Научная статья на тему '\ бензиновый рынок \ нефть для внутреннего потребления'

\ бензиновый рынок \ нефть для внутреннего потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якубов Иван

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ бензиновый рынок \ нефть для внутреннего потребления»

Бензин дороже денег

Владельцы машин сегодня недоумевают, почему падение цен на нефть никак не отражается на стоимости бензина. Недавно этим вопросом заинтересовался лично президент России Дмитрий Медведев. После этого х1 многие АЗС исправили свои ценники ^^^ в сторону понижения. Так, с 14 августа

Рпо 27 ноября на АЗС ЛУКОЙЛа литр бензина подешевел в среднем на 2-2,5 руб. У Роснефти цена на мраки 80 и 92 в среднем упала на 1,5 руб.

ТНК-ВР уже провела несколько снижений цен на топливо во всех своих сбытовых регионах, в результате чего они в среднем уменьшились более чем на 2 руб. В Тат-

нефти по-восточному ответили, что «на сегодняшний день в соответствии с рыночной конъюнктурой цены на АЗС снижаются».

Общаясь недавно с народом в телепередаче «Разговор с Владимиром Путиным», премьер России объяснил, что высокие цены на бензин - следствие большой налоговой нагрузки на российские нефтяные компании. Он отметил, что сейчас с каждой тонны нефти экспортеры несут убыток в $68. В этих условиях нефтяные компании «стараются сохранить доходы за счет внутренних потребителей». По словам Владимира Путина, снижение налога на добычу полезных ископаемых, которое вступило в силу с 1 января 2009 года, поможет уменьшить цены на нефтепродукты.

Отметим, что снижение стоимости черного золота на мировом рынке, положительно сказалось на кошельке автолюбителей из западных стран, поскольку вслед за нефтью там подешевело и автомобильное топливо. Например, в США, где еще в июле литр бензин стоил $1,08, в конце ноября цены рухнули до 50 центов, а в отдельных районах страны - до 44. В ближайшие два - три месяца аналитики ожидают снижения российских цен в топливном ретейле до 16-18 руб. за литр, если такова будет воля властей и ФАС продолжит активно контролировать ценообразование в данном сегменте.

Пока же в нашей стране, одном из мировых лидеров по добыче черного золота, падения цен на бензин автомобилисты

внутреннего

ч

практически не ощущают. В то время как стоимость барреля нефти на мировом рынке снизилась более чем на $100, на внутреннем бензиновом рынке произошла лишь косметическая корректировка. Аналитик ИК «Финам» Константин Рейли считает, что динамика цен на топливо зависит от ряда взаимосвязанных факторов: качество продукта, соотношение спроса и предложения и т.д. Удешевлению топлива препятствует неразвитая конкуренция, низкая эффективность отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и пассивная роль государства на рынке, а также высокий спрос на бензин и дизтопливо со стороны населения в связи с динамично растущим российским автопарком.

Иван ЯКУБОВ

л

; ^ л:

Что мешает ценам на бензин в России снижаться с той же скоростью, что и мировые нефтяные цены? Кому принадлежит моторное топливо, которое заливают в баки наших машин? Ведущие нефтяные компании России рассказали журналу, какой путь проходит топливо от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС.

Константин Рейли подчеркивает, что дабы компенсировать существенные убытки при поставках нефти на экспорт, добывающие компании сегодня стремятся получить дополнительную прибыль от розничной продажи и не снижают цены на отечественный бензин. При этом даже в случае уменьшения спроса на горючее в связи с кризисом вполне вероятно, что на российском внутреннем рынке цены на нефтепродукты будут снижаться медленнее, чем во всем мире. По большому счету, сейчас их удешевление происходит только благодаря активной позиции государства, поскольку нефтяные компании не заинтересованы в снижении уровня дохода от их реализации.

Контроль под пломбой

Одно дело - цены, другое (не менее важное) - качество. «Обычно компании стремятся весь произведенный бензин реализовать на своих заправках, - объясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. - Это делается и в рамках конкурентной борьбы и ради своей репутации, чтобы клиенту на заправке не продавали непонятную бурду под брендом известного производителя. В очень редких случаях доверяют продажу своего бензина другим, более мелким сетям АЗС, но никак не своим конкурентам из списка крупнейших нефтяных компаний России. Даже когда бензин отпускается мелким автозаправочным станциям, крупные компании оставляют за собой право внезапно инспектировать их, чтобы убедиться, что те не разбавляют его ничем и репутации компании-производителя ничего не угрожает».

Несколько иное видение ситуации на рынке у другого эксперта отрасли. «Если проследить поставки компанией топлива своим структурам в регионах, осуществляющих их хранение и дальнейшую транспортировку, а затем сопоставить их с наличием развитой сети АЗС в том же или соседних регионах, то можно понять, свой бензин она продает или приобретенный, - считает руководитель аналитического направления Академии конъюнктуры промышленных рынков Дмитрий Данилов. - Сеть АЗС нефтяных компаний намного шире, чем

сеть аффилированных региональных «нефтепродуктов». Часто эти заправочные станции расположены рядом с нефтеперерабатывающими заводами сторонних нефтяных компаний. Нетрудно догадаться, что в ряде случаев они могут продавать и топливо «соседей». Например, THK-BP поставляет в Калужскую область до 25 тыс. т дизельного топлива, где у нее десятки АЗС. Понятно, что здесь продается свое топливо. В то же время в Самарскую область, где у компании четыре заправочные станции, присылают порядка 700 т дизеля. Вполне вероятно, что там продают и топливо самарских заводов, не принадлежащих THK-BP».

У каждой компании есть собственные НПЗ, и деление бензина на марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 происходит именно на них. От заводов до нефтебаз моторное топливо доставляют, как правило, по железной дороге, реже - по нефтепродуктопроводам. От нефтебаз до АЗС - автомобильными бензовозами. Например, в столичный регион бензин марки АИ-92, АИ-95 компании «Роснефть» доставляют с Ачинского НПЗ. Не далеко ли везти из Сибири? «Нам такие перевозки выгодны, поскольку наша задача - быть серьезным игроком на столичном рынке», - отвечает представитель компании. Аналитик Дмитрий Данилов считает, что затраты на транспортировку топлива сильно влияют на его конечную цену. Так, доставка тонны бензина от Ачинска до Москвы (расстояние более 5 тыс. км) стоит 3187 руб. с НДС. То есть цена литра бензина увеличивается примерно на 2,8-2,9 рублей.

Дизельное топливо стандарта евро 3 и 4 Роснефти идет из самарской группы НПЗ, оттуда оно в запломбированных цистернах отправляется на нефтебазу. В Подмосковье их две у компании: одна под Клином, вторая в районе Подольска. В целом у Роснефти 155 нефтебаз - общей емкостью свыше 3 млн. кубометров. «Если вы заправляетесь на наших АЗС, можете быть уверены, что весь нефтепродукт, который вы там приобретаете - это наш», - категорично заявляет начальник управления информации НК «Роснефть» Николай Манвелов.

Единственное исключение, как признается представитель нефтяной компании, -

Кто наливает

Ведущие производители моторного топлива

Название компании Производство Производство Реализация бензина Количество

бензина, млн. т дизтоплива, млн. т и дизеля в розницу, млн. т брендовых АЗС

ЛУКОЙЛ 4,90 11,40 4,85 1815

Роснефть 38,40* - 20,80 1630

ТНК-BP 5,09 6,42 8,65 1600

«Газпром нефть» 5,38 8,08 2,25 800

Сургутнефтегаз 2,20 4,80 1,2 300

* Общие данные по автобензину и дизтопливу. По данным ИК «Финам»

CV (d i u

s

i □

п û

¡прямые инвестиции / №01 [81] £009 | реальныж сектор

i s

n

I

<u

Ю

бензин Аи-98. Роснефть производит его в Комсомольске-на-Амуре. А поскольку потребление этого вида топлива в целом по стране небольшое (например, в 2006 году оно едва превысило 4 тыс. т) и везти через всю страну в столицу его нерентабельно, компания приобретает 98-й для центрального региона на Московском НПЗ. При этом доля чужого бензина в общем объеме реализации занимает менее 1%. В целом в 2007 году через собственные АЗС Роснефть реализовала около 20,8 млн. т, что в 2,3 раза выше, чем в 2006-м. «Что касается качества, то на каждом НПЗ компании существуют заводские лаборатории, затем пробы топлива берут на нефтебазе и контрольные - на АЗС, - разъясняет цепочку контроля Николай Манвелов. - На каждой нашей АЗС есть уголок потребителя, где висят сертификаты на каждую партию топлива. Если у вас есть сомнения, можете потребовать результаты тестов, либо отвезти бензин в независимую тестовую лабораторию».

Другой крупный игрок на рынке бензина -ЛУКОЙЛ - в 2007 году на четырех своих заводах в России произвел свыше 4 млн. т автобензина и 10 млн. т дизельного топлива. При этом компания дополнительно приобрела на Уфимских НПЗ 950 тыс. т автобензина и 1,4 млн. т дизельного топлива. За тот же год предприятия нефтепродуктообеспече-ния компании получили для оптовой и розничной реализации 4 млн. т бензина и более 2,3 млн. т дизеля. А через розничную сеть АЗС компания (с учетом франчайзинга) реализовала соответственно 3,5 млн. т и 1,3 млн. т этих видов топлива. Таким образом, в России ЛУКОЙЛ произвел значительно больше моторного топлива, чем продал через свою розничную сеть.

В ТНК-ВР заверили, что весь бензин, реализуемый на АЗС ТНК и ВР, а это около 8 млрд. л в год, производит сама компания. Ее розничная сеть охватывает 20 крупных

регионов России. Она насчитывает приблизительно 1600 автозаправочных станций. 600 из них находятся в собственности компании, остальными владеют и управляют джобберы (от англ. jobber - комиссионер] ТНК, независимые владельцы автозаправочных станций.

Сбытовые организации компании «Татнефть» основную часть топлива приобретают на Нижнекамском, Московском и группе Уфимских НПЗ. Доставка топлива с нефтеперерабатывающих заводов осуществляется трубопроводным либо железнодорожным транспортом до собственных нефтебаз, расположенных в регионах присутствия, далее автотранспортом топливо довозят непосредственно до АЗС компании. Объем реализации нефте- и газопродуктов через заправочные станции Татнефти составляет более 1,1 млн. т. Собственные мощности по переработке - порядка 180 тыс. т в год на Елоховском НПЗ, из них 80 тыс. т - бензин марки Нормаль-80 и 100 тыс. т - дизельное топливо.

От шланга до пистолета

С собственными АЗС нефтяных гигантов более-менее понятно. А как быть с теми, кто работает под их лейблом? Схема действий франчайзинговых заправок проста - компания-владелец заправки заключает договор с нефтяной, которая обязуется снабжать ее своим топливом и другими продуктами. В том, что бензин здесь брен-дованный, тоже не стоит сомневаться, поскольку по договорам франчайзинга эти АЗС обязаны продавать исключительно топливо владельца товарного знака. «Там мы тоже стараемся контролировать качество от сливного шланга на заводе до пистолета на АЗС, но все зависит от добросовестности владельцев. Отдельно стоит сказать про заправки, которые незаконно окрашены в фирменные цвета известных производителей. Грубо говоря, это те, кто попросту во-

рует бренд. Там никто ничего не гарантирует. Это проблема - общая для крупных компаний», - объясняет Николай Манвелов.

По словам представителя ЛУКОЙЛа Владимира Семакова, франчайзеры обязаны соблюдать фирменный стиль владельца товарного знака. Заправка должна соответствовать всем стандартам нефтяной компании от корпоративных цветов в оформлении до оборудования определенной марки и навыков и знаний ее сотрудников. Именно по этим признакам автовладельцы могут понять, легальные это франчайзеры или маскирующиеся под них. «Простому водителю и не надо отличать «родную» заправку нефтяной компании от франчайзинговой, - считает аналитик УК «Финам» Владислав Кочетков, - потому что нефтяные компании очень беспокоятся о своей репутации и строго следят за работой партнеров».

Кроме того, на рынке присутствуют и независимые АЗС. По оценке Константина Рейли, их доля в общем объеме розничных продаж топлива на внутреннем рынке России постепенно снижается и составляет сейчас около 15-20%. Основные поставщики бензина и дизтоплива для независимых автозаправок - НПЗ, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Заводы поставляют топливо на заправочные станции по оптовым ценам собственным транспортом.

Качество их бензина должны проверять региональные службы. Так, столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды несколько лет проводит мониторинг заправок города Москвы и на своем сайте вывешивает «черный список» тех, чья продукция далека от экологических параметров: содержит больше допустимой нормы свинца, серы. Столичные власти рекомендуют автолюбителям объезжать такие заправки. Список меняют каждый год - тех, кто исправился, заносят в «белый». Ц

Удешевлению топлива в России препятствует В США в декабре 2008 года литр бензина стоил 40 центов, в то время как неразвитая конкуренция и высокие налоги в России - 20-22 руб. (примерно 75 центов)

реальный сектор | прямые инвестиции / №01 (81] gq09|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.