических и иных морских операций. В свою очередь, данная задача тесно связана с работой морских портов и береговых баз, обеспечивающих материально-техническими ресурсами и услугами как сам флот, так и объекты обустройства морских месторождений.
Береговые базы (рис. 1) не являются чем-то новым: они создавались и развивались параллельно с развитием морского флота, их функции, инфраструктура и оснащение формировались в соответствии с его потребностями [1]. Однако с началом освоения месторождений углеводородов на шельфе появились новые задачи, что потребовало корректировки подходов, применявшихся ранее к организации береговых баз.
Береговая база обеспечения освоения морского нефтегазового месторождения представляет собой специализированный портовый технико-технологический комплекс, обеспечивающий выполнение морских операций (работ) на всех стадиях реализации проекта - от этапа геологоразведки до этапа ликвидации объектов обустройства месторождения. Анализ мирового опыта показывает, что в основу организации береговых баз обеспечения работ на шельфе положены следующие принципы:
• использования потенциала существующей в рассматриваемом регионе портовой, береговой и транспортной инфраструктуры, имеющихся населенных пунктов применительно к деятельности базы;
• учета географического расположения, природно-климатических условий, продолжительности навигационного сезона, прочих ключевых характеристик района осваиваемых месторождений; оценки добычных перспектив месторождений, для освоения которых планируется организация береговой базы;
• определения рационального (оптимального) технико-технологического, инфраструктурного и кадрового состава береговой базы в соответствии с ее функциями
Рис. 1. Береговая база обеспечения
и задачами, актуальными в разные периоды эксплуатации, на основе заданной проектами разработки динамики освоения месторождений региона;
• организации эффективной системы управления деятельностью по обеспечению работ на шельфе.
На основе перечисленных принципов сформулированы следующие рекомендации:
• береговые базы обеспечения предпочтительно создавать на основе действующих морских или речных портов, расположенных наиболее близко к районам осваиваемых месторождений, и инфраструктуру баз размещать либо в самом порту, либо в непосредственной близости от него;
• размещать береговую базу целесообразно в районе с круглогодично незамерзающей акваторией или с максимально возможным коротким ледовым периодом;
• функции береговых баз обеспечения, задачи, номенклатуру оборудования, производственные мощности, состав инфраструктуры необходимо определять на основе проектов разработки морских месторождений с учетом перспектив их освоения;
• при проектировании следует предусматривать возможность трансформирования функций и состава береговых баз, поэтапное развитие/сворачивание их инфраструктуры в соответствии с динамикой освоения месторождения.
Как показывает мировой опыт реализации проектов освоения морских месторождений, логистика морских проектов является отдельным направлением деятельности компаний, требует оптимальных организационных решений и существенных финансовых инвестиций.
Практика показала, что эта деятельность наиболее эффективна, если:
• создание и эксплуатация береговых баз обеспечения осуществляется при консолидированном участии заинтересованных нефтегазодобывающих компаний; это позволяет компаниям-участникам уменьшить затраты на содержание береговых сооружений, морских, авиационных и других технических средств, находящихся на балансе компаний;
• соблюдается баланс интересов компаний-участников проекта, и на этой основе осуществляется взаимодействие между ними и сотрудничество с государственными структурами;
• нефтегазодобывающие компании для реализации логистического обеспечения своих работ привлекают компанию, специализирующуюся на сервисном обслуживании морских проектов;
• на государственном уровне осуществляется политика поощрения предпринимательской деятельности нефтегазодобывающих компаний, например законодательное установление налоговых льгот, другие виды финансовой поддержки.
Условиями эффективного обеспечения шельфовых проектов также являются увязка этапов развития инфраструктуры береговых баз со сроками ввода месторождений в эксплуатацию, непрерывное отслеживание ситуации, оперативное и гибкое реагирование на ее изменения, быстрая корректировка принимаемых решений.
Функции и инфраструктура береговых баз
Функции, реализуемые на береговых базах и в портах разных компаний, регионов и стран, а также организация работы, инфраструктура баз, виды технического оснащения в целом аналогичны. В то же время базы отличаются друг от друга масштабами деятельности, задачами и, как следствие, составами функций и объектов инфраструктуры. Могут иметь место также отличия в организации управления.
Основные функции береговых баз применительно к обеспечению освоения морских месторождений в общем случае могут подразумевать:
• логистику - обеспечение судов и морских объектов обустройства всеми ресурсами,
необходимыми для осуществления морских операций, строительства скважин, обустройства и эксплуатации промыслов;
• ремонт и техническое обслуживание оборудования морских объектов обустройства, в том числе подводного добычного оборудования, общие работы ремонтно-восстановительного характера (слесарные, сварочные, станочные, очистку, нанесение покрытий и т. д.);
• обслуживание грузооборота;
• поддержку исследовательских работ;
• работу с персоналом вахт, пассажирские перевозки;
• обеспечение водолазных работ;
• обеспечение аварийно-спасательных работ;
• обеспечение буксировочных операций;
• лоцманскую проводку;
• операции с использованием авиационной техники;
• бункеровку судов;
• агентирование, стивидорную и тальманскую деятельность1;
• утилизацию отходов и шлама;
• обеспечение пожарной и производственной безопасности;
• медицинское обеспечение, питание, бытовые услуги;
• обеспечение прочих потребностей.
Инфраструктура береговых баз обычно
включает:
• причальные сооружения;
• складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые) и контейнерные терминалы;
• грузовые открытые площадки;
• ремонтно-механические цеха;
• инфраструктуру для осуществления авиационных операций;
• системы автономного энергоснабжения;
1 Агентирование судов - услуги, заключающиеся
в выполнении морским агентом по заказу владельца, от его имени и за его счет формальностей, которые установлены законом или инструкциями портовых властей для судов, прибывших в данный порт, а также в организации и контроле операций по обслуживанию судов. Стивидорная деятельность - операции, связанные с производством погрузочно-разгрузочных работ, размещением и укладкой грузов и контролем выполнения этих операций. Тальманская деятельность направлена на инспекцию выгрузки-погрузки различных грузов, учет и контроль их состояния на всех этапах транспортировки с фиксированием информации в так называемом тальманском листе.
• системы обеспечения жизнедеятельности (вентиляция, отопление и т.д.);
• административные, служебные здания и помещения, гостиницы;
• пожарные депо;
• систему охраны территории и объектов;
• прочую вспомогательную инфраструктуру.
Перечисленные функции и инфраструктура не обязательно должны быть представлены на каждой базе в полном составе. Оснащение и функции базы определяются ее административно-целевым уровнем и рядом других факторов.
Организация обеспечения морских нефтегазовых проектов с использованием специализированных сервисных компаний и береговых баз
Повседневная деятельность береговой базы предусматривает выполнение множества различных операций. Поэтому во всех портах и береговых базах мира обычно работают специализированные компании, каждая из которых ориентирована на выполнение работ определенного вида (или нескольких видов).
На мировом рынке присутствуют несколько крупных компаний, профильной деятельностью для которых служит логистическое обеспечение морских нефтегазовых проектов. К таким компаниям можно отнести, например, Norsea Group, которая является одним из основных организаторов работ по обеспечению нефтегазовых проектов на шельфе Норвегии, ASCO UK Limited, Heerema Marine Contractors.
Привлечение специализированных компаний позволяет повысить эффективность работы при освоении морских месторождений. Поэтому компании - операторы морских нефтегазовых проектов даже при значительном количестве таковых не создают собственных баз обеспечения, а пользуются услугами сервисной компании, специализирующейся на данном виде деятельности, и/или арендуют в рамках существующих баз складские объекты и технологические мощности. Например, компания Statoil заключила контракт с ASCO UK Limited, который предусматривает организацию базы снабжения на период освоения месторождения Mariner и предполагает со стороны ASCO UK Limited предоставление услуг по хранению и доставке материально-технических ресурсов. Проект Mariner реализуется с использованием
потенциала базы обеспечения, расположенной в г. Питерхеде (Шотландия). База считается крупнейшей в мире в области обеспечения шельфовых проектов. Помимо компании Statoil клиентами баз ASCO UK Limited в Шотландии являются такие операторы морских нефтегазовых проектов, как BP, Shell, Total, Conoco Phillips, Chevron.
Сервисная компания может строить береговые объекты без привязки к конкретному месторождению, но с перспективой обслуживания в будущем значительного числа нефтегазовых проектов в регионе расположения базы. Например, для обеспечения нефтегазовых проектов на шельфе Бразилии ASCO UK Limited заключила соглашение о совместной деятельности с бразильской логистической компанией LLX, принадлежащей EBX Group. В рамках соглашения будут построены база и порт Agu Superport на севере Рио-де-Жанейро.
ASCO UK Limited является крупнейшей, но не единственной компанией, обеспечивающей морские проекты. В частности, компания Heerema Marine Contractors (HMC) планирует обеспечивать добычу нефти на шельфе Анголы и другие морские проекты в данном регионе, используя собственную базу в г. Порту-Амбоим.
Морские проекты на северо-западном шельфе Австралии обслуживает база Dampier Supply. База используется компанией Chevron в рамках реализации проекта Gorgon. Месторождение Gorgon расположено в 130 км от побережья и в 65 км от о. Барроу. Глубина моря составляет 200 м. База используется для стивидорных работ, логистики, доставки персонала на месторождение, проведения работ по контролю качества поступающих материалов и т.д. Помимо проекта Gorgon база Dampier Supply обеспечивает проект Angel Jacket, который предусматривает установку платформы с ферменным основанием и свайным фундаментом.
По сравнению с практикой использования береговой базы на шельфе Австралии подход к обеспечению морских проектов на шельфе Норвегии имеет некоторые отличия. На норвежском шельфе работы по обеспечению морских нефтегазовых проектов реализуются с привлечением нескольких специализированных баз, единым логистическим партнером для которых выступает норвежская компания NorSea Group. Всего в Норвегии действуют 12 береговых баз (рис. 2), восемь из которых условно называются главными. Эти базы обеспечения расположены вдоль побережья
•V-J oí Ь a s é^Harstad)
*
Мурманск
unes; " ■ + За, .■■ 1
шШИ ■ !?М>С11
ВоЦеЩщ?»,?-
■ t-Ov
, Д Г . -Мур м а нская"обп.
Ви^тино
\ и
\ Кзмдалакшск!
Í
Республика Kaj
i Финпш.д
i .-.с ■,.
Шедшие© SEÍ©
АлДдски^е рсфо'ва ' ^ озер^^^ш
^ oaiasio ь^сА^з^^э * .■ jjj^^ ^
... ">■?■.
Рис. 2. Береговые базы обеспечения морских проектов Норвегии
Норвегии в городах Ставангер, Сторд, Берген, Кристиансунд, Саннесшёэн, Харстад, Хаммерфест и Киркенес. Каждая база управляется отдельной компанией, но при необходимости сервисные услуги могут быть объединены под управлением NorSea Group. Базы обеспечения NorSea Group были использованы при реализации таких значимых проектов, как Snohvit, Grane, Ormen Lange и др.
Подобным образом организована работа и береговых баз в Великобритании, где в портах Абердин и Питерхед (включают две области - залив Питерхед и гавань Питерхед) был создан мощный конгломерат компаний и предприятий по обеспечению освоения месторождений Северного моря.
В США в Мексиканском заливе задачи обеспечения морских объектов нефтегазового направления решает порт Фуршон (англ. Fourchon). Порт обслуживает 90 % глубоководных и 45 % мелководных платформ, а также обеспечивает организацию работы нефтяного терминала. Портовую территорию арендуют порядка 250 компаний.
Отметим, что деятельность крупных береговых баз часто не ограничивается обеспечением только процесса освоения морских месторождений углеводородов, а включает обеспечение других направлений морской деятельности.
Обеспечение удаленных морских промыслов
Как упоминалось ранее, береговые базы обеспечения шельфовых проектов удобно располагать в порту или на побережье в ближайшем к морскому месторождению месте. Но ре-ализовывать этот подход не всегда экономически целесообразно. Например, протяженность арктического побережья РФ составляет многие тысячи километров, при том что арктических портов, тем более глубоководных, единицы, и месторождения могут быть удалены от порта (и от берега) на весьма значительное расстояние. Большая удаленность морских объектов от береговой логистической инфраструктуры, особенно в сочетании со сложными природно-климатическими условиями, обусловливает необходимость существенного увеличения флота обеспечения и в конечном счете приводит к заметному увеличению стоимости проекта.
В качестве решения по оптимизации логистической деятельности в регионах, удаленных от развитой транспортной и иной
инфраструктуры, в арктических регионах может быть предложено применение плавучих баз снабжения. Плавучую базу можно либо разместить в море непосредственно на месте проведения работ, либо пришвартовать к берегу. При таком подходе плавучая база должна иметь запас и номенклатуру грузов, рассчитанные на весь или значительный период производства работ. Плавучие базы используются также в качестве вертолетных станций, гостиниц для персонала вахт, ремонтных мастерских. Применяются плавучие базы двух типов -несамоходные (рис. 3) и самоходные (рис. 4).
Преимуществами несамоходной баржи-базы являются большая вместимость и меньшая стоимость ее строительства и эксплуатации вследствие отсутствия на ней двигательной установки и запаса топлива. Недостаток несамоходной баржи-базы - необходимость использования буксирных судов для транспортировки баржи к месту дислокации и нахождения буксиров в оперативной доступности для отбуксировки баржи в нештатной ситуации.
Самоходная база снабжения не нуждается в буксирных судах, имеет возможность оперативной смены места установки в зоне выполнения работ, большую скорость движения и,
Рис. 3. Несамоходная (буксируемая) плавучая база
Рис. 4. Самоходная плавучая база
как следствие, несет меньший риск возникновения неблагоприятной ситуации из-за изменения погодных условий при переходах. Однако эксплуатация самоходных баз дороже.
В силу достоинств использования плавучих баз для обеспечения удаленных месторождений спрос на них на рынке будет повышаться. В качестве паллиативного решения применяют переоборудование крановых барж под плавучие базы обеспечения, поскольку усиленная конструкция крановой баржи позволяет выполнять погрузо-разгрузочные операции многократно.
***
Анализируя мировую практику организации логистической деятельности для поддержки освоения морских месторождений, отметим, что прямое использование этого опыта в России не всегда оправданно из-за ряда особенностей географического, нормативно-правового и социально-экономического характера. Большая протяженность и сложные природно-климатические условия побережья арктических и дальневосточных регионов РФ, низкая плотность и неразвитость их общей инфраструктуры, в том числе портовой и дорожной, малый опыт и, как следствие, недостаточно четко отлаженная организация работы
российских нефтегазодобывающих компаний по освоению морских месторождений, ряд других причин - все это усложняет реализацию перечисленных выше подходов к созданию и организации работы береговых баз.
Однако можно привести примеры успешной организации и функционирования в суровых природно-климатических условиях береговой инфраструктуры, созданной как во времена СССР, так и в современной России - в Ненецком автономном округе (Варандей, Амдерма), Ямало-Ненецком автономном округе (Сабетта, Ямбург, Харасавэй), на Новой Земле (Белушья Губа, Рогачево), Сахалине (Москальво, Набиль), в портах арктической зоны (Диксон, Тикси, Певек, Охотское море, Чукотка и Камчатка). Эти примеры показывают, что упомянутые негативные факторы не имеют решающего значения и могут быть успешно преодолены при наличии государственной поддержки и конструктивного взаимодействия заинтересованных сторон.
Список литературы
1. Комплексная программа создания центральных и региональных береговых баз для обеспечения работ на шельфе: отчет о НИР. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2015.
Onshore supply base for maintenance of offshore oil and gas fields development
M.I. Greshnyakov1, E.A. Volgemut2, S.V. Grekov2, V.B. Zak2*, L.A. Sayfullina2
1 Gazprom PJSC, Bld. 156, Moskovskiy prospect, St. Petersburg, 196105, Russian Federation
2 Gazprom VNIIGAZ LLC, Bld. 1, Estate 15, Proyektiruemyy proezd no. 5537, Razvilka village, Leninsky district, Moscow Region, 142717, Russian Federation
* E-mail: [email protected]
Abstract. Offshore oil and gas field development is carried out using marine fleet to perform logistics and other marine operations. By-turn, fleet activity closely relates to seaports and onshore supply bases activity providing logistical resources and services both for the fleet and offshore facilities.
The world experience in implementation of projects for development of offshore fields has shown that the logistics of marine projects is characterized by significant financial investments and the need to make long-term optimal organizational decisions. Conditions for the effective support of offshore projects are involvement of specialized service organizations, consolidated participation of concerned oil and gas companies, state support, and encouragement of these companies, development of infrastructure and equipping onshore bases according to the schedule of the field start-up.
The article describes the basic principles underlying organization of coastal bases, their main functions and infrastructure, activity arrangement for offshore projects realization.
Keywords: offshore field, onshore supply base, offshore oil and gas projects, remote offshore oil and gas field. References
1. Complex program aimed at creation of central and regional bases supporting offshore works [Kompleksnaya programma sozdaniya tsentralnykh i regionalnykh baz dlya obespecheniya rabot na shelfe]: research report. Moscow: Gazprom VNIIGAZ, 2015. (Russ.).