Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием'

Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4463
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
Область наук
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / benchmarking / competitive analysis / enterprise competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисенко Мария Юрьевна

В статье исследуются теоретические и методологические основы современного бенчмаркинга как одного из управленческих инструментов, необходимого для обеспечения конкурентоспособности организации и повышения обоснованности ее стратегий на основе изучения опыта деятельности и поведения на рынке лидеров бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисенко Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A MODERN TOOL OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE

The article examines the theoretical and methodological foundations of modern benchmarking as one of the management tools necessary to ensure the competitiveness of the organization and increase the validity of its strategies on the basis of learning activities and behaviour in the market of business leaders.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием»

аькетинг

5

38

ние персонала, а также на мотивацию и удержание специалистов высокой квалификации. Для этого создаются рабочие места и условия работы, максимально удовлетворяют потребности работников организации.

Литература:

1. БрунМ. Внутрифирменный маркетингкакэлементориентации на клиента // Проблемы теории и практики управления. -1996. - № 6. - С. 66.

2. Лянцевич М. Внутренний маркетинг и качество в сфере услуг / М. Лянцевич. - М.: Академия, 2007.

3. Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа "важность - исполнение" // Маркетинг в России и за рубежом. -2008.- № 1.

4. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Мотивационныемеханизмы развития персонала: сущность, содержание, состав // Наука и инновации 2010:материалы Международной конференции.-Варшава:Наука и образование, 2010.

5. Фурсов В.А.,Лазарева Н.В.Управление мотивационным развитием персонала транспортной организации : монография. - Ставрополь : Ставролит, 2011. - 124 с.

6. Фурсов В.А. Маркетинг взаимоотношений как современная концепция управления сервисной деятельностью // Развитие иннова-ционныхнаправлений в образовании, экономике,техникеитехно-логиях: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. - Часть I. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2011.

7. Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Внутренний маркетинг как инструмент управления персоналом организации // Вестник СевКавГТУ. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2012. - № 2. - С. 218-222.

BENCHMARKING AS A MODERN TOOL OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE Borisenko Maria Yurievna, Student, Chair of Economics and Management,

North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: mar.91@bk.ru

The article examines the theoretical and methodological foundations of modern benchmarking as one of the management tools necessary to ensure the competitiveness of the organization and increase the validity of its strategies on the basis of learning activities and behaviour in the market of business leaders.

Keywords: benchmarking; competitive analysis; enterprise competitiveness.

УДК339.138:338 БЕНЧМАРКИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Борисенко М.Ю., 2013

БОРИСЕНКО Мария Юрьевна,

студентка, кафедра Экономики и технологии управления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь. mar.91@bk.ru

В статье исследуются теоретические и методологические основы современного бенчмаркинга как одного из управленческих инструментов, необходимого для обеспечения конкурентоспособности организации и повышения обоснованности ее стратегий на основе изучения опыта деятельности и поведения на рынке лидеров бизнеса.

Ключевые слова: бенчмаркинг; конкурентный анализ; конкурентоспособность предприятия.

Современные условия хозяйствования определяют для предприятий свои правила поведения на конкурентном рынке. Рыночная практика демонстрирует новые, современные методы, инструменты и подходы к управлению организациями, позволяющие в дальнейшем формировать преимущества среди конкурентов и повышать свою конкурентоспособность. В мировой практике одними из таких методов являются специальные управленческие инструменты по мониторингу конкурентов (benchmarking) и заимствованию передового опыта (bestpractices).

Технология менеджмента, ориентированная на выявление и использование лучшего опыта работы в определенной области, называется бенчмаркингом. В основе бенчмаркинга лежит концепция постоянного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий в целях устойчивого улучшения работы организации [5].

В настоящее время бенчмаркинг становится важным инструментом анализа рыночной ситуации и оценки конкурентных позиций предприятия, на основе которых принимаются стратегические решения. В целях оптимизации собственную деятельность и сформировать конкурентное преимущество, необходимо изучать других, отбирать в процессе исследований приемы работы из практики конкурентов, фирм-

партнеров, то есть сравнивать свое предприятие с лидерами и учиться методам повышения уровня конкурентного потенциала на основе полученного опыта.

В России бенчмаркинг стал применяться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о том, что он прочно вошел в практику организаций: подчас даже зарубежные предприятия перенимают опыту российских. Например, компания "Ксерокс" при реализации своей продукции использовала метод прямых продаж. Во всех государствах Европы он работал прекрасно. Однако в стране с такой большой территорией, как в России, методом прямых продаж сложно охватить весь рынок. Поэтому в 1999 году российский офис "Ксерокс" ввел двухуровневую систему реализации продукции, после чего обороты офиса выросли в два раза. Теперь в Москву перенимать опыт управления продажами приезжают представители отделений компании "Ксерокс" из других стран и регионов.

Методы бенчмаркинга используются и на ОАО "Завод электроники и механики" (ОАО "ЗЭиМ"). Каждое подразделение собирает информацию о лучшем опыте в зависимости от профиля деятельности. Они используют следующие источники информации:

- открытые отчеты западных и российских компаний;

- отраслевую прессу;

- Интернет-ресурсы;

- деловые визиты;

- специализированные выставки.

Собранная информация систематизируется

в едином аналитическом отчете. Затем показатели завода сопоставляются со среднеотраслевым уровнем. В случае необходимости разрабатывается тактика улучшения показателей. Например, сейчас на заводе повышают производительность труда, используя опыт компании "Вольво".

Активно перенимая чужой опыт, ОАО "ЗЭиМ" охотно делится своими наработками. Ежегодно публикует подробные отчеты о деятельности, принимает представителей предприятий-конку-рентов.

Реализует бенчмаркинговый проект и компания "Первомайская Заря". Ее специалисты изучили систему закупок тканей предприятия ООО "Курт Келлерманн СПб". Они установили, что партнер по бенчмаркингу покупает у поставщиков стоки (остатки коллекций тканей) по более низкой цене. Эта информация была использована: руководство компании "Первомайская Заря" провело ряд аналогичных мер по работе со стоками и затраты на закупку материалов намного снизились.

Интересным оказался проект Международной академии инвестиций и экономики строительства. В его рамках было решено сравнить работу строительных комплексов России случ-

гл

■ш-1

О

ГЧ

-vO

*

Q)

сЦ

С>

гл

h

шими скандинавскими фирмами. Исследование показало большую разницу между принципами организации производства и менеджмента в скандинавских фирмах и российских строительных организациях. В частности, эксперты указали на такие недостатки россиян по сравнению с финнами:

- отсутствие менеджмента проектирования;

- нерегулярность и недостаточность финансирования проектов;

- неразвитость сети поставщиков;

- недостаточная подготовка персонала для работы в рыночных условиях;

- низкий уровень преданности персонала своей организации.

После того как эксперты выявили недостатки работы российских фирм, были разработаны предложения и организована работа по их устранению.

В России концепция бенчмаркинга не получила должного распространения. До сих пор термин "бенчмаркинг" не имеет однозначного ігт перевода на русский язык. Отдельные положения и аспекты бенчмаркинга начали пропагандироваться с 1996 г. в работах Г.Л. Багнева,

А.К. Казанцева, И.А. Аренкова. В последние годы по данной проблеме стали публиковаться переводы трудов зарубежных ученых и практиков, появляются оригинальные разработки российских исследователей. Однако его теоретические и методологические аспекты не нашли достойного отражения в деятельности отечественных организаций и применение этого инструмента имеет незначительные масштабы. Основными причинами такой ситуации на российском рынке стали следующие:

1. Невозможность найти подходящие данные для сравнения и сложность подбора предприятия-аналога.

2. Незнание технологий бенчмаркинга и методов изучения.

3. Нехватка финансовых ресурсов, времени и персонала.

4. Небольшие размеры и масштабы деятельности предприятий.

Самой главной проблемой, тормозящей процесс внедрения и использования бенчмаркинга, является недостаток достоверной информации, повышенная засекреченность отечественных предприятий. Однако необходимо понимать, что бенчмаркинг - метод изучения

ш:

ТА

KTTv

-

39

опыта конкурента, который не является "тайной за семью печатями".

Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса: предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании; выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения.

аькетинг

Чтобы не отстать от конкурентов, всем организациям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий. Предприятия, применяющие бенчмаркинг в собственной деятельности, развиваются более динамично, хотя используют эту технологию в основном не осознано и интуитивно. Ценность бенчмаркинга состоит в том, что производственные, маркетинговые и другие функции становятся более управляемыми тогда, когда исследуются и внедряются на предприятии лучшие методы и технологии других, в том числе не собственных, предприятий или отраслей. Это позволяет перейти предприятию к функционированию с более высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей клиентов, что очень важно для развития экономики России, когда многие предприятия утратили свой потенциал конкурентоспособности.

Например, в Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. В этих странах действуют своеобразные бюро, которые созданы специально для поиска партнеров по бенчмаркингу. В течение многих лет мировым лидером 40 в области бенчмаркинга является Великобритания . В этой стране на национальном уровне признана необходимость повысить производительность и конкурентоспособность промышленности, особенно - в малом и среднем бизнесе, который имеет большое значение для создания динамичной экономики. Процветающий малый бизнес - локомотив экономического роста, высокого уровня занятости населения и важный источник инновационного развития. От этого сектора экономики больше всего зависит разнообразие товаров и услуг и уровень развития крупных предприятий.

Чтобы повысить продуктивность при минимальных затратах, малые и средние предприятия должны применять современные средства и методы анализа и оценки своей деятельности. На основе полученных данных легко разработать политику и стратегию, которые предельно раскроют потенциал компании. Один из инструментов такого анализа - сайт Benchmark Index, предлагающий действительно значительный массив информации по деловому совершенству, и прежде всего - по качественным характеристикам компаний. Benchmark Index поддерживается Министерством торговли и промышленности Великобритании и представляет собой крупнейший в своей области сервис. За время своего существования он накопил огромный объем информации, которая все чаще применяется при проведении бенчмаркинга и внедрении передового опыта. Главное преимущество Benchmark Index - огромный объем количественных данных об управлении

предприятиями. Материалы сайта позволяют проследить, какие связи существуют между производительностью предприятий и их прибыльностью. Очевидно, что прибыль имеет критическое значение для любой компании, в то время как производительность характеризует ее экономические достижения и поэтому привлекает внимание преимущественно экономистов и специалистов по стратегии развития бизнеса. За небольшим исключением и производительность предприятия, и его прибыльность определяются одними и теми же факторами. Для того чтобы выявить их, была проанализирована работа 4 тысяч британских компаний, информация о которых содержалась в базе данных Benchmark Index. Базовая анкета сайта дает информацию о 59 экономических характеристиках компаний. Для оценки производительности предусмотрены следующие показатели:

- размер прибыли до уплаты налогов в расчете на одного сотрудника;

-товарооборот;

- добавленная стоимость также в расчете на одного сотрудника.

Анализ проводится в два этапа. На первом этапе выявляются факторы, которые, оказывают влияние на производительность. С этой целью проводятся исследования связи между добавленной стоимостью, производимой одним сотрудником компании, и ее характеристиками, оцененными с помощью базовой анкеты Benchmark Index. На втором этапе определяется значимость каждого выявленного фактора, для чего сравниваются данные о производительности различных компаний. При этом исследуемые предприятия в каждом случае подразделяются на три равные группы: худшие, средние и лучшие. Например, рассматривая, как влияет обучение работников на производительность труда, создаваемую одним работником добавленную стоимость сравнивают со средними затратами на его обучение. При этом выявляются различия в производительности труда между компаниями, расходующими меньшие, средние и самые большие средства на обучение персонала.

Причины широкого распространения бенчмаркинга в бизнесе состоят в следующем.

1. Рост глобальной конкуренции.

В эпоху глобализации бизнеса, организации осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за высокое качество.

Все большее распространение получают

проходящие в разных странах конкурсы по определению и вознаграждению предприятий -лидеров качества. Условия участия в них предполагают, помимо демонстрации участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции

Определив проблему, необходимо решить, по каким показателям проводить сравнение. В зависимости от целей это может быть предприятие в целом, его отдельные подразделения, продукция и т.п. В других случаях показателями для сравнения могут выступать выручка на одного работника, рентабельность производства и т.п.

2. Выбор объекта для сравнения и сбор информации.

Определив проблему, надо найти правильный объект для сравнения. Выявление объектов по анализу превосходства, т.е. лучших предприятий, зависит от многих факторов. Они по возможности должны иметь высокую степень сопоставимости со сравниваемым предприятием. Это, как правило, наиболее сильные конкуренты.

3. Анализ информации и способы ее использования для совершенствования организации.

Анализ данных, в результате которого предприятие должно получить информацию, за счет чего образовался разрыв между данной орга низацией и предприятием-эталоном. Зная при' чины отставания организации от предприятия-эталона, необходимо понять, какликвидировать разрыв и принять решение по улучшению ее деятельности. При этом надо обязательно соблюдать баланс между стоимостью внедрения найденных решений и их потенциальной выгодой.

Бенчмаркингдоказал свою эффективность как в производственной, так и в непроизводственных сферах деятельности, как в государственных, так и в частных организациях [3].

Считаясь мощным управленческим инструментом, бенчмаркетинг является незаменимым инструментом для изучения организации. В разрабатываемой модели управления бенчмаркинг должен стать одним из ключевых в процессе непрерывного совершенствования любой деятельности, так как этот метод представляет собой систематически выполняемое сравнение элементов деятельности организации с аналогичными элементами более успешной рыночной деятельности на макро-и микроуровнях.

1-Л

ч-1

О

гч

-vO

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q)

сЦ

С>

гл

Е

—г tr-

41

бенчмаркинга в практике управления организациями.

3. Необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий.

Технология бенчмаркинга предусматривает использование различных методов - это и аутсорсинг персонала, и компьютерное моделирование, и анализ коммуникационных связей, и социологические методы (проведение фокусгрупп, социологических опросов, анкетирование постоянного и временного персонала и т.п.).

Технология бенчмаркинга незаменима при необходимости повышения эффективности деятельности организации. Качественный бенчмаркинг предполагает серьезный анализ эффективности действий конкурентов и возможности его применения в ситуации конкретного бизнеса.

Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде. Где они встречаются, необходимо начать поиск лучших предприятий, сбор качественных данных и изучение содержания труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.

Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений, а именно, не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия. В данном случае речь идет не о том, чтобы копировать, а о том, что они должны служить стимулом для дальнейшего инновационного развития собственной организационной структуры, иначе анализ превосходства обернется стратегией побежденного.

В компаниях с сильным самостоятельным маркетингом бенчмаркинг является дополнением к основной аналитической деятельности и область его эффективности сужена до наблюдений за интересными идеями, которые встречаются не только на данном рынке, но и за его пределами.

Единой методики выполнения бенчмаркинга не существует. Различные организации используют разные варианты действий по изучению достижений других организаций или собственных подразделений. Во всех методах имеются 3 основных этапа (фазы) [6]:

- подготовка к бенчмаркингу;

- сбор информации;

- анализ информации и ее использование.

Эти этапы охватывают весь цикл процесса

бенчмаркинга.

1. Подготовка к проведению бенчмаркинга.

Главная задача состоит в том, чтобы сформулировать проблему, для решения которой необходимо обратиться к опыту других компаний. Необходимо понять, почему возникли разрывы в результатах работы организации и лидеров рынка. В чем их преимущество? Можно ли на верстать упущенное и сделать лучше, чем у других?

Литература:

1. Безопасность бизнеса. Агентство расследований. Mold consulting// BENCHMARKING - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://mtc.md/ ~consulting/Benchmarking%20%20ru.htm

2. Бенчмаркингиндекс.//Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.benchmarkindex.com

3. Данилов И. Бенчмаркинг - эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2005. - № 1.

4. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. - М.: РИА Стандарты и качество, 2005.

5. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Современные технологии управления и инструментарийменеджмента на транспорте:монография.- Ставрополь : Ставролит, 2011. - 124 с.

6. Фурсов В.А. Бенчмаркинг как инструмент рыночной деятельности предприятия // Вестник ИДНК "Теория экономики и управление народным хозяйством". - Ставрополь: РИО ИДНК. 2008. - № 3(7). - С. 96-102.

аькетинг

7. Фурсов В.А., Павленко В.М. Бенчмаркинг каксовременная технология управления региональными рынками : материалы XXXVIII Научно-технической конференции по итогам работы профессорс-

ко-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. - Том третий. Экономика. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С. 66-68.

5

42

RESEARCH OF FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONS OF MACHINE-BUILDING BRANCH ON THE BASIS OF SWOT-ANALYSIS

Kononenko Alexandra Andreevna, Post-graduate Student, Institute of Economics and Technology Management E-mail: sashulka-91@mail.ru

Berezhnaia Olga Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Technology Management E-mail: olgaberezhnaia@gmail.com

Article is devoted to development of the main directions of increase of competitiveness of the organizations of machine-building branch on the basis of SWOT-analysis.

Keywords: SWOT-analysis; marketing strategy; short-term planning; medium-term planning; long-term planning.

УДК338.47 ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА БАЗЕ SWOT-АНАЛИЗА

© Кононенко А.А., 2013 © Бережная О.В., 2013

КОНОНЕНКО

Александра

Андреевна,

магистрантка, Институт экономики и технологии управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь sashulka-91 @mail. ru

Cтатья посвящена разработке основных направлений повышения конкурентоспособности организаций машиностроительной отрасли на базе SWOT-анализа.

Ключевые слова: SWOT-анализ; маркетинговые стратегии; краткосрочное планирование; среднесрочное планирование; долгосрочное планирование.

В настоящее время для выживания и развития хозяйствующие субъекты должны постоянно приспосабливать свои маркетинговые стратегии и тактики кусловиям изменения среды функционирования.

Одним из таких базовых инструментов выбора наиболее приемлемой маркетинговой стратегии выступает SWOT-анализ.

В сфере стратегического планирования SWOT-анализ находит широкое применение в различных отраслях рыночной экономики, что объясняется ужесточением конкуренции в них. Данная ситуация способствует проведению руководителями предприятий качественного стратегического анализа, посредством SWOT-анализа. Актуальность использования этого, достаточно простого и апробированного способа оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях рыночного хозяйствования объясняется тем, что данный метод анализа позволяет объединить различные аспекты внешней и внутренней среды с целью выявления и структурирования сильных и слабых сторон предприятия, установления потенциальных возможностей и нивелирования угроз. Одним из направлений развития SWOT-анализа является отображение в рамках модели структурирования информации динамических изменений предприятия и его конкурентной среды. Структурированная информация по каждой из ячеек матрицы - силы, слабости, возможности, угрозы - требует количественной оценки в целях проведения сравнительного анализа как по горизонтам планирования, так и между конкурентами.

Каждый из параметров анализа оценивается количественно. Для этого используются следующие показатели [1]:

z - наблюдаемое значение воздействия или влияние; p - определенность суждения о наблюдаемом значении; v- значимость параметра, которая определяется как v=z*p Кроме того, для каждого параметра может быть установлена оценка важности - k.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.