Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Н.Ю. Мищенко,
методист центра международной интеграции, Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования»
Ключевые слова: бенчмаркинг, педагогическая инновация, качество образования, интеллектуальные карты (ментальные карты),
Keywords: benchmarking, pedagogical innovation, quality of education, mind maps
БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассмотрены возможные пути использования технологии бенчмаркинга в образовании, а также ключевые идеи и этапы реализации, которые закладывают основу понимания технологии.
Annotation
The article is considers possible ways of benchmarking using in education as well as key ideas, ways and means of its implementing in an educational organization. All this provides an overall framework for full understanding the technology.
Каждодневное обновление информации во всех сферах современной жизни является актуальным веянием, изменяющегося мира. Такая тенденция заставляет человека изучать новые способы обработки и анализа данных, как в повседневной жизни, так и на профессиональном уровне. В этом случае педагог не является исключением. Чтобы быть в курсе педагогических инноваций необходимо научиться управлять информационными потоками и использовать их в качестве инструмента по совершенствованию своих знаний, умений и навыков. Одним из таких инструментов, набирающих популярность в наши дни, является технология «бенчмаркинга» (от англ. bench-высота, уровень; тагк-отметка, оценка).
Бенчмаркинг - это искусство работы с информацией, но не просто с информацией, а с лучшими ее образцами. Мы можем найти бесчисленное количество определений, но классическим многие считают определение, которое дал основатель данной технологии Роберт Кэмп: «Бенчмаркинг - это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности» [5].
Не смотря на то, что сейчас эту технологию всё чаще начинают применять в педагогической деятельности, как на уровне управления, так и на уровне воспитания и преподавания, для многих
педагогов она является terra incognita. И это не удивительно, ведь, корнями технология «бенчмаркинга» уходит в экономику. Официально считается, что бенчмар-кинг появился в начале70-х в США, хотя, японцы могут с этим и не согласится и забрать пальму первенства себе. Так как в 1979 году компания Xerox испробовала на себе все преимущества процессов бенчмаркинга, разрекламировала их и дала официальный выход в свет этой технологии. Таким образом, исходя из экономической теории, одно из определений гласит: «Бенчмаркинг - это метод контроля и управленческая процедура внедрения в практику работы организации (компании, предприятия) технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов» [6]. Хотя, если углубляться в теорию появления технологии бенчмаркинга, то можно выделить советский аналог - стахановское движение (повторение передового опыта). Но мы этого делать не будем, и вернемся к педагогике.
Ключевые идеи бенчмаркинга заключаются в следующем:
• выявление лучших;
• получения необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки;
• работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм.
Таким образом, можно сказать, что целью процесса бенчмаркинга является повышение эффективности собственной деятельности и завоевания преимуществ в конкурентной борьбе. Предметом бенчмаркинга в сфере образования являются все педагогические процессы, технологии и методы. Технология бенчмаркинга проходит 6 основных фаз в образовательной организации.
1. Определения объекта анализа. Преподаватель должен постоянно повышать
уровень компетентности. Двигаться постоянно вперед, следить за новыми внедрениями в сфере образования. Необходимо постоянно пересматривать методы и подходы в своей преподавательской деятельности.
2. Составления списка превосходства. После того, как цель определена, объект для анализа установлен, следует начать поиск лучших образовательных организаций, преподавателей, методистов. Этот этап включает в себя несколько подэта-пов:
• беглый обзор, на этой стадии осуществляется поверхностный обзор имеющихся источников информации;
• приведение в порядок, подробно описываются имеющиеся к этому моменту сведения;
• выбор лучших, на этой стадии выбирают лучшие объекты.
(Желательно, все списки сохранять в базе данных, это облегчит дальнейшую работу).
3. Сбор информации. Этот этап включает не только сбор качественных данных, но и изучение/описание содержание труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.
Сбор информации включает следующие подзадачи:
• подбор информации о собственной педагогической деятельности (образовательной организации, если бенчмаркинг проходит на уровне организации) т.е. сильные и слабые стороны;
• сбор данных об объекте превосходства;
• использование дополнительных источников;
• документальное оформление информации;
• проверка имеющихся в наличии данных, чтобы гарантировать их признание и одобрение руководящими работниками (директором образовательной организации, методистом и т.д.)
ö? S
к с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
4. Анализ информации. Этот этап выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям в процессе анализа образца превосходства. Анализировать - значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи.
Анализ информации включает в себя несколько задач:
• упорядочения и сопоставление полученных данных;
• контроль качества информационных материалов;
• выявление недостатков в работе по сравнению с лучшими методами;
• проведение анализа.
5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений. Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие, как своей педагогической деятельности, так и
деятельности образовательной организации, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам. Речь идет не о том, чтобы копировать достижения лучших педагогов, школ, напротив, они должны служить стимулом для дальнейшего инновационного развития. Выявленный потенциал для улучшения нужно реали-зовывать посредством мероприятий. При этом следуют уточнить, уживаются ли полученные данные с обычным планированием или необходима коренная переориентация.
Такое целенаправленное инновационное внедрение означает:
• размышление о последствиях анализа превосходства;
• предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам;
• выявление возможностей улучшения;
• увязка с обычным планом работы;
превосходства
превосходство
выступление на МО
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Повышение ИКТ'Компетентмосги в профессиональной деятельности педагога И Я
Рис. 1 Пример использования интеллектуальной карты в процессе проведения бенчмаркинга в профессиональной деятельности
ill
• разработка плана введения необходимых изменений;
• внедрения плана в жизнь;
• понимание анализа превосходства как непрерывного процесса;
• использование результатов для дальнейшего инновационного развития.
6. Контроль за процессом и повторение анализа.
Управление процессом внедрения бен-чмаркинга осуществляется в рамках единого процесса управления образовательной организацией
Одним из простых, но креативных способов использования бенчмаркинга в педагогической практике можно назвать применение интеллектуальной карты (mind map). Интеллектуальные карты или их еще называют ментальные карты, придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления. Интеллектуальные карты на сегодняшний день - это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности. Выше приведен пример использования технологии бенчмаркинга по повышению ИКТ-компетентности в профессионально педагогической деятельности на основе создания ментальной карты.
Таким образом, можно заключить, что бенчмаркинг дает возможность использовать накопленный опыт и взаимовыгодный обмен знаниями - это эффективная стратегия для повышения качества образования, которую необходимо брать на вооружение уже сегодня.
Концепция бенчмаркинга широко ис-
пользуется многими зарубежными образовательными организациями и ассоциациями, приобретает статус глобального явления и рассматривается как механизм, позволяющий обмениваться образовательным организация, накопленными знаниями и опытом всего мира для общего продвижения вперед.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воеводина Н.А. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ: практическое пособие / Н.А. Воеводина, А.В Кулагина, Е.Ю Логинова,- М.: ИНФРА-М, 2006. - 332 с.
2. Курдюмова И. М. Роль оценки (бенчмаркинга) в организации взаимодействия потребителя и производителя новшеств в образовании /И.М. Курдюмова //Проблемы современного образования. - 2011. -№5. - С. 79-88.
3. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки./Л.И. Лопатников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
4. Подопригора М. Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов /М.Г. Подопригора Монография. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. - 216 с.
5. Camp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. — ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
6. Watson G.H. Strategic Benchmarking: How to Rate your Company's Performance Against the World's Best. — New York: John Wiley, 1993.
s я с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©