Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА / ОПЫТ БЕЧМАРКИНГА В АО "НИЖФАРМ" / ПЕРСПЕКТИВЫ БЕНЧМАРКИНГА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ / TYPES AND CONDITIONS OF BENCHMARKING / EXPERIENCE OF BENCHMARKING AT JSC NIZHFARM / PERSPECTIVES OF BENCHMARKING IN STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломовцева А.В., Королёва Д.А.

Данная статья посвящена рассмотрению бенчмаркинга как ключевого звена в процессе стратегического развития современных организаций. Описан опыт использования бенчмаркинга в АО «Нижфарм». Авторами сделаны выводы о применении данной технологии в современных условиях, в том числе и государственном и муниципальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

This article is devoted to the consideration of the benchmarking as a key link in the strategic development of modern companies. The experience of using benchmarking in the JSC "Nizhpharm" is described. The authors conclude how to apply this technology in the modern world, including the state and municipal administration.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

7. Концепция развития кредитной кооперации Российской Федерации на период 2012-2016 гг. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф, - М., 2016.

8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону «О кредитной кооперации» (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2015.

УДК 38.24

Ломовцева А.В., к. э. н.

доцент Королёва Д.А. студент

Нижегородский институт управления -РАНХиГС Российская Федерация, Нижний Новгород БЕНЧМАРКИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению бенчмаркинга как ключевого звена в процессе стратегического развития современных организаций. Описан опыт использования бенчмаркинга в АО «Нижфарм». Авторами сделаны выводы о применении данной технологии в современных условиях, в том числе и государственном и муниципальном управлении.

Ключевые слова: виды и условия применения бенчмаркинга, опыт бечмаркинга в АО «Нижфарм», перспективы бенчмаркинга в государственном и муниципальном управлении.

Lomovtseva A. V., Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor Koroleva D.A. student

Nizhny Novgorod Institute of Management -RANEPA Russian Federation, Nizhny Novgorod BENCHMARKING AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

Annotation: this article is devoted to the consideration of the benchmarking as a key link in the strategic development of modern companies. The experience of using benchmarking in the JSC "Nizhpharm " is described. The authors conclude how to apply this technology in the modern world, including the state and municipal administration.

Keywords: types and conditions of benchmarking, experience of benchmarking at JSC Nizhfarm, perspectives of benchmarking in state and municipal government.

В связи с тенденцией развития открытого мирового экономического пространства и снижением барьеров в настоящее время происходит усиление конкуренции среди организаций. Такие преобразования требуют

ют

своевременных и грамотных действий предприятия по установлению своих позиций на рынке. То есть, можно сказать, что организации требуется выстроить свою конкурентную стратегию, которая, возможно, будет учитывать новые технологии, новые формы управления, новые идеи ведения бизнеса. Одним из успешных методов формирования стратегии управления является бенчмаркинг.

Именно бенчмаркинг сегодня получает повсеместное признание в экономическом пространстве, так как является современной технологией управления. Это объясняется несколькими причинами. Прежде всего, новый инструмент анализа внешней среды экономит время на процесс повышения эффективности работы компании. Фирма в короткий срок может проанализировать текущие практики управления, адаптировать их и усовершенствовать. Также бенчмаркинг позволяет предприятиям использовать передовые и современные технологии рынка. Изучая опыт успешных организаций, компания будет вынуждена выйти на новый уровень управления. Таким образом, бенчмаркинг служит движущей силой в совершенствовании фирмы.

Термин «бенчмаркинг» появился впервые в Соединенных Штатах Америки в Институте стратегического планирования Кембриджского университета. Исследования показали, что для нахождения эффективного решения в области конкуренции необходимо найти, изучить и использовать опыт предприятий лидеров, которые уже добились высоких результатов в своей деятельности. И в 1979 году предприятие «Ксерокс» приступило к реализации проекта Бенчмаркинг. Впоследствии этот метод получил широкое распространение и стал использоваться такими известными фирмами, как Motorola, HP, Dupont, Chase и других. [1, с.28]

Сейчас под словом «бенчмаркинг» понимается систематическое изучение, сравнение и анализ ключевых показателей, процессов, функциональных особенностей и тенденций компании аналогичными показателями не только своих конкурентов, но и лидеров из других областей, выявление разрывов компании и пути их устранения с помощью внедрения лучшего опыта.[2, с.11]

Другими словами, это процесс анализа функционирования предприятия на основе ее сравнения с предприятиями-лидерами в целях увеличения уровня конкурентоспособности компании с помощью применения адаптированных методов управления.

С помощью бенчмаркинга собирается информация о конкурентах на рынке, анализируется сама организация и ее подразделения, изучаются бизнес-процессы, продукты и услуги, сравниваются разные типы оборудования, приемы работы.

Для достижения наибольшего результата бенчмаркинг направляют на конкретный вид деятельности организации. В связи с этим выделяют следующие основные виды бенчмаркинга:

1. Общий бенчмаркинг, изучающий широкий объем информации о деятельности организаций, которые действуют в разных отраслях.

2. Внутренний бенчмаркинг, который проводится внутри организации, где сравниваются характеристики производственных мощностей.

3. Бенчмаркинг конкурентоспособности, направленный на измерение характеристик компании с характеристиками конкурентов, то есть определение конкурентных преимуществ.

4. Функциональный бенчмаркинг, оценивающий функциональные особенности нескольких предприятий в одном секторе.

5. Бенчмаркинг процесса, в котором сопоставляются бизнес-процессы и явления в нескольких предприятиях.

Анализ мирового рынка показывает, что до 90% компаний США и Европы используют бенчмаркинг в управлении. В некоторых странах даже существует государственная поддержка бенчмаркинга. В России же не так часто используется данный метод.

Одним из успешных примеров-компаний, применивших бенчмаркинг в России, является ведущая фармацевтическая компания АО «Нижфарм», входящая в состав международного концерна STADA Arzneimittel AG, одного из мировых лидеров среди производителей препаратов. Уже в течение 100 лет АО «Нижфарм» разрабатывает, производит и продает лекарственные средства. В продуктовом портфеле компании уже более ста наименований лекарств.[3]

В определении лучшего способа выкладки товара руководство обратилось к опыту ОАО «Вимм Биль Данн». Проведя исследование, АО «Нижфарм» поменяло подходы к мечендайзингу и решило, что наиболее эффективное место выкладки лекарств располагается справа от кассы. С принятием такого управленческого решения обороты компании значительно возросли.

Еще одним успехом компании стала политика продаж связанная со скидками, объемами закупок и отсрочкой платежа. Объектом анализа стал бизнес по продаже кофе в США и Канаде, где канадский бизнесмен внедрил новую систему ценовой политики. Конкуренты долгое время не соглашались с его методами, но через пару лет сами стали их использовать.

Что касается руководства АО «Нижфарм», то оно долгое время искало оптимальную систему продаж, которая бы снижала субъективизм в дистрибуции, так как для разных групп дистрибуции были разные условия продаж. Новая политика создала условия, при которых все дистрибьюторы имели равные права. АО «Нижфарм» было одной из первых организаций, которая грамотно выстроила дистрибуцию и сеть медпредставителей, исключила бартер с поставщиками. [4]

Анализирую практику применения бенчмаркинга, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, хотелось бы отметить, что простое копирование технологий управления компаний-лидеров неэффективно.

--А

Форум молодых ученых №2(30)

Каждой фирме, использующей бенчмаркинг, необходимо оценить существующие условия и адаптировать новые механизмы под свою систему управления. Так, АО «Нижфарм» не пускало в ход методы идентично объекту сравнения. Руководство анализировало, оценивало, планировало и преобразовывало полученную информацию под свои нужды.

Немаловажным фактором при использовании бенчмаркинга является и поиск эталонного предприятия. Организации необходимо качественно подойти к выбору критериев сравнения, которые действительно необходимы для изучения. Численная оценка характеристик не всегда точна и требует большого объема информации. Однако успешные компании не стремятся выкладывать свои эффективные методики управления на всеобщее обозрение. Решением такой проблемы может стать обращение к консалтинговой фирме, которая объективно и компетентно проведет анализ конкурирующей стороны.

Еще одним важным условием является обоснованность применения. Внедрение новых решений должны иметь сопоставительную цену между стоимостью и потенциальной выгодой. Если положительный эффект будет меньше вложенных затрат, то использовать бенчмаркинг не целесообразно.

Компании, для которых приоритетным является деловая репутация, могут открыто обмениваться информацией при проведении бенчмаркинга. Это повышает престижность, инвестиционную привлекательность, дает развитие организации и лоббирование интересов. Все та же компания АО «Нижфарм» бесплатно обменивается информацией с фирмой АО «Акрихин», что экономит ресурсы и время на сбор информации.

Технология бенчмаркинга применима не только в коммерческих организациях, но и в государственном и муниципальном управлении. В поиске актуальных способов снижения расходов бюджета и повышения качества предоставляемых услуг государственные служащие имеют возможность применить метод оценки и адаптации передового опыта управления успешных организаций. Действенным способом увеличения эффективности работы муниципальных служб могут стать региональные рейтинги качества деятельности. Независимая оценка способствует совершенствованию и саморазвитию, а открытость и прозрачность деятельности дает возможность обучения и обмена опытом государственных органов.

Таким образом, с помощью бенчмаркинга организация может определить позиции конкурентов и свою конкурентоспособность. Обладание такой информацией позволяет компании построить свою стратегию позиционирования. Она может учитывать опыт успешных фирм или пойти собственным путем. Бенчмаркинг формирует системное мышление при принятии управленческих решений, которые вынуждают учитывать внутреннюю систему компании и внешнюю среду, воздействующую на неё. Хотелось бы подчеркнуть, что бенчмаркинг является творческим процессом, а не копированием опыта других компаний. Творчество способно не просто

сто

А

добиться тех желаемых результатов, но и превзойти их, а ведь именно это является одним из критериев успешного существования организации на рынке сегодня.

Использованные источники:

1. Чернопятов А.М. Бенчмаркинг: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.

2. Шарафутдинова Н.С., Шафигуллина А.В. Бенчмаркинг. - Казань: ООО «Издательский дом», 2016.

3. Stada cis: Нижфарм — фармацевтическая компания. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.stada.ru

4. Как бывший совладелец «Нижфарма» повысил эффективность своих аптек в 20 раз и дважды заработал на одном и том же фармактиве // Деловой журнал Vademecum. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vademec.ru/article/za_vot_takie_dengi_da_a_deshevle_nikak/

УДК 316.4

Лымарь Е.В. студент магистратуры кафедры социальных технологий, Волгоградский государственный университет,

Россия, г. Волгоград.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы правовой компетенции социальных работников. Ее актуальность состоит в том, что они в силу своих профессиональных обязанностей в своей работе часто сталкиваются с необходимостью разрешения правовых вопросов. Умение социальных работников компетентно использовать нормативно-правовые акты для оказания социальной помощи населению в конкретных условиях является важнейшим признаком правовой компетентности. В работе дается оценка деятельности социальных работников на примере ГКУ СО «Ворошиловский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних», занимающихся профилактикой правонарушений среди подростковой молодежи, в контексте исследования проблематики правовой компетентности. Предлагаются рекомендации, которые могут повысить правовую компетентность специалистов по социальной работе, и соблюдение которых приведет к повышению эффективности в работе с подростками девиантного поведении.

Ключевые слова: правовая компетентность, подросток, девиантное поведение, безнадзорность, правовой акт, Волгоградская область, социальная работа, специалист по социальной работе.

л

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.