Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ПОИСК НОВЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ПОИСК НОВЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / БЕНЧМАРКЕТИНГ / БИЗНЕСС-ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭТАЛОННОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ / ПРОЦЕССНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / BUSINESS PROCESS / COMPETITIVENESS / COMPARATIVE BENCHMARKING / PROCESS BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреднева А.В.

В современном мире, под прямым воздействием экономических, технологических преобразований, российские предприятия проявляют повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Для решения таких задач как победа над конкурентами, удовлетворение потребностей потребителей, создание качественной продукции, требуются новые методы, инструменты развития бизнеса. За последние 10 лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS THE SEARCH FOR NEW METHODS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTERPRISES

In the modern world, under the direct influence of economic and technological transformations, Russian enterprises show an increased interest in new theories and directions of development of marketing and management. To solve such problems as victory over competitors, meeting the needs of consumers, creating natural products, new methods and tools for business development are required. Over the past 10 years, benchmarking has become one of the most effective and recognized methods of business improvement and is one of the most popular management tools.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ПОИСК НОВЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 658.8

Бреднева А.В. студент магистратуры 3 года обучения Академия экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования Южный

Университет (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону, Россия Научный руководитель О.В.Караблин, к.т.н.

доцент ЧОУВО ЮУ (ИУБиП) БЕНЧМАРКИНГ КАК ПОИСК НОВЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация: В современном мире, под прямым воздействием экономических, технологических преобразований, российские предприятия проявляют повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Для решения таких задач как победа над конкурентами, удовлетворение потребностей потребителей, создание качественной продукции, требуются новые методы, инструменты развития бизнеса. За последние 10 лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления.

Ключевые слова: бенчмаркинг, бенчмаркетинг, бизнесс-процесс, конкурентоспособность, эталонное сопоставление, сравнительный бенчмаркинг, процессный бенчмаркинг.

Bredneva A. V. Master's student 3 years of study, Academy of Economics and management Private educational institution of higher education Southern University

(IUBIP), Rostov-on-don, Russia Scientific supervisor

Karablin O. V., Ph. D., associate Professor, Private educational institution of higher education Southern University (IUBIP), Rostov-on-don, Russia BENCHMARKING AS THE SEARCH FOR NEW METHODS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTERPRISES

Abstract: in the modern world, under the direct influence of economic and technological transformations, Russian enterprises show an increased interest in new theories and directions of development of marketing and management. To solve such problems as victory over competitors, meeting the needs of consumers, creating natural products, new methods and tools for business development are required. Over the past 10 years, benchmarking has become one of the most effective and recognized methods of business improvement and is one of the most popular management tools.

Key words: benchmarking, benchmarking, business process, competitiveness, benchmarking, comparative benchmarking, process benchmarking.

Инструмент бенчмаркинга впервые был разработан в 1972 г. Кембриджским институтом стратегического планирования для оценки эффективности бизнеса и постепенно был принят компаниями во всем мире

ш.

Понятие «бенчмаркинг» присутствует в ряду экономических понятий I сравнительно недавно. Зарубежные словари трактуют термин " benchmark" как "экспертный стандарт ... предварительно определенный образец, используемый в качестве ¡контрольной [точки" или "стандарт, по ¡которому I можно произвести измерение или оценку чего-либо". По сути бенчмаркинг -это процесс эталонного сопоставления. В бизнес-среде существует множество трактовок бенчмаркингу. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования I Роберта Кэмпа: «Бенчмаркинг - это поиск лучших методов, которые ведут к I улучшению деятельности» [2].

Бенчмаркинг ( бенчмаркетинг)- англ. Benchmarking),

сопоставительный анализ на основе эталонных показателей — это процесс I определения, понимания и Адаптации ¡имеющихся примеров эффективного I функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в i равной степени включает в себя два процесса: оценивание сопоставление. В I этой связи бенчмаркинг выступает как мощный инструмент, с помощью которого организация может проводить сравнительный анализ продуктов, оборудования, персонала и процессов. Он позволяет организации осознать I необходимость отрыва от старого образа действия и дает возможность понять, что только путем постоянных изменений к лучшему компания способна выжить [3].

Исходя из определения бенчаркетинга можно вывести два вопроса, ответы на которые позволят компании выяснить источники успеха конкурентов в ¡подобной ¡области: Какая ¡компания ¡является ¡наилучшей с I точки ¡зрения ¡продукции, ¡услуг и ¡процессов? Как эта ¡компания ¡добилась | такого успеха? Соответственно, необходимо найти самых лучших и извлечь I уроки из их опыта.

Достижение поставленной цели исследования происходит посредством решения определенных задач. Для бенчмаркинга эти задачи определяются I сущностью самого процесса эталонного сопоставления, которую раскрывают приведенные выше определения этого инструмента управления. Мы выделяем две основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления:

1. Измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими.

2. Изучение и применение лучшего опыта других в своей организации.

Исходя из ¡поставленных ¡задач, можно ¡выделить два ¡основных ¡типа | (вида) бенчмаркинга: сравнительный процессный. Такую систематизацию

предлагает руководитель Новозеландского исследовательского центра организационного совершенствования (COER) Робин Манн [4].

Сравнительный бенчмаркинг - это вовлечение организаций в процесс измерения результатов, оценки и сравнения показателей деятельности организации и уровня ее развития.

Процессный бенчмаркинг ( process benchmarking) представляет собой поиск ¡организаций, ¡имеющих ¡лучшие ([достижения в той или ¡иной Цсфере I деятельности, для их исследования. Знания, получаемые в процессе эталонного сопоставления, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации. Как показывает практика, в проведении эталонного сопоставления наиболее эффективно использовать сравнительный и процессный |подход в (комплексе. Это ([максимально ¡обеспечит ¡потенциал I бенчмаркинга как инструмента повышения конкурентоспособности компании. При этом следует заметить, что сравнительный бенчмаркинг является начальным этапом процессного бенчмаркинга [5].

Отметим, что для наибольшей эффективности при проведении эталонного сопоставления используется сравнительный и процессный подход в ¡комплексе. Что ¡позволяет ¡максимально ¡использовать ¡потенциал I бенчмаркинга для повышения конкурентоспособности компании.

Ярким примером ¡использования бенчмаркинга на практике является компания XEROX.

Столкнувшись с зарубежным конкурентом, который по многим показателям демонстрировал более высокую производительность, руководители Xerox решили выяснить источники такого конкурентного преимущества, ¡чтобы ¡скопировать или ¡даже ¡превзойти их. (Поставленная I задача была разбита на отдельные части, чтобы найти ответ на вопросы, рассмотренные выше: Какая компания является наилучшей с точки зрения продукции, |услуг и процессов? Как эта компания добилась такого успеха? Решение проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской ¡компании Fuji, ¡адаптация и ¡использование ¡которого ¡привели к I успеху и процветанию компании Xerox. После чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании Xerox. Сегодня эти два вопроса продолжают оставаться основой бенчмаркинга.

Также показательным примером являются эталонные сравнения, проведенные компанией Ford. Бенчмаркинг проводился в 90-х гг. с целью I поднять пошатнувшиеся позиции компании. Было проведено глобальное исследование более 50 моделей автомобилей с целью изучения их преимуществ и предпочтений потребителей. Определили по каждому привлекательному свойству лучший автомобиль в классе, чтобы достичь аналогичных ¡показателей и ¡даже ¡превзойти их. ¡Результатом ¡стал ¡выпуск

автомобиля Taurus, который назвали автомобилем года. Но через некоторое время Taurus утратил свои позиции, отклонившись в процессе доработок от первоначальной концепции. Это доказало руководителям Ford, что бенчмаркинг является процессом постоянным и непрерывным, а не является I одноразовым мероприятием.

Обратим внимание на то, что институт бенчмаркинга уже более 30 лет I применяется на западе организациями всех сфер деятельности и всех секторов экономики. В Европе данный инструмент управления используется i коммерческими и государственными предприятиями. Что способствует увеличению конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов, а как следствие увеличение конкурентоспособности европейской экономики в целом.

В отечественном малом и среднем бизнесе на сегодняшний день большинство руководителей не знают о бенчмаркинге как о рыночном институте, имеющем научно-методическую базу и признание во всем мире. В большинстве случаев он входит в маркетинговую политику компании, не выделяясь при этом в функциональном направлении. В настоящее время инструмент бенчмаркинга является самой необходимой составляющей успеха любой компании и его использование возможно в различных направлениях. ¡Эффективность ¡бенчмаркинга ¡определяется, ¡прежде ¡всего, I успешностью его проведения.

Таким образом, российским компаниям необходимо брать на вооружение рассмотренный в данной статье метод управления в современном бизнесе- метод эталонного сопоставления «бенчмаркинг». Как мощный инструмент совершенствования, бенчмаркетинг поможет малым, I средним формам бизнеса и крупным предприятиям изучить себя и конкурентов, увеличить конкурентоспособность как внутри страны, так и за ее пределами.

Использованные источники:

1. Островская В.Н. Глобальная история развития бенчмаркинга.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.Т.7. URL:http://cyberleninka.ru/artide/n/globalnaya-istoriya-razvitiya-benchmarkinga Дата обращения 18.01.2019.

2. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А.Выгодно ли учиться у других? // Интернет-проект KlubOK.net. URL: http://www.klubok.net/article1859.html Дата обращения - 20.01.2019.

3. ЦСтариков В. В., ¡Бенчмаркинг — Цпуть к Цсовершенству. // ¡Маркетинг в I России и за рубежом, 2006. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2006/4/4550.html Дата обращения - 20.01.2019.

4. Курдюмова И.М. Роль оценки (бенчмаркинга) в организации взаимодействия потребителя и ¡производителя новшеств в ¡образовании. // I Проблемы современного образования. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-otsenki-benchmarkinga-v-organizatsii-

vzaimodeystviya-potrebitelya-i-proizvoditelya-novshestv-v-obrazovanii H Дата

обращения - 18.01.2019.

5. Белоганов В.А., Киберева А.А. Бенчмаркинг как инструмент развития компаний.//Аспирант. 2014. №1 (15) С. 28-32. URL: https://e.lanbook.com/reader/joumalArtide/316316/#6 Дата обращения -17.01.2019.

УДК 658.8

Бреднева А.В. студент магистратуры S года обучения Академия экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования Южный

Университет (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону, Россия Научный руководитель: О.В.Караблин, к.т.н.

доцент ЧОУВО ЮУ (ИУБиП) СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье анализируются особенности оказания охранных услуг с позиции категорий маркетинга. Делается вывод об индивидуальности понимания охранная услуга и необходимости маркетингового подхода к формированию предложения охранных услуг

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, охрана, охранная услуга

Bredneva A. V. Master 's student S years of study, Academy of Economics and management Private educational institution of higher education Southern University

(IUBIP), Rostov-on-don, Russia Scientific supervisor

Karablin O. V., Ph. D., associate Professor, Private educational institution of higher education Southern University (IUBIP), Rostov-on-don, Russia THE ESSENCE OF MARKETING ACTIVITIES OF A SECURITY

COMPANY

Annotation: The article analyzes the features of the provision of security services from the perspective of marketing categories. The conclusion is made about the individuality of understanding the security service and the need for a marketing approach to the formation of the security services offer Keywords: marketing activity, security, security service

В основе рыночной экономики и маркетинга лежит принцип удовлетворения потребностей покупателей. Формирование мотивов поведения потребителей на рынке начинается с формирования его потребности в каких-либо благах. Они объективно необходимы для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.