Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления хозяйствующим субъектом рекреационной сферы'

Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления хозяйствующим субъектом рекреационной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EFFECTIVE MANAGEMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / FUNCTIONAL MODEL / BENCH-MARKETING / RECREATION COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова Светлана Ахматовна

В условиях роста динамичности современного социохозяйственного развития и усиления конкурентной борьбы проблема выработки системы управленческих решений тактического и стратегического характера в целях укрепления рыночных позиций, наращивания конкурентных преимуществ приобретает особую актуальность. В статье в рамках разработанной автором методики представлена функциональная модель процесса бенчмаркинга рекреационного предприятии как эффективного стратегического инструмента управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under the rise of dynamics of modern social and managing development and intensification of competitive activity the problem of developing management decision-making system of strategic and tactical character for strengthening of market positions and rise of competitive advantages becomes very topical. The author presents his functional model of bench-marketing process at recreation company as effective strategic management tool

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления хозяйствующим субъектом рекреационной сферы»

действенный нюанс

бенчмаркинг как эффективный инструмент

управления хозяйствующим субъектом

рекреационной сферы1

Туменова Светлана Ахматовна

канд. экон. наук, старший научный сотрудник, Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН swetasoz@mail.ru

_Аннотация

В условиях роста динамичности современного социохозяйственного развития и усиления конкурентной борьбы проблема выработки системы управленческих решений тактического и стратегического характера в целях укрепления рыночных позиций, наращивания конкурентных преимуществ приобретает особую актуальность. В статье в рамках разработанной автором методики представлена функциональная модель процесса бенчмаркинга рекреационного предприятии как эффективного стратегического инструмента управления.

Ключевые слова: бенчмаркинг, эффективное управление, стратегия, конкурентоспособность, рекреационное предприятие, функциональная модель

В настоящее время проблема выработки системы управленческих решений для укрепления рыночных позиций, наращивания конкурентного потенциала на основе использования новых направлений развития менеджмента и маркетинга, теории и инструментария системного анализа становится безальтернативной. При этом постоянное усложнение технико-технологических, организационно-управленческих, социально-экономических факторов, определяющих эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, актуализируют необходимость использования специальных средств описания и анализа этих субъектов с использованием экономико-математических моделей и методов.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда (проект 09-02033202а/Ю).

тая экономика, 2011, № 1

Эффективный инструмент...

Целью исследования является разработка функциональной модели бенчмаркинга хозяйствующего субъекта рекреационной сферы как эффективного инструмента управления для решения задач повышения конкурентоспособности, устойчивости развития, уровня инвестиционной привлекательности и степени лояльности рекреантов. Бенчмаркинг как управленческая компетенция, основанная на творческом отношении к опыту лучших компаний, лидеров в своей отрасли, партнеров и конкурентов является одним из эффективных инструментов, способствующим устойчивому улучшению деятельности организации. Возникнув в 70-х годах прошлого века на стыке маркетинга и менеджмента, концепция бенчмар-кинга эволюционировала по классической модели «перехода от искусства к науке», пройдя в своем развитии несколько этапов, в том числе реинжиринг (ретроспективный анализ продукта), бенчмаркинг конкурентоспособности, процессный, стратегический и глобальный. Прикладная эффективность бенчмаркинга во многом определила значительное внимание, которое уделяется ему в современных зарубежных и отечественных публикациях [1-6]. В них бенчмаркиг определяется как:

• процесс «систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности» [1];

• продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программы улучшения качества продукции [2, 5];

• механизм сравнительного анализа эффективности работы предприятия, предусматривающий не только констатацию результатов, но и поиск причин и факторов, которые способствовали формированию таких результатов [3, 6];

• концепция менеджмента, в соответствие с которой критические факторы успеха систематически изменяются, а их целевые показатели ориентируются на стандарт (лучшего в отрасли) [4].

Здесь бенчмаркин рассмотрен как полноправный стратегический инструмент управления «устойчивостью развития» хозяйствующих субъектов, интер-

концепция бенчмаркинга эволюционировала по классической модели «перехода от искусства к науке»

мен

еджмент

одель бенчмаркинга

предприятия имеет прикладное значение для топ-менеджеров,

_функциональных

_и линейных

субъектов

и

кпиноои

претируемой нами как наиболее рациональная форма социальных, экономических, технических взаимосвязей, условие эффективного выполнения ими своих целей, задач и функций. При этом в качестве критериев эффективности выступает степень их соответствия эталонному предприятию по комплексу критических факторов успеха. Акцент на стратегический аспект обусловлен важностью повышения адаптационного потенциала хозяйствующих субъектов - «совокупности изменений, которые приводят к появлению нового качества и укреплению жизнеспособности системы, ее способности противодействовать разрушительным силам внешней среды» [7]. В условиях же высокого уровня неопределенности и динамизма внешней среды роль и значение применения принципов и методов концепции бенчмаркинга для улучше-ия адаптационных возможностей, наращивания онкурентного потенциала через формирование позитивных количественных и качественных изменений в деятельности организаций существенно возрастают.

р б

ешение задач и индикаторы необходимости использования бенчмаркинга

Технология стратегического бенчмаркинга позволяет наряду с реализацией главной цели - поиска лучшей стратегии управления и формирования устойчивых конкурентных преимуществ - решать рекреационным предприятиям и более детализированные задачи как, например, снизить производственные издержки, оптимизировать динамику организационной структуры на основе использования лучшего опыта партнеров и конкурентов в отраслевом, межотраслевом, национальном и международном уровнях.

Также предусматривает возможность решения значительного количества маркетинговых проблем по удовлетворению требований рекреационного рынка: установление критериев, по которым конечные покупатели принимают решения о приобретении рекреационных услуг и оценивают их качество; раскрытие позитивных и негативных факторов в управлении и их квантификация; выявление неза-действованных ресурсов и резервов; изменение

омика, 2011, № 1

Рис. 1. Дерево целей стратегического бенчмаркинга

организационной культуры и создание мотивации к инновационному развитию и др. (рис. 1). В качестве индикаторов необходимости использования бенчмаркинга в рекреационной сфере нами выделены:

• усиление конкурентной борьбы в рекреации и смежных отраслях;

• необходимость преодоления инерционных процессов и реструктуризации предприятий рекреационной отрасли;

• повышение значимости знаний и компетенций как одних из основных факторов конкурентоспособности;

• необходимость реализации естественных конкурентных преимуществ, в том числе аттрактивных рекреационных ресурсов и условий;

• рост требований к качеству предлагаемых рекреационных услуг;

• расширение пространственных границ рекреационной деятельности;

• низкий уровень применения рекреационными предприятиями стратегии инноваций и диверсификации;

• необходимость адаптации и использования мировых достижений в области рекреационного предложения.

т

с

построение

диаграмм

_функциональной

_декомпозиции

_обеспечивает

_точность,

_лаконичность,

_однозначность

_и простоту

тимания конечными

_пользователями

_функциональной структуры _описываемого

Алгоритм реализации процесса бенчмаркинга, завися от конкретной ситуации в предметной области и круга решаемых проблем, не имеет строгой регламентации.

Методика бенчмаркинга рекреационного предприятия

Мы разработали собственную методику бенчмаркинга рекреационного предприятия, включающую семь этапов:

1. диагностику предприятия, определение ключевых показателей деятельности;

2. поиск эталонного предприятия и определение предмета эталонного сопоставления;

3. исследование: сбор интересующих данных, определение ключевых факторов успеха;

4. анализ информации и интерпретация данных по поведению «разрыва» бизнес-практик между собственным и эталонным предприятием;

5. адаптацию результатов сопоставления, разработку программы по внедрению усовершенствований;

6. внедрение обретенного опыта в деятельность предприятия;

7. анализ улучшений и повторная самооценка.

В рамках предложенной методики разработана концептуальная модель реализации процесса бенчмаркинга рекреационного предприятия в соответствии с методологией ГОЕБО, которая позволяет отображать структуру процесса, функции системы и потоки информации, преобразуемые этими функциями, также предусматривает построение иерархии DF-диаграмм, позволяя планировать процессы до нужного уровня детализации. [8].

Контекстная диаграмма верхнего уровня (А-0), на которой процесс бенчмаркинга представлен единственным блоком с граничными стрелками (внешними интерфейсными дугами), отображающими связи объекта моделирования с окружающей средой, представлена на рис. 2.

объекта

Диаграмма А-0 устанавливает общее имя всего проекта, его границу, область моделирования с обозначением цели и точки зрения, с которой строится модель. В частности модель разработана с точки зрения стратегии роста конкурентоспособности и использования ключевых факторов

экономика, 2011, № 1

Непрерывность

анализа

Цели, принципы бенчмаркинга

Данные, внутреннего аудита

Данные отраслевого, внешнего сравнительного анализа

Моделировать процесс бенчмаркинга рекреационного предприятия

ЦЕЛЬ: разработка, описание этапов бенчмаркингового процесса ТОЧКА ЗРЕНИЯ: стратегия роста конкурентоспособности _А-0

► Модель процесса бенчмаркинга

Руководитель предприятия, сотрудники

Команда бенчмаркинга

Рис. 2. Контекстная диаграмма моделирования бенчмаркингового процесса рекреационного предприятия

успеха в разрезе различных функциональных _

направлений: внедрения новых турпродуктов, _

изменения ценообразования, маркетинговых тех- _

нологий, персонала и т. д. _

В результате декомпозиции контекстной диаграммы _

нами разработана дочерняя диаграмма первого уров- _

ня, включающая взаимосвязанные функциональные _

блоки, а также интерфейсы, посредством которых эти _

блоки взаимодействуют между собой или с внешней _

по отношению к моделируемой системе средой. _

Вывод

Представленная модель бенчмаркинга рекреационного предприятия имеет прикладное значение для топ-менеджеров, функциональных и линейных руководителей хозяйствующих субъектов рекреационной сферы, также может быть использована в учебном процессе. Использование данной модели обладает рядом преимуществ по отношению к традиционному подходу к описанию функциональной структуры на естественном языке. Построение диаграмм функциональной декомпозиции обеспечивает точность, лаконичность, однозначность и простоту понимания конечными пользователями функциональной структуры описываемого объекта.

Литература

1. Camp R. C. Business Process Benchmarking. - Milwaukee, Wisconsin: Irwin Professional Publishing,1995. - 300 p.

менеджмент

2. Watson G.H. The Benchmarking Workbook: Adapting Best Practices for Performance Improvement. - New York: Productivity Press,1993.- P. 122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zairi. M. Benchmarking for Best Practice. - Oxford: Butterworth-Heinemann,1992. - 184 p.

4. Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. - 2002. - №1. -С. 60-62.

5. Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Данилова Т.В. Бенчмаркинг - эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2005. - №1. - С. 34-39.

6. Пилчер Терри. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности // Европейское качество. - 2004. - №1. - С. 40-46.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 1997.- С. 304.

8. Методология функционального моделирования / НИЦ CALS-технологий «Прикладная Логистика»; ВНИИстандарт. Инв. № 256-ст. - М., 2001. - 291с.

SvetlanaA. Tumenova Cand. of Econ. Sci., Senior Staff Scientist Institute of Informatics and Problems of Regional Administration of the Kabardino-Balkarian Scientific Centre of the Russian Academy of Science Bench-marketing as effective administration tool for managing subject of recreation sphere Abstract

nder the rise of dynamics of modern social and managing development and intensification of competitive activity the problem of developing management decision-making system of strategic and tactical character for strengthening of market positions and rise of competitive advantages becomes very topical. The author presents his functional model of bench-marketing process at recreation company as effective strategic management tool. Keywords: bench-marketing, effective management, strategy, competitiveness, recreation company, functional model

i, 2011, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.